СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Фрагмент открытого урока в 5 классе. "Глагол как часть речи".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Фрагмент открытого урока в 5 классе. "Глагол как часть речи".

Просмотр содержимого документа
«Фрагмент открытого урока в 5 классе. "Глагол как часть речи".»

Фрагмент урока по русскому языку в 5 классе (2014-2015 уч.год)

Беспроводная мышка – у учителя.

У детей в тетрадях заранее записаны число, классная работа, тема урока, кластер. На партах - маршрутные листы, жетоны, учебник. На доске-заранее составленный кластер, а также слайд с названием темы урока (слайд 1)

-Ребята, у нас сегодня гости. Давайте встанем и поприветствуем наших гостей.

-Продолжаем работать дальше. Пока наши гости присаживались на свои места, фраза известного французского писателя В.Гюго рассыпалась. (слайд 2). Помогите её восстановить (устно - Алия).

-Запишите это высказывание в тетрадь (слайд 3)

-Как вы понимаете смысл этого высказывания?

- Я понимаю это так: когда человек побеждает в себе какую-то боязнь, то он становится сильнее.

Паша, а как ты думаешь?

- Я думаю, что если человек не будет преодолевать свой страх, то он не сможет ничего добиться.

-Замечательно

-Аня, как ты считаешь?

-Я считаю, что нужно всегда идти вперёд и ничего не бояться, тогда всё получится.

Правильно считаешь, поскольку все мы с вами всегда чего-то боимся, но это делает нас сильнее. Тема сегодняшнего урока очень сложная, но преодолеть страх нам поможет кластер, который мы с вами составили, определяя тему и цель урока.

-Давайте вернёмся к высказыванию. Найдите в нём глагол.

-В высказывании В.Гюго используется глагол придаёт

-Совершенно верно. Я предлагаю сейчас охарактеризовать этот глагол по алгоритму и устно всё проговорить. Пожалуйста, кто хочет попробовать? Не нужно бояться, поднимайте руки. (Учитель стоит у доски и с помощью указки вместе с учеником показывает работу по алгоритму).

- характеризуют глагол по алгоритму: придаёт - это глагол, который обозначает действие и отвечает на вопрос что делает? Это глагол настоящего времени, стоит в форме 3 лица (она придаёт), ед.ч., ж.р. Также это глагол 1 спр.

-Всё верно. Молодец.

-А теперь усложним задание. Поиграем в жетоны.(слайд 4)

-У каждого из вас на партах лежит жетон. Как вы думаете, почему выбрано 4 цвета для жетонов? Определите время глаголов.

-На жёлтых жетонах-глаголы настоящего времени.

- на синих жетонах – прошедшего.

- на оранжевых – будущего.

- на зелёных – глаголы неопределённой формы.

Вы работаете по кластеру, выполняете задание письменно. Каждый работает самостоятельно. Итак, сели правильно. Запись в тетради ведём аккуратно.(3 спросить Амаль, Паша, Азиза,Кристина)

-пишешь – обозначает действие, отвечает на вопрос что делаешь. Наст.время, 2 лицо, ед.ч., род определить нельзя, 1 спр.

-Всё верно. Садись. «5»

-читал-обозн.действие, отвечает на вопрос что делал. Прошедшее время, ед.ч., м.р., 1 спр., лицо определить нельзя.

-Умница, садись. Отметка «5».

-Азиза, твой глагол

-выучим - глагол обозначает действие, отвечает на вопрос что делаем

-Отвечает на какой вопрос?

-что сделаем

Имеет форму буд.времени, 1 л., мн.ч., род определить нельзя. Спряжение 2.

-Садись. Была одна ошибка. «4»

-Кристина, твой глагол

-мешать – глагол отвечает на вопрос что делать? Это глагол настоящего времени.

-Кристина, подумай. Настоящего времени? Можно ли в данном случае определить время?

-Это неопределённая форма глагола – инфинитив, поэтому нельзя определить время, лицо и число. Оканчивается на –ать, значит это 1 спр., кроме глаголов гнать, держать, дышать, слышать.

-Хорошо. Садись «4». Была одна ошибка.

-Сейчас вы работали каждый индивидуально, а теперь пришло время поработать в паре. Задание следующее. Посмотрите на экран.

Найдите соответствие между группами глаголов и их общим значением. (слайд 4)

1. движение болеть, лениться, сочувствовать, веселиться

2. процессы мысли и речи лететь, бежать, идти, шагать

3. звуковые процессы разговаривать, беседовать, думать, спорить

4.состояние души и тела звенеть, гудеть, пищать, гавкать



-Общие значения с левой стороны, группы глаголов с правой. Посмотрите на группы глаголы. На что вы обратили внимание? Что заметили?

- Это глаголы неопределённой формы, т.е. инфинитив

-Что мы знаем об инфинитиве?

-Ггаголы в инфинитиве отвеч. на вопросы что делать? Что сделать? Нельзя определить время, число, лицо и род. Только спряжение.

-Ваша задача – в парах правильно их соотнести. Сядьте правильно. Приступайте, у вас всё получиться. (Работая в паре, дети осуществляют взаимопроверку)

-Внимание. Вот правильный ответ (слайд 5). Самопроверка.

-Чья пара выполнила задание без ошибок? Поднимите руки.

-Хорошо.Молодцы.

-А теперь я вас хочу вот о чём спросить: какова главная синтаксическая роль глагола в предложении?

-Определение

-Нет, подумай

-сказуемое

-Верно

-Я предлагаю вам вернуться к заданию, которое вы выполняли в парах. Каждый выберите один понравившийся глагол и составьте предложение с ним. Зачем вы это будете делать?

-Чтобы убедиться в том, что глагол в предложении выполняет роль сказуемого

-Конечно. Приступайте.

-Я не пришёл в школу, потому что сильно болел

-Моя собака всегда гавкает

-Юная спортсменка летит на разноцветном парашюте

-Мама любит со мной беседовать

-У меня звенит в ушах

-Мальчик весело шагает по дороге

-Мальчик ленится и ничего не хочет делать

Спасибо. Мне очень понравилось предложение Темирлана. Темирлан, выйди к доске и запиши своё предложение с комментированием.

Доска Мимио: Девушка летит на красочном, разноцветном парашюте.

Садись. Отметка «5».

А теперь, ребята, выполним синтаксический разбор. Посмотрите в памятки и вспомните как выполняется синтаксический разбор. Кто желает выполнить это задание у доски. Алия, выходи.

-выполняет синтаксический разбор.

-Итак, какова главная синтаксическая роль глагола предложении?

-Сказуемое

-Мы это доказали? Да

Молодец. «5»

-Работая вместе с вами над темой урока, я убедилась в том, что тема «Глагол как часть речи» для вас не такая сложная. Почему?

-Потому что нам помогли знания, которые мы получили ранее

-На следующих уроках мы будем узнавать ещё много интересного о глаголе, но бояться не нужно, ведь многое вы уже знаете из курса начальной школы.

-Сегодня на уроке мы продолжим преодолевать наш страх, поскольку именно это придаст вам сил для новых открытий и получения новых знаний. Только сначала проводим наших гостей.