СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Фосфор и его соединения

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

разработка урока на тему "Фосфор и его соединения"

Просмотр содержимого документа
«Фосфор и его соединения»

ФОСФОР 900igr.net

ФОСФОР

900igr.net

 «Чудовище лежало перед нами…  Его огромная пасть все еще светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие дикие глаза обведены огненными кругами. Я дотронулся до этой светящейся головы и, подняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте.  - Фосфор, – сказал я». ФОСФОР

«Чудовище лежало перед нами…

Его огромная пасть все еще светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие дикие глаза обведены огненными кругами. Я дотронулся до этой светящейся головы и, подняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте.

- Фосфор, – сказал я».

ФОСФОР

 ПЛАН УРОКА:  Открытие фосфора.  Происхождение названия элемента.  Положение фосфора в периодической   системе химических элементов.  Нахождение фосфора в природе.  Аллотропные модификации фосфора.  Химические свойства элемента.  Соединения фосфора и их свойства.  Применение фосфора и его соединений  Минеральные удобрения.

ПЛАН УРОКА:

  • Открытие фосфора.
  • Происхождение названия элемента.
  • Положение фосфора в периодической системе химических элементов.
  • Нахождение фосфора в природе.
  • Аллотропные модификации фосфора.
  • Химические свойства элемента.
  • Соединения фосфора и их свойства.
  • Применение фосфора и его соединений
  • Минеральные удобрения.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ НАЗВАНИЯ V Я светоносный элемент. Я спичку вам зажгу в момент. Сожгут меня – и под водой Оксид мой станет кислотой.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ НАЗВАНИЯ

V

Я светоносный элемент.

Я спичку вам зажгу в момент.

Сожгут меня – и под водой

Оксид мой станет кислотой.

ПОЛОЖЕНИЕ В ПЕРИОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ ?

ПОЛОЖЕНИЕ В ПЕРИОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ

?

ПРИЗНАКИ СРАВНЕНИЯ АЗОТ Вариант 1  ПОЛОЖЕНИЕ В ПСХЭ ФОСФОР Вариант 2 СТРОЕНИЕ АТОМА СТЕПЕНИ ОКИСЛЕНИЯ 3 период V группа главная подгруппа 2 период V группа главная подгруппа N + 7 ) 2 ) 5 Р +15 ) 2 ) 8 ) 5 +1,+2,+3,+4,+5 -3 +3, +5 , -3

ПРИЗНАКИ СРАВНЕНИЯ

АЗОТ

Вариант 1

ПОЛОЖЕНИЕ В ПСХЭ

ФОСФОР

Вариант 2

СТРОЕНИЕ АТОМА

СТЕПЕНИ ОКИСЛЕНИЯ

3 период

V группа

главная подгруппа

2 период

V группа

главная подгруппа

N + 7 ) 2 ) 5

Р +15 ) 2 ) 8 ) 5

+1,+2,+3,+4,+5

-3

+3, +5 , -3

 НАХОЖДЕНИЕ В ПРИРОДЕ Р ОРГАНИЗМЫ МИНЕРАЛЫ ФОСФОЛИПИДЫ, ФЕРМЕНТЫ, ФОСФАТ КАЛЬЦИЯ,  ЭФИРЫ ОРТОФОСФОРНОЙ КИСЛОТЫ АПАТИТ  ФОСФОРИТ  БИРЮЗА В ЗУБАХ И КОСТЯХ

НАХОЖДЕНИЕ В ПРИРОДЕ

Р

ОРГАНИЗМЫ

МИНЕРАЛЫ

ФОСФОЛИПИДЫ,

ФЕРМЕНТЫ,

ФОСФАТ КАЛЬЦИЯ, ЭФИРЫ

ОРТОФОСФОРНОЙ

КИСЛОТЫ

АПАТИТ

ФОСФОРИТ

БИРЮЗА

В ЗУБАХ И КОСТЯХ

АЛЛОТРОПНЫЕ МОДИФИКАЦИИ Р БЕЛЫЙ P 4 КРАСНЫЙ P 2 ЧЕРНЫЙ

АЛЛОТРОПНЫЕ МОДИФИКАЦИИ

Р

БЕЛЫЙ P 4

КРАСНЫЙ P 2

ЧЕРНЫЙ

ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА  С металлами:  Ca + P =  C неметаллами:  P + O 2 =   P + S = 3Ca 0 + 2P 0 = Ca +2 3 P -3 2 4P 0 + 5O 0 2 = 2P +5 2 O -2 5 2P 0 + 3O 0 = 2P +3 2 S -2 3

ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА

  • С металлами:

Ca + P =

  • C неметаллами:

P + O 2 =

P + S =

3Ca 0 + 2P 0 = Ca +2 3 P -3 2

4P 0 + 5O 0 2 = 2P +5 2 O -2 5

2P 0 + 3O 0 = 2P +3 2 S -2 3

СОЕДИНЕНИЯ ФОСФОРА HPO 3 метафосфорная кислота H 4 P 2 O 7 пирофосфорная кислота Р 2 O 5 ДИГИДРОФОСФАТЫ Ca (Н 2 PO 4 ) 2 ГИДРОФОСФАТЫ Ca Н PO 4 H 3 PO 4 ортофосфорная кислота ФОСФАТЫ Ca 3 (PO 4 ) 2

СОЕДИНЕНИЯ ФОСФОРА

HPO 3

метафосфорная

кислота

H 4 P 2 O 7

пирофосфорная

кислота

Р 2 O 5

ДИГИДРОФОСФАТЫ

Ca 2 PO 4 ) 2

ГИДРОФОСФАТЫ

Ca Н PO 4

H 3 PO 4

ортофосфорная

кислота

ФОСФАТЫ

Ca 3 (PO 4 ) 2

ОРТОФОСФОРНАЯ КИСЛОТА ВЗАИМОДЕЙСТВУЕТ: С металлами H 3 PO 4 С основаниями С оксидами металлов С солями

ОРТОФОСФОРНАЯ КИСЛОТА ВЗАИМОДЕЙСТВУЕТ:

С металлами

H 3 PO 4

С основаниями

С оксидами

металлов

С солями

ПРИМЕНЕНИЕ ФОСФОРА

ПРИМЕНЕНИЕ ФОСФОРА

МИНЕРАЛЬНЫЕ УДОБРЕНИЯ Чтоб хорошо росли растения, Нужна им пища – удобрения.

МИНЕРАЛЬНЫЕ УДОБРЕНИЯ

Чтоб хорошо росли растения,

Нужна им пища – удобрения.

БЕЛЫЙ ФОСФОР  Молекулы P 4 имеют форму тетраэдра. Это легкоплавкое t (пл)=44,1 о С, t (кип)=275 о С, мягкое, бесцветное воскообразное вещество. Хорошо растворяется в сероуглероде и ряде других органических растворителей. Ядовит, воспламеняется на воздухе, светится в темноте. Хранят его под слоем воды.

БЕЛЫЙ ФОСФОР

Молекулы P 4 имеют форму тетраэдра. Это легкоплавкое t (пл)=44,1 о С, t (кип)=275 о С, мягкое, бесцветное воскообразное вещество. Хорошо растворяется в сероуглероде и ряде других органических растворителей. Ядовит, воспламеняется на воздухе, светится в темноте. Хранят его под слоем воды.

КРАСНЫЙ ФОСФОР  Существует несколько форм красного фосфора Их структуры окончательно не установлены. Известно, что они являются атомными веществами с полимерной кристаллической решеткой. Их температура плавления 585-600 о С, цвет от темно-корчневого до красного и фиолетового. Не ядовит.

КРАСНЫЙ ФОСФОР

Существует несколько форм красного фосфора Их структуры окончательно не установлены. Известно, что они являются атомными веществами с полимерной кристаллической решеткой. Их температура плавления 585-600 о С, цвет от темно-корчневого до красного и фиолетового. Не ядовит.

ЧЕРНЫЙ ФОСФОР  Черный фосфор имеет слоистую атомную кристаллическую решетку. По внешнему виду похож на графит, но является полупроводником. Не ядовит.

ЧЕРНЫЙ ФОСФОР

Черный фосфор имеет слоистую атомную кристаллическую решетку. По внешнему виду похож на графит, но является полупроводником. Не ядовит.

H 3 PO 4 С металлами 2 H 3 PO 4 +3Mg =Mg 3 (PO 4 ) 2 +3H 2  При комнатной температуре инертна. При повышенных температурах реагирует с большинством металлов.

H 3 PO 4

С металлами

2 H 3 PO 4 +3Mg =Mg 3 (PO 4 ) 2 +3H 2

При комнатной температуре инертна. При повышенных температурах реагирует с большинством металлов.

H 3 PO 4 С оксидами металлов 2 H 3 PO 4 +3CaO=Ca 3 (PO 4 ) 2 +3H 2 O  При комнатной температуре инертна. При повышенных температурах реагирует с большинством оксидов металлов.

H 3 PO 4

С оксидами

металлов

2 H 3 PO 4 +3CaO=Ca 3 (PO 4 ) 2 +3H 2 O

При комнатной температуре инертна. При повышенных температурах реагирует с большинством оксидов металлов.

H 3 PO 4 С основаниями H 3 PO 4 + NaOH=NaH 2 PO 4 + H 2 O H 3 PO 4 +2NaOH=Na 2 HPO 4 +2H 2 O  Фосфорная кислота является относительно слабой кислотой. При её нейтрализации можно, например, получить дигидро- и гидрофосфаты натрия. Фосфат натрия таким путём получить не удаётся из-за сильного гидролиза по аниону.

H 3 PO 4

С основаниями

H 3 PO 4 + NaOH=NaH 2 PO 4 + H 2 O

H 3 PO 4 +2NaOH=Na 2 HPO 4 +2H 2 O

Фосфорная кислота является относительно слабой кислотой. При её нейтрализации можно, например, получить дигидро- и гидрофосфаты натрия. Фосфат натрия таким путём получить не удаётся из-за сильного гидролиза по аниону.

H 3 PO 4 С солями 2 H 3 PO 4 + 3 Na 2 С O 3 = 2 Na 3 PO 4 + 3СО 2 +3 H 2 O  Фосфорная кислота может взаимодействовать с различными солями. Фосфорную кислоту и ее соли можно определить по выпадению желтого осадка при их взаимодействии с раствором нитрата серебра: H 3 PO 4 + 3 AgNO 3 =Ag 3 PO 4 ↓ +3HNO 3

H 3 PO 4

С солями

2 H 3 PO 4 + 3 Na 2 С O 3 = 2 Na 3 PO 4 + 3СО 2 +3 H 2 O

Фосфорная кислота может взаимодействовать с различными солями.

Фосфорную кислоту и ее соли можно определить по выпадению желтого осадка при их взаимодействии с раствором нитрата серебра:

H 3 PO 4 + 3 AgNO 3 =Ag 3 PO 4 +3HNO 3

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: Габриелян О.С. Настольная книга учителя. Химия. 9 класс. – М.: Дрофа, 2002. Габриелян О.С. Химия. 9 кл.: рабочая тетрадь к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 9 класс». – М.: Дрофа, 2005. Габриелян О.С. Химия. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2000. Образовательный комплекс 1 С: Школа. Химия, 8 класс. [ Электронный носитель ] . – М.: Фирма «1 С», 2004. Химия. 9 класс. Поурочные планы по учебнику «Химия. 9 класс» О.С. Габриеляна. – М.: Дрофа, 2002. Уроки химии Кирилла и Мефодия. 8-9 класс. [ Электронный носитель ] . – М.: «Кирилл и Мефодий», 2002.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  • Габриелян О.С. Настольная книга учителя. Химия. 9 класс. – М.: Дрофа, 2002.
  • Габриелян О.С. Химия. 9 кл.: рабочая тетрадь к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 9 класс». – М.: Дрофа, 2005.
  • Габриелян О.С. Химия. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2000.
  • Образовательный комплекс 1 С: Школа. Химия, 8 класс. [ Электронный носитель ] . – М.: Фирма «1 С», 2004.
  • Химия. 9 класс. Поурочные планы по учебнику «Химия. 9 класс» О.С. Габриеляна. – М.: Дрофа, 2002.
  • Уроки химии Кирилла и Мефодия. 8-9 класс. [ Электронный носитель ] . – М.: «Кирилл и Мефодий», 2002.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ § 27, упр. 2,3. Задача: Какова масса фосфора в вашем теле, если известно, что фосфор составляет ≈1% от массы тела?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

§ 27, упр. 2,3.

Задача:

Какова масса фосфора в вашем теле, если известно, что фосфор составляет ≈1% от массы тела?