СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Фотосинтез и хемосинтез

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: изучить механизм процессов фотосинтеза и хемосинтеза.

Задача: рассмотреть особенности процессов фотосинтеза и хемосинтеза, основные этапы этих процессов, выявить их роль.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Фотосинтез и хемосинтез»

    Фотосинтез и хемосинтез

    Фотосинтез и хемосинтез

    Цель: изучить механизм процессов фотосинтеза и хемосинтеза  Задачи: Рассмотреть особенности процессов фотосинтеза и хемосинтеза, основные этапы этих процессов, выявить их роль формировать умения и навыки самостоятельной работы с различными источниками информации Ответственное отношение к выполняемым заданиям, патриотическое воспитание на примере работ отечественных ученых по изучению этих процессов

    Цель: изучить механизм процессов фотосинтеза и хемосинтеза

    Задачи:

    • Рассмотреть особенности процессов фотосинтеза и хемосинтеза, основные этапы этих процессов, выявить их роль
    • формировать умения и навыки самостоятельной работы с различными источниками информации
    • Ответственное отношение к выполняемым заданиям, патриотическое воспитание на примере работ отечественных ученых по изучению этих процессов
    История изучения процесса фотосинтеза 1771 г. – англ. химик Джозеф Пристли установил, что растения «исправляют» воздух, «испорченный» горящей свечой. 1782 г. – Жан Сенебье показал, что растения, выделяя кислород, поглощают углекислый газ; предположил, что в вещество растения превращается углерод, входящий в состав углекислого газа. 1779 г.- австр. врач Ян Ингенхауз обнаружил, что растения выделяют кислород только на свету. Он погружал ветку ивы в воду и наблюдал на свету образования на листьях пузырьков кислорода.

    История изучения

    процесса фотосинтеза

    1771 г. – англ. химик Джозеф Пристли установил, что растения «исправляют» воздух, «испорченный» горящей свечой.

    1782 г. – Жан Сенебье показал, что растения, выделяя кислород, поглощают углекислый газ; предположил, что в вещество растения превращается углерод, входящий в состав углекислого газа.

    1779 г.- австр. врач Ян Ингенхауз обнаружил, что растения выделяют кислород только на свету. Он погружал ветку ивы в воду и наблюдал на свету образования на листьях пузырьков кислорода.

    1903 г. - русский ученый Климент Аркадьевич Тимирязев первый обобщил все данные о фотосинтезе и дал научное объяснение этому процессу в книге « Жизнь растений »

    1903 г. - русский ученый Климент Аркадьевич Тимирязев первый обобщил все данные о фотосинтезе и дал научное объяснение этому процессу в книге « Жизнь растений »

    Фотосинтез  – это процесс преобразования поглощённой энергии света в химическую энергию органических соединений

    Фотосинтез  – это процесс преобразования поглощённой энергии света в химическую энергию органических

    соединений

    Строение хлоропласта

    Строение хлоропласта

    Хлорофилл- сложное органическое вещество, в центре которого находится атом магния. Хлорофилл находится в мембранах тилакоидов гран, из-за чего хлоропласты приобретают зеленый цвет. Хлорофилл поглощает лучи в красной и синей областях спектра и отражает зеленые лучи, которые воспринимаются нашим глазом.

    Хлорофилл- сложное органическое вещество, в центре которого находится атом магния. Хлорофилл находится в мембранах тилакоидов гран, из-за чего хлоропласты приобретают зеленый цвет. Хлорофилл поглощает лучи в красной и синей областях спектра и отражает зеленые лучи, которые воспринимаются нашим глазом.

    СВЕТОВАЯ ТЕМНОВАЯ

    СВЕТОВАЯ

    ТЕМНОВАЯ

    Фазы фотосин-теза Локализация в клетке Световая фаза Мембраны тилакоидов, граны хлоропластов Процессы, происходящие в этой фазе Результаты процессов а) хлорофил-(свет)  → хлорофилл+е;  б) е + белки-переносчики → на наружную поверхность мембраны тилакоида  в) НАДФ +  +2Н 2 + 4е →НАДФ Н 2  НАДФН 2 О 2 - в атмосферу Образование АТФ  Фотолиз воды (разложение)                                       Н 2 О   свет   → Н +  +ОН -    Н + → в протонный резервуар тилакоида ОН -   → ОН - - е → ОН 4ОН → 2Н 2 О + О 2  е+хлорофилл -------хлорофилл 3. Н + - источник энергии, необходимой АТФ фазе для синтеза АТФ из АДФ+Ф  

    Фазы фотосин-теза

    Локализация в клетке

    Световая фаза

    Мембраны тилакоидов, граны хлоропластов

    Процессы, происходящие в этой фазе

    Результаты процессов

    • а) хлорофил-(свет) → хлорофилл+е;

    б) е + белки-переносчики → на наружную поверхность мембраны тилакоида

    в) НАДФ +  +2Н 2 + 4е →НАДФ Н 2

    • НАДФН 2
    • О 2 - в атмосферу
    • Образование АТФ
    • Фотолиз воды (разложение)                                       Н 2 О   свет   → Н +  +ОН -  

    Н + → в протонный резервуар тилакоида

    ОН -   → ОН - - е → ОН

    4ОН → 2Н 2 О + О 2

    е+хлорофилл -------хлорофилл

    3. Н + - источник энергии, необходимой АТФ фазе для синтеза АТФ из АДФ+Ф

     

    Фазы фотосинтеза Локализация в клетке Темновая фаза Процессы, происходящие в этой фазе Строма хлоропластов Результаты процессов Связывание СО 2. Участвуют молекулы АТФ , синтезированные во время световой фазы и атомы Н (образованные при фотолизе), связанные с молекулами переносчиками. СО 2 присоединяется к существующим в клетке молекулам пентозы, которые функционируют в цикле Кальвина, образуются углеводы Образование глюкозы

    Фазы фотосинтеза

    Локализация в клетке

    Темновая фаза

    Процессы, происходящие в этой фазе

    Строма хлоропластов

    Результаты процессов

    Связывание СО 2. Участвуют молекулы АТФ , синтезированные во время световой фазы и атомы Н (образованные при фотолизе), связанные с молекулами переносчиками. СО 2 присоединяется к существующим в клетке молекулам пентозы, которые функционируют в цикле Кальвина, образуются углеводы

    Образование глюкозы

    Значение  фотосинтеза Фотосинтез – основа питания всех живых существ  Ежегодно на Земле производится 150 млрд. тонн органического вещества и выделяется 200 млрд. тонн свободного кислорода  Из кислорода образуется озоновый слой, защищающий живые организмы от ультрафиолетовой радиации  Фотосинтез поддерживает современный состав атмосферы  Препятствует увеличению концентрации СО 2 , предотвращая перегрев  Земли  Растения вовлекают в круговорот миллиарды тонн азота, фосфора, серы, кальция, магния, калия и других элементов

    Значение фотосинтеза

    • Фотосинтез – основа питания всех живых существ
    • Ежегодно на Земле производится 150 млрд. тонн органического вещества и выделяется 200 млрд. тонн свободного кислорода
    • Из кислорода образуется озоновый слой, защищающий живые организмы от ультрафиолетовой радиации
    • Фотосинтез поддерживает современный состав атмосферы
    • Препятствует увеличению концентрации СО 2 , предотвращая перегрев  Земли
    • Растения вовлекают в круговорот миллиарды тонн азота, фосфора, серы, кальция, магния, калия и других элементов
    В природе происходит ещё один процесс, при котором создаются органические вещества – это хемосинтез С.Н. Виноградский  в 1887 году впервые открыл процесс хемосинтеза

    В природе происходит ещё один процесс, при котором создаются органические вещества – это хемосинтез

    С.Н. Виноградский

    в 1887 году впервые открыл процесс хемосинтеза

    Хемосинтез
    • Хемосинтез
    Существует несколько групп хемосинтезирующих бактерий, из которых наибольшее значение имеют нитрифицирующие, серобактерии и железобактерии. Например, нитрифицирующие бактерии получают энергию для синтеза органических веществ, окисляя аммиак до азотистой, а затем до азотной кислоты, серобактерии — окисляя сероводород до сульфатов, водородные бактерии – окисляя водород до воды, а железобактерии — превращая закисные соли железа в окисные. Освобожденная энергия аккумулируется в клетках хемобактерий в форме АТФ. Процесс хемосинтеза, при котором из СO2 образуется органическое вещество, протекает аналогично темновой фазе фотосинтеза. Благодаря жизнедеятельности бактерий-хемосинтетиков в природе накапливаются большие запасы селитры и болотной руды
    • Существует несколько групп хемосинтезирующих бактерий, из которых наибольшее значение имеют нитрифицирующие, серобактерии и железобактерии.
    • Например, нитрифицирующие бактерии получают энергию для синтеза органических веществ, окисляя аммиак до азотистой, а затем до азотной кислоты, серобактерии — окисляя сероводород до сульфатов, водородные бактерии – окисляя водород до воды, а железобактерии — превращая закисные соли железа в окисные.
    • Освобожденная энергия аккумулируется в клетках хемобактерий в форме АТФ.
    • Процесс хемосинтеза, при котором из СO2 образуется органическое вещество, протекает аналогично темновой фазе фотосинтеза. Благодаря жизнедеятельности бактерий-хемосинтетиков в природе накапливаются большие запасы селитры и болотной руды
    Источники информации: Планирование к учебнику А.А. Каменского, ЕА. Криксунова, В.В. Пасечника «Введение в общую биологию и экологию»: пособие для учителя. - М.: Дрофа, 2012. - 128 с. Пепеляева, О.А., Сунцова, И.В. Поурочные разработки по общей биологии: 9 класс. - М.: ВАКО, 2006. - 464 с. - (В помощь школьному учителю). Сидоров Е.П. Общая биология для поступающих в вузы. Структурированный конспект. - М.: «Уникум-центр», 1997 Биология для поступающих в вузы. Под ред. Ярыгина В.Н., - М.: «Высшая школа», 1997 Петросова Р.А. Дидактический материал по общей биологии: пособие для учителей биологии – М.: «РАУБ – Цитадель». 1997 CD- диск «Уроки биологии Кирилла и Мефодия. 10-11 класс»,2005 Картинки сайтов сети Интернет.  

    Источники информации:

    Планирование к учебнику А.А. Каменского, ЕА. Криксунова, В.В. Пасечника «Введение в общую биологию и экологию»: пособие для учителя. - М.: Дрофа, 2012. - 128 с.

    Пепеляева, О.А., Сунцова, И.В. Поурочные разработки по общей биологии: 9 класс. - М.: ВАКО, 2006. - 464 с. - (В помощь школьному учителю).

    Сидоров Е.П. Общая биология для поступающих в вузы. Структурированный конспект. - М.: «Уникум-центр», 1997

    Биология для поступающих в вузы. Под ред. Ярыгина В.Н., - М.: «Высшая школа», 1997

    Петросова Р.А. Дидактический материал по общей биологии: пособие для учителей биологии – М.: «РАУБ – Цитадель». 1997

    CD- диск «Уроки биологии Кирилла и Мефодия. 10-11 класс»,2005

    Картинки сайтов сети Интернет.