Фотосинтез и хемосинтез
Цель: изучить механизм процессов фотосинтеза и хемосинтеза
Задачи:
- Рассмотреть особенности процессов фотосинтеза и хемосинтеза, основные этапы этих процессов, выявить их роль
- формировать умения и навыки самостоятельной работы с различными источниками информации
- Ответственное отношение к выполняемым заданиям, патриотическое воспитание на примере работ отечественных ученых по изучению этих процессов
История изучения
процесса фотосинтеза
1771 г. – англ. химик Джозеф Пристли установил, что растения «исправляют» воздух, «испорченный» горящей свечой.
1782 г. – Жан Сенебье показал, что растения, выделяя кислород, поглощают углекислый газ; предположил, что в вещество растения превращается углерод, входящий в состав углекислого газа.
1779 г.- австр. врач Ян Ингенхауз обнаружил, что растения выделяют кислород только на свету. Он погружал ветку ивы в воду и наблюдал на свету образования на листьях пузырьков кислорода.
1903 г. - русский ученый Климент Аркадьевич Тимирязев первый обобщил все данные о фотосинтезе и дал научное объяснение этому процессу в книге « Жизнь растений »
Фотосинтез – это процесс преобразования поглощённой энергии света в химическую энергию органических
соединений
Строение хлоропласта
Хлорофилл- сложное органическое вещество, в центре которого находится атом магния. Хлорофилл находится в мембранах тилакоидов гран, из-за чего хлоропласты приобретают зеленый цвет. Хлорофилл поглощает лучи в красной и синей областях спектра и отражает зеленые лучи, которые воспринимаются нашим глазом.
СВЕТОВАЯ
ТЕМНОВАЯ
Фазы фотосин-теза
Локализация в клетке
Световая фаза
Мембраны тилакоидов, граны хлоропластов
Процессы, происходящие в этой фазе
Результаты процессов
- а) хлорофил-(свет) → хлорофилл+е;
б) е + белки-переносчики → на наружную поверхность мембраны тилакоида
в) НАДФ + +2Н 2 + 4е →НАДФ Н 2
- НАДФН 2
- О 2 - в атмосферу
- Образование АТФ
- Фотолиз воды (разложение) Н 2 О свет → Н + +ОН -
Н + → в протонный резервуар тилакоида
ОН - → ОН - - е → ОН
4ОН → 2Н 2 О + О 2
е+хлорофилл -------хлорофилл
3. Н + - источник энергии, необходимой АТФ фазе для синтеза АТФ из АДФ+Ф
Фазы фотосинтеза
Локализация в клетке
Темновая фаза
Процессы, происходящие в этой фазе
Строма хлоропластов
Результаты процессов
Связывание СО 2. Участвуют молекулы АТФ , синтезированные во время световой фазы и атомы Н (образованные при фотолизе), связанные с молекулами переносчиками. СО 2 присоединяется к существующим в клетке молекулам пентозы, которые функционируют в цикле Кальвина, образуются углеводы
Образование глюкозы
Значение фотосинтеза
- Фотосинтез – основа питания всех живых существ
- Ежегодно на Земле производится 150 млрд. тонн органического вещества и выделяется 200 млрд. тонн свободного кислорода
- Из кислорода образуется озоновый слой, защищающий живые организмы от ультрафиолетовой радиации
- Фотосинтез поддерживает современный состав атмосферы
- Препятствует увеличению концентрации СО 2 , предотвращая перегрев Земли
- Растения вовлекают в круговорот миллиарды тонн азота, фосфора, серы, кальция, магния, калия и других элементов
В природе происходит ещё один процесс, при котором создаются органические вещества – это хемосинтез
С.Н. Виноградский
в 1887 году впервые открыл процесс хемосинтеза
- Существует несколько групп хемосинтезирующих бактерий, из которых наибольшее значение имеют нитрифицирующие, серобактерии и железобактерии.
- Например, нитрифицирующие бактерии получают энергию для синтеза органических веществ, окисляя аммиак до азотистой, а затем до азотной кислоты, серобактерии — окисляя сероводород до сульфатов, водородные бактерии – окисляя водород до воды, а железобактерии — превращая закисные соли железа в окисные.
- Освобожденная энергия аккумулируется в клетках хемобактерий в форме АТФ.
- Процесс хемосинтеза, при котором из СO2 образуется органическое вещество, протекает аналогично темновой фазе фотосинтеза. Благодаря жизнедеятельности бактерий-хемосинтетиков в природе накапливаются большие запасы селитры и болотной руды
Источники информации:
Планирование к учебнику А.А. Каменского, ЕА. Криксунова, В.В. Пасечника «Введение в общую биологию и экологию»: пособие для учителя. - М.: Дрофа, 2012. - 128 с.
Пепеляева, О.А., Сунцова, И.В. Поурочные разработки по общей биологии: 9 класс. - М.: ВАКО, 2006. - 464 с. - (В помощь школьному учителю).
Сидоров Е.П. Общая биология для поступающих в вузы. Структурированный конспект. - М.: «Уникум-центр», 1997
Биология для поступающих в вузы. Под ред. Ярыгина В.Н., - М.: «Высшая школа», 1997
Петросова Р.А. Дидактический материал по общей биологии: пособие для учителей биологии – М.: «РАУБ – Цитадель». 1997
CD- диск «Уроки биологии Кирилла и Мефодия. 10-11 класс»,2005
Картинки сайтов сети Интернет.