«Виды речевой и читательской деятельности» | Аудирование (слушание). Восприятие литературного произведения. Создание условий для полноценного восприятия произведений в единстве содержания и формы, в единстве образного, логического и эмоционального начал. Эмоциональная отзывчивость, понимание настроения литературного произведения, осознание схожести и различий настроений героев, авторской точки зрения. Общая оценка достоинств произведения. Оценка эмоционального состояния героев, анализ их действий и поступков. Сравнение персонажей разных произведений, выявление отношения к ним автора, высказывание собственной оценки, подтверждение собственных суждений текстом произведения. Умение на слух воспринимать разные по жанру произведения, запоминать слова, характеризующие персонажей, образные выражения, создающие картины природы, рисующие человека. Понимать роль описания природы, интерьера, портрета и речи героя. Умение определять задачу чтения - что и с какой целью читается, рассказывается, сообщается. Умение находить средства выразительного чтения произведения: логические ударения, паузы, тон, темп речи в зависимости от задачи чтения. Умение сопоставлять два ряда представлений в произведении – реальных и фантастических. Чтение. Осознанное, правильное, выразительное чтение в соответствии с нормами литературного произношения вслух, чтение молча. Выразительное чтение подготовленного произведения или отрывка из него; использование выразительных средств чтения (темп, тон, логические ударения, паузы, мелодика речи). Использование сведений об авторе книги. Чтение наизусть стихов, отрывков из прозаических произведений (к концу обучения в 4 классе — не менее 20 стихотворений, 6 отрывков из прозы). | 36 часов | групповая, парная, фронтальная, индивидуальная | использовать умение читать для решения познавательных и коммуникативных задач; понимать и ставить учебную задачу, определять способы её решения и выбирать наиболее продуктивные; овладевать алгоритмом выполнения типовых учебных задач (чтение по ролям, выразительное чтение, чтение наизусть, пересказ полный или выборочный), контролировать выполнение задания по алгоритму, составлять алгоритмы для новых задач; выбирать вид чтения (ознакомительное или первичное, изучающее, поисковое, просмотровое, выразительное) в зависимости от поставленной цели; уметь работать с текстами произведений разных жанров: определять тему, понимать главную мысль произведения, делить текст на смысловые части, выделять авторский замысел, отвечать на вопросы по содержанию; составлять план, устанавливать последовательность событий и причинно-следственные связи между ними; овладевать устной и письменной коммуникативной культурой (вести диалог и строить монологическое высказывание; вы- сказывать мнение о прочитанных или прослушанных произведениях и книгах, слушать мнение собеседников, уважительно относиться к иной точке зрения, формулировать письменные ответы на вопросы, писать отзывы о произведении); проводить самоконтроль и самооценку, сравнивать свою работу с образцом, находить неточности и ошибки; корректировать — вносить исправления, дополнения и изменения, оценивать свою деятельность: произвольно и аргументированно строить высказывания, полно и точно выражать свои мысли в соответствии с учебной задачей: прогнозировать содержание произведения или книги до чтения (выделение фамилии автора, заголовка, подзаголовка; определение темы и жанра); понимать позицию автора текста и выражать свою точку зрения (на примере анализа литературного произведения); уметь воспринимать художественное произведение как искусство слова: выделять особенности художественных произведений, находить (на доступном уровне) средства выразительности и использовать их в речи, понимать эстетические ценности на их основе вырабатывать свои эстетические критерии; читать вслух и молча в темпе, позволяющем понимать, прочитанное и определять главную мысль произведения; пользоваться разными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым) для решения учебных задач; осознавать героическое прошлое своей страны и народа, знакомясь с образцами доступных литературных произведений; овладевать морально-этическими нормами поведения через анализ и оценку поступков литературных героев; ориентироваться в нравственном содержании произведения: осознавать сущность поступков героев, соотносить их с нравственными нормами; давать оценку морального содержания и нравственного значения действий персонажей при изучении художественных произведений; стремиться к самоопределению и самопознанию путём сравнения себя с героями литературных произведений: использовать в речи литературоведческие понятия; находить в произведении средства выразительности (эпитеты, сравнения, олицетворения, антонимы, гиперболы, метафоры); различать тексты художественные и научно-популярные: различать тексты в стихотворной и прозаической форме, стихотворные и прозаические жанры; ориентироваться в структуре текста аппарате книги, определять тип книги (книга-произведение, книга-сборник); интерпретировать текст (рассказывать от лица одного из героев произведения или от лица автора); самостоятельно формулировать творческую учебную задачу; выбирать способы и формы решения учебной задачи (индивидуальный проект, работа в парах и группах; подготовка и проведение конкурсов, библиотечных уроков, литературных уроков в музеях и т. Д.); создавать по аналогии произведения разных жанров; сочинять стихотворные тексты по заданным строфам и рифмам, оформлять и делать презентации творческих работ. понимать и формулировать самостоятельно творческую учебную задачу: распределять роли и функции участников при выполнении коллективных творческих проектов; интерпретировать текст произведения: рассказывать от имени одного из героев произведения, от имени автора, от своего имени; восстанавливать деформированный план по тексту; инсценировать художественные произведения, готовить театрализованные постановки, моделировать «живые картины»; создавать по аналогии произведения разных жанров; сочинять стихотворные тексты по заданным строфам и рифмам; воспринимать чтение как средство получения информации и удовлетворения личных, познавательных и эстетических запросов; находить в произведении, необходимую информацию, заданную в явной и скрытой форме; преобразовывать текстовую информацию в табличную; работать с моделями, таблицами, схемами: сравнивать, дополнять, пользоваться их данными для решения различных учебных задач; синтезировать, выделять главную и дополнительную информацию о произведении, героях и их по ступках при составлении плана; ориентироваться в мире книг, находить книгу по заданной теме и авторской принадлежности; уметь находить и выбирать книгу в открытом фонде библиотеки или по каталогу; пользоваться информацией о книге, содержащейся в её аппарате; пользоваться разными источниками информации (словари, справочники, ИКТ). | Ученик научится: — проявлять интерес к чтению, использовать чтение как универсальное умение для работы с любым произведением и любым источником информации, для обогащения читательского опыта; — воспринимать умение читать как инструмент для своего интеллектуального, духовно-нравственного, эстетического развития, способ приобретения знаний и опыта; — пользоваться чтением для решения раз личных учебных задач и удовлетворения читательского интереса, поиска нужной информации на межпредметном уровне; — читать вслух и молча в темпе, позволяющем понимать и осознавать прочитанное (читать вслух не менее 80 слов в минуту, молча — не менее 100 слов в соответствии с индивидуальными возможностями); — читать выразительно подготовленные или изученные произведения из круга чтения, определяя задачу чтения в соответствии с орфоэпическими нормами; — пользоваться разными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым, просмотровым (выборочным)), осознавать и объяснять выбор вида и формы чтения для той или иной работы; — различать художественную, научно-популярную, учебную и справочную литературу; — ориентироваться в содержании художественного произведения, прослушанного или прочитанного; самостоятельно определять тему, жанр, авторскую принадлежность и главную мысль; Выделять сюжетную линию: устанавливать причинно-следственную связь в развитии событий и их последовательность, отвечать на вопросы, задавать вопросы и дополнять ответы одноклассников по сюжету произведения; — работать с учебным, научно-популярным и справочным текстами: понимать смысл, определять тему и выделять микротемы (подтемы), отвечать на вопросы и задавать вопросы по тексту, дополнять ответы и подтверждать их цитатами из текста; — понимать и объяснять поступки героев, высказывать своё мнение о них, соотносить с нравственными нормами и определять авторскую позицию; — пересказывать содержание произведения подробно, кратко или выборочно, устно или письменно; — выразительно декламировать подготовленные стихотворные произведения; — составлять по образцу краткую аннотацию и отзыв на литературное произведение или книгу; — пользоваться алфавитным каталогом, самостоятельно находить нужную книгу в библиотеке. Ученик получит возможность научиться: — воспринимать художественную литературу как вид искусства; — определять авторскую позицию и высказывать своё отношение к произведениям, героям и их поступкам; — отмечать изменения своего эмоционального состояния В процессе чтения художественного произведения; — сравнивать художественные и научно-популярные произведения, выделяя 2–3 отличительные особенности; — формулировать свою мысль в форме монологического высказывания небольшого объёма (повествование, рассуждение, описание) с опорой на авторский текст; — работать с детскими периодическими изданиями (журналы и газеты): находить нужную информацию, знакомиться с современной детской литературой. |
«Литературоведческая пропедевтика» | Ориентировка в литературоведческих понятиях. Литература, фольклор, литературное произведение, литературное творчество. Литературные жанры: сказка, былина, пословица, загадка, поговорка, сказ, легенда, миф, рассказ, повесть, стихотворение, баллада, пьеса-сказка, очерк, научно-популярное и научно-художественное произведения. Тема, идея произведения; литературный герой, портрет, авторская характеристика, сюжет, композиция; изобразительно-выразительные средства языка (эпитет, сравнение, олицетворение, гипербола). Юмор и сатира как средства выражения авторского замысла. Фантастическое и реальное. | 24 часа | групповая, парная, фронтальная, индивидуальная | Ученик научится: — различать тексты произведений: стихотворный и прозаический, учебный, художественный и научно-популярный, соотносить типы текста с жанром; — сопоставлять жанры произведений фольклора (сказка, былина, песня, пословица, загадка) по структуре; — использовать в речи литературоведческие понятия: про- `изведение, тема и главная мысль произведения, диалог; монолог, герой произведения, автор произведения, жанр произведения. автор — герой произведения, автор-рассказчик, главный и второстепенные герои, положительные и отрицательные герои про- ‘изведения; — практически находить в тексте произведения средства вы- `разительности — эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры и объяснять их роль; — подбирать к словам синонимы и антонимы, ориентируясь Ученик получит возможность научиться: — сравнивать и характеризовать тексты, используя литературоведческие понятия (прозаическая и стихотворная форма, фольклорное и авторское произведение); — находить в тексте диалоги и монологи героев произведений, описания (пейзажи и портреты героев), повествования и рассуждения; — различать понятия «произведение», «книга», «периодические издания» (газеты, журналы), использовать их для решения учебных задач. |
Чтение: работа с информацией | Работа с информацией, полученной из выходных сведений, аннотации, содержания. Информация о произведении до чтения (фамилия автора, заголовок, подзаголовок); прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению. Сбор информации о произведении после чтения (жанр, тема, структура). Использование информации из готовых таблиц для характеристики героев. Работа с таблицами, схемами, моделями. Использование поискового, ознакомительного, изучающего и просмотрового видов чтения для получения информации. Нахождение информации, применение ее для решения учебных задач. Определение порядка учебных действий, составление алгоритма (памятки) решения учебной задачи. Оценка полученной информации о книге и литературных героях. | 22 часа | групповая, парная, фронтальная, индивидуальная | Обучающиеся научатся: получать информацию о героях, произведении или книге; работать с несложными таблицами, схемами, моделями; дополнять таблицы, схемы, модели; сравнивать произведения по таблице. ученик получит возможность научиться: • понимать нравственное содержание прочитанного произведения; • высказывать суждения о произведении и поступках героев; • узнавать изученные произведения по отрывкам из них; оформлять информацию о произведении или книге в виде таблицы. |