Тема: Поход Батыя на Русь
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: урок проблемного обучения.
Технологии: Коллективный способ обучения с элементами ИКТ
Оборудование: учебник История России под ред. Андреева, презентация, фрагмент фильма
Цель урока: Познакомить учащихся с образованием Монгольской империи и нашествием ордынцев на русские земли
Задачи: 1)Продолжить формировать умения находить информацию из разных источников;
План урока:
I. Проблема урока: Русь в 12 - начале 13в. представляла собой одно из развитых государств Европы, так почему монголы победили русские княжества?
II. Поиск решения проблемы:
План урока:
1.Образование державы Чингисхана
2.Поход Батыя на Северо-Восточную Русь
3.Причины поражения Руси
1. Орг. Момент
2. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.
Здравствуйте, ребята! Начнём наш урок. И начнём его с письма Анны Ярославны, дочери Ярослава Мудрого, французской королевы: «Здравствуй, разлюбезный мой тятенька! Пишет тебе, князю всея Руси, верная дочь твоя Анечка, Анна Ярославна Рюрикович, а ныне французская королева. И куды ж ты меня, грешную, заслал? В дырищу вонючую, во Францию, в Париж-городок, будь он неладен!
Ты говорил: французы — умный народ, а они даже печки и вилки не знают. Нравы этой страны казались ей ужасными. Первым её шокировал муж, который поставил во время церемонии рядом с её подписью крестик.
О, ужас! Французский король Генрих не умеет ни читать, ни писать! Книги, привезенные Анной, оказались ему неинтересны. Ничего удивительного. Образованными были только представители духовенства. А знающих грамоту женщин вообще не существовало в Париже. А Анна, как и другие дочери Ярослава Мудрого воспитывались отцом в строгости и в то же время получили известную свободу в овладении науками и искусствами. Они жили в роскошных палатах, имели слуг, могли участвовать не только в балах, но и в конных прогулках, изучали математику, грамматику, историю, учились рисованию и пению, знали греческий язык и латынь.
Учитель: О чём свидетельствует данное письмо, о чём говорит? (о высоком уровне развития древнерусского государства, если даже женщины хоть и княжеского рода, но знали грамоту).
Прослушивание фрагмента «Славься, Русь» М.И.Глинки
«Был страшный год,
Когда все страны
Боялись больше чем огня,
Батыя, внука Чингисхана,
Свое соседство с ним, кляня,
Был страшный век, когда монголы
На Русь лавиною пошли
В осенний день, по степи голой
Топча сухие ковыли»
Как вы думаете, о каком периоде времени говорится в стихотворении? О грозных событиях того далёкого времени, о самоотверженной героической борьбе русского народа с монголо-татарскими полчищами сегодня на уроке мы и будем говорить.
Формулируют тему урока, пытаются сформулировать цель урока и задачи.
– Какую проблему урока нам предстоит решить? (Может быть предложена иная формулировка.)
Просмотр видеофрагмента «Чингисхан» из серии «История государства Российского» (Приложение )
Образование державы Чингисхана
Объясняет задание: внимательно просмотреть видеофрагмент, письменно зафиксировать ответы на вопросы, представленные в рабочем листе под цифрой 1;
Основные занятия монголов: ________________________
Имя хана монголов: ___________________
Черты характера, благодаря которым ему удалось подчинить соседние земли:__________________________________________________________
А вот в каком году он был избран ханом? – (1206г.)
Поначалу монголы стремились захватывать только новые кочевья на юге. Однако со временем Чингисхан понял, что выгоднее не уничтожать города, попадающие на их пути, а сохранять их и облагать данью. Монголам покорились народы Китая, Средней Азии, Южной Сибири, Ирана, Ближнего Востока, Закавказья. А далее и земель Древнерусского государства.
«И я предлагаю вам исследовать, как происходил процесс подчинения русских земель монголами. И как исследователям, все данные, которые мы получим, нам необходимо фиксировать. Для этого, перед каждым из вас лежит историческая карта. В чем ее особенность? (нет подписей и направлений походов). Верно. Вы, как исследователи, должны будете сами ее заполнить. И для этого мы разделимся на группы.
Деление учащихся на 3 группы, каждая из которых получает задание:
1 группа – битва на р. Калке
2 группа – взятие Рязани, взятие Москвы
3 группа – Взятие Владимира, битва на р.Сить, оборона Торжка, Козельска
Выполняют задание: знакомятся с раздаточным материалом, выбирают выступающих, составляют рассказ для выступления;
ФИЗМИНУТКА «Да» или «нет» учащиеся встают рядом с партой, учитель задаёт вопросы, при ответе «да» дети поднимают руки вверх и хлопают в ладоши, при ответе «нет» - делают шаг вперед-назад
Вопросы:
В 6-8 веках восточные славяне были язычниками Да
Вече-это церковь Нет
Древнерусское государство образовалось при Олеге Да
Из черепа Святослава печенеги сделали шкатулку Нет
Русь крестил Владимир Красное Солнышко Да
Батый – сын Чингисхана Нет
Применение нового знания.
Представляют результаты работы, сравниваем с ответами в презентации
Ребята, молодцы! А теперь обратимся к третьему заданию в рабочем листе и выберем среди предложенных вариантов причины поражения Руси, ответив тем самым на наш проблемный вопрос, который мы поставили в начале урока.
- Отсутствие единства в русских землях, распри между русскими князьями, военное мастерство монгольской армии
Рефлексия.
А теперь я хочу, чтобы вы поделились впечатлениями от урока. Продолжите, пожалуйста, следующие фразы:
Я узнал…..
Мне было интересно…..
Я восхищался…..
Домашнее задание. Подготовить рассказ от имени участника обороны города во время монголо–татарского завоевания (город по выбору)
Рабочий лист
Тема урока: «__________________________»
Образование державы Чингисхана:
Основные занятия монголов: ________________________
Имя хана монголов: ___________________
Черты характера, благодаря которым ему удалось подчинить соседние земли:__________________________________________________________
Походы Батыя на Русь ( 1237 – 1242 гг.)
Причины поражения Руси:
Отсутствие единства в русских землях
Сплоченность русских князей
Монгольскому хану помогали западные государства
Распри между русскими князьями
Военное мастерство монгольской армии
Желание русских князей войти в состав Монгольской империи