Урок был проведен в 9 классе с использованием оборудования Курчатовского проекта.
Дидактическая цель: сформировать представление об электропроводности растворов, ввести понятия «электролит» и «неэлектролит», сравнив электропроводность растворов разных веществ.
Основная задача: сравнить электропроводность разных растворов и кристаллических веществ датчиком электропроводности
Оборудование , материалы и реактивы
|
Ноутбук с программой Нау-Ра®
|
|
Датчик электропроводности
Нау-Ра®
|
|
USB кабель
|
|
Стаканы на 50 мл
|
|
Вода дистиллированная в промывалке
|
|
Хлорид натрия тв, раствор
Раствор соляной кислоты
Раствор гидроксида натрия
Сахароза тв., раствор
Вода водопроводная
Вода дистиллированная
|
|
Бумажные салфетки
Склянки для слива
|
Теоретическое введение к эксперименту
Существуют вещества-металлы, отличительной особенностью которых служит способность проводить электрический ток благодаря движению электронов. В то же время электрический ток могут переносить не только электроны, но и другие заряженные частицы, в том числе ионы.
Вещества, которые обладают ионной электропроводностью, называются электролитами. Прочие вещества называются неэлектролитами.
Определить принадлежность вещества или раствора вещества к электролитам можно при помощи измерения электропроводности датчиком электропроводности. Если электропроводность велика, то исследуемый объект – электролит.
Учащимся предлагается выполнить ряд экспериментов, пользуясь инструкцией к работе, результаты исследований занести в таблицу.
Сборка прибора
1. Подключите датчик электропроводности к ноутбуку и запустите программу Нау-Ра®.
2. Выберите “Ввод данных по нажатию”.
Измерения
1. Запустите измерения .
2. Погрузите датчик электропроводности в дистиллированную воду так, чтобы вода полностью залила электроды. Зафиксируйте значение электропроводности .
3. Извлеките датчик из воды. Оботрите электроды бумажной салфеткой насухо.
4. Погрузите датчик в кристаллическую поваренную соль так, чтобы электроды были ей полностью покрыты. Снова зафиксируйте значение электропроводности.
5. Остановите измерения.
После каждого измерения электропроводности следует ополаскивать электроды датчика дистиллированной водой и обтирать бумажной салфеткой.
Обучающиеся исследуют на электропроводность вещества в кристаллическом состоянии и в растворе, предложенные учителем, фиксируя значение электропроводности в таблице:
Вещество
|
Электропроводность, мкСм/см
|
Дистиллированная вода
|
0
|
Поваренная соль твёрдая
|
0
|
Раствор соли в воде
|
11
|
Показания датчика электропроводности например, раствора сахарозы
t, сек G, мСм/см
0,05 0,01
0,15 0,01
0,25 0,01
0,35 0,01
0,45 0,01
0,55 0,01
По окончании экспериментов идет обсуждение результатов, в результате чего учащиеся приходят к выводу:
- Дистиллированная вода не проводит электрический ток.
- Кристаллические вещества не проводят электрический ток.
- Растворы поваренной соли, соляной кислоты и гидроксида натрия и водопроводной воды - проводят электрический ток.
В растворе появляются свободные ионы-заряженные частицы-которые и проводят электрический ток. В дистиллированной воде и кристаллах нет свободных ионов – нет электропроводности.
4. Есть вещества, которые не дают ионов при растворении. Это вещества с молекулярной кристаллической решеткой. Они в растворе не проводят электрический ток (Сахароза)