МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ТЯГУНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ЗАРИНСКОГО РАЙОНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ
ФОТООТЧЁТ ПО УРОКУ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
ТЕМА: «ЧТО ТАКОЕ ХВОИНКИ?»
1 КЛАСС
Выполнила:
учитель 1 класса,
Потапова Юлия Викторовна
Тягун
2018
Тема «Что такое хвоинки?»
Педагогическая цель: создавать условия для осознания и осмысления новой учебной информации и ее применение в новой учебной ситуации; проверки уровня усвоения системы знаний и умений.
Задачи: познакомить с хвойными деревьями, с отличительными признаками сосны и ели; учить различать лиственные и хвойные деревья, воспитывать бережное отношение к природе.
Прогнозируемые материалы: учащиеся научатся классифицировать деревья, распознавать сосну и ель по внешнему виду, шишкам, веточкам, хвоинкам.
Тип: урок открытия новых знаний.
Вид: урок-исследование.
Оборудование: веточки ели, сосны; шишки, цветные карандаши.
Ход урока
Организационный момент.
Прозвенел и смолк звонок,
Начинаем мы урок.
Улыбнулись, подтянулись.
Друг на друга посмотрели
И спокойно, тихо сели.
Подведение к изучению новой темы.
Ребята, сегодня утром я получила письмо от одного мальчика. А как его зовут, я предлагаю вам отгадать:
Шляпа голубая,
Желтые штанишки,
В городе Цветочном
Главный хвастунишка
Рифмовать пытался
Коротышка этот
Только вот не стал он
Истинным поэтом
Много приключений с ним происходило.
Кто же это, отгадай-ка,
Малыша зовут (Незнайка)
Чтобы понять, о чем он хочет у нас спросить, мы должны отгадать загадки.
1. Ее всегда в лесу найдешь
Пойдем гулять и встретим.
Стоит колючая, как еж
Зимою в платье летнем
-Что это ребята? (ель)
2. У меня длинней иголки, чем у елки.
Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке,
Ветви - только на опушке
-А это, что такое? (сосна)
Целеполагание.
- Ребята, откройте учебник и посмотрите на эти иллюстрации. Чем, деревья, изображённые справа, отличаются от деревьев, изображённых слева (на иллюстрациях лиственные деревья и хвойные)
- У деревьев слева мы видим листья в форме пластинок, а у деревьев справа листья – это иголки, которые правильно называют «хвоинки», а деревья, у которых есть хвоинки, называют хвойными.
- Итак, о каких деревьях мы будем сегодня говорить? (о хвойных)
- Что мы должны сегодня узнать? (чем отличаются хвойные и лиственные деревья)
Работа по изучению новой темы. Фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
Я предлагаю вам сегодня стать настоящими исследователями и попытаться разобраться, что общего и чем отличается сосна от ели, и есть ли у них что-то общее.
Вопросы для исследования:
К каким деревьям относятся сосна и ель?
Как расположены хвоинки у сосны? У ели?
Какие по длине хвоинки у сосны? У ели?
Проведем первое исследование.
Рассмотрите ветви ели и сосны. Что у них общего? (у них есть иголки)
Это называется хвоинки. Прочитаем, что о них сказано в словаре.
Хвоя – узкий, в виде иглы лист некоторых пород деревьев
Вывод: Деревья, у которых на ветках хвоя называются хвойными.
Построение проекта выхода из затруднения.
Проведём второе исследование.
- Давайте мы с вами, сравним хвоинки сосны и ели. У вас на столах лежат образцы. Работать вы будите в парах.
- Рассмотрите веточки. Чем они похожи?
- Какие хвоинки у ели? Измерьте их длину. Что можно использовать для измерения длины? (линейку)
- Какой длины хвоинки? Как расположены хвоинки на ветке? (по одной)
- Какие хвоинки у сосны? Измерьте их. Как они расположены? (по две)
- Поднимите ветку ели, а теперь сосны.
-Давайте подведем итог.
Вывод: Ель и сосну можно отличить по хвое.
Итак, у ели хвоинки короткие, они расположены по одной.
А у сосны хвоинки длинные, они расположены парами.
Проведем третье исследование.
- Когда мы попадаем в лес, в котором растут ели и сосны, то что обязательно под этими деревьями мы найдем? (шишки)
- Итак, у каждого на парте есть шишка. Как вы думаете, какая шишка еловая, а какая сосновая?
- Чем они отличаются? (формой)
- А чем похожи?
- Поднимите сосновую шишку, еловую.
В шишках ели и сосны располагаются семена. Они по внешнему виду похожи. Выпав из шишки, они крутятся на подобии пропеллера у вертолета. Подхватываемые ветром, семена могут улететь довольно далеко от дерева. Когда молодое дерево прорастает, ростки одинаковые. Стебелек короче спички и не толще швейной иглы. А на верхушке стебелька пучок очень тонких иголочек, они мягкие, как пушок.
- Давайте подведем итог.
Вывод: Ель и сосну можно отличить по форме шишек.
У сосны шишки круглые, а у ели продолговатые.
Доп. Информация
- К хвойным деревьям относится и еще одно дерево. Я прочитаю загадку, а вы её отгадаете
Есть у родственницы ёлки
Неколючие иголки.
Но в отличие от ёлки
Опадают те иголки. (Лиственница)
- Что мы выяснили про лиственницу? (Иголки мягкие, желтеют и опадают)
- Что по картинке можно рассказать о лиственнице?
- Давайте послушаем сообщение об этом дереве.
- Лиственница – хвойное дерево, но не вечно зеленое, как ель и сосна. Она каждую осень сбрасывает венчики своих иголок и каждую весну вновь распускает их. Лиственницу называют королевой сибирских лесов. Древесина этого дерева не знает износа и может прослужить 500 – 700 лет.
Применение полученных знаний. Работа в рабочих тетрадях. Моделирование.
- Чтобы закрепить новые знания о хвойных деревьях, откроем рабочие тетради и выполним задания.
Нарисовать дерево ели и сосны.
Нарисовать веточку ели и сосны.
Подведение итогов. Рефлексия.
- Вот и закончилась наша исследовательская работа. Какие открытия вы сегодня сделали на уроке?
- Кто к нам приходил на урок?
- Что хотел узнать Незнайка?
- Приведите примеры хвойных деревьев.
- Чем они отличаются?
Любите родную природу
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живем мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе,
Мы к ней относиться добрей.
- Спасибо за работу! Урок окончен.