СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Фрагмент урока русского языка по УМК «Гармония» по теме: «Родственные слова. Корень слова» (ознакомление с новой темой)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Фрагмент  урока русского языка

по УМК «Гармония» по теме:

«Родственные слова. Корень слова»

(ознакомление с новой темой) 

Мы совершим путешествие по сказке

А.С. Пушкина, название которой узнаем в конце урока, выполнив задания

 

Просмотр содержимого документа
«Фрагмент урока русского языка по УМК «Гармония» по теме: «Родственные слова. Корень слова» (ознакомление с новой темой)»

Предмет: русский язык.

Класс: 2 класс.

Автор учебника: С.В. Иванов «Русский язык» – программа «Начальная школа XXI »

Тема: «Корень слова»

Дидактическая цель: способствовать формированию понятия корень, как главной значимой части родственных слов через проблемную ситуацию.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Задачи урока:

1. Образовательные:

  • познакомить с понятиями "корень", "родственные слова" и обозначением корня в слове;

  • учить выделять корень слова в группе родственных слов.

2.Развивающие:

  • развивать умение наблюдать, анализировать, синтезировать, сравнивать,

  • развивать познавательную активность;

  • развивать самооценку и коммуникативные навыки.

3. Воспитательные:

  • воспитывать интерес к родному языку;

  • воспитывать умение вести учебный диалог.

Методы обучения:

Словесные (беседа, фронтальный опрос);

Наглядные (демонстрационный материал, карточки для групповой работы);

Практические (упражнения);

Поисковые (частично-поисковые);

Аналитические;

Самостоятельной работы учеников (письменная работа);

Дидактическая игра.

Формы организации познавательной деятельности:

общеклассная,

групповая,

индивидуальная

Средства обучения:

картинки с изображением дома, домика, домища;

карточки для групповой работы;

словарь;

домашнее задание с изображением дерева.


Ход урока.

  1. Организационное начало, введение в урок (подготовка к усвоению нового материала, актуализация ранее изученного с целью связи с новым);

Прозвенел и смолк звонок –

Начинается урок!


  1. с…бака гор…д д…ревня …тец п…нал м…дведь


- Что записано на доске? (слова)

- Что общего у этих слов? (Все они имена существительные).

- Запишите слова, подчеркните орфограммы. (С комментированием, объясняя правило)

- Как убедится в том, что мы вставили правильно буквы? (Проверить написание этих слов по словарю.)

- В каких словах орфограммы, можно проверить?

(В словах город и медведь есть орфограмма: написание парной согласной на конце.)


2) - Как вы думаете, почему некоторые буквы подчёркнуты? Что заметили?

(Если их соединить, то получится слово.)

- Какое это слово? (Корень.)

- Какие значения имеет это слово ? (корень)

- Где можно найти значение этого слова, если затрудняемся объяснить сами? (в толковом словаре)

- Что можно сказать об этом слове? (Это слово многозначное.)


II. Постановка целей и задач урока;

- Какое отношение имеет слово корень к предмету «Русский язык»?

- Что мы называем корнем слова? ( Корень – это общая часть родственных слов.)


-Что мы должны выяснить на уроке?

·        узнать…

·        находить…

·        выделять…

III. Изложение, объяснение нового материала, включение учащихся в самостоятельную работу (с учебником, справочной литературой, приборами, оборудованием, компьютерной техникой)

- Чтобы ответить на ваши вопросы, предлагаю провести наблюдение.

(На доске картинки с изображением дома, домика, домища. Под ними карточки со словами дом, домик, домище.)

- Посмотрите на картинки прочитайте слова под ними. Что вы заметили?

- Одинаковое ли значение у этих слов?

(У этих слов близкое значение)

- Определите лексическое значение слов

(Дом - жилище для ..., домик - это маленький дом, домище - это большой дом.)

- Что их объединяет? ( У них общая часть: -дом-.)

- Можно ли сказать, что дом, домик, домище - это три формы одного и того же слова?

- Почему?( При изменении формы слова изменяется окончание, а значение слова не меняется)

- Давайте проверим! Измените форму. (Изменяют форму слов.)

- Если "убрать" части, которыми отличаются слова, что останется?

- Давайте проверим. Способом перегибания "уберите" части, которыми отличаются слова.

(Дети выполняют задание)

- Вы убрали части, которыми отличаются слова. Какая часть слова осталась? (Останется часть слова -дом-)

- Какая она во всех этих словах? (Одинаковая или общая)

- Как, по вашему, может называться общая часть в таких словах?

- Знаете ли вы, как называются слова, имеющие общую часть и близкие по значению?

- Давайте проверим правильность наших рассуждений в учебнике на стр.75. (читают правило).

- Что вы узнали из правила?

1. Как называются слова, которые имеют общую часть и близки по значению. Это родственные слова.

- Родственные слова по-другому ещё называют - однокоренными словами.

2. Что такое корень слова.

3. Каким знаком выделяется корень в слове.


Физкультминутка.


IV. Выполнение практических работ как закрепление нового материала.

    1. Дидактическая игра: "Найди родственные слова".

В тихой речке у причала
рыбка рыбку повстречала:
- Здравствуй!
- Здравствуй!
- Как дела?
- На рыбалке я была.
Я удила рыбака,
дядю Петю-чудака!
Е. Чеповецкий.


Прочитайте стихотворение. Назовите слова, которые являются родственными или однокоренными и назовите их.

Докажите правильность своего ответа. (Дети находят родственные слова, доказывают правильность своего выбора)

- Почему вы выбрали именно эти слова?

(Так как у них есть общая главная часть слова. Это корень - рыб-. Эти слова близки по значению)

- Какое слово лишнее среди этой группы слов? (рыбку – форма слова)

2. Работа в группах.

- Предлагаю закрепить новые знания. Для этого организуем работу в группах.

- Вам нужно:

  1. Взять пакет с заданием.

  2. Прочитать задание.

  3. Выполнить задание.

  4. Подготовить отчёт по плану.

  5. Представить отчёт группы.

На выполнение этого задания даётся 4 минуты.

Задание для группы № 1.

Ребята!

  1. Прочитайте группу слов.

  2. По каким признакам эти слова объединены в одну группу и как они называются?

  3. Докажите правильность своего ответа.

  4. Подготовьте отчёт о работе по плану.

Слова для наблюдения в группе №1:

город, городской, городок, пригородный

 

 

Задание для группы № 2.

Ребята!

  1. Прочитайте текст.

  2. Найдите родственные слова.

  3. Докажите правильность своего ответа

  4. Подготовьте отчёт о работе по плану.

Текст для наблюдения для группы № 2:

Грибники.

Осенью ребята часто ходят в лес за грибами. Иногда они соревнуются, кто больше найдёт грибочков. В наших лесах много опят, лисичек, подосиновиков. С полными корзинами грибники возвращаются домой. Ох, и вкусный будет грибной суп!

 

 

Задание для группы № 3.

Ребята!

1. Соберите из пазлов картинку и наклейте её на картон.

2. Рассмотрите её и прочитайте слова.

3. Найдите родственные слова.

4. Подготовьте отчёт о работе по плану.

Слова для наблюдения в группе №3:

море, морской, моряк, заморский

 

  Отчёт групп - проверка выполнения задания.

План отчёта группы № 1.

  1. Мы работали с группой слов (назвать слова).

  2. У этих слов схожее _____________________.

  3. Во всех словах есть общая часть ____________.

  4. Эта общая часть называется - ____________. Мы выделили её- ______.

Вывод: слова имеющие общую часть и схожее значение называются

_________________________________.

 

План отчёта группы № 2.

  1. Мы работали с текстом и нашли слова, имеющие схожее значение и общую часть (назвать слова).

  2. У этих слов схожее _____________________.

  3. Во всех словах есть общая часть ____________.

  4. Эта общая часть называется - ____________. Мы выделили её- ______.

Вывод: слова имеющие общую часть и схожее значение называются

_________________________________.

 

План отчёта группы № 3.

  1. Мы работали с пазлами и нашли на картинке слова, имеющие схожее значение и общую часть (назвать слова).

  2. У этих слов схожее _____________________.

  3. Во всех словах есть общая часть ____________.

  4. Эта общая часть называется - ____________. Мы выделили её- ______.

Вывод: слова имеющие общую часть и схожее значение называются

_________________________________.

 

V. Подведение итогов урока с комментарием успехов и трудностей в усвоении темы.

1. Фронтальная устная работа с проговариванием и фиксацией на доске.

У.- Ну а теперь вернёмся к началу урока.

- На какие вопросы мы нашли ответы?

Д.- Мы узнали что такое корень. Корень - это главная часть слова.

- Мы сможем выделить корень в словах и обозначить его с помощью обозначения: ...

2. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Заполнение листа самооценки.

(По времени: "Волшебная лестница знаний") или 2 вариант:

- Теперь возьмите листочки голубого цвета.

Анализ индивидуальной деятельности на уроке русского языка по тема "Корень слова"

Фамилия _____________________ Имя ____________________

Я знаю

да

нет

не знаю

что такое корень

 

 

 

что такое родственные слова

 

 

 

Я умею

 

 

 

находить корень слова в группе родственных слов

 

 

 


VI. Обсуждение домашнего задания.

- Какое домашнее задание вы бы хотели выполнить после изучения данной темы? (собрать группу родственных слов)

Вырасти дерево”.

Каждому ребенку дается карточка с рисунком дерева. Ученик должен придумать корень и вырастить свое дерево, написав на ветвях родственные слова. Рассказать о своем дереве.


VII. Итог урока.

- Какую тайну русского языка мы открыли?

(У слов есть корень. Для того чтобы найти корень в слове, необходимо подобрать группу родственных слов, близких по значению).

- Как вы думаете, почему общую часть родственных слов назвали корнем? Для чего мы изучаем эту тему? (Корень - это главная часть слова. В нём заключено значение слова. Чем больше мы будем знать таких родственных слов, тем ярче будет наша речь)