МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ВАНИНСКИЙ МЕЖОТРАСЛЕВОЙ КОЛЛЕДЖ
(ЦЕНТР ОПЕРЕЖАЮЩЕЙ ПОДГОТОВКИ)
КГБ ПОУ ВМК ЦОПП
фонд оценочных средств |
по учебной дисциплине/по междисциплинарному курсу |
ПМ 05 Методическое обеспечение образовательного процесса |
(код и наименование УД или МДК) |
профессиональной образовательной программы |
по профессии/специальности СПО: |
44.02.01. «Дошкольное образование» |
(код и наименование специальности) |
Ванино , 2020
Фонд оценочных средств по профессиональному модулю ПМ 05 Методическое обеспечение образовательного процесса разработан на основе ФГОС СПО по специальности/профессии среднего профессионального образования 44.02.01. «Дошкольное образование» по программе подготовки и рабочей программы учебной дисциплины.
Разработчики:
КГБ ПОУ ВМК ЦОПП преподаватель _Воронина И.А.
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
Внешний эксперт: _________________________ _____________________
(подпись) (инициалы, фамилия)
Одобрено на заседании цикловой комиссии _________________________
(дата, № протокола)
Председатель цикловой комиссии _____________________________
(подпись) (инициалы, фамилия)
СОДЕРЖАНИЕ
I Паспорт фонда оценочных средств
1 Область применения
2 Объекты оценивания – результаты освоения профессионального модуля
3 Формы контроля и оценки результатов освоения профессионального модуля
4 Оценка освоения теоретического курса профессионального модуля
I Паспорт фонда оценочных средств
1 Область применения
Комплект фондов оценочных средств (ФОС) предназначен для проверки результатов освоения профессионального модуля ПМ 05 Методическое обеспечение образовательного процесса профессиональной образовательной программы по профессии/специальности СПО 44.02.01. «Дошкольное образование»
Объем часов на аудиторную нагрузку по дисциплине 144 часов на самостоятельную работу 70 часов.
2 Объекты оценивания – результаты освоения УД/МДК
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
уметь: У1. анализировать примерные и вариативные программы дошкольного образования; У2. определять цели и задачи, содержание, формы, методы и средства при планировании дошкольного образования воспитанников; У3. осуществлять планирование с учетом особенностей возраста, группы, отдельных воспитанников; У4. определять педагогические проблемы методического характера и находить способы их решения; У5. сравнивать эффективность применяемых методов дошкольного образования, выбирать наиболее эффективные образовательные технологии с учетом образовательных организаций и особенностей возраста воспитанников; У6. адаптировать и применять имеющиеся методические разработки; У7. создавать в группе предметно-развивающую среду, соответствующую возрасту, целям и задачам дошкольного образования; У8. готовить и оформлять отчеты, рефераты, конспекты; У9. с помощью руководителя определять цели, задачи, планировать исследовательскую и проектную деятельность в области дошкольного образования; У10. использовать методы и методики педагогического исследования и проектирования, подобранные совместно с руководителем; У11. оформлять результаты исследовательской и проектной работы; У12. определять пути самосовершенствования педагогического мастерства; У13. оформлять дидактические ресурсы для организации образовательной деятельности. У 14. подбирать из литературы и самостоятельно разрабатывать методы для осуществления исследования; У 15. обобщать передовой педагогический опыт и организовывать собственную опытно-экспериментальную работу, делать необходимые выводы и обобщения знать: З1. теоретические основы методической работы воспитателя детей дошкольного возраста; З2. концептуальные основы и содержание примерных и вариативных программ дошкольного образования; З3. теоретические основы планирования педагогического процесса в дошкольном образовании; З4. методику планирования и разработки рабочей программы, требования к оформлению соответствующей документации; З5. особенности современных подходов и педагогических технологий дошкольного образования; З6. педагогические, гигиенические, специальные требования к созданию предметно-развивающей среды; З7. источники, способы обобщения, представления и распространения педагогического опыта; З8. логику подготовки и требования к устному выступлению, отчету, реферированию, конспектированию; З9. основы организации опытно-экспериментальной работы в сфере образования; З 10. основные требования к созданию дидактических ресурсов для организации образовательной деятельности. З 11. методы психолого-педагогического исследования; З 12. требования к опытно-экспериментальной работе, к оформлению результатов исследования. |
Комплект ФОС позволяет оценить следующие результаты освоения профессионального модуля в соответствии с ФГОС и рабочей программой дисциплины
ПК 5.1. Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников.
ПК 5.2. Создавать в группе предметно-развивающую среду.
ПК 5.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
ПК 5.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
ПК 5.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования.
ПК 5.6. Создавать дидактические ресурсы для достижения заданных образовательных результатов.
ПК 5.7. Оформлять теоретические и экспериментальные результаты исследовательской работы.
ПК 5.8. Выбирать и применять на практике методы исследовательской работы, адекватные задачам исследования.
3. Формы контроля и оценивания элементов профессионального модуля
Результатом освоения профессионального модуля является готовность обучающегося к выполнению вида профессиональной деятельности Методическое обеспечение образовательного процесса и составляющих его профессиональных компетенций, а также общие компетенции, формирующиеся в процессе освоения ППССЗ в целом.
Формой аттестации по профессиональному модулю является экзамен (квалификационный): защита курсовой работы.
Итогом экзамена является однозначное решение: «вид профессиональной деятельности освоен на «5»,освоен на «4»,освоен на «3»/не освоен».
Таблица 1.1
Элемент модуля | Форма контроля и оценивания |
Промежуточная аттестация | Текущий контроль |
МДК 05.01. Теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного возраста | Дифференцированный зачет | - устный опрос - самостоятельная работа - практическая работа |
ПМ (в целом) | Экзамен (квалификационный) |
3. Результаты освоения модуля, подлежащие проверке на экзамене (квалификационном)
3.1. В результате аттестации по профессиональному модулю осуществляется комплексная проверка следующих профессиональных и общих компетенций:
Таблица 2.1
Профессиональные и общие компетенции, которые возможно сгруппировать для проверки | Показатели оценки результата |
ПК 5.1 Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников. ОК 2.Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество ОК 3.Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК7. Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственность за качество образовательного процесса ОК11.Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм | - соблюдение требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, примерных программ и вариативных при разработке методических материалов (рабочих программ, календарно- тематических планов); - учет типа образовательной организации, особенностей группы и отдельных воспитанников при разработке рабочих программ дошкольного образования; - постановка цели, выбор методов и приёмов, направленных на формирование положительной мотивации воспитанников; - планирование организации и контроля деятельности воспитанников в соответствии с методическими требованиями; - определение целеполагания, планирования обучения и воспитания дошкольников в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольников образования; - владение теоретическими основами методической деятельности воспитателя; - использование современных подходов и педагогических технологий в области дошкольного образования; - применение на практике правовых норм, регулирующих профессиональную деятельность воспитателя. |
ПК 5.2. Создавать в группе предметно - развивающую среду ОК10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей | - соблюдение требований и принципов СанПиНа к созданию в группе предметно-развивающей среды; - применение правил и алгоритмов поведения по технике безопасности, охране жизни и здоровья детей. |
ПК 5.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования, на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес ОК5. Использовать информационно коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности ОК9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий | - применение алгоритма анализа и самоанализа педагогической деятельности; - систематизация, обобщение и представление педагогического опыта в соответствии с критериями; - применение современных технологий в образовательном процессе при прохождении практики; - участие в организации и проведении опытно-экспериментальной и научно- исследовательской работе |
ПК5.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений. | - выбор различных форм презентации педагогических разработок в виде отчетов, рефератов, выступлений. - точность соблюдения правил оформления разных видов отчётов в соответствии с требованиями ГОСТ; |
ПК5.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. ОК8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. | - применение методов и методик педагогического исследования и проектирования; - практическое использование технологий создания электронных учебно-методических комплексов; -оформление результатов проектной работы в виде курсовой работы/проекта; -наличие положительных отзывов от методиста и руководителя практики - применение на практике коммуникативных умений; - соблюдение принципов профессиональной этики и делового общения; - соблюдение правил конструктивного общения направленных на результат деятельности коллектива; |
К экзамену (квалификационному) по профессиональному модулю допускаются обучающиеся, успешно прошедшие промежуточную и/или текущую аттестацию по междисциплинарным курсам, производственной практике в рамках данного профессионального модуля.
4. Оценка освоения теоретического курса профессионального модуля
4.1. Общие положения
Основной целью оценки теоретического курса профессионального модуля является оценка знаний и умений.
Оценка теоретического курса профессионального модуля осуществляется с использованием следующих форм и методов контроля: электронное тестирование, выполнение практических работ, выполнение самостоятельных работ
4.2. Задания для оценки освоения МДК:
3.2.1. Типовые задания для оценки освоения МДК 05.01:
Текущий контроль
- задания для устного опроса
Перечислите компоненты научного аппарата психолого-педагогического исследования. Дайте содержательную характеристику каждого из них.
Раскройте сущность понятия «метод» в широком и узком смысле этого слова. Дайте определение понятию «научный метод».
Приведите классификацию методов психологии и педагогики по степени их общности.
Какие группы методов психолого-педагогического исследования вы знаете?
Перечислите общенаучные логические методы и приемы познания, раскройте сущность каждого.
Из чего следует исходить, определяя тему, объект, предмет, цель, задачи и гипотезу исследования? Какая связь между названными компонентами научного аппарата исследования?
Что следует понимать под систематизацией результатов исследования?
Какие этапы предусматривает процесс внедрения результатов исследования в педагогическую практику?
Перечислите требования к содержанию логике и методике изложения исследовательского материала в научной работе.
Критерии оценки устного ответа
| 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
Теоретичес-кое обоснование вопроса | Знание теоретического материала с учетом междисциплинарных связей | Полный ответ на вопрос, неполное раскрытие междисциплинарных связей | Неполный ответ на вопрос, неполное раскрытие междисциплинарных связей | Неполный ответ, требующий наводящих вопросов педагога | Неправильный ответ на вопрос | Отсутствие теоретического обоснования вопроса |
Теоретические знания подтверждены примерами из практики, своего опыта, художественных произведений | Теоретические знания подтверждены примерами из художественных произведений, которые студент сам исправляет по замечанию экзаменатора | Теоретический материал изложен с ошибками либо вообще фрагментарно. Однако, при ответе на дополнительные вопросы, касающиеся основных понятий, демонстрируется полное воспроизведение требуемого программного материала с несущественными ошибками | Практические примеры подтверждающие теоретический материал приведены с помощью наводящих вопросов экзаменатора | Практические примеры подтверждающие теоретический материал приведены по аналогии с примером данным экзаменатором | Практические примеры подтверждающие теоретический материал не приведены |
Даны определения понятий, терминов | Допущены недочеты в определении понятий, исправленные студентом самостоятельно в процессе ответа. | Допущены 2-3 неточности или незначительные ошибки, исправленные студентом с помощью преподавателя. | Допущены существенные ошибки в раскрытии понятий, употреблении терминов, исправленные студентом с помощью преподавателя. | Допущены ошибки в формулировке и раскрытии понятий, употреблении терминов, не исправленные студентом при помощи преподавателя. | Понятия и термины не используются и не воспроизводятся по требованию экзаменатора |
Требования к речи | Ответ изложен литературным языком | Ответ изложен с небольшими речевыми ошибками | Ответ изложен с ошибками, в том числе в ключевых терминах и понятиях. | Речевое оформление требует поправок, коррекции. | Речь неграмотная | Речь неграмотная, бессвязная, косноязычная |
Требования к логике ответа | В ответе прослеживается четкая структура, логическая последовательность, отражающая сущность раскрываемых понятий, теорий, явлений | Ответ четко структурирован, логичен | Логика и последовательность изложения имеют нарушения логическое обоснование теоретических вопросов с дополнительными комментариями педагога | Логика и последовательность изложения выстраивается с помощью наводящих вопросов | Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа | Отсутствие логики и последовательности изложения. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа |
Сделаны аргументированные выводы | Допущены незначительные ошибки в выводах | Допущены ошибки в выводах, не противоречащие ответу | Выводы противоречат доказательной база ответа | В ответе отсутствуют выводы | Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. |
Практическое решение ситуации | Комплексная оценка предложенной ситуации; | Комплексная оценка предложенной ситуации, незначительные затруднения при ответе | Неполная оценка ситуации, требующая дополнений и уточнений | Определение ситуации только с помощью наводящих вопросов педагога | Затруднения с комплексной оценкой предложенной ситуации | Неверная оценка ситуации |
Обоснованный выбор тактики действий | Выбор тактики действий приносящей положительный результат при решении ситуации | Выбор тактики действий, требующий привлечения дополнительных ресурсов | Выбор тактики действий в соответствии с ситуацией, возможен при наводящих вопросах педагога | Неправильно выбранная тактика действий, приводящая к ухудшению ситуации | Нет вариантов |
Последовательное перечисление действий с аргументацией каждого этапа | Последовательное перечисление действий, затруднение в аргументации этапов | Неполное перечисление, затруднение в аргументации | Нарушение последовательности действий, затруднения в аргументации | Неправильная последовательности действий, аргуметация | Неправильная последовательность действий, отсутствие аргументации |
Решения характеризуются краткостью, обоснованностью, рациональностью, либо приведены нестандартные подходы к решению задач | Демонстрируется обоснования выбранного способа решения фактами из теории. | Правильное (но не всегда рациональное) решение ситуации с использованием теоретических знаний в новой ситуации. | Допускается более чем одна ошибка или два-три недочёта в выборе метода решения, что приводит в к неверному конечному результату | Решение заданий неправильно, с грубыми ошибками исправленными с помощью педагога | Задание не решено |
5. Виды работ практики и проверяемые результаты обучения по профессиональному модулю
5.2.1. Учебная практика -нет
5.2.2. Производственная практика:
П.П.05.01.Практика по методическому обеспечению образовательного процесса
Таблица 4.2
Виды работ | Коды проверяемых результатов |
| ПО | У | ОК | ПК |
Руководство методической работой в ДОО. Планирование методической работы. | 3 | 2 | 1,11 | 5.3 |
Изучение оснащенности методического кабинета и оказание помощи в его пополнении (изготовление стендов, выставок и тд.) | 2,3 | 2,3 | 1,4 | 5.1, 5.3 |
Наблюдение отдельных форм методической помощи, оказываемой методистом воспитателям ДОО (семинары, консультации, методические объединения и тд.) | 1, 3 | 2,4 | 1-11 | 5.3 |
Анализ предметно-развивающей среды группы. Соответствие обстановки группы принципам построения предметно-развивающей среды по используемой программе ДОО. Зонирование. | 3 | 2,4,5 | 1,4,6 | 5.2 5.3 |
Планирование исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования | 3.6 | 9, 10 | 1-11 | 5.1 5.3 |
Определение путей самосовершенствования педагогического мастерства. | 1,3,6 | 1,2,3,5 | 1-11 | 5.1, 5,3 |
Критерии оценки
П.П.05.01.Практика по методическому обеспечению образовательного процесса
«5» | Выполнение всех заданий по плану практики. Соблюдение требований к оформлению дневника и к его защите. Доказательность освоения ОК и ПК по данным видам практик. | отлично |
«4» | Выполнение всех заданий по плану практики. Соблюдение требований к оформлению дневника и к его защите. Недостаточно обосновано освоение ОК и ПК по данным видам практик. | хорошо |
«3» | Выполнение всех заданий по плану практики. Частичное соблюдение требований к оформлению дневника и к его защите. Недостаточно обосновано освоение ОК и ПК по данным видам практик. | удовлетворительно |
«2» | Не выполнение заданий по плану практики. Не соблюдение требований к оформлению дневника и к его защите. | неудовлетворительно |
4.3. Форма аттестационного листа
ШАБЛОН СФОРМИРОВАННОСТИ ПК, ОК
АТТЕСТАЦИОННЫЙ ЛИСТ ПО (УЧЕБНОЙ) ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ __________________________________________________ФИО обучающий(ая)ся на ___ курсе, в группе_______ по специальности СПО ________________________________________________________________ прошел(ла) производственную практику ___________________________________________________________________________ по профессиональному модулю _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ −−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−− в объеме _______ часов с « ___ » ___________201_ г. по «___» ______________ 201_ г. место практики |
Виды и качество выполнения работ |
Общие и профессиональные компетенции; практический опыт | Основные показатели оценки результата | Отметка о сформированности компетенций, практического опыта Сформированы /не сформированы |
| | |
| | |
| | |
| | |
Дата «___»_______ 20___
Подпись преподавателя практики ________/ФИО_____________________
6. Структура контрольно-оценочных материалов для экзамена (квалификационного)
Итогом экзамена является однозначное решение: «вид профессиональной деятельности освоен на «5»,освоен на «4»,освоен на «3»/не освоен».
При принятии решения об итоговой оценке по профессиональному модулю учитывается роль оцениваемых показателей для выполнения вида профессиональной деятельности, освоение которого проверяется. При отрицательном заключении хотя бы по одному показателю оценки результата освоения профессиональных компетенций принимается решение «вид профессиональной деятельности не освоен». При наличии противоречивых оценок по одному и тому же показателю при выполнении разных видов работ, решение принимается в пользу обучающегося.
I. ПАСПОРТ
Контрольно-оценочные материалы предназначены для контроля и оценки результатов освоения профессионального модуля Методическое обеспечение образовательного процесса по специальности СПО 44.02.01 Дошкольное образование
Группы проверяемых профессиональных и общих компетенций:
Таблица 5.1
№ 1 |
ПК 5.1-5.5 ОК 2,3,4,6.9 |
№ 2 |
ПК 5.3-5.5 ОК 2, 5, 6, 8, 9,11 |
№ 3 |
ПК5.3-5.5 ОК 1,2,4, 5, 6,7, 8, 9,10,11 |
II. ЗАДАНИЕ ДЛЯ ЭКЗАМЕНУЮЩЕГОСЯ
Экзамен проводится в форме собеседования.
Вопросы к квалификационному экзамену
по ПМ 05. Методическое обеспечение образовательного процесса
специальность 44.02.01 Дошкольное образование
Составьте календарный план воспитательно-образовательной работы в старшей группе на один день, используя программу «От рождения до школы» Основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – М.: Академия, 2016.
- объясните схему написания плана;
- как представлена в плане интеграция образовательных областей?
- какие принципы планирования целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении реализованы?
На основе предложенных планов установите отличительные признаки перспективного, календарного и календарно-перспективного планов воспитательно - образовательной работы с детьми дошкольного возраста.
-Дайте оценку форме и содержанию планирования.
- Предложите варианты написания перспективного плана по развитию речи детей.
3. Составьте перспективный план речевого развития детей старшей группы на квартал.
- Какие принципы планирования работы по развитию речи учитывались при его составлении?
-Объясните выбор формы написания перспективного плана.
4. Разработайте программу методического объединения в ДОО по проблеме «Развитие связной диалогической речи детей старшего дошкольного возраста.
- Сформулируйте цели и задачи методического объединения по указанной проблеме;
- Представьте алгоритм подготовки и проведения методического объединения.
5.Проанализируйте план методического объединения воспитателей ДОО по предложенной теме.
- Какие направления методической деятельности он охватывает?
- Какие формы методической деятельности представлены в ходе его реализации?
- Дайте оценку его структуры и содержания.
6. Составьте календарный план воспитательно-образовательной работы во второй младшей группе на один день,используя программу «От рождения до школы» Основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – М.: Академия, 2016.
- объясните схему написания плана;
- как реализован тематический подход к планированию воспитательно-образовательной работы в младшем дошкольном возрасте.
7. Разработайте алгоритм действий для организации групп кратковременного пребывания детей в ДОО (по подготовке детей к школе):
- объясните актуальность выбора вида группы.
- предложите вариант режима дня.
8. Разработайте режим дня для группы выходного дня.
- Обоснуйте необходимость открытия группы кратковременного пребывания детей в ДОО.
- Сформулируйте цели организации групп выходного дня в детском саду.
9. Разработайте конспект образовательной деятельности с учётом интеграции образовательных областей.
- Определите цель и задачи.
- Обозначьте интеграцию образовательных областей.
- Дайте обоснование использованных методов и приемов.
- Укажите, в чём заключается подготовка воспитателя к проведению данного занятия.
10.Сформулируйте темы по самообразованию для воспитателей / не менее 4/. - Обоснуйте их актуальность на современном этапе введения ФГОС ДО.
- Определите структуру плана по самообразованию.
- Предложите варианты отчётности по выполнению плана.
11. Дайте характеристику предложенного плана по самообразованию педагогических работников дошкольного учреждения.
- оцените актуальность выбранной темы на этапе введения ФГОС ДО;
- выделите структурные компоненты плана;
- предложите рекомендации по организации работы.
12. Дайте характеристику материалам по обобщению ППО.
- Определите основные формы и методы выявления и изучения передового педагогического опыта.
- Вычлените структуру материалов по обобщению ППО.
13.Дайте характеристику эскизам моделирования предметно-пространственной среды ДОО:
- определите принципы построения;
- учёт основных положений и особенностей возраста;
- эстетическое оформление.
14. Подготовьте выступление на педсовете по теме: «Принципы создания предметно-развивающей среды в ДОО»
- предложите вариант плана педсовета;
- предложите нетрадиционную модель проведения педсовета;
- обоснуйте выбор формы преподнесения материала;
15. На примере предложенного проекта раскройте этапы разработки и реализации:
- дайте оценку структуре и содержанию паспорта проекта;
- определите, как цели и задачи проекта реализованы в его содержании;
- оцените взаимодействие воспитателей, детей и родителей на каждом этапе подготовки и реализации проекта.
16. Составьте паспорт краткосрочного творческо-информационного проекта в старшей группе ДОО (тема по выбору студента):
- определите актуальность выбранной темы;
- сформулируйте цели и задачи проекта;
- назовите ожидаемые результаты реализации проекта.
17. Подготовьте консультацию для воспитателей по теме: «Требования к разработке авторских рабочих программ, к их оформлению и содержанию».
- Составьте план консультации.
- Выделите основные разделы рабочей программы в соответствии с ФГОС ДО.
- Укажите структуру программы.
18. Изучите структуру годового плана дошкольного образовательного учреждения.
- Ознакомьтесь с его содержанием.
- Определите соответствует ли содержание плана поставленным задачам. Докажите.
- Проведите анализ плана, обосновав соответствие содержания поставленным задачам.
19. Разработайте проект развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с темой недели (по выбору студента)
- Определите возраст детей, для проекта предметно-развивающей среды.
- Сформулируйте тему недели.
- В соответствии с поставленной темой укажите оборудование и материалы для оформления развивающей среды.
- Разработайте и продемонстрируйте ваш проект.
20. Разработайте план организация исследовательской проектной деятельности старших дошкольников (тема на выбор студента).
- Определите тему исследовательской проектной деятельности.
- Разработайте алгоритм организации исследовательской проектной деятельности старших дошкольников.
- Продемонстрируйте составленный алгоритм организации исследовательской проектной деятельности.
21. Разработайте фрагмент плана воспитательно-образовательной работы воспитателя с детьми на утро.
- Определите возраст детей и тему недели.
- Перечислите образовательные области для работы в группе.
- В соответствии с темой недели назовите формы работы в группе.
- Проведите анализ вашего плана, обосновав выбор темы, форм работы с учётом возраста детей.
Критерии проверки и оценивания выполнения заданий
с развернутым ответом
по ПМ.05. Методическое обеспечение образовательного процесса
(максимум 100 баллов)
Баллы | Критерии |
100 - 90 | Экзаменуемый полностью и правильно выполнил практическое задание, грамотно применил соответствующие практические умения и теоретические знания, подробно раскрыл алгоритм действий, свободно владеет педагогической терминологией. Анализ практического материала полный, логичный. |
89- 80 | Экзаменуемый выполнил задание, но допустил незначительные ошибки при объяснении своих действий, владеет педагогической терминологией. Демонстрирует умение работать с предложенной литературой. |
79 -60 | Экзаменуемый в основном справился с заданием, но не смог объяснить и обосновать свои действия. |
менее 60 | Экзаменуемый не смог выполнить задание даже при помощи экзаменатора |
При оценивании ответа экзаменуемого на вопросы билета необходимо учитывать следующие критерии:
100- 90 б – отлично
89 - 80 б – хорошо
79 - 60 б – удовлетворительно
менее 60 б - неудовлетворительно
Качественная оценка уровня подготовки
Процент результативности (правильных ответов) | Качественная оценка уровня подготовки | Уровень подготовки |
балл (отметка) | вербальный аналог |
90 -100 | 5 | отлично | высокий |
80-89 | 4 | хорошо | средний |
60-79 | 3 | удовлетворительно | средний |
менее 60 | 2 | не удовлетворительно | низкий |
III. ПАКЕТ ЭКЗАМЕНАТОРА
IIIа. УСЛОВИЯ
Количество вариантов задания для экзаменующегося – __1______
Литература для обучающегося:
Бережнова, Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов [Текст]: учебник для студ. средн. учеб. заведений / Е.В. Бережнова. – М.: Академия, 2017. – 128 с.
Волынкин, В.И. Педагогика в схемах и таблицах [Текст]: учебное пособие / В.И. Волынкин. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2018. – 282с.
Гуслова, М.Н. Инновационные педагогические технологии [Текст]: учебное пособие / М.Н. Гуслова. – М.: Академия, 2018. – 238 с.
Краснова, Г.А. Технологии создания электронных обучающих средств [Текст] / Г.А. Краснова, А.В. Соловов, М.И. Беляев. - М.: МГИУ, 2018. - 304с.
Кузина, В.М. Методика преподавания дисциплины «Основы учебно-исследовательской деятельности» [Текст] / В. М. Кузина. – Новокузнецк: КузГПА, 2017. – 107с.
Кузина, В.М. Технология научного и учебного исследования [Текст]: учеб. пособие / В.М. Кузина. – Кемерово: Кемеровский педагогический колледж, 2017. – 109 с.
Пастухова, И.П. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов [Текст]: учебное пособие/ И.П. Пастухова, Н.В. Тарасова. – М.: Академия, 2017. – 248 с.
Педагогика [Текст]: учебник / Л.П. Крившенко. – М.: Проспект, 2019. –432с.
Подласый, И.П. Педагогика начальной школы [Текст]. – М.: ВЛАДОС, 2018. – 463 с.
Сластёнин, В.А. Педагогика [Текст]: учебное пособие / В.А.Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н.Шиянов. – М.: Академия, 2018. – 576с.
Якушева, С.Д. Основы педагогического мастерства [Текст]: учебное пособие / С.Д. Якушева. – М.: Академия, 2018. – 189 с.
Нормативно – правовые документы:
Базисный учебный (образовательный) план образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих основную образовательную программу начального общего образования. Москва, 2009.
ГОСТ 7.032-2001 «Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления».
ГОСТ 7.01-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления».
ГОСТ 7.05-2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования к правилам составления»
Должностные инструкции учителя начальных классов, заместителя директора по УВР, психолога, педагога дополнительного образования.
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 03 марта 2011 года регистрационный №19993).
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 года №761н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 06 октября 2010 года регистрационный №18638).
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2010 года №2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 02 февраля 2011 года регистрационный №19676).
Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 N 196.
IIIб. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
- формулировка целей и задач работы;
- раскрытие (определение) рассматриваемого понятия (определения, проблемы, термина);
- четкость структуры работы;
- самостоятельность, логичность изложения;
- наличие выводов, сделанных самостоятельно;
- качество выступления студента на защите КР по содержанию , точность ответа на поставленный вопрос при защите
- Качество оформления КР
- Отзыв руководителя
IIIв. ПОДГОТОВЛЕННЫЙ ПРОДУКТ/ОСУЩЕСТВЛЕННЫЙ ПРОЦЕСС:
Таблица 5.2
Освоенные компетенции | Показатели оценки результата | Оценка (выполнил/ не выполнил) |
ПК5. 1 Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста,группы и отдельных воспитанников. | - представлен литературный обзор по теме; - присутствие в работе анализа и обработки учебно-методического материала | |
ПК5. 3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы,самоанализа и анализа деятельности других педагогов. | - достаточное информационное обеспечение темы (разнообразие и современность представленных видов источников) | |
ПК5. 4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений. | - соблюдение технического оформления работы - соблюдение норм литературного языка, грамотное использование профессиональной терминологии, аргументированное высказывание собственной точки зрения | |
ПК5. 5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования | - грамотно разработанный методологический аппарат работы - выдержанность структуры работы - грамотно разработанный и оформленный эксперимент работы - адекватность представления продукта проектной деятельности, заявленной теме и цели | |
ОК 1.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес | - сформирована собственная позиция по основной проблеме исследования | |
ОК 2.Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество | - сформулирована цель и этапы ее достижения при выполнении курсовой работы/проекта | |
ОК 3.Оценивать риски, и принимать решения в нестандартных ситуациях | - умение слушать и анализировать оппонентов - аргументированность собственной точки зрения, убедительность примеров | |
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | - наличие литературного обзора по выбранной теме; - информационная обеспеченность темы | |
ОК 5.Использовать информационно- коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности | - использование ИКТ при выполнении и защите работы; - грамотное представление электронного продукта учебного назначения - обоснованное использование Интернет-ресурсов в ходе написания курсовой работы/проекта | |
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами | - представление групповых проектов; - характеристика данного ОК в отзыве руководителя работы; - наличие запроса работодателя на работу/проект | |
ОК 7.Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса | - правильно организованное проведение педагогического эксперимента в ходе курсовой работы | |
ОК 8.Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации | - характер заключения работы соответствует заявленным цели и задачам, прослеживается перспектива работы по заявленной теме; | |
ОК 9.Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий | - умение определять теоретическую и практическую значимость своего исследования -умение выстраивать свою индивидуальную образовательную траекторию | |
ОК10.Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей | - характер проведения мероприятий в ходе эксперимента соответствует существующим нормативам, обеспечивающим профилактику травматизма, охрану жизни и здоровья детей (СанПин и др.) | |
ОК11.Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм | -соблюдение норм процедуры промежуточной аттестации | |
ПК5.2. Создавать в группе проедметно-развивающую среду | - исполнительская дисциплина обучающегося | |
ОЦЕНОЧНАЯ ВЕДОМОСТЬ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ МОДУЛЮ
_________________ _______________________________________________
код и наименование профессионального модуля
ФИО ____________________________________________________________
обучающийся на _______ курсе по профессии НПО / специальности СПО _________________________________________________________________
код и наименование
освоил(а) программу профессионального модуля _________________________________________________________________
наименование профессионального модуля
в объеме ______ час. с «__»._____.20__ г. по «___»._______.20__ г.
Результаты промежуточной аттестации по элементам профессионального модуля (если предусмотрено учебным планом).
Элементы модуля (код и наименование МДК, код практик) | Формы промежуточной аттестации | Оценка |
ПМ (в целом) | Экзамен (квалификационный) | |
Результаты выполнения и защиты курсового проекта (работы) (только для СПО, если предусмотрено учебным планом).
Тема «________________________________________________________»
Оценка _______________________.
Итоги экзамена (квалификационного) по профессиональному модулю
Коды проверяемых компетенций | Наименование общих и профессиональных компетенций | Оценка (да / нет) | Если нет, то что должен обучающийся сделать дополнительно (с указанием срока) |
ПК5. 1. | Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста,группы и отдельных воспитанников. | | |
ПК5. 3. | Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов. | | |
ПК5. 4. | Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений. | | |
ПК5. 5. | Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования. | | |
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | | |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество | | |
ОК 3. | Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях | | |
ОК 4. | Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития | | |
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности | | |
ОК 6. | Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами | | |
ОК 7. | Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса | | |
ОК 8. | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации | | |
ОК 9. | Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий | | |
ОК 10. | Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей | | |
ОК 11. | Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм | | |
ПК 5.2. | Создавать в группе предметно-развивающую среду | | |
Результат оценки: вид профессиональной деятельности _____________________
Дата ___.___.20___ Подписи членов экзаменационной комиссии
Экзаменационная ведомость
Профессиональный модуль «Методическое обеспечение образовательного процесса»
”____” курса”_________” группы
Специальность __________________________________________
№ п/п | Ф.И.О. обучающегося | Итог экзамена (квалификационного) |
1. | | |
2. | | |
3. | | |
4. | | |
5. | | |
6. | | |
7. | | |
8. | | |
9. | | |
10. | | |
11. | | |
12. | | |
13. | | |
14. | | |
15. | | |
16. | | |
17. | | |
18. | | |
19. | | |
20. | | |
21. | | |
22. | | |
23. | | |
24. | | |
25 | | |
Время проведения: “_______”__________________________20____г.
Всего часов на проведение ________________час.____________мин.
Подписи экзаменаторов: __________ ( _________________________ )
__________ ( _________________________ )
__________ ( _________________________ )