СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 21.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Фосфор и его соединения "

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку химии в 9 классе на тему "Фосфор и его соединения "

Просмотр содержимого документа
«"Фосфор и его соединения "»

« ВСЯКОЕ ВЕЩЕСТВО –ОТ САМОГО ПРОСТОГО ДО САМОГО СЛОЖНОГО – ИМЕЕТ ТРИ РАЗЛИЧНЫЕ, НО ВЗАИМОСВЯЗАННЫЕ СТОРОНЫ – СВОЙСТВА, СОСТАВ, СТРОЕНИЕ»  Б.М.КЕДРОВ

« ВСЯКОЕ ВЕЩЕСТВО –ОТ САМОГО ПРОСТОГО ДО САМОГО СЛОЖНОГО – ИМЕЕТ ТРИ РАЗЛИЧНЫЕ, НО ВЗАИМОСВЯЗАННЫЕ СТОРОНЫ – СВОЙСТВА, СОСТАВ, СТРОЕНИЕ»

Б.М.КЕДРОВ

« …Да! Это была собака, огромная, черная, как смоль. Но такой собаки еще никто из нас, смертных, не видывал. Из ее отверстой пасти вырывалось пламя, глаза метали искры, по морде и загривку мерцал переливающийся огонь. Ни в чьём воспаленном мозгу не могло возникнуть видение более страшное, более омерзительное, чем это адское существо, выскочившее на нас из тумана … Страшный пёс, величиной с молодую львицу. Его огромная пасть все еще светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие дикие глаза были обведены огненными кругами. Я дотронулся до этой светящейся головы и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте - Фосфор, -сказал я».

« …Да! Это была собака, огромная, черная, как смоль. Но такой собаки еще никто из нас, смертных, не видывал. Из ее отверстой пасти вырывалось пламя, глаза метали искры, по морде и загривку мерцал переливающийся огонь. Ни в чьём воспаленном мозгу не могло возникнуть видение более страшное, более омерзительное, чем это адское существо, выскочившее на нас из тумана … Страшный пёс, величиной с молодую львицу. Его огромная пасть все еще светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие дикие глаза были обведены огненными кругами.

Я дотронулся до этой светящейся головы и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте

- Фосфор, -сказал я».

Тема урока  «Фосфор и его соединения»

Тема урока «Фосфор и его соединения»

Цели урока :  • рассмотреть особенности строения атома  фосфора, его свойства, аллотропные  видоизменения элемента;  • дать сведения о значении фосфора для  живой природы;  • сформировать знания о строении  получении, химических и физических  свойств фосфора и его соединений;  • развить у школьников способности к  самостоятельному мышлению.

Цели урока : • рассмотреть особенности строения атома фосфора, его свойства, аллотропные видоизменения элемента; • дать сведения о значении фосфора для живой природы; • сформировать знания о строении получении, химических и физических свойств фосфора и его соединений; • развить у школьников способности к самостоятельному мышлению.

Положение фосфора в ПСХЭ Д.И. Менделеева.  Строение атома. период группа порядковый номер Р 3 V A 1 5 3 +1 5 неметалл 5 8 2 3 p 3 3 d 0 3 s 2 1 s 2 2 s 2 2 p 6 3 s 2 3 p 3 2 s 2 валентные электроны 2 p 6 1 s 2

Положение фосфора в ПСХЭ Д.И. Менделеева. Строение атома.

период

группа

порядковый номер

Р

3

V A

1 5

3

+1 5

неметалл

5

8

2

3 p 3

3 d 0

3 s 2

1 s 2 2 s 2 2 p 6 3 s 2 3 p 3

2 s 2

валентные электроны

2 p 6

1 s 2

2)СРАВНИТЕ СВОЙСТВА АТОМА ФОСФОРА СО СВОЙСТВАМИ ЭЛЕМЕНТОВ, СТОЯЩИМИ РЯДОМ В ПЕРИОДЕ И ПОДГРУППЕ.  N  Si  P   S   As
  • 2)СРАВНИТЕ СВОЙСТВА АТОМА ФОСФОРА СО СВОЙСТВАМИ ЭЛЕМЕНТОВ, СТОЯЩИМИ РЯДОМ В ПЕРИОДЕ И ПОДГРУППЕ.
  • N
  • Si P S
  • As
ИСТОРИЯ ОТКРЫТИЯ ФОСФОРА В 17 веке разорившийся купец из Гамбурга Геннинг Бранд занялся алхимией, пытался получить так называемый «философский камень». Камень, который превращает любой металл в золото. В ходе одного из опытов он выпарил мочу, смешал остаток с углем, песком и продолжил выпаривание. Вскоре в реторте образовалось вещество, светившееся в темноте. Так был открыт белый фосфор. Ca 3 (PO 4 ) 2 +5C+3SiO 2 =3CaSiO 3 +2P+5CO

ИСТОРИЯ ОТКРЫТИЯ ФОСФОРА

В 17 веке разорившийся купец из Гамбурга Геннинг Бранд занялся алхимией, пытался получить так называемый «философский камень». Камень, который превращает любой металл в золото. В ходе одного из опытов он выпарил мочу, смешал остаток с углем, песком и продолжил выпаривание. Вскоре в реторте образовалось вещество, светившееся в темноте. Так был открыт белый фосфор.

Ca 3 (PO 4 ) 2 +5C+3SiO 2 =3CaSiO 3 +2P+5CO

Аллотропные модификации фосфора

Аллотропные модификации фосфора

Белый фосфор Наиболее распространен белый, или желтый, фосфор. Белый фосфор имеет молекулярную решетку, в узлах которой находятся тетраэдрические молекулы Р 4.  Это очень реакционноспособное, мягкое воскообразное вещество бледно-желтого цвета, с неприятным чесночным запахом, растворимое в сероуглероде и бензоле, нерастворимое в воде. Очень ядовит. Воспламеняется при трении, обладает уникальной способностью светиться в темноте за счет медленного окисления. Температура плавления – 44 о С. В лаборатории его хранят под слоем воды. Смертельная доза– 0,1 г.При нагревании без доступа воздуха до 250-300 градусов белый фосфор превращается в красный.

Белый фосфор

Наиболее распространен белый, или желтый, фосфор. Белый фосфор имеет молекулярную решетку, в узлах которой находятся тетраэдрические молекулы Р 4.

Это очень реакционноспособное, мягкое воскообразное вещество бледно-желтого цвета, с неприятным чесночным запахом, растворимое в сероуглероде и бензоле,

нерастворимое в воде. Очень ядовит. Воспламеняется при трении, обладает уникальной способностью светиться в темноте за счет медленного окисления.

Температура плавления – 44 о С. В лаборатории его хранят под слоем воды. Смертельная доза– 0,1 г.При нагревании без доступа воздуха до 250-300 градусов белый фосфор превращается в красный.

КРАСНЫЙ ФОСФОР Аморфный темно-малиновый порошок без запаха. Менее активен, чем белый фосфор, нерастворим в воде  и сероуглероде, не светится в темноте  и не самовоспламеняется, абсолютно безвреден. Температура возгорания – 260 о С.Большое число атомов фосфора связано друг с другом в цепи , кольца …

КРАСНЫЙ ФОСФОР

Аморфный темно-малиновый порошок без запаха. Менее активен, чем белый фосфор, нерастворим в воде и сероуглероде, не светится в темноте и не самовоспламеняется, абсолютно безвреден. Температура возгорания – 260 о С.Большое число атомов фосфора связано друг с другом в цепи , кольца …

ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ФОСФОРА А) Взаимодействие с кислородом:   Р + О 2  →  Б) Взаимодействие с галогенами:  P+Cl2  →  В) Взаимодействие с активными металлами:   Mg + P →  Г) Взаимодействие с бертолетовой солью:  Р +  KClO 3  →  P 2 O 5 +  KCl  Д) Взаимодействие с азотной кислотой  P+5HNO 3 = H 3 PO 4 +5NO 2 +H 2 O  Допишите уравнения реакций. Какую роль выполняет фосфор в этих реакциях? Составьте электронный баланс к данным реакциям.

ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ФОСФОРА

А) Взаимодействие с кислородом:

Р + О 2

Б) Взаимодействие с галогенами:

P+Cl2

В) Взаимодействие с активными металлами:

Mg + P →

Г) Взаимодействие с бертолетовой солью:

Р + KClO 3 P 2 O 5 + KCl

Д) Взаимодействие с азотной кислотой

P+5HNO 3 = H 3 PO 4 +5NO 2 +H 2 O

Допишите уравнения реакций. Какую роль выполняет фосфор в этих реакциях? Составьте электронный баланс к данным реакциям.

Фосфин РН 3 получают косвенно, например:   Ca 3 P 2 +6HCl=3CaCl 2 +2PH 3    Фосфин – очень ядовитый газ с неприятным запахом. Легко воспламеняется на воздухе. Это свойство объясняет появление блуждающих огней. Блуждающие огни появляются в таких местах, как кладбища, болота; эти явления и другие случаи свечения фосфора и его соединений вызывали суеверный страх у многих людей, не знакомых с сущностью этих явлений.

Фосфин РН 3 получают косвенно, например: Ca 3 P 2 +6HCl=3CaCl 2 +2PH 3  Фосфин – очень ядовитый газ с неприятным запахом. Легко воспламеняется на воздухе. Это свойство объясняет появление блуждающих огней. Блуждающие огни появляются в таких местах, как кладбища, болота; эти явления и другие случаи свечения фосфора и его соединений вызывали суеверный страх у многих людей, не знакомых с сущностью этих явлений.

ОКСИД ФОСФОРА   Р 2 О 5 +Н 2 О →   Р 2 О 5 + СаО →    Р 2 О 5 + N аОН →

ОКСИД ФОСФОРА Р 2 О 5 +Н 2 О → Р 2 О 5 + СаО → Р 2 О 5 + N аОН →

ОРТОФОСФОРНАЯ КИСЛОТА   Н 3 РО 4   твердое кристаллическое вещество, бесцветное, хорошо растворимо в воде. Кислота средней силы   + 3-  Н 3 РО 4  →  3H + РО 4

ОРТОФОСФОРНАЯ КИСЛОТА Н 3 РО 4 твердое кристаллическое вещество, бесцветное, хорошо растворимо в воде. Кислота средней силы + 3- Н 3 РО 4 → 3H + РО 4

Соли ортофосфорной кислоты:  1) средние:  фосфаты N а 3 РО 4  2) кислые:  а) гидрофосфаты N аНРО 4    б ) дигидрофосфаты N аН 2 РО 4

Соли ортофосфорной кислоты: 1) средние: фосфаты N а 3 РО 4 2) кислые: а) гидрофосфаты N аНРО 4 б ) дигидрофосфаты N аН 2 РО 4

Свойства ортофосфорной кислоты Металлы до Н Н 3 РО 4 Основные и амфотерные  оксиды Изменяет  окраску индикатора Основания Соли Н 3 РО 4 +Са→ Н 3 РО 4 +СаО→ Н 3 РО 4 + N аОН → Н 3 РО 4 +СаСО 3 →

Свойства ортофосфорной кислоты

Металлы до Н

  • Н 3 РО 4

Основные и амфотерные

оксиды

Изменяет

окраску

индикатора

Основания

Соли

Н 3 РО 4 +Са→

Н 3 РО 4 +СаО→

Н 3 РО 4 + N аОН →

Н 3 РО 4 +СаСО 3 →

Качественная реакция на фосфат ион- ионы серебра   K 3 PO 4 +3 Ag NO 3 = Ag 3 PO 4 ↓+3KNO 3  при этом выпадает жёлтый осадок фосфат серебра

Качественная реакция на фосфат ион- ионы серебра

  • K 3 PO 4 +3 Ag NO 3 = Ag 3 PO 4 ↓+3KNO 3

при этом выпадает жёлтый осадок фосфат серебра

НАХОЖДЕНИЕ В ПРИРОДЕ Фосфор встречается в природе только в связанном состоянии. Массовая доля фосфора в земной коре – около 0,12%. Важнейшие минералы: С a 3 (PO 4 ) 2 – фосфорит; 3 С a 3 (PO 4 ) 2 ∙Ca(OH) 2 – гидроксиапатит; 3 С a 3 (PO 4 ) 2 ∙CaF 2 – фторапатит. По содержанию в организме человека фосфор относится к макроэлементам ( w (Р) = 0,95%). Фосфор входит в состав костной, нервной  и мозговой тканей, крови, молока. Фосфором богаты яйца, мясо, молоко, хлеб.

НАХОЖДЕНИЕ В ПРИРОДЕ

Фосфор встречается в природе только в связанном состоянии. Массовая доля фосфора в земной коре – около 0,12%.

Важнейшие минералы:

С a 3 (PO 4 ) 2 – фосфорит;

3 С a 3 (PO 4 ) 2 ∙Ca(OH) 2 – гидроксиапатит;

3 С a 3 (PO 4 ) 2 ∙CaF 2 – фторапатит.

По содержанию в организме человека фосфор относится к макроэлементам ( w (Р) = 0,95%).

Фосфор входит в состав костной, нервной и мозговой тканей, крови, молока.

Фосфором богаты яйца, мясо, молоко, хлеб.

Фосфор и его соединения имеют большое значение для химической промышленности. Фосфор необходим для жизнедеятельности растений, животных и человека. Ежесуточная потребность взрослого человека в фосфоре от 1 до 1,2г.   Академик А.Е. Ферсман назвал фосфор «элементом жизни и мысли»

Фосфор и его соединения имеют большое значение для химической промышленности. Фосфор необходим для жизнедеятельности растений, животных и человека. Ежесуточная потребность взрослого человека в фосфоре от 1 до 1,2г. Академик А.Е. Ферсман назвал фосфор «элементом жизни и мысли»

ПРИМЕНЕНИЕ ФОСФОРА Более половины объема мирового производства фосфора перерабатывается  в соединения, используемые  в синтетических моющих средствах. Соединения фосфора используют для получения антикоррозионных добавок  к маслам и горючему для автомобилей. Фосфор используется при производстве спичек. Из фосфора получают фосфорную кислоту, которая идет на производство удобрений .

ПРИМЕНЕНИЕ ФОСФОРА

  • Более половины объема мирового производства фосфора перерабатывается в соединения, используемые в синтетических моющих средствах.
  • Соединения фосфора используют для получения антикоррозионных добавок к маслам и горючему для автомобилей.
  • Фосфор используется при производстве спичек.
  • Из фосфора получают фосфорную кислоту, которая идет на производство удобрений .

Что мы узнали о фосфоре?

Что мы узнали о фосфоре?

Творческая задача. Сравните содержание фосфора в простом и двойном суперфосфате. Какое из перечисленных соединений представляет большую ценность для минерального питания растений? Простой (Са(Н 2 РО 4 ) 2 •Н 2 О+Са S О 4 •2Н 2 О Двойной (Са(Н 2 РО 4 ) 2 •Н 2 О

Творческая задача.

Сравните содержание фосфора в простом и двойном суперфосфате. Какое из перечисленных соединений представляет большую ценность для минерального питания растений?

Простой (Са(Н 2 РО 4 ) 2 •Н 2 О+Са S О 4 •2Н 2 О

Двойной (Са(Н 2 РО 4 ) 2 •Н 2 О

Рефлексия Если согласны с утверждением, поставьте «+» На уроке было над чем подумать. Я понял новую тему. Я вижу практическое применение темы. Думаю, что тему урока усвоил(а) на (баллы)

Рефлексия

Если согласны с утверждением, поставьте «+»

  • На уроке было над чем подумать.
  • Я понял новую тему.
  • Я вижу практическое применение темы.
  • Думаю, что тему урока усвоил(а) на (баллы)
Домашнее задание  §28, упр.2,3,5 Спасибо за внимание!

Домашнее задание §28, упр.2,3,5

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!