СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 20.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Фосфор и его соединения.

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Фосфор и его соединения.»

Раздел долгосрочного плана:

Элементы 1(I),2(II) и 13(III) групп и их соединений.

Школа: КГУ « СОШ № 15»

Дата:

ФИО учителя: Камалтдинова С.А.

Класс: 9

Участвовали:

Отсутствовали:

Тема урока

Фосфор и его соединения.



Учебные цели для достижения на этом уроке

9.2.1.22 сравнивать аллотропные модификации фосфора.

9.4.2.2 называть месторождения соединений фосфора в Казахстане.

9.2.1.23 объяснять общие химические свойства фосфора и его соединений.

Цель урока

Все учащиеся:

сравнивают аллотропные модификации фосфора на основе общехимических свойств фосфора и его соединений, называя месторождения фосфора в Казахстане.

Большинство учащихся:

подтверждают конкретными примерами общехимические свойства фосфора и его соединений

Некоторые учащиеся:

обосновывают применение аллотропных модификаций фосфора


Критерий оценки

сравнивают аллотропные модификации фосфора,

называют месторождения фосфора в Казахстане

подтверждают конкретными примерами общехимические свойства фосфора и его соединений.

обосновывают применение аллотропных модификаций фосфора.


Языковые цели


Предметная лексика и терминология:

аллотропные модификации, фосфин, белый, красный, черный фосфор, фосфид, кристаллическая структура, кристаллическая решетка, оксид фосфора, ортофосфат, фосфат

Серия полезных фраз для диалога/ письма

свойства фосфора зависят от….

фосфор является элементом жизни….

одно аллотропное видоизмение превращается в другое…..

Привитие ценностей




Ценности, основанные на национальной идее патриотического акта «Мәңгілік Ел»: уважение, сотрудничество, открытость, коллаборативность


Межпредметная связь

Биология, география

Предшествующие знания по теме


Металлы и неметаллы. (8.3.А)





Ход урока

Запланированные этапы урока

Виды запланированных упражнений на уроке

Ресурсы

Начало урокам

10 минут


1)Приветствие

2)Учитель формирует в классе позитивный настрой

Психологический настрой учащихся по стратегии «Круг радости» Участники становятся в круг «Повернитесь к соседу и пожелайте ему всего хорошего на сегодняшний день и пожмите руку».

Актуализация знаний по предыдущей теме «Азот и его соединения»

Учитель организует индивидуальную работу

Найти соответствие между формулой и названием вещества.(И)

формула

название

1.NH3

А Аммиачная вода

2. НNО3

B хлорид аммония

3.NаNО3

C Аммиак

4.NН4 Сl

D азотная кислота

5.NН4 ОН

E селитра

6.N2O5


Формативное оценивание: Самооценивание по ключам ответов с внесением улучшения в работу.

Делятся на случайные группы по карточкам с одной стороны цвета, а с другой стороны картинки красный, белый, черный, фосфор.

Подведение к теме и цели урока.

Учитель проводит совместное целепологание по стратегии «Необъявленная тема»

Прочитав стихотворение, называют и обосновывают тему урока.

То я камень философский,

То огонь холодный я,

То цвет белый, красный, чёрный

Представляю я.

Я в Казахстане появился,

Светоносен объявился.

Этот элемент V – группы, главной подгруппы Периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева. О каком элементе идёт речь?

Учитель уточняет тему и цель урока

Формативное оценивание: Устная похвала учителя



Презентация





















Карточки

































картинки

Середина урока

20мин

Учитель организует работу учащихся через стратегию «Концептуальная таблица»

Задания для групп:(Гр)

1.Изучая материал учебника, заполнить таблицу аллотропных модификации фосфора, сравнивая состав молекулы, физические и химические свойства.

Правило работы в группе

1.Изучаю материал, заполнить таблицу.

2.От группы одна таблица.

3.Время 10 минут.

Учитель подталкивает учащихся к свободному изложению своих мыслей

Формативное оценивание: Взаимооценивание групп согласно совместно разработанным критериям, по стратегии «Похвальный бутерброд»

Учитель оценивает работу учащихся

2. Учитель повышает внутреннюю мотивацию учащихся на выполнение заданий

Задание группам на подтверждения общехимических свойств фосфора и его соединений (приложение 2)

Формативное оценивание: Оценивание по дескрипторам, стратегиия «ответ по цепочке»

Физминутка

Учебник

Маркеры, стикеры

Листы оценивания

Приложения 1



























Листы формативного задания







Приложение 2



Конец урока

10 минут


Итог урока.

Учитель предлагает учащимся выполнить задание PIZA на выбор

Учащиеся выполняют задание PIZA

( П)(приложение 3)

Ваимооценивания в парах по ключам, стратегия «Две звезды и одно пожелание»

Рефлексия урока по стратегии

«Пять пальцев».

Учащиеся осуществляют рефлексию своих действий по уроку

Домашнее задание.

Учитель дает пояснения к домашнему заданию.

А) Изучить свойства аллотропных модификаций фосфора и его соединений.

В) Осуществить схему превращения

P-P2O5-H3PO4-Ca3(PO4)2

C) Составьте кроссворд по данной теме.



Приложение 3









Дифференциация – каким способом вы хотите больше оказывать поддержку? Какие задания вы даете ученикам более способным по сравнению с другими?

Оценивание – как Вы планируете проверять уровень освоения материала учащимися?

Охрана здоровья и соблюдение техники безопасности



На уроке предусмотрено дифференцированное задание в групповой, парной и индивидуальной работе. Более способные учащиеся смогут проявить свои лидерские качества.

Все учащиеся:

сравнивают аллотропные модификации фосфора на основе общехимических свойств фосфора и его соединений, называя месторождения фосфора в Казахстане.

Большинство учащихся:

подтверждают конкретными примерами общехимические свойства фосфора и его соединений

Некоторые учащиеся:

обосновывают применение аллотропных модификаций фосфора

Дифференцированное домашнее задание по уровням А,В,С



Формативное оценивание

Взаимооценивание

Стратегия «Две звезды и одно пожелание»

Стратегия «Похвальный бутерброд»

Стратегия «ответ по цепочке»

Стратегии «Пять пальцев».

Физминутка

Смена видов деятельности

Пункты Правил техники безопасности,



Рефлексия по уроку

Была ли реальной и доступной цель урока или учебные цели?

Все ли учащиеся достигли цели обучения? Если ученики еще не достигли цели, как вы думаете, почему? Правильно проводилась дифференциация на уроке?

Эффективно ли использовали вы время во время этапов урока? Были ли отклонения от плана урока, и почему?


Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки.


Итоговая оценка

Какие две вещи прошли действительно хорошо (принимайте в расчет, как преподавание, так и

учение)?

1:

2:

Какие две вещи могли бы улучшить Ваш урок (принимайте в расчет, как преподавание, так и учение)?

1:

2:

Что нового я узнал из этого урока о своем классе или об отдельных учениках, что я мог бы

использовать при планировании следующего урока?









Приложение 1

Концептуальная таблица

Правило работы в группе

1.Изучаю материал, заполнить таблицу

2.От группы одна таблица

3.Время 10 минут



Признаки

Красный фосфор

сходство

Белый фосфор

Строение




Кристаллическая решетка




Физические свойства




Химические свойства




Кислотные оксиды




Месторождения фосфора в Казахстане







Дискрипторы:

1.Перечисляют признаки красного фосфора.

2. Перечесляют признаки белого фосфора.

3.Находят сходства


















Приложение 2



Раздел

Тема


Элементы 1(I),2(II) и 13(III) групп и их соединений.

Фосфор и его соединения.

Цель обучения

9.2.1.23 объяснять общие химические свойства фосфора и его соединений.

Уровень навыков мышления

Знание и понимание

Критерии оценивания

1.Определяют продукты реакции.

2.подтверждают конкретными примерами общехимические свойства фосфора и его соединений.


Задание

Соотнесите исходные вещества и продукты реакции

Исходные вещества

Продукты реакции

P+O2

Н2РО4

Ca +P

KCl+P2O3

P+ KClO3

Ca3P2

P2O5+H2O

P2O5


P2O3


HPO2




Критерий оценивания

Дескриптор

1.Определяет продукты реакции.

2.подтверждают конкретными примерами общехимические свойства фосфора и его соединений.


Соотносит исходные вещества и продукты реакции.

Правильно расставляет коэффициенты





Раздел

Тема


Элементы 1(I),2(II) и 13(III) групп и их соединений.

Фосфор и его соединения.

Цель обучения

9.2.1.22 сравнивать аллотропные модификации фосфора.

Уровень навыков мышления

Знание и понимание

Критерии оценивания

обосновывают применение аллотропных модификаций фосфора на основе свойств


Задание

Заполните таблицу, ответив на вопросы «правда» или «ложь»


Вопросы

правда

ложь

  1. В качестве фосфорного удобрения используется CaHPO4 , так как хорошо раствроим в воде




2 Р красный, применяется для осушения газов и жидкостей,так как он гигроскопичен



3.Основная область применение белого фосфора производство спичек, так как он ядовит



4.Чёрный фосфор может эффективно использоваться для экспериментов в области оптики и фотоники, так как проводит электрический ток















Критерий оценивания

Дескриптор

Обосновывают применений аллотропных модификаций фосфора на основе свойств

Правильно определяет первое утверждение

Правильно определяет второе утвердение

Правильно определяет третье утверждение

Правильно определяет четвертое утверждение

Приложение 3



ФОСФОР И ЕГО СОЕДИНЕНИЯ

Фосфор образует несколько аллотропных модификаций:

Белый фосфор - воскообразное вещество, бесцветное с желтоватым оттенком, имеет чесночный запах. Нерастворим в воде, хорошо растворяется в сероуглероде. На воздухе легко окисляется. Температура воспламенения 40С, измельченный фосфор воспламеняется при обычной температуре. Белый фосфор очень ядовит. Особым свойством его является способность в темноте светиться, вследствие его окисления.

Красный фосфор представляет собой темно-малиновый порошок, без запаха. Не растворяется ни в воде, ни в сероуглероде. На воздухе окисляется медленно и самовоспламеняется при температуре 260 С. Не ядовит и не светится в темноте. 

Черный фосфор похож на графит, нерастворим в воде, обладает полупроводниковыми свойствами.


Вопрос 1: ФОСФОР И ЕГО СОЕДИНЕНИЯ

Почему белый фосфор следует хранить под водой?

А. В темноте светится.

В. Не растворяется в воде.

С. Воспламеняется при обычной температуре.

D. Имеет чесночный запах.


Компетентность: объяснение явления с научной точки зрения

Контекст: личный

Область: угрозы

Уровень:2

Вопрос 2. ФОСФОР И ЕГО СОЕДИНЕНИЯ

Смесь белого и красного фосфора обработали большим количеством растворителя – сероуглеродом. Часть смеси не растворилась.

Что представляет собой нерастворимый осадок?

А. Часть смеси белого и красного фосфора.

В. Осадок – нерастворимое вещество, образовавшееся при растворении фосфора в сероуглероде.

С. Белый фосфор.

D. Красный фосфор.

Компетентность: объяснение явления с научной точки зрения

Контекст: личный

Область: угрозы

Уровень:2

Вопрос 3. ФОСФОР И ЕГО СОЕДИНЕНИЯ

Фосфор применяется в пиротехнике, производстве спичек.


Первые фосфорные спички были созданы в 1827 г. Такие спички загорались при трении о любую поверхность, что нередко приводило к пожарам. Так в 1867 г. от ожогов скончалась итальянская эрцгерцогиня Матильда, которая случайно наступила на спичку, – ее платье было мгновенно охвачено пламенем. Описаны случаи отравления фосфорными спичками как из-за неосторожного обращения, так и с целью самоубийства: для этого достаточно было съесть несколько спичечных головок. Вот почему на смену таким спичкам пришли безопасные, которые верно служат нам и сегодня.

Объясните, почему первые фосфорные спички были столь опасны, а современные нет. Укажите одну из причин.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Компетентность: анализировать и проектировать научное исследование

Контекст: личный

Область: угрозы, границы науки и техники

Уровень: 3



Вопрос 4. ФОСФОР И ЕГО СОЕДИНЕНИЯ

  Некоторые люди рассказывают о «блуждающих огнях» - бледно-голубоватых огоньках, появляющихся на болотах и свежих могилах. Это редкое природное явление не выдумка.

Как можно объяснить данное природное явление?


Обведитие «Да» или «Нет» для каждого из возможных объяснений.


Возможные причины появления «блуждающих огней»

Да или Нет

Самовозгорается фосфор, выделяющийся на болотах и могилах.

Да / Нет

«Горит» фосфин, образующийся при гниении отмерших растительных и животных организмов.

Да / Нет

Это души умерших, вышедших из могил.

Да / Нет


Компетентность: объяснять явления с научной точки зрения

Контекст: личный

Область:

Уровень:2


Вопрос 5. ФОСФОР И ЕГО СОЕДИНЕНИЯ

В ниже приведенной схеме показано как осуществляется круговорот фосфора в природе.

Предположим, что у вас есть младший брат, который пытается понять,

что изображено на схеме. Однако он еще не получил в школе никакого естественнонаучного образования и не понимает смысла схемы.

Опишите для своего брата, как происходит круговорот фосфора в природе. В своем объяснении следуйте строго по стрелкам схемы.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Компетентность: толковать данные на научной основе

Контекст: глобальный

Область: природные ресурсы

Уровень: 3

Вопрос 6. ФОСФОР И ЕГО СОЕДИНЕНИЯ

При сборе урожая сельскохозяйственных культур может произойти нарушение круговорота фосфора в природе.

Как можно решить эту проблему?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Компетентность: анализировать и проектировать научное исследование

Контекст: глобальный

Область: качество окружающей среды

Уровень: 3


СОБАКА БАСКЕРВИЛЕЙ

__________________________________________________________________

Прочитайте отрывок из знаменитой «Собаки Баскервилей» А. Конан-Дойла и ответьте на следующие за ним вопросы.

«...Да! Это была собака, огромная, черная, как смоль. Но такой собаки еще никто из нас, смертных, не видывал. Из ее отверстой пасти вырывалось пламя, глаза метали искры, по морде и загривку мерцал переливающийся огонь. Ни в чьем воспаленном мозгу не могло возникнуть видение более страшное, более омерзительное, чем это адское существо, выскочившее на нас из тумана... Страшный пес, величиной с молодую львицу. Его огромная пасть все еще светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие дикие глаза были обведены огненными кругами. Я дотронулся до этой светящейся головы и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте. — Фосфор, — сказал я».

_________________________________________________________________

Вопрос 1. СОБАКА БАСКЕРВИЛЕЙ

Фосфор бывает белый, красный и черный.

О каком фосфоре идет речь в отрывке? Объясните, почему вы так считаете.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Компетентность: анализировать и проектировать научное исследование

Контекст: личный

Область: угрозы

Уровень: 2


Вопрос 2. СОБАКА БАСКЕРВИЛЕЙ

В этом отрывке Артур Конан Дойл допустил существенную химическую ошибку. Он не учел химических свойств фосфора и его соединений.

Проанализируйте содержание отрывка. Почему описанное в нем маловероятно. Назовите не менее двух причин.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Компетентность: анализировать и проектировать научное исследование, толковать данные на научной основе

Контекст: личный

Область: угрозы

Уровень: 4


Вопрос 3. СОБАКА БАСКЕРВИЛЕЙ

В отрывке говорится: «Я дотронулся до этой светящейся головы и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте. — Фосфор, — сказал я».

Зная свойства «светящегося» фосфора, выберите верные утверждения.

А. Попадание фосфора на кожу безопасно.

В. Попадание фосфора на кожу вызывает ожоги.

С. Фосфор нужно брать только пинцетом или щипцами.

D. Фосфор хранят под водой.

Компетентность: анализировать и проектировать научное исследование

Контекст: личный

Область: угрозы

Уровень: 3





Приложение 4




Стратегия "Пять пальцев"


М (мизинец) - мыслительный процесс: какие знания, я сегодня получил.


Б (безымянный) - близость цели: что я сегодня сделал и чего достиг.


С (средний) - состояние духа: каким было сегодня мое настроение.


У (указательный) - услуга, помощь: чем я сегодня помог другим, чем порадовал или поспособствовал.


Б (большой) - бодрость, физическая форма: каким было мое самочувствие.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!