Выявление места и причины затруднения | Проблемная ситуация -На партах у вас лежит еще одна задачка от садовника. Попробуем решить ее. «Петя и Маша нашли одно красное большое спелое яблоко. И стали спорить кому оно достанется. А как бы вы решили задачу и записали результат, сколько получит каждый из детей? (ответы детей) -Значит, у нас возникло затруднение. Сможем мы сейчас решить такую задачу? А когда, например, делят апельсин или мандарин, на какие части они делятся? -Как называется каждая часть у апельсина или мандарина? -Кто догадался, какая тема нашего урока? -Исходя из темы урока, какую цель поставим и задачи? Вывод: сегодня тема нашего урока «Доли Узнаем о том, что такое доли, как они пишутся и читаются. Поставьте себе отметку за этот этап работы. | Анализируют задачу, пытаются решить проблемную ситуацию. Отвечают на вопросы учителя, высказывают свое мнение. На доли. Доля. Формулируют тему урока Ставят познавательную цель– узнать, что такое доли, как они читаются и как записываются. | Предметные: формирование представления учащихся о делении на равные части (доли) предметов, геометрических фигур, учить называть, записывать доли, учить сравнивать доли одного и того же предмета, воспитывать интерес к предмету, продолжить формирование математических навыков вычислений. Личностные: способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия. Регулятивные: понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем; саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию. контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности. Коммуникативные: включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками; формулировать ответы на вопросы; слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм). |
Построение проекта выхода из затруднения. Реализация построенного проекта | Работа в парах Откроем теперь учебник на странице 92. Посмотрите на полях учебника у нас Знайка Математик. Что это значит? -Теперь поработаем в парах. На партах возьмите карточку № 2. На ней несколько вопросов. Поработав в парах найдите ответы на стр. 92 вверху. Вопросы: 1.На сколько равных частей разрезали яблоко? 2.Как по-другому можно назвать половину яблока? 3.Что больше одна вторая доля яблока или одна четвертая? -Проверим, как вы ответили на вопросы. -Открываем тетради, записываем дату и классная работа. -Беру яблоко и говорю: с апельсином легко, он с дольками, а что делать с яблоком? -Я взрослый, отрежу себе побольше, а вы маленькие, вам можно поменьше. -Правильно я поступил? -Получились доли? -Почему? -А как правильно разрезать? -Какой вывод можно сделать? На доске: -Как второе яблоко правильно разрезать на доли? Держу в руках две половинки и спрашиваю: -На сколько равных долей разрезано яблоко? -А если я возьму одну из двух долей? - Как назовем долю? - Ещё разрежу пополам. На сколько частей теперь разрезано яблоко? Какая доля получилась - Как это записать? Сначала была вторая, теперь четвертая… Надо же различать доли при записи. На доске дети видят следующую запись: ¼ - Что эта запись обозначает? - Когда мы «делим» в математике натуральные числа, то используем знак (:) . - Но в математике есть ещё один знак деления, он называется «дробная черта - и соответственно числа, записанные с этим знаком, называются дробными. - Как вы думаете, что обозначает число под чертой? - А число над чертой? - В записи нижняя цифра обозначает, на сколько равных частей (долей) разделили целое, а верхняя – сколько таких частей взяли На доске карточки: «на сколько частей разделили», « сколько долей взяли» 2.Фронтальная работа -Чтобы правильно научиться записывать и читать доли, выполним задание № 1 и 1) на стр. 92. -На сколько частей разделили сначала пирог? -Запишем в тетради 1/6-одна шестая -Сколько долей получится, если разделить на две равные части каждую шестую долю пирога? -Запишите, какая получится доля. -Чему мы сейчас научились? Вывод: мы сейчас научились записывать и читать доли. 3. Физкультминутка Видео «Хорошее настроение» 4. Фронтальная работа. Проблемная ситуация Создание проблемной ситуации для сравнения долей. - Миша и Даша пригласили гостей. Весь класс! Даша 12 девочек, Миша 16 мальчиков. Испекли два одинаковых торта. Мальчикам – один, девочкам – другой. Выставить две модели тортов. - На сколько одинаковых долей разрезали торт девочкам? - Как назвать эту долю? (одна двенадцатая) - Что обозначает число под чертой? - Что обозначает число над чертой? - На сколько равных долей разрезали торт мальчикам? - Как назвать эту долю? (одна шестнадцатая) - Что обозначает число под чертой? - Что обозначает число над чертой? - Чьи куски будут больше? - А как это выяснить, мне жалко резать такие красивые макеты? 2) Практическая работа в сравнении долей полосок. - На столах у вас есть две полоски. -Разделите путем сгибания одну полоску на две части, а другую на четыре части. - Давайте посмотрим, какие доли получались у вас. Положите доли рядом для сравнения. - Какая доля самая маленькая? -Самая большая? - Почему? Вывод о сравнении долей. Вывод: Чем больше количество долей, тем меньше одна доля. Поставьте себе отметку за этот этап работы. | Слушают учителя, определяют учебную задачу выполнения задания. Работая в парах, отвечают на вопросы с последующей проверкой -На две равные части. Одна вторая доля. Одна вторая Делают записи в тетради. Беседа - диалог с учителем Соотносят информацию, представленную в словесной и наглядной форме. Анализируют практические действия учителя и соотносят с записями на доске, записывают к себе в тетрадь. Высказывают предположения. Соотносят информацию, представленную в словесной и наглядной форме. При работе с номером комментируют информацию, Объясняют новые понятия. Делают вывод. Выполняют танцевальные движения. Решают проблемную ситуацию Соотносят информацию с доски и речью учителя. Участвуют в беседе –диалоге. Выполняют практические действия. Приводят свои доводы, отвечая на вопрос учителя. Делают вывод. Самооценка | Предметные: оценивать отношение людей к окружающему миру; находить нужную информацию в учебнике; выявлять причины исчезновения изучаемых растений и животных Красной книги и предлагать меры по их охране; соблюдать правила поведения в природе. Личностные: познавательные мотивы учебной деятельности, понимание того, как знания и умения, приобретаемые на уроках окружающего мира, могут быть полезны в жизни; способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия. Регулятивные: понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем; сохранять учебную задачу урока; планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы); саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию. контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности. Коммуникативные: включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками; формулировать ответы на вопросы; слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник; договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий; высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами); поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом; признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие; понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм). Познавательные: называть, записывать доли, учить сравнивать доли одного и того же предмета; понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации; находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников; |