Пояснительная записка
Рабочая программа по математике составлена в соответствии:
- с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 мая 2021 г. N 286);
- Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Лицей № 7 имени Героя Советского Союза Б.К. Чернышева" города Красноярска;
- авторской программы по математике Л. Г. Петерсон УМК «Перспектива»;
- федерального перечня учебников.
Основными целями курса математики для 1–4 классов в соответствии с требованиями ФГОС НОО являются:
формирование у учащихся основ умения учиться;
развитие их мышления, качеств личности, интереса к математике;
создание для каждого ребенка возможности достижения высокого уровня математической подготовки.
Соответственно задачами данного курса являются:
1) формирование у учащихся познавательной мотивации, способностей к организации своей учебной деятельности посредством освоения личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий;
2) приобретение опыта самостоятельной математической деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению;
3) формирование специфических для математики качеств мышления, необходимых человеку для полноценного функционирования в современном обществе, и в частности логического, алгоритмического и эвристического мышления;
4) духовно-нравственное развитие личности, предусматривающее с учетом специфики начального этапа обучения математике принятие нравственных установок созидания, справедливости, добра, становление основ гражданской российской идентичности, любви и уважения к своему Отечеству;
5) формирование математического языка и математического аппарата как средства описания и исследования окружающего мира и как основы компьютерной грамотности;
6) реализация возможностей математики в формировании научного мировоззрения учащихся, в освоении ими научной картины мира с учетом возрастных особенностей учащихся;
7) овладение системой математических знаний, умений и навыков, необходимых для повседневной жизни и для продолжения образования в основной школе;
8) создание здоровьесберегающей информационно-образовательной среды.
Содержание курса математики строится на основе:
системно-деятельностного подхода, методологическим основанием которого является общая теория деятельности (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Г. П. Щедровицкий, О. С. Анисимов и др.);
системного подхода к отбору содержания и последовательности изучения математических понятий, где в качестве теоретического основания выбрана система начальных математических понятий (Н. Я. Виленкин);
дидактической системы деятельностного метода обучения Л. Г. Петерсон*.
Основные методы обучения:
- практический;
- частично-поисковый;
- квазиисследовательский;
- моделирование;
- учебная задача;
- учебный диалог.
Формы организации учебной деятельности:
- групповая;
- парная;
- фронтальная;
- индивидуальная.
Описание места учебного предмета в учебном плане
На изучение математики в каждом классе начальной школы отводится по 4 ч в неделю, всего 540 ч: в 1 классе — 132 ч, а во 2, 3 и 4 классах — по 136 ч.
Реализация принципа минимакса в образовательном процессе позволяет использовать данный курс при 5 ч в неделю за счет школьного компонента, всего 675 ч: в 1 классе — 165 ч, а во 2, 3 и 4 классах — по 170 ч.
Методы контроля, отслеживания и оценивания результатов
Предметные результаты оцениваются и контролируются методами: тест, самостоятельная работа, контрольная работа, проверочная работа.
Метапредметные результаты отслеживаются и оцениваются методами: наблюдение, проектная задача, исследовательская задача, портфолио, дневник достижений.
Личностные результаты отслеживаются с помощью портфолио.
В мае проводится промежуточная итоговая аттестация по предмету в форме контрольной работы.
Предметные, метапредметные и личностные результаты по математике в 4 классе в соответствии с МАОУ «Лицей № 7 имени Героя Советского Союза Б.К. Чернышева»
Личностные результаты
У учащегося будут сформированы:
1) понимание смысла учения и принятие образца «хорошего ученика»;
2) положительное отношение к школе;
3) вера в свои силы;
целостное восприятие окружающего мира, представления об истории развития математического знания, роли математики в системе знаний;
способность к самоконтролю по эталону, ориентация на понимание причин успеха/неуспеха и исправление своих ошибок;
способность к рефлексивной самооценке на основе критериев успешности в учебной деятельности, готовность понимать и учитывать предложения и оценки учителей, товарищей, родителей и других людей;
самостоятельность и личная ответственность за свой результат, как в исполнительской, так и в творческой деятельности;
принятие ценностей: знание, созидание, развитие, дружба, сотрудничество, здоровье, ответственное отношение к своему здоровью, умение применять правила сохранения и поддержки своего здоровья в учебной деятельности;
учебно-познавательный интерес к изучению математики и способам математической деятельности;
уважительное, позитивное отношение к себе и другим, осознание «Я», с одной стороны, как личности и индивидуальности, а с другой — как части коллектива класса, гражданина своего Отечества, осознание и проявление ответственности за общее благополучие и успех;
знание основных моральных норм ученика, необходимых для успеха в учении, и ориентация на их применение в учебной деятельности;
становление в процессе учебной деятельности этических чувств (стыда, вины, совести) и эмпатии (понимания, терпимости к особенностям личности других людей, сопереживания) как регуляторов морального поведения;
становление в процессе математической деятельности эстетических чувств через восприятие гармонии математического знания, внутреннее единство математических объектов, универсальность математического языка;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся мире на основе метода рефлексивной самоорганизации;
опыт самостоятельной успешной математической деятельности по программе 4 класса.
Учащийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции ученика, позитивного отношения к школе, к учению, выраженных в преобладании учебнопознавательных мотивов;
устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к новым общим способам решения задач;
позитивного отношения к создаваемым самим учеником и его одноклассниками результатам учебной деятельности;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
гражданской идентичности в поступках и деятельности;
способности к решению моральных проблем на основе моральных норм, учета позиций партнеров и этических требований;
этических чувств и эмпатии, выражающейся в понимании чувств других людей, сопереживании и помощи им;
способность воспринимать эстетическую ценность математики, ее красоту и гармонию;
адекватной самооценки собственных поступков на основе критериев роли «хорошего ученика», создание индивидуальной диаграммы своих качеств как ученика, нацеленность на саморазвитие.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Учащийся научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
применять изученные приемы самомотивирования к учебной деятельности;
планировать в том числе во внутреннем плане свою учебную деятельность на уроке в соответствии с ее уточненной структурой (15 шагов);
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
применять изученные способы и алгоритмы выполнения основных шагов учебной деятельности:
– пробное учебное действие;
– фиксирование индивидуального затруднения;
– выявление места и причины затруднения;
– построение проекта выхода из затруднения (постановка цели, выбор способа ее реализации, составление плана действий, выбор средств, определение сроков);
– реализация построенного проекта и фиксирование нового знания в форме эталона;
– усвоение нового;
– самоконтроль результата учебной деятельности;
– самооценка учебной деятельности на основе критериев успешности;
различать знание, умение, проект, цель, план, способ, средство и результат учебной деятельности;
выполнять учебные действия в материализованной, медийной, громкоречевой и умственной форме;
применять изученные способы и алгоритмы выполнения основных шагов коррекционной деятельности:
– самостоятельная работа;
– самопроверка (по образцу, подробному образцу, эталону);
– фиксирование ошибки;
– выявление причины ошибки;
– исправление ошибки на основе общего алгоритма
исправления ошибок;
– самоконтроль результата коррекционной деятельности;
– самооценка коррекционной деятельности на основе критериев успешности;
использовать математическую терминологию, изученную в 4 классе, для описания результатов своей учебной деятельности;
адекватно воспринимать и учитывать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата;
применять алгоритм проведения рефлексии своей учебной деятельности.
Учащийся получит возможность научиться:
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
фиксировать шаги уточненной структуры учебной деятельности (15 шагов) и самостоятельно ее реализовывать в своей целостности;
проводить на основе применения эталона:
– самооценку умения применять изученные приемы положительного самомотивирования к учебной деятельности;
– самооценку умения применять изученные способы и алгоритмы выполнения основных шагов учебной деятельности;
– самооценку умения проявлять ответственность в учебной деятельности;
– самооценку умения применять алгоритм проведения рефлексии своей учебной деятельности;
фиксировать шаги уточненной структуры коррекционной деятельности (15 шагов) и самостоятельно ее реализовывать в своей целостности;
ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
определять виды проектов в зависимости от поставленной учебной цели и самостоятельно осуществлять проектную деятельность.
Познавательные
Учащийся научится:
понимать и применять математическую терминологию для решения учебных задач по программе 4 класса, использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач;
выполнять на основе изученных алгоритмов действий логические операции:
– анализ объектов с выделением существенных признаков, синтез, сравнение и классификацию по заданным критериям, обобщение и аналогию, подведение под понятие;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
применять в учебной деятельности изученные алгоритмы методов познания: наблюдения, моделирования, исследования;
осуществлять проектную деятельность, используя различные структуры проектов в зависимости от учебной цели;
применять правила работы с текстом, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
применять основные способы включения нового знания в систему своих знаний;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
осуществлять запись выборочной информации об окружающем мире и о себе самом в том числе с помощью инструментов ИКТ, систематизировать ее;
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
строить сообщения, рассуждения в устной и письменной форме об объекте, его строении, свойствах и связях;
владеть рядом общих приемов решения задач;
понимать и применять базовые межпредметные понятия в соответствии с программой 4 класса (оценка; прикидка; диаграмма: круговая, столбчатая, линейная; графики др.);
составлять и решать собственные задачи, примеры и уравнения по программе 4 класса;
понимать и применять знаки и символы, используемые в учебнике и рабочей тетради 4 класса для организации учебной деятельности.
Учащийся получит возможность научиться:
– самооценку умения применять алгоритм умозаключения по аналогии;
– самооценку умения применять методы наблюдения и исследования для решения учебных задач;
– самооценку умения создавать и преобразовывать модели и схемы для решения учебных задач;
– самооценку умения пользоваться приемами понимания текста;
– строить и применять основные правила поиска необходимой информации;
представлять проекты в зависимости от поставленной учебной цели;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
представлять информацию и фиксировать ее различными способами с целью передачи;
понимать, что новое знание помогает решать новые задачи и является элементом системы знаний;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
произвольно и осознанно владеть изученными общими приемами решения задач;
применять знания по программе 4 класса в измененных условиях;
решать проблемы творческого и поискового характера в соответствии с программой 4 класса.
Коммуникативные
Учащийся научится:
фиксировать существенные отличия дискуссии от спора, применять правила ведения дискуссии, формулировать собственную позицию;
допускать возможность существования разных точек зрения, уважать чужое мнение, проявлять терпимость к особенностям личности собеседника;
стремиться к согласованию различных позиций в совместной деятельности, договариваться и приходить к общему решению на основе коммуникативного взаимодействия (в том числе и в ситуации столкновения интересов);
распределять роли в коммуникативном взаимодействии, формулировать функции «автора», «понимающего», «критика», «организатора» и «арбитра», применять правила работы в данных позициях (строить понятные для партнера высказывания, задавать вопросы на понимание, использовать согласованный эталон для обоснования своей точки зрения и др.);
адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
понимать значение командной работы для получения положительного результата в совместной деятельности, применять правила командной работы;
понимать значимость сотрудничества в командной работе, применять правила сотрудничества;
понимать и применять рекомендации по адаптации ученика в новом коллективе.
Учащийся получит возможность научиться:
– самооценку умения применять правила ведения дискуссии;
– самооценку умения выполнять роли «арбитра» и «организатора» в коммуникативном взаимодействии;
– самооценку умения обосновывать собственную позицию;
– самооценку умения учитывать в коммуникативном взаимодействии позиции других людей;
– самооценку умения участвовать в командной работе и помогать команде получить хороший результат;
– самооценку умения проявлять в сотрудничестве уважение и терпимость к другим;
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Числа и арифметические действия с ними
Учащийся научится:
• выполнять оценку и прикидку суммы, разности, произведения, частного;
• выполнять деление многозначного числа на двузначное и трехзначное число;
• проверять правильность вычислений с помощью алгоритма, обратного действия, оценки, прикидки результата, вычисления на калькуляторе;
• выполнять устные вычисления с многозначными числами, сводящиеся к действиям с числами в пределах 100;
• вычислять значения числовых выражений с изученными натуральными числами в пределах 1 000 000 000, содержащих 4—6 действий (со скобками и без скобок), на основе знания правил порядка выполнения действий;
• называть доли, наглядно изображать с помощью геометрических фигур и на числовом луче, сравнивать доли, находить долю числа и число по доле;
• читать и записывать дроби, наглядно изображать их с помощью геометрических фигур и на числовом луче, сравнивать дроби с одинаковыми знаменателями и дроби с одинаковыми числителями;
• находить часть числа, число по его части и часть, которую одно число составляет от другого;
• складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями;
• читать и записывать смешанные числа, наглядно изображать их с помощью геометрических фигур и на числовом луче, выделять целую часть из неправильной дроби, представлять смешанное число в виде неправильной дроби, складывать и вычитать смешанные числа (с одинаковыми знаменателями дробной части);
• распространять изученные свойства арифметических действий на множество дробей.
Учащийся получит возможность научиться:
• самостоятельно строить и использовать алгоритмы изученных случаев устных и письменных действий с многозначными числами, дробями и смешанными числами;
• выполнять деление круглых чисел (с остатком);
• находить процент числа и число по его проценту на основе общих правил решения задач на части;
• создавать и представлять свой проект по истории развития представлений о дробях и действий с ними;
• решать примеры на порядок действий с дробными числовыми выражениями;
• составлять и решать собственные примеры на изученные случаи действий с числами.
Работа с текстовыми задачами
Учащийся научится:
• самостоятельно анализировать задачи, строить модели, планировать и реализовывать решения, пояснять ход решения, проводить поиск разных способов решения, соотносить полученный результат с условием задачи, оценивать его правдоподобие, решать задачи с вопросами;
• решать составные задачи в 2—5 действий с натуральными числами на смысл арифметических действий, разностное и кратное сравнение, равномерные процессы (вида a = bc);
• решать задачи на приведение к единице (четвертое пропорциональное);
• решать простые и составные задачи в 2—5 действий на сложение, вычитание и разностное сравнение дробей и смешанных чисел;
• решать задачи на нахождение доли числа и числа по его доле;
• решать три типа задач на дроби: нахождение части от числа, числа по его части и дроби, которую одно число составляет от другого;
• решать задачи на одновременное равномерное движение двух объектов навстречу друг другу, в противоположных направлениях, вдогонку, с отставанием: определение скорости сближения и скорости удаления, расстояния между движущимися объектами в заданный момент времени, времени до встречи;
• решать задачи всех изученных типов с буквенными данными и составлять текстовые задачи к заданным буквенным выражениям;
• самостоятельно составлять собственные задачи изучаемых типов по заданной математической модели — числовому и буквенному выражению, схеме, таблице;
• при решении задач выполнять все арифметические действия с изученными величинами.
Учащийся получит возможность научиться:
• самостоятельно строить и использовать алгоритмы изучаемых случаев решения текстовых задач;
• анализировать, моделировать и решать текстовые задачи в 6—8 действий на все изученные действия с числами;
• решать задачи на нахождение процента от числа и числа по его проценту как частного случая задач на части;
• решать задачи на вычисление площади прямоугольного треугольника и площадей фигур, составленных из прямоугольников, квадратов и прямоугольных треугольников;
• решать нестандартные задачи по изучаемым темам, использовать для решения текстовых задач графики движения.
Геометрические фигуры и величины
Учащийся научится:
• распознавать прямоугольный треугольник, его углы, стороны (катеты и гипотенузу), находить его площадь, опираясь на связь с прямоугольником;
• находить площади фигур, составленных из квадратов, прямоугольников и прямоугольных треугольников;
• непосредственно сравнивать углы методом наложения;
• измерять величину углов различными мерками;
• измерять величину углов с помощью транспортира и выражать ее в градусах;
• находить сумму и разность углов;
• строить угол заданной величины с помощью транспортира;
• распознавать развернутый угол, смежные и вертикальные углы, центральный угол и угол, вписанный в окружность, исследовать их простейшие свойства с помощью измерений.
Учащийся получит возможность научиться:
• самостоятельно устанавливать способы сравнения углов, их измерения и построения с помощью транспортира;
• при исследовании свойств геометрических фигур с помощью практических измерений и предметных моделей формулировать собственные гипотезы (свойство смежных и вертикальных углов; свойство суммы углов треугольника, четырехугольника, пятиугольника; свойство центральных и вписанных углов и др.);
• делать вывод о том, что выявленные свойства конкретных фигур нельзя распространить на все геометрические фигуры данного типа, так как невозможно измерить каждую из них.
Величины и зависимости между ними
Учащийся научится:
• использовать соотношения между изученными единицами длины, площади, объема, массы, времени в вычислениях;
• преобразовывать, сравнивать, складывать и вычитать однородные величины, умножать и делить величины на натуральное число;
• пользоваться новыми единицами площади в ряду изученных единиц — 1 мм2, 1 см2, 1 дм2, 1 м2, 1 а, 1 га, 1 км2; преобразовывать их, сравнивать и выполнять арифметические действия с ними;
• проводить оценку площади, приближенное вычисление площадей с помощью палетки;
• устанавливать взаимосвязь между сторонами и площадью прямоугольного треугольника и выражать ее с помощью формулы S = (a · b) : 2;
• находить цену деления шкалы, использовать шкалу для определения значения величины;
• распознавать числовой луч, называть его существенные признаки, определять место числа на числовом луче, складывать и вычитать числа с помощью числового луча;
• называть существенные признаки координатного луча, определять координаты принадлежащих ему точек с неотрицательными целыми координатами, строить и использовать для решения задач формулу расстояния между его точками;
• строить модели одновременного равномерного движения объектов на координатном луче;
• наблюдать с помощью координатного луча и таблиц зависимости между величинами, описывающими одновременное равномерное движение объектов, строить формулы скоростей сближения и удаления для всех случаев одновременного равномерного движения и формулу одновременного движения s = vсбл. · tвстр, использовать построенные формулы для решения задач;
• распознавать координатный угол, называть его существенные признаки, определять координаты точек координатного угла и строить точки по их координатам;
• читать и в простейших случаях строить круговые, линейные и столбчатые диаграммы;
• читать и строить графики движения, определять по ним: время выхода и прибытия объекта; направление его движения; место и время встречи с другими объектами; время, место, продолжительность и количество остановок;
• придумывать по графикам движения рассказы о событиях, отражением которых могли бы быть рассматриваемые графики движения;
• использовать зависимости между компонентами и результатами арифметических действий для оценки суммы, разности, произведения и частного.
Учащийся получит возможность научиться:
• самостоятельно строить шкалу с заданной ценой деления, координатный луч, строить формулу расстояния между точками координатного луча, формулу зависимости координаты движущейся точки от времени движения и др.;
• наблюдать с помощью таблиц, числового луча зависимости между переменными величинами, выражать их в несложных случаях с помощью формул;
• определять по формулам вида х = а + bt, х = а − bt, выражающих зависимость координаты х движущейся точки от времени движения t;
• строить и использовать для решения задач формулы расстояния d между двумя равномерно движущимися объектами в момент времени t для движения навстречу друг другу (d = s0 − (v1 + v2) · t), в противоположных направлениях (d = s0 + (v1 + v2) · t), вдогонку (d = s0 − (v1 − v2) · t), с отставанием (d = s0 + (v1 − v2) · t);
• кодировать с помощью координат точек фигуры координатного угла, самостоятельно составленные из ломаных линий, передавать закодированное изображение «на расстояние», расшифровывать коды;
• определять по графику движения скорости объектов;
• самостоятельно составлять графики движения и придумывать по ним рассказы.
Алгебраические представления
Учащийся научится:
• читать и записывать выражения, содержащие 2—3 арифметических действия, начиная с названия последнего действия;
• записывать в буквенном виде переместительное, сочетательное и распределительное свойства сложения и умножения, правила вычитания числа из суммы и суммы из числа, деления суммы на число, частные случаи действий с 0 и 1, использовать все эти свойства для упрощения вычислений;
• распространять изученные свойства арифметических действий на множество дробей;
• решать простые уравнения со всеми арифметическими действиями вида а + х = b, а − х = b, x − a = b, а · х = b, а : х = b, x : a = b в умственном плане на уровне автоматизированного навыка, уметь обосновывать свой выбор действия, опираясь на графическую модель, комментировать ход решения, называя компоненты действий;
• решать составные уравнения, сводящиеся к цепочке простых (3—4 шага), и комментировать ход решения по компонентам действий;
• читать и записывать с помощью знаков ,
• решать простейшие неравенства на множестве целых неотрицательных чисел с помощью числового луча и мысленно, записывать множества их решений, используя теоретико-множественную символику.
Учащийся получит возможность научиться:
• на основе общих свойств арифметических действий в несложных случаях:
— определять множество корней нестандартных уравнений;
— упрощать буквенные выражения;
• использовать буквенную символику для обобщения и систематизации знаний.
Математический язык и элементы логики
Учащийся научится:
• распознавать, читать и применять новые символы математического языка: обозначение доли, дроби, процента (знак %), запись строгих, нестрогих, двойных неравенств с помощью знаков ,
• определять в простейших случаях истинность и ложность высказываний; строить простейшие высказывания с помощью логических связок и слов «верно/неверно, что...», «не», «если... то...», «каждый», «все», «найдется», «всегда», «иногда», «и/или»;
• обосновывать свои суждения, используя изученные в 4 классе правила и свойства, делать логические выводы;
• проводить под руководством взрослого несложные логические рассуждения, используя логические операции и логические связки.
Учащийся получит возможность научиться:
• обосновывать в несложных случаях высказывания общего вида и высказывания о существовании, основываясь на здравом смысле;
• решать логические задачи с использованием графических моделей, таблиц, графов, диаграмм Эйлера—Венна;
• строить (под руководством взрослого и самостоятельно) и осваивать приемы решения задач логического характера в соответствии с программой 4 класса.
Работа с информацией и анализ данных
Учащийся научится:
• использовать для анализа, представления и систематизации данных таблицы, круговые, линейные и столбчатые диаграммы, графики движения; сравнивать с их помощью значения величин, интерпретировать данные таблиц, диаграмм и
графиков;
• работать с текстом: выделять части учебного текста — вводную часть, главную мысль и важные замечания, примеры, иллюстрирующие главную мысль и важные замечания, проверять понимание текста;
• выполнять проектные работы по темам: «Из истории дробей», «Социологический опрос» (по заданной или самостоятельно выбранной теме), составлять план поиска информации, отбирать источники информации (справочники, энциклопедии, контролируемое пространство Интернета и др.), выбирать способы представления информации;
• выполнять творческие работы по теме: «Передача информации с помощью координат», «Графики движения»;
• работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика, 4 класс».
Учащийся получит возможность научиться:
• конспектировать учебный текст;
• выполнять (под руководством взрослого и самостоятельно) внеклассные проектные работы, собирать информацию в справочниках, энциклопедиях, контролируемых интернет-источниках, представлять информацию, используя имеющиеся технические средства;
• пользуясь информацией, найденной в различных источниках, составлять свои собственные задачи по программе 4 класса и стать соавтором «Задачника 4 класса», в который включаются лучшие задачи, придуманные учащимися; составлять портфолио ученика 4 класса.
Содержание программы
Раздел курса | Содержание учебного предмета | Кол-во часов | Формы организации учебного процесса | Планируемые результаты освоения учебного предмета |
| Метапредметные результаты | Предметные результаты |
Работа с информацией и анализ данных | Круговые, столбчатые и линейные диаграммы, графики движения: чтение, интерпретация данных, построение. | 16 ч | групповая, парная, фронтальная, индивидуальная | Регулятивные Учащийся научится: • принимать и сохранять учебную задачу; • применять изученные приемы самомотивирования к учебной деятельности; • планировать, в том числе во внутреннем плане, свою учебную деятельность на уроке в соответствии с ее уточненной структурой (15 шагов); • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; • применять изученные способы и алгоритмы выполнения основных шагов учебной деятельности: — пробное учебное действие, — фиксирование индивидуального затруднения, — выявление места и причины затруднения, — построение проекта выхода из затруднения (постановка цели, выбор способа ее реализации, составление плана действий, выбор средств, определение сроков), — реализация построенного проекта и фиксирование нового знания в форме эталона, — усвоение нового, — самоконтроль результата учебной деятельности, — самооценка учебной деятельности на основе критериев успешности; • различать знание, умение, проект, цель, план, способ, средство и результат учебной деятельности; • выполнять учебные действия в материализованной, медийной, громкоречевой и умственной форме; • применять изученные способы и алгоритмы выполнения основных шагов коррекционной деятельности: — самостоятельная работа, — самопроверка (по образцу, подробному образцу, эталону), — фиксирование ошибки, — выявление причины ошибки, — исправление ошибки на основе общего алгоритма исправления ошибок, — самоконтроль результата коррекционной деятельности, — самооценка коррекционной деятельности на основе критериев успешности; • использовать математическую терминологию, изученную в 4 классе, для описания результатов своей учебной деятельности; • адекватно воспринимать и учитывать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата; • применять алгоритм проведения рефлексии своей учебной деятельности. Учащийся получит возможность научиться: • преобразовывать практическую задачу в познавательную; • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; • фиксировать шаги уточненной структуры учебной деятельности (15 шагов) и самостоятельно ее реализовывать в своей целостности; • проводить на основе применения эталона: — самооценку умения применять изученные приемы положительного самомотивирования к учебной деятельности, — самооценку умения применять изученные способы и алгоритмы выполнения основных шагов учебной деятельности, — самооценку умения проявлять ответственность в учебной деятельности, — самооценку умения применять алгоритм проведения рефлексии своей учебной деятельности; • фиксировать шаги уточненной структуры коррекционной деятельности (15 шагов) и самостоятельно ее реализовывать в своей целостности; • ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; • определять виды проектов в зависимости от поставленной учебной цели и самостоятельно осуществлять проектную деятельность. Познавательные Учащийся научится: • понимать и применять математическую терминологию для решения учебных задач по программе 4 класса, использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения учебных задач; • выполнять на основе изученных алгоритмов действий логические операции — анализ объектов с выделением существенных признаков, синтез, сравнение и классификацию по заданным критериям, обобщение и аналогию, подведение под понятие; • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; • применять в учебной деятельности изученные алгоритмы методов познания — наблюдения, моделирования, исследования; • осуществлять проектную деятельность, используя различные структуры проектов в зависимости от учебной цели; • применять правила работы с текстом, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов); • применять основные способы включения нового знания в систему своих знаний; • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета; • осуществлять запись выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ, систематизировать ее; • ориентироваться на разнообразие способов решения задач; • строить сообщения, рассуждения в устной и письменной форме об объекте, его строении, свойствах и связях; • владеть рядом общих приемов решения задач; • понимать и применять базовые межпредметные понятия в соответствии с программой 4 класса (оценка; прикидка; диаграмма: круговая, столбчатая, линейная; графики и др.); • составлять и решать собственные задачи, примеры и уравнения по программе 4 класса; • понимать и применять знаки и символы, используемые в учебнике и рабочей тетради 4 класса для организации учебной деятельности. Учащийся получит возможность научиться: • проводить на основе применения эталона: 1) самооценку умения применять алгоритм умозаключения по аналогии; 2) самооценку умения применять методы наблюдения и исследования для решения учебных задач; 3) самооценку умения создавать и преобразовывать модели и схемы для решения учебных задач; 4) самооценку умения пользоваться приемами понимания текста; • строить и применять основные правила поиска необходимой информации; • представлять проекты в зависимости от поставленной учебной цели; • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; • представлять информацию и фиксировать ее различными способами с целью передачи; • понимать, что новое знание помогает решать новые задачи и является элементом системы знаний; • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; • произвольно и осознанно владеть изученными общими приемами решения задач; • применять знания по программе 4 класса в измененных условиях; • решать проблемы творческого и поискового характера в соответствии с программой 4 класса. Коммуникативные Учащийся научится: • фиксировать существенные отличия дискуссии от спора, применять правила ведения дискуссии, формулировать собственную позицию; • допускать возможность существования разных точек зрения, уважать чужое мнение, проявлять терпимость к особенностям личности собеседника; • стремиться к согласованию различных позиций в совместной деятельности, договариваться и приходить к общему решению на основе коммуникативного взаимодействия (в том числе и в ситуации столкновения интересов); • распределять роли в коммуникативном взаимодействии, формулировать функции «автора», «понимающего», «критика», «организатора» и «арбитра», применять правила работы в данных позициях (строить понятные для партнера высказывания, задавать вопросы на понимание, использовать согласованный эталон для обоснования своей точки зрения и др.); • адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи; • понимать значение командной работы для получения положительного результата в совместной деятельности, применять правила командной работы; • понимать значимость сотрудничества в командной работе, применять правила сотрудничества; • понимать и применять рекомендации по адаптации ученика в новом коллективе. Учащийся получит возможность научиться: • проводить на основе применения эталона: — самооценку умения применять правила ведения дискуссии, — самооценку умения выполнять роли «арбитра» и «организатора» в коммуникативном взаимодействии, — самооценку умения обосновывать собственную позицию, — самооценку умения учитывать в коммуникативном взаимодействии позиции других людей, — самооценку умения участвовать в командной работе и помогать команде получить хороший результат, — самооценку умения проявлять в сотрудничестве уважение и терпимость к другим; • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. | Учащийся научится: • использовать для анализа, представления и систематизации данных таблицы, круговые, линейные и столбчатые диаграммы, графики движения; сравнивать с их помощью значения величин, интерпретировать данные таблиц, диаграмм и графиков; • работать с текстом: выделять части учебного текста — вводную часть, главную мысль и важные замечания, примеры, иллюстрирующие главную мысль и важные замечания, проверять понимание текста; • выполнять проектные работы по темам: «Из истории дробей», «Социологический опрос» (по заданной или самостоятельно выбранной теме), составлять план поиска информации, отбирать источники информации (справочники, энциклопедии, контролируемое пространство Интернета и др.), выбирать способы представления информации; • выполнять творческие работы по теме: «Передача информации с помощью координат», «Графики движения»; • работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика, 4 класс». Учащийся получит возможность научиться: • конспектировать учебный текст; • выполнять (под руководством взрослого и самостоятельно) внеклассные проектные работы, собирать информацию в справочниках, энциклопедиях, контролируемых интернет-источниках, представлять информацию, используя имеющиеся технические средства; • пользуясь информацией, найденной в различных источниках, составлять свои собственные задачи по программе 4 класса и стать соавтором «Задачника 4 класса», в который включаются лучшие задачи, придуманные учащимися; составлять портфолио ученика 4 класса. |