СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок истории в 6 классе "Походы Батыя на Русь"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка урока истории в 6 классе по теме "Походы Батыя на Русь" включает в себя технологическую карту урока, презентацию, задания для групп, рабочие листы.

Просмотр содержимого документа
«Рефлексия Билетик на выход»

БИЛЕТИК на ВЫХОД

Ответьте себе каждый на следующие вопросы:

1). 3 самых важных момента которые я сегодня узнал…

1. ___________________________________________________________________________

2.____________________________________________________________________________

3.____________________________________________________________________________

2). Что я не понял.

______________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

3). Комментарий или вопрос, который у меня возник.

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________







БИЛЕТИК на ВЫХОД

Ответьте себе каждый на следующие вопросы:

1). 3 самых важных момента которые я сегодня узнал…

1. ___________________________________________________________________________

2.____________________________________________________________________________

3.____________________________________________________________________________

2). Что я не понял.

______________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

3). Комментарий или вопрос, который у меня возник.

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________



Просмотр содержимого документа
«деление на группы»


1


2


4

5


1


2

4

5


1


3

4

6


1


3

4

6


2


3

5

6


2


3

5

6


Просмотр содержимого документа
«задания для групп и рабочий лист»

1 группа:

-Изучите карту на стр. 140, какую информацию вы можете получить с помощью нее?;

-Проследите по карте путь Батыя (какими условными обозначениями он отображен?);

-Пользуясь легендой карты, назовите места сражений, дату и города которые были захвачены монголо - татарами;

- Сколько лет сопротивлялась Русь монголам?

Какие государства на западе также подверглись нашествию монголов?

Для заметок:________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

1 группа:

-Изучите карту на стр. 140, какую информацию вы можете получить с помощью нее?;

-Проследите по карте путь Батыя (какими условными обозначениями он отображен?);

-Пользуясь легендой карты, назовите места сражений, дату и города которые были захвачены монголо - татарами;

- Сколько лет сопротивлялась Русь монголам?

Какие государства на западе также подверглись нашествию монголов?

Для заметок:_________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

1 группа:

-Изучите карту на стр. 140, какую информацию вы можете получить с помощью нее?;

-Проследите по карте путь Батыя (какими условными обозначениями он отображен?);

-Пользуясь легендой карты, назовите места сражений, дату и города которые были захвачены монголо - татарами;

- Сколько лет сопротивлялась Русь монголам?

Какие государства на западе также подверглись нашествию монголов?

Для заметок:_____________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

1 группа:

-Изучите карту на стр. 140, какую информацию вы можете получить с помощью нее?;

-Проследите по карте путь Батыя (какими условными обозначениями он отображен?);

-Пользуясь легендой карты, назовите места сражений, дату и города которые были захвачены монголо - татарами;

- Сколько лет сопротивлялась Русь монголам?

Какие государства на западе также подверглись нашествию монголов?

Для заметок:_____________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________


2 группа:

1.Познакомьтесь с текстом документа и ответьте на вопросы к нему.

"В 1223 году явился народ незнаемый; пришла неслыханная рать, безбожные татары, о которых никто хорошо не знает, кто они и откуда пришли, и что у них за язык, и какого они племени, и какая у них вера... Половцы не могли противиться им и побежали к Днепру. Хан их Котян был тесть Мстиславу Галицкому; он пришел с поклоном к князю, зятю своему, и ко всем князьям русским..., и сказал: Татары отняли нашу землю нынче, а завтра вашу возьмут, так защитите нас; если не поможете нам, то мы нынче будем иссечены, а вы будете завтра иссечены."

По данным Лаврентьевской летописи, битва на реке Калке произошла 31 мая 1223 года. Войска, переправившиеся через реку были почти полностью уничтожены. Натиск храброй дружины Мстислава Удалого, который едва не прорвал ряды кочевников, не был поддержан другими князьями и все его атаки были отбиты. Половецкие отряды, не выдержав ударов монгольской конницы, побежали, расстроив боевые порядки русского войска. Лагерь Мстислава Киевского, разбитый на другом берегу и сильно укрепленный, войска Джебе и Субэдея штурмовали 3 дня и смогли взять только хитростью и коварством, когда князь, поверив обещаниям Субэдэя, прекратил сопротивление. В результате этого Мстислав Добрый и его окружение были зверски уничтожены, Мстислав Удалой бежал. Потери русских в этой битве были очень велики, шесть князей были убиты, из воинов домой вернулась только десятая часть.

Вопросы к тексту:

  1. При каких обстоятельствах впервые встретились русские и монгольские войска?

  2. Что заставило южнорусских князей объединиться с половцами для борьбы с монголами?

  3. Чем закончилась битва?

2.Обратитесь к карте на странице 140 и найдите место сражения, которому был посвящен прочитанный вами документ. Какими условными обозначениями отображены места и годы важнейших сражений?

Для ответов и заметок:_____________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

2 группа:

1.Познакомьтесь с текстом документа и ответьте на вопросы к нему.

"В 1223 году явился народ незнаемый; пришла неслыханная рать, безбожные татары, о которых никто хорошо не знает, кто они и откуда пришли, и что у них за язык, и какого они племени, и какая у них вера... Половцы не могли противиться им и побежали к Днепру. Хан их Котян был тесть Мстиславу Галицкому; он пришел с поклоном к князю, зятю своему, и ко всем князьям русским..., и сказал: Татары отняли нашу землю нынче, а завтра вашу возьмут, так защитите нас; если не поможете нам, то мы нынче будем иссечены, а вы будете завтра иссечены."

По данным Лаврентьевской летописи, битва на реке Калке произошла 31 мая 1223 года. Войска, переправившиеся через реку были почти полностью уничтожены. Натиск храброй дружины Мстислава Удалого, который едва не прорвал ряды кочевников, не был поддержан другими князьями и все его атаки были отбиты. Половецкие отряды, не выдержав ударов монгольской конницы, побежали, расстроив боевые порядки русского войска. Лагерь Мстислава Киевского, разбитый на другом берегу и сильно укрепленный, войска Джебе и Субэдея штурмовали 3 дня и смогли взять только хитростью и коварством, когда князь, поверив обещаниям Субэдэя, прекратил сопротивление. В результате этого Мстислав Добрый и его окружение были зверски уничтожены, Мстислав Удалой бежал. Потери русских в этой битве были очень велики, шесть князей были убиты, из воинов домой вернулась только десятая часть.

Вопросы к тексту:

  1. При каких обстоятельствах впервые встретились русские и монгольские войска?

  2. Что заставило южнорусских князей объединиться с половцами для борьбы с монголами?

  3. Чем закончилась битва?

2.Обратитесь к карте на странице 140 и найдите место сражения, которому был посвящен прочитанный вами документ. Какими условными обозначениями отображены места и годы важнейших сражений?

Для ответов и заметок:_____________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

3 группа:

Познакомьтесь с текстом учебника на странице 128 -130 (пункт 2) и ответьте на вопросы:

1.В каком году начался великий монгольский поход в Европу?

2.Кто возглавил этот поход?

3.Какому событию посвящены иллюстрации на стр. 129? Что вы о нем узнали?

4.Какие еще города Руси были захвачены монголами?

5.Какой из этих городов монголы прозвали «злым» и почему?

6.Расскажите о сражении которое произошло 4 марта 1238 года.

Для ответов и заметок:______________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

3 группа:

Познакомьтесь с текстом учебника на странице 128 -130 (пункт 2) и ответьте на вопросы:

1.В каком году начался великий монгольский поход в Европу?

2.Кто возглавил этот поход?

3.Какому событию посвящены иллюстрации на стр. 129? Что вы о нем узнали?

4.Какие еще города Руси были захвачены монголами?

5.Какой из этих городов монголы прозвали «злым» и почему?

6.Расскажите о сражении которое произошло 4 марта 1238 года.

Для ответов и заметок:______________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

3 группа:

Познакомьтесь с текстом учебника на странице 128 -130 (пункт 2) и ответьте на вопросы:

1.В каком году начался великий монгольский поход в Европу?

2.Кто возглавил этот поход?

3.Какому событию посвящены иллюстрации на стр. 129? Что вы о нем узнали?

4.Какие еще города Руси были захвачены монголами?

5.Какой из этих городов монголы прозвали «злым» и почему?

6.Расскажите о сражении которое произошло 4 марта 1238 года.

Для ответов и заметок:______________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

3 группа:

Познакомьтесь с текстом учебника на странице 128 -130 (пункт 2) и ответьте на вопросы:

1.В каком году начался великий монгольский поход в Европу? Кто возглавил этот поход?

2.Какому событию посвящены иллюстрации на стр. 129? Что вы о нем узнали?

3.Какие еще города Руси были захвачены монголами?

4.Какой из этих городов монголы прозвали «злым» и почему?

5.Расскажите о сражении которое произошло 4 марта 1238 года.

Для ответов и заметок:______________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________



4 группа:

Прочитайте документ и выполните задания. Из «Повести о разорении Рязани Батыем»

«В год 1237. Пришел на Русскую землю безбожный царь Батый со множеством воинов татарских и стал на реке на Воронеже близ Рязанской земли. И прислал послов непутевых на Рязань к великому князю Юрию Рязанскому, требуя у него десятой доли во всем: во князьях, и во всяких людях и в остальном. И услышал князь Юрий Рязанский о нашествии безбожного царя Батыя, и тотчас послал в город Владимир к благоверному великому князю Георгию Всеволодовичу, прося у него помощи против безбожного царя Батыя или чтобы он сам на него пошел. Князь великий Георгий Всеволодович Владимирский и сам не пошел и помощи не послал, задумав один сразиться с Батыем. И пошел (рязанский князь) против нечестивого царя Батыя, и встретили его около границ рязанских. И напали на него, и  стали биться с ним крепко и мужественно, и была сеча зла и ужасна. Много сильных полков Батыевых пало… И едва одолели их сильные полки татарские. Здесь был убит благоверный князь Юрий Игоревич, брат его князь Давыд Игоревич Муромский, брат его князь Глеб Игоревич Коломенский, брат их Всеволод Пронский и многие князья местные, и воеводы крепкие, и воинство. …И стал воевать царь Батый окаянный Рязанскую землю, и пошел ко граду Рязани. И осадил град, и бились пять дней неотступно. Батыево войско переменялось, а горожане бессменно бились. И многих горожан убили, а иных ранили, а иные от великих трудов изнемогли. А в шестой день спозаранку пошли поганые на город  — одни с огнями, другие с пороками, а третьи с бесчисленными лестницами — и взяли град Рязань… и великую княгиню Агриппину, мать великого князя, со снохами и прочими княгинями посекли мечами, а епископа и священников огню предали — во святой церкви пожгли… И в городе многих людей, и жен, и детей мечами посекли. А других в реке потопили, а священников и иноков без остатка посекли… И не осталось в городе ни одного живого…»

Задания: 1.  Подчеркните одной чертой причины поражения русских воинов и князей в борьбе против Батыя, на которые указывает летописец. 2.  Подчеркните волнистой линией строки, где летописец говорит о мужестве русских людей.

3.  Подчеркните двумя чертами строки, в которых летописец отмечает военную силу монголов.

4 группа:

Прочитайте документ и выполните задания. Из «Повести о разорении Рязани Батыем»

«В год 1237. Пришел на Русскую землю безбожный царь Батый со множеством воинов татарских и стал на реке на Воронеже близ Рязанской земли. И прислал послов непутевых на Рязань к великому князю Юрию Рязанскому, требуя у него десятой доли во всем: во князьях, и во всяких людях и в остальном. И услышал князь Юрий Рязанский о нашествии безбожного царя Батыя, и тотчас послал в город Владимир к благоверному великому князю Георгию Всеволодовичу, прося у него помощи против безбожного царя Батыя или чтобы он сам на него пошел. Князь великий Георгий Всеволодович Владимирский и сам не пошел и помощи не послал, задумав один сразиться с Батыем. И пошел (рязанский князь) против нечестивого царя Батыя, и встретили его около границ рязанских. И напали на него, и  стали биться с ним крепко и мужественно, и была сеча зла и ужасна. Много сильных полков Батыевых пало… И едва одолели их сильные полки татарские. Здесь был убит благоверный князь Юрий Игоревич, брат его князь Давыд Игоревич Муромский, брат его князь Глеб Игоревич Коломенский, брат их Всеволод Пронский и многие князья местные, и воеводы крепкие, и воинство. …И стал воевать царь Батый окаянный Рязанскую землю, и пошел ко граду Рязани. И осадил град, и бились пять дней неотступно. Батыево войско переменялось, а горожане бессменно бились. И многих горожан убили, а иных ранили, а иные от великих трудов изнемогли. А в шестой день спозаранку пошли поганые на город  — одни с огнями, другие с пороками, а третьи с бесчисленными лестницами — и взяли град Рязань… и великую княгиню Агриппину, мать великого князя, со снохами и прочими княгинями посекли мечами, а епископа и священников огню предали — во святой церкви пожгли… И в городе многих людей, и жен, и детей мечами посекли. А других в реке потопили, а священников и иноков без остатка посекли… И не осталось в городе ни одного живого…»

Задания: 1.  Подчеркните одной чертой причины поражения русских воинов и князей в борьбе против Батыя, на которые указывает летописец. 2.  Подчеркните волнистой линией строки, где летописец говорит о мужестве русских людей.

3.  Подчеркните двумя чертами строки, в которых летописец отмечает военную силу монголов.






5 группа:

1)Изучите карту на стр. 140, можно ли проследить по ней походы Батыя? Определите какие Западные государства подверглись нашествию монголов?

2)Познакомьтесь с текстом учебника на стр. 130-131 (пункт 3) и ответьте на вопросы:

-как в Европе относились к нашествию Батыя?

-почему Батый после столь удачных походов не продолжил свой путь на запад? Когда закончился великий монгольский поход в Европу?

-Куда отправился Батый после окончания похода?

Для ответов и заметок: _____________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

5 группа:

1)Изучите карту на стр. 140, можно ли проследить по ней походы Батыя? Определите какие Западные государства подверглись нашествию монголов?

2)Познакомьтесь с текстом учебника на стр. 130-131 (пункт 3) и ответьте на вопросы:

-как в Европе относились к нашествию Батыя?

-почему Батый после столь удачных походов не продолжил свой путь на запад? Когда закончился великий монгольский поход в Европу?

-Куда отправился Батый после окончания похода?

Для ответов и заметок: _____________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

5 группа:

1)Изучите карту на стр. 140, можно ли проследить по ней походы Батыя? Определите какие Западные государства подверглись нашествию монголов?

2)Познакомьтесь с текстом учебника на стр. 130-131 (пункт 3) и ответьте на вопросы:

-как в Европе относились к нашествию Батыя?

-почему Батый после столь удачных походов не продолжил свой путь на запад? Когда закончился великий монгольский поход в Европу?

-Куда отправился Батый после окончания похода?

Для ответов и заметок: _____________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

5 группа:

1)Изучите карту на стр. 140, можно ли проследить по ней походы Батыя? Определите какие Западные государства подверглись нашествию монголов?

2)Познакомьтесь с текстом учебника на стр. 130-131 (пункт 3) и ответьте на вопросы:

-как в Европе относились к нашествию Батыя?

-почему Батый после столь удачных походов не продолжил свой путь на запад? Когда закончился великий монгольский поход в Европу?

-Куда отправился Батый после окончания похода?

Для ответов и заметок: _____________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

________________________________________________________________________


6 группа:

1)Изучите карту на стр. 140 и ответьте на вопросы:

-Какие русские города и западные государства удалось захватить монголам?

-В каком году Батый прервал свой великий поход в Европу и отправился в обратный путь?

2)Познакомьтесь с текстом учебника на стр. 132 (4 пункт), выполните задание и ответьте на вопрос: 1. Выделите три основные причины побед монголов. 2.Откуда у кочевников - монголов были современные орудия для взятия городов и отличное оружие?

Для ответов и заметок:_______________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

6 группа:

1)Изучите карту на стр. 140 и ответьте на вопросы:

-Какие русские города и западные государства удалось захватить монголам?

-В каком году Батый прервал свой великий поход в Европу и отправился в обратный путь?

2)Познакомьтесь с текстом учебника на стр. 132 (4 пункт), выполните задание и ответьте на вопрос: 1. Выделите три основные причины побед монголов. 2.Откуда у кочевников - монголов были современные орудия для взятия городов и отличное оружие?

Для ответов и заметок:_______________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

6 группа:

1)Изучите карту на стр. 140 и ответьте на вопросы:

-Какие русские города и западные государства удалось захватить монголам?

-В каком году Батый прервал свой великий поход в Европу и отправился в обратный путь?

2)Познакомьтесь с текстом учебника на стр. 132 (4 пункт), выполните задание и ответьте на вопрос: 1. Выделите три основные причины побед монголов. 2.Откуда у кочевников - монголов были современные орудия для взятия городов и отличное оружие?

Для ответов и заметок:_______________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

6 группа:

1)Изучите карту на стр. 140 и ответьте на вопросы:

-Какие русские города и западные государства удалось захватить монголам?

-В каком году Батый прервал свой великий поход в Европу и отправился в обратный путь?

2)Познакомьтесь с текстом учебника на стр. 132 (4 пункт), выполните задание и ответьте на вопрос: 1. Выделите три основные причины побед монголов. 2.Откуда у кочевников - монголов были современные орудия для взятия городов и отличное оружие?

Для ответов и заметок:_______________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________


Рабочий лист по теме ____________________________ _________________________(Ф.И. и класс)

Задание №1 Внимательно посмотрите видеофрагмент и продолжите предложения.

1.Основными занятиями монголов были _____________________________________________________.

2.После смерти Есугей -Багатура ханом стал ______________. В последствии он получил прозвище _______________.

3. Черты характера, благодаря которым наследнику Есугей- Багатура удалось подчинить соседние земли - ___________________

_________________________________________________________________________________________.

Задание 2. Заполни пропуски в тексте.

1.В 1223 г. состоялась битва на реке _________ между объединенными половецко - русскими отрядами и монголами. Эта битва закончилась ___________________________.

2.В ________году начался великий монгольский поход на Европу. Его возглавил ______.

Первым русским городом, подвергшимся разорению стала _________________________.

В след за ней были разорены ___________________________________________________.

3.Русский город _________________ монголы назвали «злым» городом потому что ___ ____________________________________________________________________________.

4.После удара по Юго - Западной Руси кочевники дальше на запад в Европу и захватили ­­

____________________________________________________________________________.

5. Но в ________ году походы в Европу прекратились. Батый направился в низовье реки Волги и здесь в 1243 г. основал столицу своего улуса город _____________.

Задание 3. Отметьте верные утверждения знаком «+», неверные знаком «-».

1)Тимучин в 1206 г. получил имя - титул «Угедей».

2)Рязани удалось выстоять под натиском монголов и объединить Русь перед лицом внешней угрозы.

3)В начале 1238 г. жертвой монгольских орд стали Коломна, Москва, Владимир, Суздаль, Ярославль и Тверь

4)Нашествию монголов подверглись также Польша и Венгрия.

5)Батый дошел до Парижа и захватил этот город.

6)Одной из причин побед монголов была разобщенность русских земель.


Рабочий лист по теме____________________________ ________________________(Ф.И. и класс)

Задание №1 Внимательно посмотрите видеофрагмент и продолжите предложения.

1.Основными занятиями монголов были _____________________________________________________.

2.После смерти Есугей - Багатура ханом стал ______________. В последствии он получил прозвище _______________.

3. Черты характера, благодаря которым наследнику Есугей - Багатура удалось подчинить соседние земли - ___________________

_________________________________________________________________________________________.

Задание 2. Заполни пропуски в тексте.

1.В 1223 г. состоялась битва на реке _________ между объединенными половецко - русскими отрядами и монголами. Эта битва закончилась ___________________________.

2.В ________году начался великий монгольский поход на Европу. Его возглавил ______.

Первым русским городом, подвергшимся разорению стала _________________________.

В след за ней были разорены ___________________________________________________.

3.Русский город _________________ монголы назвали «злым» городом потому что ___ ____________________________________________________________________________.

4.После удара по Юго - Западной Руси кочевники дальше на запад в Европу и захватили ­­

____________________________________________________________________________.

5. Но в ________ году походы в Европу прекратились. Батый направился в низовье реки Волги и здесь в 1243 г. основал столицу своего улуса город _____________.

Задание 3. Отметьте верные утверждения знаком «+», неверные знаком «-».

1)Тимучин в 1206 г. получил имя - титул «Угедей».

2)Рязани удалось выстоять под натиском монголов и объединить Русь перед лицом внешней угрозы.

3)В начале 1238 г. жертвой монгольских орд стали Коломна, Москва, Владимир, Суздаль, Ярославль и Тверь

4)Нашествию монголов подверглись также Польша и Венгрия.

5)Батый дошел до Парижа и захватил этот город.

6)Одной из причин побед монголов была разобщенность русских земель.

Просмотр содержимого документа
«походы батыя на Русь»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА


ФИО (полностью)

Назарова Анна Александровна

Место работы

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №2» городского округа Кашира

Московской области

Должность

Учитель

Предмет

История

Класс

6

Тема и номер урока в теме

Походы Батыя на Русь, №1.

Предметная программа и её автор

История России 6-10 классы, И.Л. Андреев, О.В. Волобуев, Л.М. Ляшенко и др.

Цели урока

Предметные: проследить с помощью исторической карты походы Батыя на Русь, обозначить захваченные княжества, указать города оказавшие сопротивление завоевателям, определить причины и последствия монгольских завоеваний.

Метапредметные: развивать умения извлекать необходимую информацию из различных источников, анализировать ее, обобщать факты; работать с историческим источникам, картой.

Личностные: развитие интереса, чувства гордости и уважения к героическому прошлому Родины, формирование негативного отношения к войне, развитие мышления, памяти и внимания.

Тип урока

Урок изучения нового материала.

Необходимое оборудование

ПК учителя, проектор



СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап

урока

Решаемая задача

Деятельность ученика

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Название используемых ЭОР, гиперссылка


Время

(в мин.)


1

2


3

4

5

6

1

Организационный момент

Создать благоприятный психологический настрой на работу.

Приветствуют учителя.

Делятся на группы и организуют свое рабочее место.

Приветствует обучающихся. Проверяет готовность к уроку.

Организует деление на группы.


2 мин

2

Актуализация опорных знаний.

Вспомнить ранее изученную тему «Русь в середине XII - начале XIII в.»

Отвечают на вопросы учителя

Организует устную работу учащихся.

Вопросы для фронтального опроса:

Какое название получил период в истории Древнего Русского государства начала XII - середины XIII? В чем опасность этого периода для жителей отдельных русских земель, Руси в целом? Принимались ли князьями какие либо согласованные действия?


4 мин

3

Постановка учебной задачи.

Создать проблему, сформулировать тему урока.

Учащиеся формулируют тему урока, смотря на слайд отвечают на поставленные вопросы

Учитель предлагает обратить внимание на слайд, читает стихотворение, помогает обучающимся сформулировать тему.

«Был страшный год,

Когда все страны

Боялись больше чем огня,

Батыя, внука Чингисхана,

Свое соседство с ним, кляня,

Был страшный век, когда монголы

На Русь лавиною пошли

В осенний день, по степи голой

Топча сухие ковыли»


Как вы думаете, о каком периоде говорится в стихотворении? Предположите как будет звучать тема нашего урока (Отображается на слайде №1). На какие вопросы нам предстоит ответить, о чем узнать?

Слайд 1

Текст стихотворения и изображение «Монгольское нашествие на Русь»









3 мин

4

Формирование знаний, умений, навыков

Обеспечить восприятие осмысления и первичного запоминания новой темы.

-Учащиеся просматриваю видеофрагмент и выполняют задание №1 в Рабочем листе.


































-Учащиеся в ходе поисковой деятельности находят ответы на вопросы учебника в тексте параграфа.







-Учащиеся слушают рассказ учителя.
































- Учащиеся выполняют задания в группах.


































































































































- Учащиеся представляют результаты работы групп и выполняют задание №2 в Рабочих листах.

-Прежде чем говорить о нашествии монголов на Русь, нам необходимо узнать об этом народе подробнее. Для этого я предлагаю вам познакомиться с видеофрагментом История Государства Российского. Серия 65. Происхождение Татар. Чингисхан. StarMedia (0:25-03.35) и выполнить на его основе задание №1 в Рабочем листе:

Продолжите предложения:

1.Основными занятиями монголов были ______________. (ловля зверей, скотоводство, грабежи).

2.После смерти Багатура ханом стал __________(Темучин). В последствии он получил прозвище _____________ (Чингисхан).

3. Черты характера, благодаря которым ему удалось подчинить соседние земли - ____________ (жестокость, целеустремленность, талант военачальника, смелость и отвага, сильный характер)


- Учитель организует проверку выполнения задания. Предлагает отыскать в тексте учебника на стр. 127 год избрания Темучина ханом Монгольской империи (1206 г.) и значение, полученного им имени титула - Чингисхан (повелитель Вселенной).


-Учитель рассказывает: «Поначалу монголы стремились захватывать только новые кочевья на юге. Однако со временем Чингисхан понял, что выгоднее не уничтожать города, попадающие на их пути, а сохранять их и облагать данью. Монголам покорились народы Китая, Средней Азии, Южной Сибири, Ирана, Ближнего Востока, Закавказья. А далее и земель Древнерусского государства и даже ряда Европейских земель. Я предлагаю вам исследовать как проходил процесс подчинения русских земель. Для этого работая в группе вам нужно будет выполнить задания, а затем представить результат своей работы».

Задания для групп:

1 группа:

-Изучить карту на стр. 140, какую информацию вы можете получить с помощью нее?;

-Проследить по карте путь Батыя (какими условными обозначениями он отображен?);

-Пользуясь легендой карты, назовите места сражений, дату и княжества которые были захвачены монголо - татарами;

- Сколько лет сопротивлялась Русь монголам?

Какие государства на западе также подверглись нашествию монголов?

2 группа:

Познакомьтесь с текстом документа и ответьте на вопросы к нему - При каких обстоятельствах впервые встретились русские и монгольские войска? Что заставило южнорусских князей объединиться с половцами для борьбы с монголами? Чем закончилась битва?

Обратитесь к карте на странице 140 и найдите место сражения, которому был посвящен прочитанный вами документ. Какими условными обозначениями отображены места и годы важнейших сражений?

3 группа:

Познакомьтесь с текстом учебника на странице 128 -130 (пункт 2) и ответьте на вопросы:

В каком году начался великий монгольский поход в Европу? Кто возглавил этот поход? Какому событию посвящены иллюстрации на стр. 129? Какие еще города Руси были захвачены монголами? Какой из этих городов монголы прозвали «злым» и почему? Расскажите о сражении которое произошло 4 марта 1238 года.

4 группа:

Познакомьтесь с отрывком из «Повести о разорении Рязани Батыем»

и выполните задания к тексту.

5 группа:

Изучите карту на стр. 140, можно ли проследить по ней походы Батыя? Определите какие Западные государства подверглись нашествию монголов? Познакомьтесь с текстом учебника на стр. 130-131 (пункт 3) и ответьте на вопросы: как в Европе относились к нашествию Батыя? Почему Батый после столь удачных походов не продолжил свой путь на запад? Когда закончился великий монгольский поход в Европу? Выясните, что такое улус и название столицы улуса Батыя в котором он обосновался в 1243 г.?

6 группа:

Изучите карту на стр. 140 - Какие русские города и западные государства удалось захватить монголам? В каком году Батый прервал свой великий поход в Европу и отправился в обратный путь? Познакомьтесь с текстом учебника на стр. 132 (4 пункт) и ответьте выполните задание и ответьте на вопрос: 1. Выделите три основные причины побед монголов. 2.Откуда у кочевников - монголов были современные орудия для взятия городов и отличное оружие?

-Учитель организует выступление 1-5 групп и выполнение задания №2 в Рабочих листах по ходу выступлений.



Слайд 2

Изображение Чингисхана и задания к видеофрагменту


















































Слайд 3

Карта «Монгольские завоевания в XIII веке»































Слайд 4

«Нашествие»


































































































































Слайд 5

Задание №2 Рабочий лист

18 мин













































































































5

Физ. Минутка

Обеспечить смену деятельности.

Учащиеся выполняют упражнения.

Учитель демонстрирует упражнения.


3 мин

6.

Первичное закрепление

Установить правильность и осознанность изучения темы. Выявить пробелы первичного осмысления изученного материала.

-Учащиеся думают над вопросом, предлагают свои варианты.





-Учащиеся выполняют последнее задание №3 в Рабочем листе, меняются листами, проверяют друг друга, смотря на правильные ответы, находящиеся на экране.

-Учитель предлагает подумать над вопросом «В чем причины многочисленных побед монголов?», организует проверку работы 6 группы.


- Учитель организует работу в парах, создает условия для сотрудничества, отображает правильные ответы на экране.










Слайд 6/7

Задание №3 и ответы к нему


4 мин









6 мин

7

Подача домашнего задания

Обеспечить понимание выполнения домашнего задания

Учащиеся внимательно слушают, задают вопросы, записывают домашнее задание в дневники.

Учитель дает комментарий к домашнему заданию.



2 мин

8

Рефлексия

Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.

Формулируют тему урока, его цели.

Отвечаю на вопросы в «билетиках на выход».



Дают самооценку.

Выставляют полученные отметки в дневник.

Организует рефлексию деятельности:

Предлагает назвать тему и цели урока. Организует рефлексию в форме «Билет на выход».


Организует самооценку учебной деятельности.

Объявляет отметки, полученные на уроке.


Спасибо за урок!
















Слайд 8

3 мин








ФИЗМИНУТКА «Да» или «нет» учащиеся встают рядом с партой, учитель задаёт вопросы, при ответе «да» дети поднимают руки вверх и хлопают в ладоши, при ответе «нет» - делают шаг вперед-назад (приседают), если не знают интенсивно пожимают плечами.

Вопросы:

  1. В 6-8 веках восточные славяне были язычниками Да

  2. Вече-это церковь Нет

  3. Древнерусское государство образовалось при Олеге Да

  4. Первое упоминание о Москве связано с именем Ярослава Мудрого Нет

  5. Русь крестил Владимир Красное Солнышко Да

  6. Чингисхан - это сын Батыя Нет

7.Повесть временных лет это сборник сказок, былин и сочинений греческих авторов.




Просмотр содержимого презентации
«монголо-татары»

Походы Батыя на Русь «Был страшный год, Когда все страны Боялись больше чем огня, Батыя, внука Чингисхана, Свое соседство с ним, кляня, Был страшный век, когда монголы На Русь лавиною пошли В осенний день, по степи голой Топча сухие ковыли»

Походы Батыя на Русь

«Был страшный год,

Когда все страны

Боялись больше чем огня,

Батыя, внука Чингисхана,

Свое соседство с ним, кляня,

Был страшный век, когда монголы

На Русь лавиною пошли

В осенний день, по степи голой

Топча сухие ковыли»

Создание Монгольской империи. Чингисхан .  Обратимся к заданию №1 в Рабочем листе: Задание №1 Внимательно посмотрите видеофрагмент и продолжите предложения. 1.Основными занятиями монголов были ___________________________________ 2.После смерти Есугей -Багатура ханом стал ______________. В последствии он получил прозвище _______________. 3. Черты характера, благодаря которым наследнику Есугей- Багатура удалось подчинить соседние земли - __________________________________.

Создание Монгольской империи. Чингисхан .

Обратимся к заданию №1 в Рабочем листе:

Задание №1 Внимательно посмотрите видеофрагмент и продолжите предложения.

1.Основными занятиями монголов были ___________________________________

2.После смерти Есугей -Багатура ханом стал ______________. В последствии он получил прозвище _______________.

3. Черты характера, благодаря которым наследнику Есугей- Багатура удалось подчинить соседние земли - __________________________________.

Монгольские завоевание в XIII в.  4/5/18

Монгольские завоевание в XIII в.

4/5/18

Нашествие  Захват Рязани в 1237 г. В 1238 г. жертвами монгольских орд стали Коломна, Москва, Владимир, Ростов, Суздаль, Ярославль, Тверь, Торжок. 1239 г. – удар по землям Юго – Западной Руси. 1240 г. – пали Киев, Галич, Владимир – Волынский и множество других городов. Оборона Козельска (1238 г.)

Нашествие

Захват Рязани в 1237 г.

В 1238 г. жертвами монгольских орд стали Коломна, Москва, Владимир, Ростов, Суздаль, Ярославль, Тверь, Торжок.

1239 г. – удар по землям Юго – Западной Руси.

1240 г. – пали Киев, Галич, Владимир – Волынский и множество других городов.

Оборона Козельска (1238 г.)

Отчеты групп  Обратимся к заданию №2 в Рабочем листе Задание 2. Заполни пропуски в тексте. 1.В 1223 г. состоялась битва на реке _________ между объединенными половецко - русскими отрядами и монголами. Эта битва закончилась ___________________. 2.В ______ году начался великий монгольский поход на Европу. Его возглавил ______. Первым русским городом, подвергшимся разорению стала __________. В след за ней были разорены _________________________________________. 3.Русский город _________________ монголы назвали «злым» городом потому что ____________________________________________________________. 4.После удара по Юго - Западной Руси кочевники дальше на запад в Европу и захватили ­­________________________________________________________. 5. Но в ________ году походы в Европу прекратились. Батый направился в низовье реки Волги и здесь в 1243 г. основал столицу своего улуса город _____________.

Отчеты групп

Обратимся к заданию №2 в Рабочем листе

Задание 2. Заполни пропуски в тексте.

1.В 1223 г. состоялась битва на реке _________ между объединенными половецко - русскими отрядами и монголами. Эта битва закончилась ___________________.

2.В ______ году начался великий монгольский поход на Европу. Его возглавил ______. Первым русским городом, подвергшимся разорению стала __________.

В след за ней были разорены _________________________________________.

3.Русский город _________________ монголы назвали «злым» городом потому что ____________________________________________________________.

4.После удара по Юго - Западной Руси кочевники дальше на запад в Европу и захватили ­­________________________________________________________.

5. Но в ________ году походы в Европу прекратились. Батый направился в низовье реки Волги и здесь в 1243 г. основал столицу своего улуса город _____________.

Повторим  Обратимся к заданию №3 в Рабочем листе: Задание 3. Отметьте верные утверждения знаком «+», неверные знаком «-». 1)Тимучин в 1206 г. получил имя - титул «Угедей». 2)Рязани удалось выстоять под натиском монголов и объединить Русь перед лицом внешней угрозы. 3)В начале 1238 г. жертвой монгольских орд стали Коломна, Москва, Владимир, Суздаль, Ярославль и Тверь 4)Нашествию монголов подверглись также Польша и Венгрия. 5)Батый дошел до Парижа и захватил этот город. 6)Одной из причин побед монголов была разобщенность русских земель.

Повторим

Обратимся к заданию №3 в Рабочем листе:

Задание 3. Отметьте верные утверждения знаком «+», неверные знаком «-».

1)Тимучин в 1206 г. получил имя - титул «Угедей».

2)Рязани удалось выстоять под натиском монголов и объединить Русь перед лицом внешней угрозы.

3)В начале 1238 г. жертвой монгольских орд стали Коломна, Москва, Владимир, Суздаль, Ярославль и Тверь

4)Нашествию монголов подверглись также Польша и Венгрия.

5)Батый дошел до Парижа и захватил этот город.

6)Одной из причин побед монголов была разобщенность русских земель.

Ответы:  1) - 2) - 3) + 4) + 5) - 6) +

Ответы:

1) -

2) -

3) +

4) +

5) -

6) +

СПАСИБО ЗА УРОК!

СПАСИБО ЗА УРОК!


Скачать

© 2018 3067 119

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!