СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Фрагмент содержания программы (В.В. Репкин, Е.В.Восторгова)

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном документе представлен фрагмент содержания программы по русскому языку, 3 класс, программа расчитана на 170 часов.

Просмотр содержимого документа
«Фрагмент содержания программы (В.В. Репкин, Е.В.Восторгова)»

Фрагмент содержания программы (В.В. Репкин, Е.В.Восторгова)

Русский язык, 3 класс. (программа рассчитана на 170 часов)

Раздел курса

Содержание учебного предмета

Кол-во часов

Формы организации учебного процесса

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Метапредметные результаты

Предметные результаты

Основной закон русского письма (систематизация материала, изученного во 2-м классе).

  Значимые части слова: основа и окончание. Части основы: корень и аффиксы (префиксы, суффиксы, постфиксы). Позиционное чередование звуков в частях слова. Ряд позиционно чередующихся звуков (фонема) как основная звуковая единица языка. Звук как позиционный представитель фонемы в слове. Смыслоразличительная функция фонем. Сильные и слабые позиции фонем (позиции разграничения и позиции совпадения рядов позиционно чередующихся звуков). Звук в сильной позиции как основной представитель фонемы. Способ определения фонемного состава слова (приведение звука в слабой позиции к сильной позиции в той же части слова). "Неопределяемые" (неприводимые к сильной позиции) фонемы.
  Буква как знак фонемы. Основной закон русского письма (фонематический принцип письма): обозначение буквами фонем (а не звуков). Буквы, обозначающие фонему в слабой позиции, как орфограммы. Общее орфографическое правило (обозначение фонемы в слабой позиции буквой, которой обозначается эта фонема в той же части слова в сильной позиции). Общий способ проверки орфограмм слабой позиции (приведение фонемы к сильной позиции в той же части слова).
  Применение общего правила к разным частям слова. Чередование звуков и фонем в корнях слов. Необозначение буквами позиционного чередования звуков и необходимость обозначения чередования фонем. Непроизносимые согласные. Применение общего правила орфографии к аффиксам (наблюдения). Правописание слов с приставкой -с. Слова с буквой З перед согласной в начале слова (здание, здесь, здоровье, здравствуй, зга).

26 часов

групповая, парная, фронтальная, индивидуальная

– принимают и сохраняет учебную задачу;

– планируют (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно, в том числе во внутренней речи) свои действия для решения задачи;

– разграничивают орфограммы на изученные правила и неизученные;

– по освоенным опознавательным признакам обнаруживают орфограммы (в зрительно воспринимаемом тексте и на слух);

– осознают познавательную задачу, целенаправленно слушать (учителя, одноклассников), решая её;

– находят в тексте необходимые сведения, факты и другую информацию, представленную в явном виде;

– анализируют и характеризуют языковой материал по самостоятельно определённым параметрам;

– осуществляют анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям;

– участвуют в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т.д.);

– задают вопросы, отвечает на вопросы других.


- проверяют орфограммы слабых пози­ций в корне слова по сильной позиции;

- разделяет служебные и самостоятельные части речи;

- определяет понятия формы слова и однокоренные слова;

- работу окончания в слове;

- понятия текст, тема текста.

  • определяют состава слова (простейшие случаи).
    - определяют сильные и слабы позиций звуков.

  • определяют фонемный состав значимых частей основы слова.

– пользуются учебником, находить информацию;

– анализируют и кратко характеризовать звуки речи, части речи, предложение;

– выделяют в звучащей речи слова, обозначающие предметы;

– делят слова на группы по разным признакам;

– отличают текст от набора предложений;

– выполняют фонетический разбор слова

– видят «ошибкоопасные места» в словах и правильно их писать;

– пишут слова по специальному правилу и по словарю

Окончание как значимая часть слова.

Работа окончания в словах, называющих предметы (указание на число, падеж и род слова). Постоянная (указание на род) и переменные (указание на число и падеж) работы окончания. Падежное окончание как основное средство связи названия предмета с другими словами в высказывании. Сравнительная характеристика работы окончаний в названиях предметов и признаков.
  Система падежных окончаний. Склонение слов, называющих предметы, в единственном числе (с помощью слов есть..., нет... и т.д.). Названия падежей. Омонимия и синонимия падежных окончаний. Определение падежа слова в словосочетании. Предлог как дополнительное средство связи названия предмета с другими словами в высказывании. Предлоги и приставки. Особенности падежных форм указательных слов он, она, оно, они с предлогами.
  Набор падежных окончаний слова (в единственном числе). Четыре основных набора падежных окончаний у слов, называющих предметы. Приведение слова к именительному падежу как способ определения набора его падежных окончаний. Буква Ь после шипящих в конце слов, называющих предметы. Способ определения рода, числа и падежа слов, называющих признаки.

27 часов

групповая, парная, фронтальная, индивидуальная

– действует по намеченному плану, по инструкциям

-использует речь для регуляции своих действий;

-самостоятельно находят нужную информацию в материалах учебника, в обязательной учебной литературе, использует её для решения учебно-познавательных задач;

– применяют разные способы фиксации информации

– владеют общими способами решения конкретных лингвистических задач;

– осуществляют анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям;

– строят несложные рассуждения, устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы, формулирует их;

– выражают свои мысли, чувства в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка.




- определяют одно и то же окончание и разные окончания, выявляют четыре набора падежных окончаний имен су­ществительных.

– разделяют понятия «проверочное» и «проверяемое» слово;

– определяют изученные орфограммы.

- сравнивают способы подбора проверочных слов для названий предметов.

– определяют опознавательные признаки проверочных слов для орфограмм корня;

– называют правила письма с «пропусками»;

– называют правила выполнения работы над ошибками.

– называют понятие «непроверяемые написания»;

  • анализируют правописание падежных окончаний имен существитель­ных и прилагательных, делают вывод о соответствии их написания основному закону русского письма.

  • применяют способ проверки орфограмм в падежных окончаниях имен существительных и прилагательных.

  • составляют (в группе) алгоритм проверки орфограмм слабых позиций в падежных окончаниях имен существительных, контролируют его применение в процессе письма.

  • применяют правила написания буквы ь после шипящих на конце суще­ствительных.

  • применяют правила написания букв о и е после шипящих в окончании имен существительных и прилагательных, правила написания кратких прилагательных с шипящим на конце;

  • применяют правила написания не с глаголами, буквы ь на конце глаголов, оканчивающихся на шипящий, буквы ё после шипящих;

  • применяют способы определения спряжения глаголов (по 3 лицу мно­жественного числа и по неопределенной форме);

  • составляют (в группе) алгоритмы проверки орфограмм слабых позиций в личных окончаниях глаголов, контролируют их применение в процессе письма

  • классифицируют орфограммы различных типов, соотносят их со способом проверки.

  • группируют слова по типам орфограмм.

- контролируют правильность записи текста, находить ошибки и исправлять их, выяснять причины ошибок

Применение общего орфографического правила к падежным окончаниям.

 Позиционное чередование звуков в падежных окончаниях. Соответствие букв, обозначающих фонемы в слабых позициях в падежных окончаниях, закону русского письма. Способ проверки орфограмм в падежных окончаниях (замена слова с орфограммой словом с тем же набором падежных окончаний в сильных позициях). "Проверочные слова" для проверки орфограмм в падежных окончаниях (стена, стол, окно, другой). Применение способа проверки орфограмм в падежных окончаниях к словам, называющим предметы и признаки (в единственном числе).
  Падежные окончания во множественном числе. Совпадение окончаний -ам (-ям), -ами (-ями), -ах (-ях) у слов с разными наборами падежных окончаний. Окончания -а (-я), -ы (-и) в именительном падеже множественного числа. Падежные окончания родительного падежа множественного числа. Беглые О и Е в этой падежной форме.
  Порядок действий при проверке орфограмм слабых позиций в падежных окончаниях.

27 часов

групповая, парная, фронтальная, индивидуальная

– действует по намеченному плану, по инструкциям,

– выполняют учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме; используют речь для регуляции своих действий;

– понимают информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; переводят её в словесную форму;

– владеют общими способами решения конкретных лингвистических задач;

– анализируют и кратко характеризует предложение,

– осуществляют анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям;

– строят несложные рассуждения, устанавливает причинно-следственные связи, делают выводы, формулируют их;

– понимают зависимость характера речи от задач и ситуации общения

– выражают свои мысли, чувства в словесной форме соблюдая нормы


- определяют одно и то же окончание и разные окончания, выявляют четыре набора падежных окончаний имен су­ществительных.

– называют понятия «проверочное» и «проверяемое» слово;

– изучают орфограммы.

- способы подбора проверочных слов для названий предметов.

– опознают признаки проверочных слов для орфограмм корня;

– называют правила письма с «пропусками»;

– называют правила выполнения работы над ошибками.

– называют понятие «непроверяемые написания»;

– называют правила работы с орфографическим словарем.

-правописание слов с удвоенными согласными в корне слова.

  • анализируют правописание падежных окончаний имен существитель­ных и прилагательных, делают вывод о соответствии их написания основному закону русского письма.

  • применяют способ проверки орфограмм в падежных окончаниях имен существительных и прилагательных.

  • составляют (в группе) алгоритм проверки орфограмм слабых позиций в падежных окончаниях имен существительных, контролируют его применение в процессе письма.

  • применяют правила написания буквы ь после шипящих на конце суще­ствительных.

  • применяют правила написания букв о и е после шипящих в окончании имен существительных и прилагательных, правила написания кратких прилагательных с шипящим на конце;

  • применяют правила написания не с глаголами, буквы ь на конце глаголов, оканчивающихся на шипящий, буквы ё после шипящих;

  • применять способы определения спряжения глаголов (по 3 лицу мно­жественного числа и по неопределенной форме);

  • составляют (в группе) алгоритмы проверки орфограмм слабых позиций в личных окончаниях глаголов, контролировать их применение в процессе письма

  • классифицируют орфограммы различных типов, соотносить их со способом проверки.

  • группируют слова по типам орфограмм.

  • контролируют правильность записи текста, находят ошибки и исправляют их, выясняют причины ошибок.


Нефонемные написания в падежных окончаниях.

  Несоответствие закону письма буквы И в падежных окончаниях слов типа армия, здание, гербарий. Особенность основы этих слов. Необходимость дополнительной проверки орфограмм, соответствующих ударному в проверочном слове (в столе - в гербарии, в стене-в армии и т.п.)

Несоответствие закону письма написаний в окончаниях названий признаков (буквы Ы, И в окончании -ый (-ий), буква Г в окончании -ого (-его)). Необходимость дополнительной проверки орфограмм, соответствующих -ой в сильной позиции.
  Несоответствие закону письма обозначения фонемы в слабой позиции буквой Е после шипящих Ц.
  Уточнение порядка действий при проверке орфограмм в падежных окончаниях с учётом наличия нефонемных написаний.


22 часа

групповая, парная, фронтальная, индивидуальная

-сравнивают и группируют предметы и их образы, классифицируют по заданным признакам, выделяет признаки, обобщает;

-соотносят известное содержание с неизвестным с помощью учителя

-проявляют интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.

-высказывают предположение по поводу способа действия

- рефлексируют свои действия по содержанию деятельности

-владеют способами самооценки выполнения действия, моделируют

-соблюдают нормы речевого этикета

-вступают в учебный диалог

-понимает смысл текста

-принимает и выполняет правила школьной жизни;

-ориентируются в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;

-учитывают интересы других, сдерживают свои эмоции;


– пишут словарные слова;

  • анализируют правописание падежных окончаний имен существитель­ных и делают вывод о соответствии их написания основному закону русского письма.

  • применяют способ проверки орфограмм в падежных окончаниях имен существительных и прилагательных.

  • составляют (в группе) алгоритм проверки орфограмм слабых позиций в падежных окончаниях имен существительных, контролируют его применение в процессе письма.

  • применяют правила написания буквы ь после шипящих на конце суще­ствительных.

  • применяют правила написания букв о и е после шипящих в окончании имен существительных и прилагательных, правила написания кратких прилагательных с шипящим на конце;

  • классифицируют орфограммы различных типов, соотносят их со способом проверки.

  • группируют слова по типам орфограмм.

- контролируют правильность записи текста, находят ошибки и исправляют их, выясняют причины ошибок.

Правописание личных окончаний.

  Работа личных окончаний: указание на лицо и число слов, называющих действия. Два набора личных окончаний (слова 1-го и 2-го спряжения). Работа окончаний слов, называющих действия, в прошедшем времени (в единственном числе - указание на число и род, во множественном - только на число). Окончания инфинитива (неопределенной формы слов, называющих действия). Особенность их работы - отсутствие указания на время, лицо, число и род слова. Постфикс -ся. Способ проверки орфограммы в формах на -ться, -тся.
  Соответствие написаний орфограмм в окончаниях прошедшего времени основному закону письма.
  Фонемный характер написаний гласных в личных окончаниях. Необходимость определения спряжения при проверке орфограммы слабой позиции в личном окончании. Определение спряжения по одному из личных окончаний. Буквы Ё и Ь после шипящих в личных окончаниях.
  Установление признаков слов, относящихся к 1-му и 2-му спряжению. Две основы у слов, называющих действие (основа инфинитива и основа настоящего времени), соотношение между ними (усекаемые и неусекаемые основы инфинитива). Особенности слов 2-го спряжения (усекаемая основа, суффиксы -и-, -е-, -а-, наличие шипящей перед суффиксом -а-). Правописание личных окончаний в словах гнать, брить (неусекаемая основа с заменой -и- на -е-), стелить (образование личных форм от стлать), хотеть (разноспрягаемое слово). Определение типа спряжения слов приставками.

38 часов

групповая, парная, фронтальная, индивидуальная

-сравнивают и группируют предметы и их образы, классифицируют по заданным признакам, выделяет признаки, обобщает;

-соотносят известное содержание с неизвестным с помощью учителя

-проявляют интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.

-высказывает предположение по поводу способа действия

-рефлексируют свои действия по содержанию деятельности

-владеет способами самооценки выполнения действия;

моделирует

-соблюдают нормы речевого этикета

-вступают в учебный диалог

-понимают смысл текста

-принимает и выполняет правила школьной жизни;

-ориентируется в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;

-учитывают интересы других, сдерживает свои эмоции;


  • применяют правила написания не с глаголами, буквы ь на конце глаголов, оканчивающихся на шипящий, буквы ё после шипящих;

  • применяют способы определения спряжения глаголов (по 3 лицу мно­жественного числа и по неопределенной форме);

  • составляют (в группе) алгоритмы проверки орфограмм слабых позиций в личных окончаниях глаголов, контролировать их применение в процессе письма

  • классифицируют орфограммы различных типов, соотносить их со способом проверки.

  • группируют слова по типам орфограмм.

  • контролируют правильность записи текста, находить ошибки и исправлять их, выяснять причины ошибок.


Система орфограмм и способы их проверки (работа с орфографической тетрадью-справочником).

 Орфограммы, связанные и не связанные с обозначением фонем. Правила, регулирующие написание орфограмм, не связанных с обозначением фонем. Раздельное написание слов (предлоги и приставки). Употребление больших букв (повторение). Правила переноса слов.
  Орфограммы, связанные с обозначением фонем. Орфограммы сильных и слабых позиций. Список орфограмм сильных позиций и правила, регулирующие их написание (повторение).
  Способы проверки орфограмм слабых позиций. Определение части слова, в которой находится орфограмма слабой позиции. Определение вида орфограммы по отношению к закону письма (по списку нефонемных написаний в данной части слова). Нефонемные написания в окончаниях слов (повторение). Нефонемные написания в корнях слов (на примере корня гор-/гар). Необходимость специальных правил для проверки таких орфограмм. Орфограммы корня с "двойной проверкой" (на примере корня зор-/зар-). Специальные правила, регулирующие написание таких орфограмм (наблюдения).
  Общий способ проверки орфограмм слабых позиций, не требующих специальных правил (приведение к сильной позиции в той же части слова). "Непроверяемые" орфограммы.
  Порядок действий при проверке орфограмм в высказывании.

30 часов

групповая, парная, фронтальная, индивидуальная

– оценивают свои достижения, осознают трудности, ищут их причины и способы преодоления;

– преобразовывют практическую задачу в познавательную;

– понимают информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; переводит её в словесную форму;

– осуществляют анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям;

– строят несложные рассуждения, устанавливают причинно-следственные связи, делает выводы, формулируют их;

– создают высказывания разных видов (в устной и письменной форме) для решения различных коммуникативных задач, – применяет приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.

- разграничивают понятия «приставка», «суффикс», отличие приставок и предлогов.

– называют алгоритм выделения частей слова

- способы действий при анализе состава слова.

- называют правила написания удвоенных согласных на границе частей слов.

- называют правила написания корней, приставок и суффиксов.

- называют орфограммы написания разделительных ъ и ь.

– выделяют приставку и суффикс в слове;

– называют признаки приставки и суффикса

– разграничивают приставки и предлоги;

– правильно употребляют в речи суффиксы;

– выполняют разбор слова по составу; объяснять значение частей слова

– правильно пишут двойные согл. на границе частей слова

– находят способ проверки написания слова (в том числе по словарю).

- употребляют разд. ь и ъ.

– выполняют словообразовательный разбор;

– подбирают проверочные слова путем рассмотрения значения слова



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!