СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Фрагмент рабочей программы 4 класса по математике

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Фрагмент рабочей программы 4 класса по математике»

Пояснительная записка

Рабочая программа по математике составлена в соответствии:

- с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 мая 2021 г. N 286);

- Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Лицей № 7 имени Героя Советского Союза Б.К. Чернышева" города Красноярска;

- авторской программы по математике Л. Г. Петерсон УМК «Перспектива»;

- федерального перечня учебников.


Основными целями курса математики для 1–4 классов в соответствии с требованиями ФГОС НОО являются:

  • формирование у учащихся основ умения учиться;

  • развитие их мышления, качеств личности, интереса к математике;

  • создание для каждого ребенка возможности достижения высокого уровня математической подготовки.

Соответственно задачами данного курса являются:

1) формирование у учащихся познавательной мотивации, способностей к организации своей учебной деятельности посредством освоения личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий;

2) приобретение опыта самостоятельной математической деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению;

3) формирование специфических для математики качеств мышления, необходимых человеку для полноценного функционирования в современном обществе, и в частности логического, алгоритмического и эвристического мышления;

4) духовно-нравственное развитие личности, предусматривающее с учетом специфики начального этапа обучения математике принятие нравственных установок созидания, справедливости, добра, становление основ гражданской российской идентичности, любви и уважения к своему Отечеству;

5) формирование математического языка и математического аппарата как средства описания и исследования окружающего мира и как основы компьютерной грамотности;

6) реализация возможностей математики в формировании научного мировоззрения учащихся, в освоении ими научной картины мира с учетом возрастных особенностей учащихся;

7) овладение системой математических знаний, умений и навыков, необходимых для повседневной жизни и для продолжения образования в основной школе;

8) создание здоровьесберегающей информационно-образовательной среды.


Содержание курса математики строится на основе:

  • системно-деятельностного подхода, методологическим основанием которого является общая теория деятельности (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Г. П. Щедровицкий, О. С. Анисимов и др.);

  • системного подхода к отбору содержания и последовательности изучения математических понятий, где в качестве теоретического основания выбрана система начальных математических понятий (Н. Я. Виленкин);

  • дидактической системы деятельностного метода обучения Л. Г. Петерсон*.


Основные методы обучения:

- практический;

- частично-поисковый;

- квазиисследовательский;

- моделирование;

- учебная задача;

- учебный диалог.


Формы организации учебной деятельности:

- групповая;

- парная;

- фронтальная;

- индивидуальная.


Описание места учебного предмета в учебном плане

На изучение математики в каждом классе начальной школы отводится по 4 ч в неделю, всего 540 ч: в 1 классе — 132 ч, а во 2, 3 и 4 классах — по 136 ч.

Реализация принципа минимакса в образовательном процессе позволяет использовать данный курс при 5 ч в неделю за счет школьного компонента, всего 675 ч: в 1 классе — 165 ч, а во 2, 3 и 4 классах — по 170 ч.


Методы контроля, отслеживания и оценивания результатов

Предметные результаты оцениваются и контролируются методами: тест, самостоятельная работа, контрольная работа, проверочная работа.

Метапредметные результаты отслеживаются и оцениваются методами: наблюдение, проектная задача, исследовательская задача, портфолио, дневник достижений.

Личностные результаты отслеживаются с помощью портфолио.

В мае проводится промежуточная итоговая аттестация по предмету в форме контрольной работы.



Предметные, метапредметные и личностные результаты по математике в 4 классе в соответствии с МАОУ «Лицей № 7 имени Героя Советского Союза Б.К. Чернышева»

Личностные результаты

У учащегося будут сформированы:

  • y мотивационная основа учебной деятельности:

1) понимание смысла учения и принятие образца «хорошего ученика»;

2) положительное отношение к школе;

3) вера в свои силы;

  • целостное восприятие окружающего мира, представления об истории развития математического знания, роли математики в системе знаний;

  • способность к самоконтролю по эталону, ориентация на понимание причин успеха/неуспеха и исправление своих ошибок;

  • способность к рефлексивной самооценке на основе критериев успешности в учебной деятельности, готовность понимать и учитывать предложения и оценки учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • самостоятельность и личная ответственность за свой результат, как в исполнительской, так и в творческой деятельности;

  • принятие ценностей: знание, созидание, развитие, дружба, сотрудничество, здоровье, ответственное отношение к своему здоровью, умение применять правила сохранения и поддержки своего здоровья в учебной деятельности;

  • учебно-познавательный интерес к изучению математики и способам математической деятельности;

  • уважительное, позитивное отношение к себе и другим, осознание «Я», с одной стороны, как личности и индивидуальности, а с другой — как части коллектива класса, гражданина своего Отечества, осознание и проявление ответственности за общее благополучие и успех;

  • знание основных моральных норм ученика, необходимых для успеха в учении, и ориентация на их применение в учебной деятельности;

  • становление в процессе учебной деятельности этических чувств (стыда, вины, совести) и эмпатии (понимания, терпимости к особенностям личности других людей, сопереживания) как регуляторов морального поведения;

  • становление в процессе математической деятельности эстетических чувств через восприятие гармонии математического знания, внутреннее единство математических объектов, универсальность математического языка;

  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся мире на основе метода рефлексивной самоорганизации;

  • опыт самостоятельной успешной математической деятельности по программе 4 класса.

Учащийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции ученика, позитивного отношения к школе, к учению, выраженных в преобладании учебнопознавательных мотивов;

  • устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к новым общим способам решения задач;

  • позитивного отношения к создаваемым самим учеником и его одноклассниками результатам учебной деятельности;

  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

  • гражданской идентичности в поступках и деятельности;

  • способности к решению моральных проблем на основе моральных норм, учета позиций партнеров и этических требований;

  • этических чувств и эмпатии, выражающейся в понимании чувств других людей, сопереживании и помощи им;

  • способность воспринимать эстетическую ценность математики, ее красоту и гармонию;

  • адекватной самооценки собственных поступков на основе критериев роли «хорошего ученика», создание индивидуальной диаграммы своих качеств как ученика, нацеленность на саморазвитие.

Метапредметные результаты

Регулятивные

Учащийся научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • применять изученные приемы самомотивирования к учебной деятельности;

  • планировать в том числе во внутреннем плане свою учебную деятельность на уроке в соответствии с ее уточненной структурой (15 шагов);

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

  • применять изученные способы и алгоритмы выполнения основных шагов учебной деятельности:

– пробное учебное действие;

– фиксирование индивидуального затруднения;

– выявление места и причины затруднения;

– построение проекта выхода из затруднения (постановка цели, выбор способа ее реализации, составление плана действий, выбор средств, определение сроков);

– реализация построенного проекта и фиксирование нового знания в форме эталона;

– усвоение нового;

– самоконтроль результата учебной деятельности;

– самооценка учебной деятельности на основе критериев успешности;

  • различать знание, умение, проект, цель, план, способ, средство и результат учебной деятельности;

  • выполнять учебные действия в материализованной, медийной, громкоречевой и умственной форме;

  • применять изученные способы и алгоритмы выполнения основных шагов коррекционной деятельности:

– самостоятельная работа;

– самопроверка (по образцу, подробному образцу, эталону);

– фиксирование ошибки;

– выявление причины ошибки;

– исправление ошибки на основе общего алгоритма

исправления ошибок;

– самоконтроль результата коррекционной деятельности;

– самооценка коррекционной деятельности на основе критериев успешности;

  • использовать математическую терминологию, изученную в 4 классе, для описания результатов своей учебной деятельности;

  • адекватно воспринимать и учитывать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата;

  • применять алгоритм проведения рефлексии своей учебной деятельности.

Учащийся получит возможность научиться:

  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;

  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

  • фиксировать шаги уточненной структуры учебной деятельности (15 шагов) и самостоятельно ее реализовывать в своей целостности;

  • проводить на основе применения эталона:

– самооценку умения применять изученные приемы положительного самомотивирования к учебной деятельности;

– самооценку умения применять изученные способы и алгоритмы выполнения основных шагов учебной деятельности;

– самооценку умения проявлять ответственность в учебной деятельности;

– самооценку умения применять алгоритм проведения рефлексии своей учебной деятельности;

  • фиксировать шаги уточненной структуры коррекционной деятельности (15 шагов) и самостоятельно ее реализовывать в своей целостности;

  • ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;

  • определять виды проектов в зависимости от поставленной учебной цели и самостоятельно осуществлять проектную деятельность.

Познавательные

Учащийся научится:

  • понимать и применять математическую терминологию для решения учебных задач по программе 4 класса, использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач;

  • выполнять на основе изученных алгоритмов действий логические операции:

– анализ объектов с выделением существенных признаков, синтез, сравнение и классификацию по заданным критериям, обобщение и аналогию, подведение под понятие;

  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

  • применять в учебной деятельности изученные алгоритмы методов познания: наблюдения, моделирования, исследования;

  • осуществлять проектную деятельность, используя различные структуры проектов в зависимости от учебной цели;

  • применять правила работы с текстом, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

  • применять основные способы включения нового знания в систему своих знаний;

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

  • осуществлять запись выборочной информации об окружающем мире и о себе самом в том числе с помощью инструментов ИКТ, систематизировать ее;

  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

  • строить сообщения, рассуждения в устной и письменной форме об объекте, его строении, свойствах и связях;

  • владеть рядом общих приемов решения задач;

  • понимать и применять базовые межпредметные понятия в соответствии с программой 4 класса (оценка; прикидка; диаграмма: круговая, столбчатая, линейная; графики др.);

  • составлять и решать собственные задачи, примеры и уравнения по программе 4 класса;

  • понимать и применять знаки и символы, используемые в учебнике и рабочей тетради 4 класса для организации учебной деятельности.

Учащийся получит возможность научиться:

  • проводить на основе применения эталона:

– самооценку умения применять алгоритм умозаключения по аналогии;

– самооценку умения применять методы наблюдения и исследования для решения учебных задач;

– самооценку умения создавать и преобразовывать модели и схемы для решения учебных задач;

– самооценку умения пользоваться приемами понимания текста;

– строить и применять основные правила поиска необходимой информации;

  • представлять проекты в зависимости от поставленной учебной цели;

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

  • представлять информацию и фиксировать ее различными способами с целью передачи;

  • понимать, что новое знание помогает решать новые задачи и является элементом системы знаний;

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;

  • произвольно и осознанно владеть изученными общими приемами решения задач;

  • применять знания по программе 4 класса в измененных условиях;

  • решать проблемы творческого и поискового характера в соответствии с программой 4 класса.

Коммуникативные

Учащийся научится:

  • фиксировать существенные отличия дискуссии от спора, применять правила ведения дискуссии, формулировать собственную позицию;

  • допускать возможность существования разных точек зрения, уважать чужое мнение, проявлять терпимость к особенностям личности собеседника;

  • стремиться к согласованию различных позиций в совместной деятельности, договариваться и приходить к общему решению на основе коммуникативного взаимодействия (в том числе и в ситуации столкновения интересов);

  • распределять роли в коммуникативном взаимодействии, формулировать функции «автора», «понимающего», «критика», «организатора» и «арбитра», применять правила работы в данных позициях (строить понятные для партнера высказывания, задавать вопросы на понимание, использовать согласованный эталон для обоснования своей точки зрения и др.);

  • адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

  • понимать значение командной работы для получения положительного результата в совместной деятельности, применять правила командной работы;

  • понимать значимость сотрудничества в командной работе, применять правила сотрудничества;

  • понимать и применять рекомендации по адаптации ученика в новом коллективе.

Учащийся получит возможность научиться:

  • проводить на основе применения эталона:

– самооценку умения применять правила ведения дискуссии;

– самооценку умения выполнять роли «арбитра» и «организатора» в коммуникативном взаимодействии;

– самооценку умения обосновывать собственную позицию;

– самооценку умения учитывать в коммуникативном взаимодействии позиции других людей;

– самооценку умения участвовать в командной работе и помогать команде получить хороший результат;

– самооценку умения проявлять в сотрудничестве уважение и терпимость к другим;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.



ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Числа и арифметические действия с ними

Учащийся научится:

• выполнять оценку и прикидку суммы, разности, произведения, частного;

• выполнять деление многозначного числа на двузначное и трехзначное число;

• проверять правильность вычислений с помощью алгоритма, обратного действия, оценки, прикидки результата, вычисления на калькуляторе;

• выполнять устные вычисления с многозначными числами, сводящиеся к действиям с числами в пределах 100;

• вычислять значения числовых выражений с изученными натуральными числами в пределах 1 000 000 000, содержащих 4—6 действий (со скобками и без скобок), на основе знания правил порядка выполнения действий;

• называть доли, наглядно изображать с помощью геометрических фигур и на числовом луче, сравнивать доли, находить долю числа и число по доле;

• читать и записывать дроби, наглядно изображать их с помощью геометрических фигур и на числовом луче, сравнивать дроби с одинаковыми знаменателями и дроби с одинаковыми числителями;

• находить часть числа, число по его части и часть, которую одно число составляет от другого;

• складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями;

• читать и записывать смешанные числа, наглядно изображать их с помощью геометрических фигур и на числовом луче, выделять целую часть из неправильной дроби, представлять смешанное число в виде неправильной дроби, складывать и вычитать смешанные числа (с одинаковыми знаменателями дробной части);

• распространять изученные свойства арифметических действий на множество дробей.

Учащийся получит возможность научиться:

• самостоятельно строить и использовать алгоритмы изученных случаев устных и письменных действий с многозначными числами, дробями и смешанными числами;

• выполнять деление круглых чисел (с остатком);

• находить процент числа и число по его проценту на основе общих правил решения задач на части;

• создавать и представлять свой проект по истории развития представлений о дробях и действий с ними;

• решать примеры на порядок действий с дробными числовыми выражениями;

• составлять и решать собственные примеры на изученные случаи действий с числами.

Работа с текстовыми задачами

Учащийся научится:

• самостоятельно анализировать задачи, строить модели, планировать и реализовывать решения, пояснять ход решения, проводить поиск разных способов решения, соотносить полученный результат с условием задачи, оценивать его правдоподобие, решать задачи с вопросами;

• решать составные задачи в 2—5 действий с натуральными числами на смысл арифметических действий, разностное и кратное сравнение, равномерные процессы (вида a = bc);

• решать задачи на приведение к единице (четвертое пропорциональное);

• решать простые и составные задачи в 2—5 действий на сложение, вычитание и разностное сравнение дробей и смешанных чисел;

• решать задачи на нахождение доли числа и числа по его доле;

• решать три типа задач на дроби: нахождение части от числа, числа по его части и дроби, которую одно число составляет от другого;

• решать задачи на одновременное равномерное движение двух объектов навстречу друг другу, в противоположных направлениях, вдогонку, с отставанием: определение скорости сближения и скорости удаления, расстояния между движущимися объектами в заданный момент времени, времени до встречи;

• решать задачи всех изученных типов с буквенными данными и составлять текстовые задачи к заданным буквенным выражениям;

• самостоятельно составлять собственные задачи изучаемых типов по заданной математической модели — числовому и буквенному выражению, схеме, таблице;

• при решении задач выполнять все арифметические действия с изученными величинами.

Учащийся получит возможность научиться:

• самостоятельно строить и использовать алгоритмы изучаемых случаев решения текстовых задач;

• анализировать, моделировать и решать текстовые задачи в 6—8 действий на все изученные действия с числами;

• решать задачи на нахождение процента от числа и числа по его проценту как частного случая задач на части;

• решать задачи на вычисление площади прямоугольного треугольника и площадей фигур, составленных из прямоугольников, квадратов и прямоугольных треугольников;

• решать нестандартные задачи по изучаемым темам, использовать для решения текстовых задач графики движения.

Геометрические фигуры и величины

Учащийся научится:

• распознавать прямоугольный треугольник, его углы, стороны (катеты и гипотенузу), находить его площадь, опираясь на связь с прямоугольником;

• находить площади фигур, составленных из квадратов, прямоугольников и прямоугольных треугольников;

• непосредственно сравнивать углы методом наложения;

• измерять величину углов различными мерками;

• измерять величину углов с помощью транспортира и выражать ее в градусах;

• находить сумму и разность углов;

• строить угол заданной величины с помощью транспортира;

• распознавать развернутый угол, смежные и вертикальные углы, центральный угол и угол, вписанный в окружность, исследовать их простейшие свойства с помощью измерений.

Учащийся получит возможность научиться:

• самостоятельно устанавливать способы сравнения углов, их измерения и построения с помощью транспортира;

• при исследовании свойств геометрических фигур с помощью практических измерений и предметных моделей формулировать собственные гипотезы (свойство смежных и вертикальных углов; свойство суммы углов треугольника, четырехугольника, пятиугольника; свойство центральных и вписанных углов и др.);

• делать вывод о том, что выявленные свойства конкретных фигур нельзя распространить на все геометрические фигуры данного типа, так как невозможно измерить каждую из них.

Величины и зависимости между ними

Учащийся научится:

• использовать соотношения между изученными единицами длины, площади, объема, массы, времени в вычислениях;

• преобразовывать, сравнивать, складывать и вычитать однородные величины, умножать и делить величины на натуральное число;

• пользоваться новыми единицами площади в ряду изученных единиц — 1 мм2, 1 см2, 1 дм2, 1 м2, 1 а, 1 га, 1 км2; преобразовывать их, сравнивать и выполнять арифметические действия с ними;

• проводить оценку площади, приближенное вычисление площадей с помощью палетки;

• устанавливать взаимосвязь между сторонами и площадью прямоугольного треугольника и выражать ее с помощью формулы S = (a · b) : 2;

• находить цену деления шкалы, использовать шкалу для определения значения величины;

• распознавать числовой луч, называть его существенные признаки, определять место числа на числовом луче, складывать и вычитать числа с помощью числового луча;

• называть существенные признаки координатного луча, определять координаты принадлежащих ему точек с неотрицательными целыми координатами, строить и использовать для решения задач формулу расстояния между его точками;

• строить модели одновременного равномерного движения объектов на координатном луче;

• наблюдать с помощью координатного луча и таблиц зависимости между величинами, описывающими одновременное равномерное движение объектов, строить формулы скоростей сближения и удаления для всех случаев одновременного равномерного движения и формулу одновременного движения s = vсбл. · tвстр, использовать построенные формулы для решения задач;

• распознавать координатный угол, называть его существенные признаки, определять координаты точек координатного угла и строить точки по их координатам;

• читать и в простейших случаях строить круговые, линейные и столбчатые диаграммы;

• читать и строить графики движения, определять по ним: время выхода и прибытия объекта; направление его движения; место и время встречи с другими объектами; время, место, продолжительность и количество остановок;

• придумывать по графикам движения рассказы о событиях, отражением которых могли бы быть рассматриваемые графики движения;

• использовать зависимости между компонентами и результатами арифметических действий для оценки суммы, разности, произведения и частного.

Учащийся получит возможность научиться:

• самостоятельно строить шкалу с заданной ценой деления, координатный луч, строить формулу расстояния между точками координатного луча, формулу зависимости координаты движущейся точки от времени движения и др.;

• наблюдать с помощью таблиц, числового луча зависимости между переменными величинами, выражать их в несложных случаях с помощью формул;

• определять по формулам вида х = а + bt, х = а − bt, выражающих зависимость координаты х движущейся точки от времени движения t;

• строить и использовать для решения задач формулы расстояния d между двумя равномерно движущимися объектами в момент времени t для движения навстречу друг другу (d = s0 − (v1 + v2) · t), в противоположных направлениях (d = s0 + (v1 + v2) · t), вдогонку (d = s0 − (v1 − v2) · t), с отставанием (d = s0 + (v1 − v2) · t);

• кодировать с помощью координат точек фигуры координатного угла, самостоятельно составленные из ломаных линий, передавать закодированное изображение «на расстояние», расшифровывать коды;

• определять по графику движения скорости объектов;

• самостоятельно составлять графики движения и придумывать по ним рассказы.

Алгебраические представления

Учащийся научится:

• читать и записывать выражения, содержащие 2—3 арифметических действия, начиная с названия последнего действия;

• записывать в буквенном виде переместительное, сочетательное и распределительное свойства сложения и умножения, правила вычитания числа из суммы и суммы из числа, деления суммы на число, частные случаи действий с 0 и 1, использовать все эти свойства для упрощения вычислений;

• распространять изученные свойства арифметических действий на множество дробей;

• решать простые уравнения со всеми арифметическими действиями вида а + х = b, а − х = b, x − a = b, а · х = b, а : х = b, x : a = b в умственном плане на уровне автоматизированного навыка, уметь обосновывать свой выбор действия, опираясь на графическую модель, комментировать ход решения, называя компоненты действий;

• решать составные уравнения, сводящиеся к цепочке простых (3—4 шага), и комментировать ход решения по компонентам действий;

• читать и записывать с помощью знаков ,

• решать простейшие неравенства на множестве целых неотрицательных чисел с помощью числового луча и мысленно, записывать множества их решений, используя теоретико-множественную символику.

Учащийся получит возможность научиться:

• на основе общих свойств арифметических действий в несложных случаях:

— определять множество корней нестандартных уравнений;

— упрощать буквенные выражения;

• использовать буквенную символику для обобщения и систематизации знаний.

Математический язык и элементы логики

Учащийся научится:

• распознавать, читать и применять новые символы математического языка: обозначение доли, дроби, процента (знак %), запись строгих, нестрогих, двойных неравенств с помощью знаков ,

• определять в простейших случаях истинность и ложность высказываний; строить простейшие высказывания с помощью логических связок и слов «верно/неверно, что...», «не», «если... то...», «каждый», «все», «найдется», «всегда», «иногда», «и/или»;

• обосновывать свои суждения, используя изученные в 4 классе правила и свойства, делать логические выводы;

• проводить под руководством взрослого несложные логические рассуждения, используя логические операции и логические связки.

Учащийся получит возможность научиться:

• обосновывать в несложных случаях высказывания общего вида и высказывания о существовании, основываясь на здравом смысле;

• решать логические задачи с использованием графических моделей, таблиц, графов, диаграмм Эйлера—Венна;

• строить (под руководством взрослого и самостоятельно) и осваивать приемы решения задач логического характера в соответствии с программой 4 класса.

Работа с информацией и анализ данных

Учащийся научится:

• использовать для анализа, представления и систематизации данных таблицы, круговые, линейные и столбчатые диаграммы, графики движения; сравнивать с их помощью значения величин, интерпретировать данные таблиц, диаграмм и

графиков;

• работать с текстом: выделять части учебного текста — вводную часть, главную мысль и важные замечания, примеры, иллюстрирующие главную мысль и важные замечания, проверять понимание текста;

• выполнять проектные работы по темам: «Из истории дробей», «Социологический опрос» (по заданной или самостоятельно выбранной теме), составлять план поиска информации, отбирать источники информации (справочники, энциклопедии, контролируемое пространство Интернета и др.), выбирать способы представления информации;

• выполнять творческие работы по теме: «Передача информации с помощью координат», «Графики движения»;

• работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика, 4 класс».

Учащийся получит возможность научиться:

• конспектировать учебный текст;

• выполнять (под руководством взрослого и самостоятельно) внеклассные проектные работы, собирать информацию в справочниках, энциклопедиях, контролируемых интернет-источниках, представлять информацию, используя имеющиеся технические средства;

• пользуясь информацией, найденной в различных источниках, составлять свои собственные задачи по программе 4 класса и стать соавтором «Задачника 4 класса», в который включаются лучшие задачи, придуманные учащимися; составлять портфолио ученика 4 класса.

Содержание программы

Раздел курса

Содержание учебного предмета

Кол-во часов

Формы организации учебного процесса

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Метапредметные результаты

Предметные результаты

Работа с информацией и анализ данных

Круговые, столбчатые и линейные диаграммы, графики движения: чтение, интерпретация данных, построение.

16 ч

групповая, парная, фронтальная, индивидуальная

Регулятивные

Учащийся научится:

• принимать и сохранять учебную задачу;

• применять изученные приемы самомотивирования к учебной деятельности;

• планировать, в том числе во внутреннем плане, свою учебную деятельность на уроке в соответствии с ее уточненной структурой (15 шагов);

• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

• применять изученные способы и алгоритмы выполнения основных шагов

учебной деятельности:

— пробное учебное действие,

— фиксирование индивидуального затруднения,

— выявление места и причины затруднения,

— построение проекта выхода из затруднения (постановка цели, выбор способа ее реализации, составление плана действий, выбор средств, определение

сроков),

— реализация построенного проекта и фиксирование нового знания в форме

эталона,

— усвоение нового,

— самоконтроль результата учебной деятельности,

— самооценка учебной деятельности на основе критериев успешности;

• различать знание, умение, проект, цель, план, способ, средство и результат

учебной деятельности;

• выполнять учебные действия в материализованной, медийной, громкоречевой и умственной форме;

• применять изученные способы и алгоритмы выполнения основных шагов

коррекционной деятельности:

— самостоятельная работа,

— самопроверка (по образцу, подробному образцу, эталону),

— фиксирование ошибки,

— выявление причины ошибки,

— исправление ошибки на основе общего алгоритма исправления ошибок,

— самоконтроль результата коррекционной деятельности,

— самооценка коррекционной деятельности на основе критериев успешности;

• использовать математическую терминологию, изученную в 4 классе, для

описания результатов своей учебной деятельности;

• адекватно воспринимать и учитывать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения

и оценки для создания нового, более совершенного результата;

• применять алгоритм проведения рефлексии своей учебной деятельности.

Учащийся получит возможность научиться:

• преобразовывать практическую задачу в познавательную;

• самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

• фиксировать шаги уточненной структуры учебной деятельности (15 шагов) и

самостоятельно ее реализовывать в своей целостности;

• проводить на основе применения эталона:

— самооценку умения применять изученные приемы положительного самомотивирования к учебной деятельности,

— самооценку умения применять изученные способы и алгоритмы выполнения

основных шагов учебной деятельности,

— самооценку умения проявлять ответственность в учебной деятельности,

— самооценку умения применять алгоритм проведения рефлексии своей учебной

деятельности;

• фиксировать шаги уточненной структуры коррекционной деятельности (15 шагов) и самостоятельно ее реализовывать в своей целостности;

• ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;

• определять виды проектов в зависимости от поставленной учебной цели и самостоятельно осуществлять проектную деятельность.

Познавательные

Учащийся научится:

• понимать и применять математическую терминологию для решения учебных задач по программе 4 класса, использовать знаково-символические средства,

в том числе модели и схемы, для решения учебных задач;

• выполнять на основе изученных алгоритмов действий логические операции — анализ объектов с выделением существенных признаков, синтез, сравнение и классификацию по заданным критериям, обобщение и аналогию, подведение под понятие;

• устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

• применять в учебной деятельности изученные алгоритмы методов познания — наблюдения, моделирования, исследования;

• осуществлять проектную деятельность, используя различные структуры

проектов в зависимости от учебной цели;

• применять правила работы с текстом, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

• применять основные способы включения нового знания в систему своих

знаний;

• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных

заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников

(включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве,

в том числе контролируемом пространстве Интернета;

• осуществлять запись выборочной информации об окружающем мире и о

себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ, систематизировать ее;

• ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

• строить сообщения, рассуждения в устной и письменной форме об объекте, его строении, свойствах и связях;

• владеть рядом общих приемов решения задач;

• понимать и применять базовые межпредметные понятия в соответствии с

программой 4 класса (оценка; прикидка; диаграмма: круговая, столбчатая, линейная; графики и др.);

• составлять и решать собственные задачи, примеры и уравнения по программе 4 класса;

• понимать и применять знаки и символы, используемые в учебнике и рабочей тетради 4 класса для организации учебной деятельности.

Учащийся получит возможность научиться:

• проводить на основе применения эталона:

1) самооценку умения применять алгоритм умозаключения по аналогии;

2) самооценку умения применять методы наблюдения и исследования для решения учебных задач;

3) самооценку умения создавать и преобразовывать модели и схемы для решения учебных задач;

4) самооценку умения пользоваться приемами понимания текста;

• строить и применять основные правила поиска необходимой информации;

• представлять проекты в зависимости от поставленной учебной цели;

• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

• представлять информацию и фиксировать ее различными способами с целью

передачи;

• понимать, что новое знание помогает решать новые задачи и является элементом системы знаний;

• осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

• произвольно и осознанно владеть изученными общими приемами решения задач;

• применять знания по программе 4 класса в измененных условиях;

• решать проблемы творческого и поискового характера в соответствии с программой 4 класса.

Коммуникативные

Учащийся научится:

• фиксировать существенные отличия дискуссии от спора, применять правила ведения дискуссии, формулировать собственную позицию;

• допускать возможность существования разных точек зрения, уважать чужое мнение, проявлять терпимость к особенностям личности собеседника;

• стремиться к согласованию различных позиций в совместной деятельности, договариваться и приходить к общему решению на основе коммуникативного взаимодействия (в том числе и в ситуации столкновения интересов);

• распределять роли в коммуникативном взаимодействии, формулировать

функции «автора», «понимающего», «критика», «организатора» и «арбитра», применять правила работы в данных позициях (строить понятные для партнера высказывания, задавать вопросы на понимание, использовать согласованный эталон

для обоснования своей точки зрения и др.);

• адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных

задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

• понимать значение командной работы для получения положительного результата в совместной деятельности, применять правила командной работы;

• понимать значимость сотрудничества в командной работе, применять правила сотрудничества;

• понимать и применять рекомендации по адаптации ученика в новом коллективе.

Учащийся получит возможность научиться:

• проводить на основе применения эталона:

— самооценку умения применять правила ведения дискуссии,

— самооценку умения выполнять роли «арбитра» и «организатора» в коммуникативном взаимодействии,

— самооценку умения обосновывать собственную позицию,

— самооценку умения учитывать в коммуникативном взаимодействии позиции

других людей,

— самооценку умения участвовать в командной работе и помогать команде получить хороший результат,

— самооценку умения проявлять в сотрудничестве уважение и терпимость к

другим;

• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Учащийся научится:

• использовать для анализа, представления и систематизации данных таблицы, круговые, линейные и столбчатые диаграммы, графики движения; сравнивать

с их помощью значения величин, интерпретировать данные таблиц, диаграмм и

графиков;

• работать с текстом: выделять части учебного текста — вводную часть, главную мысль и важные замечания, примеры, иллюстрирующие главную мысль и

важные замечания, проверять понимание текста;

• выполнять проектные работы по темам: «Из истории дробей», «Социологический опрос» (по заданной или самостоятельно выбранной теме), составлять

план поиска информации, отбирать источники информации (справочники, энциклопедии, контролируемое пространство Интернета и др.), выбирать способы

представления информации;

• выполнять творческие работы по теме: «Передача информации с помощью

координат», «Графики движения»;

• работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием

учебного предмета «Математика, 4 класс».

Учащийся получит возможность научиться:

• конспектировать учебный текст;

• выполнять (под руководством взрослого и самостоятельно) внеклассные проектные работы, собирать информацию в справочниках, энциклопедиях, контролируемых

интернет-источниках, представлять информацию, используя имеющиеся технические средства;

• пользуясь информацией, найденной в различных источниках, составлять свои

собственные задачи по программе 4 класса и стать соавтором «Задачника 4 класса»,

в который включаются лучшие задачи, придуманные учащимися; составлять портфолио ученика 4 класса.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!