Фрагмент урока по русскому языку в 5 классе (2014-2015 уч.год)
Беспроводная мышка – у учителя.
У детей в тетрадях заранее записаны число, классная работа, тема урока, кластер. На партах - маршрутные листы, жетоны, учебник. На доске-заранее составленный кластер, а также слайд с названием темы урока (слайд 1)
-Ребята, у нас сегодня гости. Давайте встанем и поприветствуем наших гостей.
-Продолжаем работать дальше. Пока наши гости присаживались на свои места, фраза известного французского писателя В.Гюго рассыпалась. (слайд 2). Помогите её восстановить (устно - Алия).
-Запишите это высказывание в тетрадь (слайд 3)
-Как вы понимаете смысл этого высказывания?
- Я понимаю это так: когда человек побеждает в себе какую-то боязнь, то он становится сильнее.
Паша, а как ты думаешь?
- Я думаю, что если человек не будет преодолевать свой страх, то он не сможет ничего добиться.
-Замечательно
-Аня, как ты считаешь?
-Я считаю, что нужно всегда идти вперёд и ничего не бояться, тогда всё получится.
Правильно считаешь, поскольку все мы с вами всегда чего-то боимся, но это делает нас сильнее. Тема сегодняшнего урока очень сложная, но преодолеть страх нам поможет кластер, который мы с вами составили, определяя тему и цель урока.
-Давайте вернёмся к высказыванию. Найдите в нём глагол.
-В высказывании В.Гюго используется глагол придаёт
-Совершенно верно. Я предлагаю сейчас охарактеризовать этот глагол по алгоритму и устно всё проговорить. Пожалуйста, кто хочет попробовать? Не нужно бояться, поднимайте руки. (Учитель стоит у доски и с помощью указки вместе с учеником показывает работу по алгоритму).
- характеризуют глагол по алгоритму: придаёт - это глагол, который обозначает действие и отвечает на вопрос что делает? Это глагол настоящего времени, стоит в форме 3 лица (она придаёт), ед.ч., ж.р. Также это глагол 1 спр.
-Всё верно. Молодец.
-А теперь усложним задание. Поиграем в жетоны.(слайд 4)
-У каждого из вас на партах лежит жетон. Как вы думаете, почему выбрано 4 цвета для жетонов? Определите время глаголов.
-На жёлтых жетонах-глаголы настоящего времени.
- на синих жетонах – прошедшего.
- на оранжевых – будущего.
- на зелёных – глаголы неопределённой формы.
Вы работаете по кластеру, выполняете задание письменно. Каждый работает самостоятельно. Итак, сели правильно. Запись в тетради ведём аккуратно.(3 спросить Амаль, Паша, Азиза,Кристина)
-пишешь – обозначает действие, отвечает на вопрос что делаешь. Наст.время, 2 лицо, ед.ч., род определить нельзя, 1 спр.
-Всё верно. Садись. «5»
-читал-обозн.действие, отвечает на вопрос что делал. Прошедшее время, ед.ч., м.р., 1 спр., лицо определить нельзя.
-Умница, садись. Отметка «5».
-Азиза, твой глагол
-выучим - глагол обозначает действие, отвечает на вопрос что делаем
-Отвечает на какой вопрос?
-что сделаем
Имеет форму буд.времени, 1 л., мн.ч., род определить нельзя. Спряжение 2.
-Садись. Была одна ошибка. «4»
-Кристина, твой глагол
-мешать – глагол отвечает на вопрос что делать? Это глагол настоящего времени.
-Кристина, подумай. Настоящего времени? Можно ли в данном случае определить время?
-Это неопределённая форма глагола – инфинитив, поэтому нельзя определить время, лицо и число. Оканчивается на –ать, значит это 1 спр., кроме глаголов гнать, держать, дышать, слышать.
-Хорошо. Садись «4». Была одна ошибка.
-Сейчас вы работали каждый индивидуально, а теперь пришло время поработать в паре. Задание следующее. Посмотрите на экран.
Найдите соответствие между группами глаголов и их общим значением. (слайд 4)
1. движение болеть, лениться, сочувствовать, веселиться
2. процессы мысли и речи лететь, бежать, идти, шагать
3. звуковые процессы разговаривать, беседовать, думать, спорить
4.состояние души и тела звенеть, гудеть, пищать, гавкать
-Общие значения с левой стороны, группы глаголов с правой. Посмотрите на группы глаголы. На что вы обратили внимание? Что заметили?
- Это глаголы неопределённой формы, т.е. инфинитив
-Что мы знаем об инфинитиве?
-Ггаголы в инфинитиве отвеч. на вопросы что делать? Что сделать? Нельзя определить время, число, лицо и род. Только спряжение.
-Ваша задача – в парах правильно их соотнести. Сядьте правильно. Приступайте, у вас всё получиться. (Работая в паре, дети осуществляют взаимопроверку)
-Внимание. Вот правильный ответ (слайд 5). Самопроверка.
-Чья пара выполнила задание без ошибок? Поднимите руки.
-Хорошо.Молодцы.
-А теперь я вас хочу вот о чём спросить: какова главная синтаксическая роль глагола в предложении?
-Определение
-Нет, подумай
-сказуемое
-Верно
-Я предлагаю вам вернуться к заданию, которое вы выполняли в парах. Каждый выберите один понравившийся глагол и составьте предложение с ним. Зачем вы это будете делать?
-Чтобы убедиться в том, что глагол в предложении выполняет роль сказуемого
-Конечно. Приступайте.
-Я не пришёл в школу, потому что сильно болел
-Моя собака всегда гавкает
-Юная спортсменка летит на разноцветном парашюте
-Мама любит со мной беседовать
-У меня звенит в ушах
-Мальчик весело шагает по дороге
-Мальчик ленится и ничего не хочет делать
Спасибо. Мне очень понравилось предложение Темирлана. Темирлан, выйди к доске и запиши своё предложение с комментированием.
Доска Мимио: Девушка летит на красочном, разноцветном парашюте.
Садись. Отметка «5».
А теперь, ребята, выполним синтаксический разбор. Посмотрите в памятки и вспомните как выполняется синтаксический разбор. Кто желает выполнить это задание у доски. Алия, выходи.
-выполняет синтаксический разбор.
-Итак, какова главная синтаксическая роль глагола предложении?
-Сказуемое
-Мы это доказали? Да
Молодец. «5»
-Работая вместе с вами над темой урока, я убедилась в том, что тема «Глагол как часть речи» для вас не такая сложная. Почему?
-Потому что нам помогли знания, которые мы получили ранее
-На следующих уроках мы будем узнавать ещё много интересного о глаголе, но бояться не нужно, ведь многое вы уже знаете из курса начальной школы.
-Сегодня на уроке мы продолжим преодолевать наш страх, поскольку именно это придаст вам сил для новых открытий и получения новых знаний. Только сначала проводим наших гостей.