Проект «Зимующие птицы» в подготовительной группе.
Подготовила : Машукова О.В. воспиатель МБДОУ детский сад «Золотая рыбка»
Новосибирский район, р.п. Краснообск
Актуальность:
Зима – тяжелое время года для всех птиц, но не из-за холода и морозов, а из-за того, что с наступлением холодов исчезает или значительно сокращается их кормовая база. Для того, что бы не замерзнуть им требуется много энергии для согревания, а для этого нужно постоянно пополнять ее – питаться, причем чаще и больше, чем в летний период времени. «Сытому морозы не страшны» — так можно сказать о птицах. Зимний день короток и время на поиск пищи у птиц сокращается . И многие птицы не могут пережить зиму и погибают. Поэтому птицы стремятся туда, где проще найти корм и можно спрятаться от зимней стужи – в города, поселки, деревни ближе к людям.
Проведя диагностическую беседу, предложив детям презентацию о зимующих птицах: 10 детей назвали правильно почти всех птиц предложенных в презентации, 8 детей – 5 птиц, 5 а детей только 3 птицуы. Из этого следует, что недостаточно информации в развивающей среде, дети мало наблюдают в природе, некоторые дети мало посещают детский сад. Как оказалось у детей не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой.
Цель: расширение и обогащение знаний о зимующих птицах.
Задачи:
1. Закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц.
2. Пополнить развивающую среду по теме проекта.
3. Воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время, дать представление о значении подкормки для зимующих птиц.
Участники проекта: дети группы « Юнга» 6-7 лет детского сада МБДОУ «Золотая рыбка»,педагог , родители.
Вид проекта: Комплексный. (информационно-творческий)
Тип проекта: групповой , с привлечением родителей.
Продолжительность: долгосрочный , октябрь -апрель.( 2 раза в месяц)
Подготовка к внедрению проекта:
1. Подобрать методическую, художественную, детскую литературу; иллюстративные материалы; картинки с изображением примет зимы, картинки с изображением зимующих птиц, дидактические игры, кормушка, семена.
2. Оформить уголок для родителей о проведении проекта: «Зимующие птицы»
3. Составить перспективный план мероприятий.
4. провести консультацию для родителей . « Покормите птиц зимой».
Создание условий для самостоятельной деятельности: кормушка, подборка иллюстраций с зимующими птицами.
Ожидаемые результаты: Выставка рисунков и поделок по теме «Зимующие птицы», создание мини –музея, оформление стенда, картотека стихов о птицах, проведение экскурсии в Краснообскую рощу, создание кормушек , Создание презентаций семей воспитанников по итогу акции: « Покормите птиц зимой».
План мероприятий:
1.Коммуникация: Познавательная беседа с детьми «Кто такие зимующие птицы?».
Видео презентация: «Зимующие птицы», « Покормите птиц зимой».
Художественная литература: чтение худ лит о птицах В. Звягиной «Воробей», С. А. Есенина «Поёт зима, аукает», Т. Евдошенко «Берегите птиц», Ю. Никонова «Зимние гости», Е. Чарушин
«Воробушки, В.Бианки «Подкидыш»; «Наши птицы», «Мастера без топора. Сказки о животных».
Поэты о птицах. Александр Яшин «Покормите птиц», Н. Рубцов «Воробей, Н. Рубцов» Снегири», « Сорока», В. Берестов «Синицы» , Левин «Галчата», В. Звягиной «Воробей», Т. Евдошенко «Берегите птиц».
Чтение стихов, пословиц
Рассматривание альбома: «Зимующие птицы».
Занятие «Зимующие и перелетные птиц»
2.Познание: Познавательная беседа в мини –музее группы о зимующих птицах, рассматривание фото, иллюстраций, картинок, поделок, видео презентаций
3. Наблюдение за птицами на прогулке, дома из окна, на экскурсии зимой и весной,
4. Труд Познавательная «Изготовление кормушек для птиц», развешивание и подкармливание птиц за территорией детского сада.
5 Физическая культура. Активная физическая деятельность Утренняя гимнастика.Динамические паузы.
6.Художественное творчество ИЗО деятельность: «Домик для птиц», «Рисование зимующих птиц». Конструирование «Кормушка».
Материально-технические ресурсы: подобрать иллюстрации, стихи, оформить выставку
Этапы работы над проектом
Этапы | Самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельность детей и взрослых |
Формулирование проблемы | Дать представление о значении подкормки для зимующих птиц. | Воспитатель формулирует проблему: на улице зима, птицам не хватает корма. Как помочь птицам? |
Подготовительный | Наблюдения за птицами на прогулке. Беседы «Когда и зачем вывешивать кормушку» | Беседа с детьми о зимующих птицах, разучивание стихов о птицах, чтение худ.лит. |
Практическая деятельность | Рисование рисунков по теме. Изготовление поделок «Птицы», изготовление кормушек . | Воспитатель предоставляет необходимые материалы Помощь воспитателя при рисовании рисунков, изготовлении поделок . |
Оформление :Рассматривание иллюстраций и картинок в мини музее «Зимующие птицы». | Помощь воспитателя (по необходимости). |
Стендовая информация «О зимующих птицах». | Оформление уголка природы, создание мини музея «Птицы» |
Заключительный этап. | Предоставляют фотопрезентаци деятельности : кормушку или фотоотчет по подкормке птиц зимой. Конкурс рисунков | Презентация из рисунков и фотографий . |
Подготовительный этап
- Определение уровня знаний детей о зимующих птицах.
- Подбор необходимой литературы по данной теме.
Основной этап.
Работа с детьми.Задачи: Закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц.
Октябрь | 1. Беседа «Что ты знаешь о птицах?» Цель: диагностическое уточнение об исследуемой теме. 2. Проведение осенней экскурсии: « Прогулка в Краснообскую рощу». Цель: Информационно –просветительская: сбор информации по теме в лесу , наблюдение за птицами в живой природе. |
Ноябрь. | 1Беседа : «Когда и зачем вывешивать кормушку» Цель: Создать мотивацию к подкормке птиц. Просмотр видео презентации «Покормите птиц зимой» . 2. Конструирование «Птички на кормушках». Цель: Уточнить знания детей о зимующих птицах (какие птицы остаются зимовать и чем они питаются). |
Декабрь. | 1.Чтение худ.литературы: В. Звягиной «Воробей». Цель : Систематизировать знания детей о «Зимующих птицах. 2. Рассматривание птиц в презентации «Зимующие птицы». Цель: Рсширитьь знания о «Зимующих птицах». Подвижная игра «ПТИЦЫ, ВНИМАНИЕ – ВЕТЕР!». Цель: игры: развивать координацию движения, продолжать систематизировать знания о птицах |
Январь | 1 Вечер загадок «Зимующие птицы». Цель: Научиться отгадывать загадки о птицах по описанию используя мнемотехнику. Чтение худ.литературы: Т. Евдошенко «Берегите птиц». Цель : Систематизировать знания детей о «Зимующих птицах. 2.Проведение акции «Покорми птичек из своей кормушки» .Цель: Привлечь детей и родителей к изготовлению кормушек. -Консультация для родителей– «Покормите птиц зимой» «Кормушка для птиц должна быть с кормом! Это основное требование.» |
Февраль | 1. Викторина: «Зимующие птицы». Цель: Формирование экологической культуры у детей , воспитание любви и бережного отношения к обитателям природы. 2.Создание мини-музея «Птицы». Цель: Расширить знания о птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Учить выделять и называть отличительные особенности внешнего вида. |
Март. | 1. Весеняя экскурсия в Краснообскую рощу. Цель: Учить детей видеть сезонные изменения в природе, понимать взаимосвязь всего живого в природе. 2 Открытое занятие в ДОУ по развитию речи «Зимующие и перелетные птицы». Задачи: Продолжать работу по обогащению природоведческого словаря (употреблять в речи названия птиц) |
Апрель | 1. Фото презентация «Птицы нашего двора». Цель: Закрепитьзнание детей о «Зимующих птица» 2. Конкурс рисунков «Птицы прилетели». Цель: Сформировать систему знаний о зимующих птицах |
Ожидаемый результат:
- у детей сформирована система знаний о зимующих птицах;
- созданы необходимые условия в группе по формированию целостного представления о жизни зимующих птиц.
- у детей появилось желание помогать птицам в зимнее время года.