Фрагмент пояснительной записки
Адаптированной рабочей учебной программы
по русскому языку
для 2 класса,
в котором обучается ребёнок с ОВЗ
(слабовидящий )
УМК «Школа России»
Составитель: Руденко Светлана Ивановна ,
учитель начальных классов,
2017г.
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа предмета «Русский язык» 2 класс для слабовидящего учащегося 2 класса составлена в соответствии с:
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования для детей с ОВЗ ( Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г.№ 1598).
«Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ОВЗ» (СанПиН 2.4.23286-15
авторской программой Т. Г. Рамзаевой «Русский язык», утверждённой Министерством образования и науки РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования,
Федеральным перечнем учебников и учебных пособий, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
Письма Минобрнауки и Департамента государственной политики в сфере образования от 28.10.2015 №08-1786.
Положением о разработке, рассмотрении и утверждении рабочих программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, реализуемых в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении Городского округа Балашиха «Средняя общеобразовательная школа № 15»,
АООП МАОУ СОШ №15 для ученика Чернышёва Кирилла
авторской программой по русскому языку Канакиной В.П., Горецкого В.Г., Деменьтевой М.Н., Стефаненко Н.А., Бойкиной М.В. – М.: «Просвещение», 2011г. – 528 с.
Индивидуальные особенности обучающегося Чернышёва К.:
Аналитическая деятельность Чернышёва К. проявляется в замедленности восприятия, в недостаточности умений обозревать зрительно-пространственные признаки и отношения.
Характерные ошибки происходят при сличении и осмыслении сходства и различий предметов. Кирилл видит только объекты в общем, не различая детали. Сложности в восприятие линий и клеток в тетради.
Плохое запоминание букв, трудности в различении конфигурации сходных по написанию букв, цифр и их элементов, наблюдается наличие серьезных затруднений в копировании букв. Темп выполнения письменных работ очень низкий.
Трудности, связанные с овладением звуковым составом слова и определением порядков звуков, нередко проявляются в письменной речи. Из-за недостаточности звукового анализа слова делают пропуски букв, замены или перестановки.
Недостаточность словарного запаса, непонимание значения и смысла слов, делают рассказы детей информативно бедными. Устная речь сбивчива, отрывочна, непоследовательна. Он не всегда планируют свои высказывания. Часто использует неязыковые средства общения - мимику, жесты, интонацию.
Кирилл на редкость самостоятельный ребёнок, который живёт в своём внутреннем мире.
Специальные условия, необходимые обучающегося Чернышёва К.
Рабочее место ребенка с нарушением зрения располагается в центре класса, на первой-второй парте. Лучше, если оно будет оснащено дополнительным освещением.
Рекомендуется не стоять в помещении против света, на фоне окна. В одежде использовать яркие цвета.
Говорить необходимо медленно, ставить вопросы четко, кратко, конкретно, чтобы дети могли осознать их, вдуматься в содержание. Не следует торопить их с ответом, дать 1 - 2 мин на обдумывание.
При проведении занятий, создавать условия для лучшего зрительного восприятия объекта, различения его цвета, формы, размещения на фоне других объектов, удаленности.
Материал использовать крупный, хорошо видимый по цвету, контуру, силуэту и соответствующий естественным размерам.
Требования к наглядности: используемые средства наглядности должны быть свободны от излишних деталей и линий и в то же время в них должны четко выделяться существенные признаки изучаемых предметов и явлений (желательно помещать средства наглядности на контрастном фоне); при изготовлении наглядных пособий необходимо позаботиться о соблюдении облегчающей их восприятие цветовой гаммы (зеленые, желтые, коричневые, оранжевые тона и оттенки средства наглядности нужно делать с учетом данных офтальмолога относительно остроты зрения и особенностей цветоощущения; карточки для индивидуальной работы должны быть оптимальных размеров: 10х10 , 20х30 см.
Требования к записям на классной доске: пользоваться классной доской темного цвета без блеска, доска должна быть идеально чисто вымыта, следует нажимать мелом на доску так, чтобы получились довольно широкие линии в буквах, цифрах, знаках, на доске должно быть записано только одно задание (другие во время записи следует закрывать), при разлинованной доске высота строки должна быть не менее 12 см, все знаки (точка, запятая и др.) должны быть обозначены утрированно, размещать объекты на доске нужно так, чтобы они не сливались в единую линию, пятно, а хорошо выделялись по отдельности.
При знакомстве с объектом рекомендуется снижать темп ведения занятия, так как Кириллу требуется более длительное, чем нормально видящим детям, время для зрительного восприятия, осмысления задачи, повторного рассматривания.
При анализе детских работ рекомендуется не располагать на доске все работы, одновременно, а показывать их с учетом возраста детей: младшего школьного - 6 – 7 объектов.
При предъявлении материала, связанного с его осязательным обследованием, время увеличивается в 2-3 раза по сравнению с выполнением задания на основе зрения.
Трудности координации движения, несогласованность движений руки и глаза при нарушениях зрения замедляют темп выполнения заданий, связанных с предметно-практической деятельностью, поэтому при выполнении графических заданий должна оцениваться не точность, а правильность выполнения задания.
Нужно давать Кириллу возможность подходить к классной доске и рассматривать представленный на ней материал.
Методы и приемы, используемые в работе со слабовидящим ребёнком.
Специфика структурного построения урока предполагает: чередование зрительной и тактильной работы учащихся со слуховым восприятием учебного материала; включение в структуру урока зрительной гимнастики; учет темпа учебной работы в зависимости от уровня сформированности коррекционных умений и навыков учащегося. Словесные, практические и наглядные методы обучения приобретут коррекционную направленность. По функциональному значению приемы и методы для урока планирую разделить на: приемы, обеспечивающие доступность учебной информации; специальные приемы организации обучения по предмету; логические приемы переработки учебной информации; приемы использования тифлотехники и специальной эргономики.
Указание приоритетов в использовании письменных/устных видов работ;
Требования к тетрадям: пользоваться тетрадями с яркой разлиновкой (для слабовидящих) или дополнительно разлиновывать; писать черной пастой, выделять орфограммы; подчеркивать зеленым цветом, приучать детей писать крупно без помарок; четкими буквами; письмо прямое; сокращать объем письменных упражнений; непрерывное списывание не должно превышать 10 минут;
В связи с тем, что темп работы Кирилла замедлен, планирую давать больше времени для выполнения заданий (особенно письменных). Некоторые нарушения зрения осложняют выработку навыка красивого письма, поэтому планирую снизить требования к почерку ребенка, развивать навык письма и черчения по трафарету, навык штриховки, ориентировки в микропространстве (на листе бумаги),
Планирую использовать указки для прослеживания объекта в полном объеме (обводят его контур, часть), дополнительный материал: контур, силуэт, рисунок, мелкие картинки, игрушки, индивидуальные картинки для детей с низкой остротой зрения.
Планируемые результаты освоения предмета
Личностными результатами изучения предметно - методического курса «Русский язык» во 2 классе являются следующие умений:
Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», »родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг».
Уважение к своему народу, к своей родине.
Освоение личностного смысла учения, желания учиться.
Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» во 2 классе является формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
Самостоятельно организовывать своё рабочее место.
Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности.
Определять цель учебной деятельности и с помощью учителя и самостоятельно.
Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.
Корректировать выполнение задания в дальнейшем.
Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении
Познавательные УУД:
Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания.
Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы. находить нужную информацию в учебнике.
Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; ;находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленному правилу.
Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; составлять простой план;
Определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания.
Находить необходимую информацию, как в учебнике, так ив словарях , в учебнике
Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.
Коммукативные УУД:
Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события , поступки.
Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научных- популярных книг, понимать прочитанное.
Выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы(задачи)
Предметные результаты:
К концу 2 класса обучающийся должен знать:
названия букв русского алфавита;
признаки гласных и согласных звуков;
гласные ударные и безударные;
согласные твердые и мягкие; глухие и звонкие;
правила переноса слов.
Обучающийся должен уметь:
каллиграфически ( учитываются возможности ребёнка с ОВЗ) правильно писать слова, предложения, тексты (20 - 40 слов) без пропусков, вставок, искажений букв;
делить слова на слоги, выделять ударный слог, переносить слова по слогам;
обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами и Ь;
писать заглавную букву в именах, фамилиях людей, названиях городов, деревень, кличках животных;
писать слова с сочетаниями ЖИ - ШИ, ЧА - ЩА, ЧУ - ЩУ, ЧК - ЧН;
правильно обозначать буквами парные звонкие и глухие согласные на конце слов, безударные гласные в двусложных словах;
писать слова с двойными согласными, слова с разделительным Ь;
писать раздельно предлоги со словами;
производить фонетический разбор: делить слова на слоги, определять ударный слог, последовательность звуков и букв;
правильно ставить вопрос к слову и по вопросу определять слова, обозначающие предмет, признак предмета или действие предмета;
различать слова, отвечающие на вопросы кто? что?;
устанавливать связь слов в предложении из 3 – 4 слов; выделять подлежащее и сказуемое;
составлять предложение из слов, устанавливая между ними связь по вопросам;
употреблять заглавную букву в начале предложения, ставить точку, вопросительный или восклицательный знак в конце;
определять тему текста и озаглавливать его с опорой на тему;
делить сплошной текст (3 – 4 предложения) на предложения;
устанавливать связь по смыслу между частями текста (восстанавливать деформированный повествовательный текст из трех частей);
писать (по вопросам) изложение текста (20 - 30 слов);
составлять и записывать текст из 3 – 5 предложений на заданную тему или по наблюдениям, по ситуации;
употреблять при записи текста красную строку.
Обучающийся должен овладеть:
каллиграфическим письмом; (не обязательное требование для уч-ся с ОВЗ)
списыванием с печатного текста; (буквы увеличены в размере, увеличено время написания работы)
письмом под диктовку; (возможна индивидуальная работа с педагогом)
синтаксическим разбором предложения.
Система оценки достижения планируемых результатов.
Особенности организации контроля по русскому языку
Контроль за уровнем достижений обучающихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний.
Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.
Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.
Для проверки выполнения грамматических разборов используются контрольные работы, в содержание которых вводится не более 2 видов грамматического разбора.
Контрольное списывание, как и диктант, – способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста. Для контрольных списываний могут предлагаются связные тексты с пропущенными знаками препинания. Для учащегося с ОВЗ шрифт текста увеличен.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
нарушение правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены и вставки лишних букв в словах;
неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);
отсутствие изученных знаков препинания в тексте (в конце предложения и заглавной буквы в начале предложения);
наличие ошибок на изученные правила по орфографии.
Недочеты:
отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы;
отсутствие «красной» строки;
неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и то же правило.
При оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильность её выполнения. Исправления, которые сделал обучающийся, не влияют на оценку (за исключением такого вида работ, как контрольное списывание). Учитывается только последнее написание. Оформление работы также не должно влиять на оценку, ибо, в таком случае, проверяющий может быть недостаточно объективным. При оценивании работы учитель может не принимает во внимание каллиграфический навык для учащегося с ОВЗ (Письмо Министерства образования РФ от 19.11.98 г. №1561/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе»).
При оценивании работы обращается внимание не только количество, но и характер ошибок. Например, ошибка на невнимание в меньшей мере влияет на оценку, чем ошибки на изученные орфограммы.
Классификация ошибок и недочетов устных ответов
В основу устного ответа учащихся положены следующие показатели: правильность, обоснованность, самостоятельность, полнота.
Ошибки:
неправильный ответ на поставленный вопрос;
неумение ответить на поставленный вопрос или выполнить задание без помощи учителя;
при правильном выполнении задания не умение дать соответствующие объяснения.
Недочеты:
неточный или неполный ответ на поставленный вопрос;
при правильном ответе неумение самостоятельно или полно обосновать и проиллюстрировать его;
медленный темп выполнения задания, не являющийся индивидуальной особенностью школьника;
неправильное произношение терминов.
Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)
Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед обучающимся динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются её содержательность, анализ работы школьника, чёткая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причём эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.
Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные её стороны, а также пути устранения недочётов и ошибок.
Для фиксации знаний осуществление контроля планирую: прочитывать вопросы/задания; фиксацию в устной форме ответов на вопрос; требующих письменного ответа или видеозапись устного ответа.