Актуализация знаний и фиксирование затруднения в пробном учебном действии | - Для того, чтобы познакомиться с темой сегодняшнего урока мы должны выполнить несколько заданий. Итак, начнём с разминки. Устный счёт 270 * 2 =540 33 : 5 = 6(ост 3) 640: 320= 2 600 * 9 = 54 (46 + 14 ): 5=12 1 : 2= ? - Вычислив значения выражений и расположив их в порядке возрастания, вы узнаете тему урока, которая поможет нам разрешить данную проблему: О 6300 : 100 : 7 x 9 = 81 Л 12000 : 4000 х 7 х 10 = 210 И 720 : 90 x 10 x 8 = 640 Д 90 x 30 : 100 x 1000= 27000 Д 16 x 100 : 10:40 = 4 Р 450:50 х1000х4 = 32000 О 160:8х100х20=40000 Б 17х3х1000 = 51000 И 9х781000 = 63000 | | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем. Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков. |
Выявление места и причины затруднения | – Людям часто приходится делить целое на доли. А помните известный мультик «Апельсин»? Посмотрим, как животные делили апельсин. Смотрите внимательно, после просмотра я задам вам вопросы. - Как в песенке, животные называют равные части? – Кто из вас был внимательным? Сколько долек было в апельсине? – Сколько долек поучил каждый? - Как вы думаете, апельсин был разделён на равные части? - Как по – другому, можно назвать эти равные части? | - Дольки - 5 долек - Одну дольку апельсина - Да - Доли | Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. |
Построение проекта выхода из затруднения | - О чем же вы с вами сегодня будем говорить? - Верно! - Как на языке математики назвать и записать, какую долю (часть) апельсина получил каждый из животных? - Что, на ваш взгляд, нам следует узнать, чему научиться? - В результате совместных рассуждений, мы определили цель урока. | - О дробях и долях - Не знаем - Научиться записывать, называть и сравнивать доли | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
Реализация построенного проекта | - Давайте, определим, что же называют долями? Для этого еще раз вспомним, как животные делили апельсин. - Сколько частей досталось каждому животному? - Что можно сказать про каждую из частей? Какие это части? - Значит, каждому досталось по одной равной части от целого апельсина. - Сделайте вывод, что такое доля. (На доске появляется запись: 1 часть из 5). - В математике пишут короче: 1/5. Для записи понадобится 2 клеточки, между ними проводим черту. Число под чертой показывает, на сколько равных частей мы разделили предмет, а над чертой – сколько таких частей взяли. Читаем запись, запишите. - Когда мы «делим» натуральные числа, то используем знак (:). - Но в математике есть еще один знак деления, он называется, «дробная черта» - соответственно числа, записанные с этим знаком, называются дробными. - Кто догадался, как называется данная запись? - Верхняя часть дроби называется числителем, а нижняя – знаменателем. - Что обозначает знаменатель в записи дроби? - Что обозначает числитель? 1) Практическая работа. - Возьмите полоску бумаги длиной 6 см и согните её пополам. Сколько равных частей получилось? - Верно. Каждая часть – это половина полоски или одна вторая часть полоски. -А как получили1/2 часть полоски? -Закрасьте одну такую долю полоски. - Кто догадался, как можно найти длину половины полоски? Запись в тетради. - Возьмите полоску длиной 8 см и разделите её на 4 равные части. Чтобы разделить на 4 равные части, надо знать длину 1/4 части. Как узнать длину 1/4части? - Правильно. Разделите по линейке полоску, согните и покажите мне 1/4 часть. 2) Сравнение дробей. - Пока мы отдыхали, к нам пришли гости, и мы их будем угощать шоколадкой. - На сколько частей нужно разделить шоколадку? - Какую долю получит каждый гость? - Запишите дробь. Проверьте себя. - А у нас еще гости, давайте и их угостим шоколадкой. - На сколько частей надо ее разделить? - Какую долю получит каждый гость? - Запишите дробь. А теперь давайте сравним доли. Поставьте знак сравнения. Какой знак вы поставили? - Объясните, почему ведь 3 меньше, чем 6? Вывод: чем больше частей, тем меньше доля. - И действительно, сравните части шоколадки на рисунке. 1/3 часть размером получается больше, чем 1/6. - А теперь посмотрите, как разрезали торт. Сколько частей получилось? - А если мы возьмем одну часть, какая это будет доля? - Можем ли мы эти части записать дробью? | - По одной части - Разные - Доля – это одна или несколько равных частей целого - Дробь - На сколько частей разделили предмет - Сколько частей взяли - Две равных части - Согнули полоску пополам и взяли только одну часть - Измерить линейкой. 6 : 2 = 3 см - 8 : 4 = 2 см - На три части - 1/3 - 6 детей, значит на 6 частей - 1/6 - 1/3 больше, чем 1/6 - 1/3 часть больше, так как разделили всего на 3 части, а 1/6 часть меньше, потому что чем больше частей, тем меньше часть- Здесь в вопросе ловушка, так как доля – это равная часть, а торт разрезан на неравные части - Нет, так как это не доли, доли – это равные части | Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей. Личностные: формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Работа по учебнику 1. Стр. 110№324. (устно) 2. Стр. 111 № 325 (письменно) – Прочитаем задание. – Какую фигуру надо начертить? – Чему равна сторона квадрата? - Начерти в тетради квадрат, длина стороны которого 3см. Раздели его на равные части так, чтобы можно было закрасить одну вторую его часть, одну четвёртую. - Почему именно равных? - Нужна доля, значит, части должны быть равными. - На сколько частей будем делить, чтобы получить 1/16? _ Сколько клеточек будет в одной шестнадцатой доле? Какой формы будет эта доля? - Раскрасьте ее, подпишите внизу эту долю. | - Квадрат - На 16 частей - Квадрат | Коммуникативные: формулировать и аргументировать собственное мнение и позицию. |