Тема: Применение арт - методик в формировании
читательской грамотности детей раннего возраста.
Доклад подготовили :
воспитатель 1 категории Машукова О.В.
воспитатель 1 категории Краснова Ю.В.
водная часть: 1 слайд
- Приветствие гостей: Добрый день, уважаемые коллеги!
- Представиться: я, воспитатель первой мл.группы Краснова Юлия Викторовна. И моя коллега Машукова Ольга Викторовна , тоже воспитатель 1 мл. группы. Мы хотим поделиться опытом работы практик в области читательской грамотности .
- Прочитать тему : Тема называется «Применение арт - методик в формировании читательской грамотности детей раннего возраста».
2 слайд
- Повторюсь и скажу : Что же такое «Читательская грамотность» –это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Актуальны ли сегодня слова?
Нужны ли нам книги в век информационных технологий и компьютерных программ?
А как быть с теми, кто еще пока не умеет говорить?
Нужно ли прививать любовь к книге детям?
Ответ однозначный – да!
Ведь с детства за чтением книг ребенок активно развивает свое мышление. Книга будит как мысль, так и воображение. Книга приучает к усидчивости и выработке навыков самостоятельной работы, заставляет думать, анализировать, предугадывать. Эти качества важны для того, чтобы справляться с жизненными проблемами и заботами, находить решения для самых сложных задач. Книги формируют мировоззрение, ценности, убеждения, личную философию. Все это указывает влияние на уровень жизни.
Для детей 2-3 лет очень важно: — зависимость понимания текста от личного опыта ребенка; — установление связей, когда события следуют друг за другом; — и в центре внимания главный персонаж (дети чаще всего не понимают его переживаний и мотивов поступков); — эмоциональное отношение к героям ярко окрашено; наблюдается тяга к ритмически организованному складу речи.
3 слайд
- Так как же эту любовь привить? Оказывается, сделать это легко!
Так педагогический коллектив раннего возраста детского сада «Золотая рыбка», работая над проблемой формирования ранней читательской грамотности у воспитанников на ранней ступени дошкольного образования, основными механизмам и способами достижения поставленной цели выделил следующие задачи:
Внедрение проектной деятельности
Обогащение предметно-развивающей среды детского сада
Применение новых методик образования.
4 слайд
Изучив литературу, мы опрелили алгоритм формирования читательской грамотности .
Создание развивающей предметно-пространственной среды,
Организация ежедневного чтения художественной литературы ,
Самостоятельное рассматривание книг и обсуждение иллюстраций,
Непосредственно образовательная деятельность,
Свободное общение воспитателя с детьми на основе художественной литератур
Выставки детских рисунков по прочитанным произведениям,
Мастерская по ремонту книг,
Изготовление дидактических игр и пособий,
Работа с родителями
5-7 слайд
Работая по образовательной программе дошкольного возраста для детей от двух месяцев до трех лет «Теремок» авторы: Лыкова И.А., Ушакова О.С., Кирилов И.Л., Богоявленская М.Е., Волосовец Т.В. и др. мы непосредственно руководствуемся методической литературой разработанной данными авторами для реализации образовательной программы « Теремок».
Педагогическая диагностика;
Взаимодействие педагога с родителями;
Физиология ребёнка;
Адаптация к детскому саду;
Первые игры и игрушки. Игровая среда;
Познание окружающего мира в раннем возрасте;
Дидактические игры для раннего возраста;
Игры-забавы;
Арт-методики для развития малышей;
Материнский фольклор;
Речевое развитие в раннем детстве;
Парциальная программа художественно-эстетического развития в изобразительной деятельности «ЦВЕТНЫЕ ЛАДОШКИ»;
Парциальная программа Конструирование в детском саду «УМНЫЕ ПАЛЬЧИКИ»;
Детская литература и фольклор
Далее вас ознакомит о нашей практике моя коллега!
Спасибо за внимание!
8 слайд
- Приветствие гостей: Добрый день, уважаемые коллеги!
- Представиться: Меня зовут Машукова Ольга Викторовна. Рассскажу вам о применении арт-практики в области читательской грамотности
- Так в данный комплект входит методическое пособие педагогических практик : «Арт- методики для развития малышей» авторы Александрова Е.Ю., Воробьева И.Н., Кривенко Е.Е., Лаврентьева И.А., Лактионова Е.В., Лыкова И.А., Мартынова А.И., Микляева Н.В.,Синицина И.А., Скворцова Т.П., Суздальцева Л.В., Теплова А.Б., Файзулаева Е.Д., Фицнер Е.Д, и Швецова Е.Н.
9 слайд
В широком смысле слово «Арт» –рассматривается как развивающий потенциал и в переводе с английского языка – « Искусство», «Творчество». Слово «Методика» рассматривается как - некий алгоритм, процедура для проведения целенаправленных действий, описание способов и техник и приемов педагогической деятельности. При соединении двух слов выходит, что это системное описание конкретных приемов и способов воспитания человека в процессе разных видов творчества.
В арт-методиках важен именно процесс, а не результат, они призваны не только повышать самооценку "растущего человека", расширить его социокультурный и художественный опыт в условиях свободной деятельности.
10 слайд
Так в данной книге описаны арт-методики ( Вот некоторые из них) .
Арт-методика «Творчество с младенчества, или художники в памперсах» (рисование красками), И.Н.Воробьёва
Цель методики: формирование творческих проявлений в рисовании красками у детей от 6 месяцев до 3 лет.
Особенностью данной методики в начале работы является совместная деятельность с красками и действия с ними. На занятиях первого этапа дети наносят по всей плоскости листа цветовые пятна, мазки и линии по принципу абстрактного искусства. Для выполнения подобных композиций используется техника рисования «каждому цвету краски — своя кисть». Дети рисуют гуашью, которая соответствует цвету ручки кисти или одному из цветов двухцветной ручки кисти. Используются разные виды кистей: с шарообразной двухцветной ручкой, кисть с ограничителем у основания ворса, с толстой деревянной цветной ручкой, с широким плоским ворсом и т.д.
Арт-методика «Яркие следы», Е.В. Локтионова.
Цель методики: в занимательной и игровой форме развивать художественно – творческие способности, содействовать становлению эстетического отношения к окружающей действительности.
В методике раскрыты основные задачи: способствовать сенсорному развитию мелкой моторики рук, координацию движения и ловкости, психоэмоциональному состоянию. Методика представлена в виде серии занятий по рисованию от отпечатков ладошкой, до экспериментирования с различными нетрадиционными материалами для рисования. По окончанию занятий создается первый альбом «Яркие шедевры». В методике очень важно учитывать настроение ребенка. «Творить» лучше в утреннее время, это защитит малыша от эмоциональных и информационных перегрузок. Применять данную методику могут как воспитатели, так и родители.
11 слайд
Арт-методика «Рисование на песке» с использованием светового стола,
Т.П. Скворцова,
Цель методики: развитие эмоциональной отзывчивости, творческого воображения, конструктивного взаимодействия ребенка со сверстниками, родителями и педагогами, становление эстетического отношения к окружающему миру, творческого воображения.
Занятия включают в себя вход в занятие, работу за песочным столом, в процессе которой ребенок рисует сюжеты сказок или иллюстрирует свою собственную. Работа с песком позволяет воспитанникам выражать свои самые глубокие эмоциональные переживания, а специально организованные игры формируют умение прислушиваться к себе, осознавать и проговаривать свои ощущения, переживания и эмоции.
Арт - методика «Веселые мукосольки»: тестопластика для малышей,
И.А.Лыкова
Цель методики: приобщать детей к народному искусству тестопластики, создать условия для «открытия» свойств теста и освоения базовых способов лепки; поддержать первые радостные проявления художественного творчества.
Солёное тесто – идеальный материал для лепки с детьми, поскольку является натуральным продуктом. Малыши стремятся все попробовать на вкус. С соленым тестом это не будет проблемой – оно невкусное и при этом безвредное. В процессе лепки чудесный материал превращается в различные фигурки – мукосольки. Тестопластика доступна абсолютно всем, т. к. не требует больших финансовых затрат, специальных приспособлений и каких-то художественных способностей.
12 слайд
Методика «Водный мир: лепим, играем, растем» с применением плавающего пластилина, И.А.Лаврентьева
Цель методики: художественно-эстетическое развитие детей раннего возраста, а также развитие мышления, воображения, координации движений, формирование нравственных качеств личности ребенка.
Методика представляет собой систему игровых ситуаций с использованием плавающего пластилина. Плавающий пластилин – легкий и пластичный современный художественный материал, который держится на поверхности воды, что позволяет ребенку вылепить любую игрушку: рыбку, уточку, лодочку и создать увлекательную игру в водной среде. Методика предполагает создание игровых поисковых ситуаций, дифференцированного подхода к каждому ребенку с учетом его индивидуальных особенностей, интересов и предпочтений.
Арт-методика «Театр на столе», А.И.Мартынова
Цель методики: социально-коммуникативное развитие детей раннего дошкольного возраста, познание многогранного окружающего мира через театрализованные представления на столе с использованием народных сказок.
Методика выстроена на основе мини – театра, где дети не только зрители, но и самые настоящие участники. У ребенка появляется умение комбинировать образы, развивается интуиция, смекалка, способность к импровизации. Особенность методики строится на одновременном восприятии нескольких видов искусства, взаимно влияющих друг на друга и вызывающие у детей яркие эмоциональные переживания. Данная методика позволяет в игровой театрализованной форме при помощи сказочных героев смоделировать возможные жизненные ситуации, близкие опыту детей раннего возраста.
13 слайд
В прошлом году в декабре 2021 г. нашему коллективу удалось поучаствовать в фестивале по раннему развитию «Первые шаги в мир искусства» . Где мы применили арт-методику А.И.Мартынова «Театр на столе», и разработали целую проектную деятельность для детей двух групп 1 младшего возраста по театрализованной деятельности «Сказочный мир».
По срокам реализации, проект был -краткосрочный; с 20 ноября - 31 декабря 2021г.
Участниками были дети 2-3 лет дошкольного возраста, родители воспитанников ДОУ, педагогии.
14 слайд
Цель: Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста через все виды детской деятельности, приобщение к сказкам через театрализованную деятельность .
Задачи :
Побуждать интерес к театрально – игровой деятельности, через создание благоприятного микроклимата.
Привлекать детей к совместной театрализованной деятельности;
Помогать робким и застенчивым детям включаться в театрализованную игру;
Заинтересовать родителей в приобретении, изготовлении разных видов театра, участие в постановках.
Создать условия для развития творческой активности детей.
Особенность, а так же и актуальность данной методики в том, что «Театр на столе» был выстроен на основе мини-театра, где дети не только зрители, но и самые настоящие участники. Сама методика, формы её проведения позволяет сформировать условия для объединения и решения воспитательных, образовательных задач социокультурного и познавательного развития, а педагогу сохранять игровую возможность общения.
15 слайд
Этапы работы:
1 этап: подготовительный Цель: создать условия для ознакомления со сказками, вовлечение в реализацию практики родителей. | - подбор материала -первичная диагностика детей -ознакомление детей и родителей с целями и задачами практики -подбор дидактического и методического оснащения практики |
2 этап: мотивационно - практический Цель: применять методы и приемы работы, направленные на коммуникативные, социальные, познавательные и регулятивные качества (УУД) | - цикл мероприятий по реализации практики - занятия, инсценировки, рассказывание и пересказывание сказок по иллюстрациям, выставки книг и работ детей, -создание мини -музея -консультации с родителями |
3 этап: заключительный Цель: подведение итогов практики | Инсценирование отрывков сказки в театрализации. Отчет о реализации практики |
16 слайд
План реализации практики на 2-3 этапе
1.Знакомство с зайцем как с объектом дикой природы
Работа с родителями (создание мини музея «Заяц», консультации для родителей)
Аппликации «Зайка»
Лепка из теста «Морковка для зайчика «
Раскраски «Заяц белый», « Следы на снегу»
Пальчиковые, подвижные игры
Игры «Строим домик для зайки» « Покажи животное»
2. Знакомство с Морозом ( Явление природы)
Явление природы (Опытно-экспериментальная деятельность « Вода теплая и холодная», «Превращение снега»)
Олицетворение сказочного персонажа
Фольклор « Заинька попляши»,» Зайчишка – трусишка по полю бежал».
Подвижные игры «Зайка серенький сидит»
3. Знакомство со сказкой «Мороз и заяц»
Восприятие смысла сказки , рассматривание картинок , беседы « Кто, где живет»
Интонирование диалогов
Чтение сказки, рассматривание иллюстраций, беседа по прочитанному
Выставки книг и работ детей
4 . Результат
Итоговое мероприятие Арт- методики «Театр на столе» А.И Мартыновой
Итог :
На современном этапе поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей – один из актуальных вопросов педагогики. С повышением внимания к развитию личности детей раннего дошкольного возраста связывается возможность обновления и качественного улучшения его социально- коммуникативного развития. Поэтому показатели свойства личности, их взаимовлияние должны быть в центре внимания взрослых, заботящихся о своевременном и гармоничном развитии ребенка. А сказка, как сокровищница русского народа, находит применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста.
Таким образом, использование арт-методики «Театр на столе» разработаннная Алией Ирфановновной Мартыновой - это увлекательная игровая, творческая деятельность ,которая поспособствовала развитию у детей навыков социально-коммуникативного общения, ребята научились пользоваться различными видами театра, стали эмоционально откликаются на различные произведения культуры и искусства, проявляют интерес к фольклору, любят рассматривать картинки, стремятся двигаться под музыку. И объединила родителей воспитанников в тесном сотрудничестве.
«Творчество и дети», что может быть прекраснее, так считаю не только я.
Удивительно точные и запоминающиеся высказывания великих людей:
«ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЖИТЬ В МИРЕ КРАСОТЫ, ИГРЫ, СКАЗКИ, МУЗЫКИ, РИСУНКА, ФАНТАЗИИ И ТВОРЧЕСТВА» Василий Александрович Сухомлинский.