Предмет: русский язык.
Класс: 2 класс.
Автор учебника: С.В. Иванов «Русский язык» – программа «Начальная школа XXI »
Тема: «Корень слова»
Дидактическая цель: способствовать формированию понятия корень, как главной значимой части родственных слов через проблемную ситуацию.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Задачи урока:
1. Образовательные:
познакомить с понятиями "корень", "родственные слова" и обозначением корня в слове;
учить выделять корень слова в группе родственных слов.
2.Развивающие:
развивать умение наблюдать, анализировать, синтезировать, сравнивать,
развивать познавательную активность;
развивать самооценку и коммуникативные навыки.
3. Воспитательные:
Методы обучения:
Словесные (беседа, фронтальный опрос);
Наглядные (демонстрационный материал, карточки для групповой работы);
Практические (упражнения);
Поисковые (частично-поисковые);
Аналитические;
Самостоятельной работы учеников (письменная работа);
Дидактическая игра.
Формы организации познавательной деятельности:
общеклассная,
групповая,
индивидуальная
Средства обучения:
картинки с изображением дома, домика, домища;
карточки для групповой работы;
словарь;
домашнее задание с изображением дерева.
Ход урока.
Организационное начало, введение в урок (подготовка к усвоению нового материала, актуализация ранее изученного с целью связи с новым);
Прозвенел и смолк звонок –
Начинается урок!
с…бака гор…д д…ревня …тец п…нал м…дведь
- Что записано на доске? (слова)
- Что общего у этих слов? (Все они имена существительные).
- Запишите слова, подчеркните орфограммы. (С комментированием, объясняя правило)
- Как убедится в том, что мы вставили правильно буквы? (Проверить написание этих слов по словарю.)
- В каких словах орфограммы, можно проверить?
(В словах город и медведь есть орфограмма: написание парной согласной на конце.)
2) - Как вы думаете, почему некоторые буквы подчёркнуты? Что заметили?
(Если их соединить, то получится слово.)
- Какое это слово? (Корень.)
- Какие значения имеет это слово ? (корень)
- Где можно найти значение этого слова, если затрудняемся объяснить сами? (в толковом словаре)
- Что можно сказать об этом слове? (Это слово многозначное.)
II. Постановка целей и задач урока;
- Какое отношение имеет слово корень к предмету «Русский язык»?
- Что мы называем корнем слова? ( Корень – это общая часть родственных слов.)
-Что мы должны выяснить на уроке?
· узнать…
· находить…
· выделять…
III. Изложение, объяснение нового материала, включение учащихся в самостоятельную работу (с учебником, справочной литературой, приборами, оборудованием, компьютерной техникой)
- Чтобы ответить на ваши вопросы, предлагаю провести наблюдение.
(На доске картинки с изображением дома, домика, домища. Под ними карточки со словами дом, домик, домище.)

- Посмотрите на картинки прочитайте слова под ними. Что вы заметили?
- Одинаковое ли значение у этих слов?
(У этих слов близкое значение)
- Определите лексическое значение слов
(Дом - жилище для ..., домик - это маленький дом, домище - это большой дом.)
- Что их объединяет? ( У них общая часть: -дом-.)
- Можно ли сказать, что дом, домик, домище - это три формы одного и того же слова?
- Почему?( При изменении формы слова изменяется окончание, а значение слова не меняется)
- Давайте проверим! Измените форму. (Изменяют форму слов.)
- Если "убрать" части, которыми отличаются слова, что останется?
- Давайте проверим. Способом перегибания "уберите" части, которыми отличаются слова.
(Дети выполняют задание)
- Вы убрали части, которыми отличаются слова. Какая часть слова осталась? (Останется часть слова -дом-)
- Какая она во всех этих словах? (Одинаковая или общая)
- Как, по вашему, может называться общая часть в таких словах?
- Знаете ли вы, как называются слова, имеющие общую часть и близкие по значению?
- Давайте проверим правильность наших рассуждений в учебнике на стр.75. (читают правило).
- Что вы узнали из правила?
1. Как называются слова, которые имеют общую часть и близки по значению. Это родственные слова.
- Родственные слова по-другому ещё называют - однокоренными словами.
2. Что такое корень слова.
3. Каким знаком выделяется корень в слове.
Физкультминутка.
IV. Выполнение практических работ как закрепление нового материала.
Дидактическая игра: "Найди родственные слова".
В тихой речке у причала
рыбка рыбку повстречала:
- Здравствуй!
- Здравствуй!
- Как дела?
- На рыбалке я была.
Я удила рыбака,
дядю Петю-чудака!
Е. Чеповецкий.
Прочитайте стихотворение. Назовите слова, которые являются родственными или однокоренными и назовите их.
Докажите правильность своего ответа. (Дети находят родственные слова, доказывают правильность своего выбора)
- Почему вы выбрали именно эти слова?
(Так как у них есть общая главная часть слова. Это корень - рыб-. Эти слова близки по значению)
- Какое слово лишнее среди этой группы слов? (рыбку – форма слова)
2. Работа в группах.
- Предлагаю закрепить новые знания. Для этого организуем работу в группах.
- Вам нужно:
Взять пакет с заданием.
Прочитать задание.
Выполнить задание.
Подготовить отчёт по плану.
Представить отчёт группы.
На выполнение этого задания даётся 4 минуты.
Задание для группы № 1. Ребята! Прочитайте группу слов. По каким признакам эти слова объединены в одну группу и как они называются? Докажите правильность своего ответа. Подготовьте отчёт о работе по плану. Слова для наблюдения в группе №1: город, городской, городок, пригородный |
Задание для группы № 2. Ребята! Прочитайте текст. Найдите родственные слова. Докажите правильность своего ответа Подготовьте отчёт о работе по плану. Текст для наблюдения для группы № 2: Грибники. Осенью ребята часто ходят в лес за грибами. Иногда они соревнуются, кто больше найдёт грибочков. В наших лесах много опят, лисичек, подосиновиков. С полными корзинами грибники возвращаются домой. Ох, и вкусный будет грибной суп! |
Задание для группы № 3. Ребята! 1. Соберите из пазлов картинку и наклейте её на картон. 2. Рассмотрите её и прочитайте слова. 3. Найдите родственные слова. 4. Подготовьте отчёт о работе по плану. Слова для наблюдения в группе №3: море, морской, моряк, заморский |
Отчёт групп - проверка выполнения задания.
План отчёта группы № 1. Мы работали с группой слов (назвать слова). У этих слов схожее _____________________. Во всех словах есть общая часть ____________. Эта общая часть называется - ____________. Мы выделили её- ______. Вывод: слова имеющие общую часть и схожее значение называются _________________________________. |
План отчёта группы № 2. Мы работали с текстом и нашли слова, имеющие схожее значение и общую часть (назвать слова). У этих слов схожее _____________________. Во всех словах есть общая часть ____________. Эта общая часть называется - ____________. Мы выделили её- ______. Вывод: слова имеющие общую часть и схожее значение называются _________________________________. |
План отчёта группы № 3. Мы работали с пазлами и нашли на картинке слова, имеющие схожее значение и общую часть (назвать слова). У этих слов схожее _____________________. Во всех словах есть общая часть ____________. Эта общая часть называется - ____________. Мы выделили её- ______. Вывод: слова имеющие общую часть и схожее значение называются _________________________________. |
V. Подведение итогов урока с комментарием успехов и трудностей в усвоении темы.
1. Фронтальная устная работа с проговариванием и фиксацией на доске.
У.- Ну а теперь вернёмся к началу урока.
- На какие вопросы мы нашли ответы?
Д.- Мы узнали что такое корень. Корень - это главная часть слова.
- Мы сможем выделить корень в словах и обозначить его с помощью обозначения: ...
2. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Заполнение листа самооценки.
(По времени: "Волшебная лестница знаний") или 2 вариант:
- Теперь возьмите листочки голубого цвета.
Анализ индивидуальной деятельности на уроке русского языка по тема "Корень слова" |
Фамилия _____________________ Имя ____________________ |
Я знаю | да | нет | не знаю |
что такое корень | | | |
что такое родственные слова | | | |
Я умею | | | |
находить корень слова в группе родственных слов | | | |
VI. Обсуждение домашнего задания.
- Какое домашнее задание вы бы хотели выполнить после изучения данной темы? (собрать группу родственных слов)
“ Вырасти дерево”.
Каждому ребенку дается карточка с рисунком дерева. Ученик должен придумать корень и вырастить свое дерево, написав на ветвях родственные слова. Рассказать о своем дереве.
VII. Итог урока.
- Какую тайну русского языка мы открыли?
(У слов есть корень. Для того чтобы найти корень в слове, необходимо подобрать группу родственных слов, близких по значению).
- Как вы думаете, почему общую часть родственных слов назвали корнем? Для чего мы изучаем эту тему? (Корень - это главная часть слова. В нём заключено значение слова. Чем больше мы будем знать таких родственных слов, тем ярче будет наша речь)