СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Фотосинтез и дыхание

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Фотосинтез и дыхание растений

 

Задачи:

 образовательные: организовать учебную деятель­ность по изучению процессов фотосинтеза и клеточного ды­хания у растений, сформировать общее представление о сути реакций, протекающих при фотосинтезе, роли и значении фотосинтеза для растений, животных и планеты в целом;

развивающие: способствовать обучению учащихся умениям сравнения и установления причинно-следственных связей

на примере процессов фотосинтеза и дыхания;

воспитательные: способствовать формированию умения сосредотачиваться на предмете своей деятельности и самостоятельно работать.

Глоссарий урока:

 фотосинтез, дыхание, кислород, углекис­лый газ, щёлочь, известковый раствор, крахмал.

Оборудование и средства обучения:

рис. учебника, наглядный материал.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

 

Здравствуйте, ребята! Если день начинать с хорошим настроением, то можно надеяться, что он пройдет удачно. У вас сегодня хорошее настроение? ( Если ответили  « нет») Тогда мы исправим это! Давайте сегодняшнее занятие проведем в хорошем настроении! Ваша задача – быть внимательными, активными, находчивыми, а главное – трудолюбивыми. Показывать, что мы знаем и как умеем работать. 

 

II.        Проверка домашнего задания.

Письменный опрос всех учащихся. Биологический диктант по вариантам. (§ 34) (Приложение 1). Время выполнения задания 5-7 мин.

  1. Актуализация знаний.

Ребята, посмотрите перед вами хорошо известные вам продукты питания (яйца, мука, сахар и яблоки).  ( Приложение 2 )Подняв руку, назовите их, пожалуйста. Спасибо. Какое блюдо можно приготовить из совокупности предложенных продуктов (пирог "Шарлотка") Верно, молодцы. Ребята, подумайте и скажите, пожалуйста, верно ли утверждение, что профессиональный повар может приготовить блюдо из любых ингредиентов. (Даются всевозможные версии).

Для того чтобы определить правильную версию необходимо рассмотреть и проанализировать слова русского ученого К.А. Тимирязева: "Дайте самому лучшему повару сколько угодно свежего воздуха, сколько угодно солнечного света и целую речку чистой воды и попросите, чтобы из всего этого он приготовил вам сахар, крахмал, жир и зерно, - он решит, что вы над ним смеётесь. Но то, что кажется совершенно фантастическим человеку, беспрепятственно совершается в зеленых листьях растениях".

Итак, повторяю вопрос: "Верно ли утверждение, что профессиональный повар может приготовить блюдо из любых ингредиентов. Молодцы! Тогда кто же будет чудо поваром? Отлично, действительно чудо повар - это зеленое растение. Если у повара блюдо получается в результате процесса приготовления, то у растения конечный продукт получается в результате процесса фотосинтеза. И так, тема нашего урока « Фотосинтез и дыхание.»Открываем все свои тетради и записывает тему урока.

Ребята, а что вы знаете о данном процессе? 

На сегодняшнем уроке, ребята вам необходимо будет выяснить:

Какие условия нужны для протекания процесса фотосинтеза?

Что является результатом фотосинтеза?

Как дышат растения?

Каково значение фотосинтеза в природе и жизни человека?

 

  1. Изучение нового материала.

Учитель поясняет, что для ответа на эти вопросы, вам необходимо поделиться на 4 –е группы. Каждой группе необходимо будет выполнить задание ,указанные в карточке. ( Приложение 3) У каждой группы на карточках представлен план выполнения вашего задания. Вы работаете с учебным материалом , на указанных страницах.  На выполнение задания  3-5 мин. После один из представителей группы должен будет представить выполненное задание по плану , на карточках. Участники группы готовят вопросы по своему выступлению остальным учащимся.  На выступление дается не более 2 мин.

И так, какие условия необходимы  для протекания фотосинтеза мы с вами выяснили.  На доске учитель записывает « уравнение»

 

Углекислый газ + вода

Солнечный свет

Органическое вещество (сахар - крахмал) + кислород

->хлорофилл

 

 А что же является результатом фотосинтеза? Верно, органическое вещество ( сахар-крахмал ) +кислород. Учащиеся ,опираясь на уравнение, дают определение фотосинтезу.

Фотосинтез - процесс образования в зеленых клетках растения органических веществ (углеводов) из неорганических за счет энергии света.

Физкультминутка.

А теперь, мы с вами немножко отдохнем. Сядьте так , как вам удобно. Расслабьтесь  и послушайте сказку про « Фотосинтез».А теперь откройте глаза, встаньте дружно. Если фотосинтез  происходит на свету, поднимите две руки, если в темноте -поднимите одну руку! Если при фотосинтезе выделяется кислород, присядьте на свои места. Сделайте глубокий вдох и выдох.

И так продолжаем с вами работать, посмотрите внимательно на доску, какие задачи мы с вами еще решили?

Для ответа на последний вопрос урока ("Каково значение фотосинтеза в природе и жизни человека?") учитель зачитывает строки стихотворения и просит ответить на проблемный вопрос урока.

Фотосинтез идет на свету круглый год. И он людям дает пищу и кислород. Очень важный процесс - фотосинтез, друзья, Без него на Земле обойтись нам нельзя. Фрукты, овощи, хлеб, уголь, сено, дрова - Фотосинтез всему этому голова. Воздух чист будет, свеж, как легко им дышать! И озоновый слой будет нас защищать.

Значение фотосинтеза:

В результате фотосинтеза выделяется кислород для дыхания живых организмов.

Благодаря фотосинтезу постоянно образуются органические вещества для питания грибов, бактерий, животных и человека.

Ребята, скажите, а если на Земле исчезнуть все зеленые растения, что будет с нами и с другими живыми существами? Поэтому как мы должны относится к зеленым растениям?

  1. Закрепление.

Первый вариант- заполняет таблицу, второй –кроссворд.

 

 

Сравниваемый признак

Фотосинтез

Дыхание

В какое время происходит?

Днём

Всегда

Какой газ поглощается?

Углекислый газ

Кислород

Какой газ выделяется?

Кислород

Углекислый газ

В каких клетках проис­ходит?

В клетках,содер­жащих хлоропла- сты

Во всех живых клетках

Образуется или разрушает­ся органическое вещество?

Образуется

Разрушается

Выделяется или поглощает­ся энергия?

Поглощается

Выделяется

 

Кроссворд

фотосинтез  дыхание

 

1.       Органоиды клетки зеленого цвета, принимающие основное участие в фотосинтезе.2. Газ, поглощаемый растениями в процессе фотосинтеза.3. Газ, поглощаемый растениями в процессе дыхания.

4.       Процесс расщепления органических веществ в клетке для обеспечения ее энергией.5.Органическое вещество – продукт фотосинтеза.6. Основной орган растения в котором происходит фотосинтез7. Органическое вещество, которое образуется из глюкозы. Способно накапливаться в семенах, клубнях окрашивается в синий цвет под действием йода.8.Процесс образования глюкозы из углекислого газа и воды под действием света.

После чего учащиеся комментируют таблицу, кроссворд. Учитель проверяет, указывает ошибки, если таковые есть.

VI.       Подведение итогов урока.

          Выставление отметок, за работу на уроке.

VII.     Рефлексия.

Светофор.

VIII.    Домашнее задание.

§ 35, составить собственный кроссворд на тему « Фотосинтез и дыхание».

Ребята, вы сегодня все на славу потрудились!  Большое Вам спасибо, до свидания.

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Фотосинтез и дыхание»

Открытый урок 7 класс.

Учитель: Королькова В.В.


Тема: Фотосинтез и дыхание растений


Задачи:

образовательные: организовать учебную деятель­ность по изучению процессов фотосинтеза и клеточного ды­хания у растений, сформировать общее представление о сути реакций, протекающих при фотосинтезе, роли и значении фотосинтеза для растений, животных и планеты в целом;

развивающие: способствовать обучению учащихся умениям сравнения и установления причинно-следственных связей

на примере процессов фотосинтеза и дыхания;

воспитательные: способствовать формированию умения сосредотачиваться на предмете своей деятельности и самостоятельно работать.

Глоссарий урока:

фотосинтез, дыхание, кислород, углекис­лый газ, щёлочь, известковый раствор, крахмал.

Оборудование и средства обучения:

рис. учебника, наглядный материал.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.


Здравствуйте, ребята! Если день начинать с хорошим настроением, то можно надеяться, что он пройдет удачно. У вас сегодня хорошее настроение? ( Если ответили « нет») Тогда мы исправим это! Давайте сегодняшнее занятие проведем в хорошем настроении! Ваша задача – быть внимательными, активными, находчивыми, а главное – трудолюбивыми. Показывать, что мы знаем и как умеем работать. 


II. Проверка домашнего задания.

Письменный опрос всех учащихся. Биологический диктант по вариантам. (§ 34) (Приложение 1). Время выполнения задания 5-7 мин.

  1. Актуализация знаний.

Ребята, посмотрите перед вами хорошо известные вам продукты питания (яйца, мука, сахар и яблоки). ( Приложение 2 )Подняв руку, назовите их, пожалуйста. Спасибо. Какое блюдо можно приготовить из совокупности предложенных продуктов (пирог "Шарлотка") Верно, молодцы. Ребята, подумайте и скажите, пожалуйста, верно ли утверждение, что профессиональный повар может приготовить блюдо из любых ингредиентов. (Даются всевозможные версии).

Для того чтобы определить правильную версию необходимо рассмотреть и проанализировать слова русского ученого К.А. Тимирязева: "Дайте самому лучшему повару сколько угодно свежего воздуха, сколько угодно солнечного света и целую речку чистой воды и попросите, чтобы из всего этого он приготовил вам сахар, крахмал, жир и зерно, - он решит, что вы над ним смеётесь. Но то, что кажется совершенно фантастическим человеку, беспрепятственно совершается в зеленых листьях растениях".

Итак, повторяю вопрос: "Верно ли утверждение, что профессиональный повар может приготовить блюдо из любых ингредиентов. Молодцы! Тогда кто же будет чудо поваром? Отлично, действительно чудо повар - это зеленое растение. Если у повара блюдо получается в результате процесса приготовления, то у растения конечный продукт получается в результате процесса фотосинтеза. И так, тема нашего урока « Фотосинтез и дыхание.»Открываем все свои тетради и записывает тему урока.

Ребята, а что вы знаете о данном процессе? 

На сегодняшнем уроке, ребята вам необходимо будет выяснить:

Какие условия нужны для протекания процесса фотосинтеза?

Что является результатом фотосинтеза?

Как дышат растения?

Каково значение фотосинтеза в природе и жизни человека?



  1. Изучение нового материала.

Учитель поясняет, что для ответа на эти вопросы, вам необходимо поделиться на 4 –е группы. Каждой группе необходимо будет выполнить задание ,указанные в карточке. ( Приложение 3) У каждой группы на карточках представлен план выполнения вашего задания. Вы работаете с учебным материалом , на указанных страницах. На выполнение задания 3-5 мин. После один из представителей группы должен будет представить выполненное задание по плану , на карточках. Участники группы готовят вопросы по своему выступлению остальным учащимся. На выступление дается не более 2 мин.

И так, какие условия необходимы для протекания фотосинтеза мы с вами выяснили. На доске учитель записывает « уравнение»



Углекислый газ + вода

Солнечный свет

Органическое вещество (сахар - крахмал) + кислород

-хлорофилл


А что же является результатом фотосинтеза? Верно, органическое вещество ( сахар-крахмал ) +кислород. Учащиеся ,опираясь на уравнение, дают определение фотосинтезу.

Фотосинтез - процесс образования в зеленых клетках растения органических веществ (углеводов) из неорганических за счет энергии света.

Физкультминутка.

А теперь, мы с вами немножко отдохнем. Сядьте так , как вам удобно. Расслабьтесь и послушайте сказку про « Фотосинтез».А теперь откройте глаза, встаньте дружно. Если фотосинтез происходит на свету, поднимите две руки, если в темноте -поднимите одну руку! Если при фотосинтезе выделяется кислород, присядьте на свои места. Сделайте глубокий вдох и выдох.

И так продолжаем с вами работать, посмотрите внимательно на доску, какие задачи мы с вами еще решили?

Для ответа на последний вопрос урока ("Каково значение фотосинтеза в природе и жизни человека?") учитель зачитывает строки стихотворения и просит ответить на проблемный вопрос урока.

Фотосинтез идет на свету круглый год.
И он людям дает пищу и кислород.
Очень важный процесс - фотосинтез, друзья,
Без него на Земле обойтись нам нельзя.
Фрукты, овощи, хлеб, уголь, сено, дрова -
Фотосинтез всему этому голова.
Воздух чист будет, свеж, как легко им дышать!
И озоновый слой будет нас защищать.

Значение фотосинтеза:

В результате фотосинтеза выделяется кислород для дыхания живых организмов.

Благодаря фотосинтезу постоянно образуются органические вещества для питания грибов, бактерий, животных и человека.

Ребята, скажите, а если на Земле исчезнуть все зеленые растения, что будет с нами и с другими живыми существами? Поэтому как мы должны относится к зеленым растениям?

  1. Закрепление.

Первый вариант- заполняет таблицу, второй –кроссворд.





Сравниваемый признак

Фотосинтез

Дыхание

В какое время происходит?

Днём

Всегда

Какой газ поглощается?

Углекислый газ

Кислород

Какой газ выделяется?

Кислород

Углекислый газ

В каких клетках проис­ходит?

В клетках,содер­жащих хлоропла- сты

Во всех живых клетках

Образуется или разрушает­ся органическое вещество?

Образуется

Разрушается

Выделяется или поглощает­ся энергия?

Поглощается

Выделяется



Кроссворд

фотосинтез  дыхание



1.       Органоиды клетки зеленого цвета, принимающие основное участие в фотосинтезе.2. Газ, поглощаемый растениями в процессе фотосинтеза.3. Газ, поглощаемый растениями в процессе дыхания.

4.       Процесс расщепления органических веществ в клетке для обеспечения ее энергией.5.Органическое вещество – продукт фотосинтеза.6. Основной орган растения в котором происходит фотосинтез7. Органическое вещество, которое образуется из глюкозы. Способно накапливаться в семенах, клубнях окрашивается в синий цвет под действием йода.8.Процесс образования глюкозы из углекислого газа и воды под действием света.

После чего учащиеся комментируют таблицу, кроссворд. Учитель проверяет, указывает ошибки, если таковые есть.

VI. Подведение итогов урока.

Выставление отметок, за работу на уроке.

VII. Рефлексия.

Светофор.

VIII. Домашнее задание.

§ 35, составить собственный кроссворд на тему « Фотосинтез и дыхание».

Ребята, вы сегодня все на славу потрудились! Большое Вам спасибо, до свидания!





























5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!