СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Фрагмент урока на тему: "Сравнение долей и дробей"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Фрагмент урока на тему: "Сравнение долей и дробей"

Просмотр содержимого документа
«Фрагмент урока на тему: "Сравнение долей и дробей"»

Класс: 4

УМК: Школа России

Тема: Дроби и доли

Цель: дать общее представление о долях, научить учащихся называть, записывать и сравнивать доли.

Задачи:

1. Образовательная: ввести новое понятие «доля числа», учить определять долю числа, записывать дроби, познакомить с терминами «доля», «дробь», «числитель», «знаменатель».

2. Развивающая: развивать логическое мышление, математическую речь, навыки устного счета, внимание, память, мышление.

3. Воспитательная: воспитывать коллективизм, аккуратность.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

- формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, реализовывать творческий потенциал в предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе духовно-нравственной компетенции, формировать учебно-познавательный интерес к учебному материалу;

- развитие самоорганизации в учебном действии, самопроверке.

Регулятивные УУД:

- уметь определять и формулировать цель на уроке;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- целеполагание;

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме;

- слушать и понимать речь других, учитывая различные мнения и интересы;

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- учиться работать в паре и в группе, формулировать и аргументировать собственное мнение и позицию.

Познавательные УУД:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

- анализ объектов с целью выделения признаков;

- анализировать предложения при помощи модели с целью выделения существенных признаков;

- формулирование проблемы;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Методы: частично-поисковый, проблемный, наглядный, словесный.

Формы работы: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.

Оборудование: учебник, технологическая карта урока.




Ход урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Актуализация знаний и фиксирование затруднения в пробном учебном действии










- Для того, чтобы познакомиться с темой сегодняшнего урока мы должны выполнить несколько заданий. Итак, начнём с разминки.

Устный счёт

270 * 2 =540                                    33 : 5 = 6(ост 3)

640: 320= 2                                     600 * 9 = 54

(46 + 14 ): 5=12                               1 : 2= ?

- Вычислив значения выражений и расположив их в порядке возрастания, вы узнаете тему урока, которая поможет нам разрешить данную проблему:

О 6300 : 100 : 7 x 9 = 81

Л 12000 : 4000 х 7 х 10 = 210

И 720 : 90 x 10 x 8 = 640

Д 90 x 30 : 100 x 1000= 27000

Д 16 x 100 : 10:40 = 4

Р 450:50 х1000х4 = 32000

О 160:8х100х20=40000

Б 17х3х1000 = 51000

И 9х781000 = 63000



Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем.

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков.

Выявление места и причины затруднения

– Людям часто приходится делить целое на доли. А помните известный мультик «Апельсин»? Посмотрим, как животные делили апельсин.  Смотрите внимательно, после просмотра я задам вам вопросы.

- Как в песенке, животные называют равные части?

– Кто из вас был внимательным? Сколько долек было в апельсине?

– Сколько долек поучил каждый?

- Как вы думаете, апельсин был разделён на равные части?

- Как по – другому, можно назвать эти равные части?






- Дольки

- 5 долек


- Одну дольку апельсина

- Да

- Доли

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Построение проекта выхода из затруднения

- О чем же вы с вами сегодня будем говорить?

- Верно!

- Как на языке математики назвать и записать, какую долю (часть) апельсина получил каждый из животных?

- Что, на ваш взгляд, нам следует узнать, чему научиться?

- В результате совместных рассуждений, мы определили цель урока.

- О дробях и долях


- Не знаем

- Научиться записывать, называть и сравнивать доли

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Реализация построенного проекта

- Давайте, определим, что же называют долями? Для этого еще раз вспомним, как животные делили апельсин.

- Сколько частей досталось каждому животному?

- Что можно сказать про каждую из частей? Какие это части?

- Значит, каждому досталось по одной равной части от целого апельсина.

- Сделайте вывод, что такое доля.

 (На доске появляется запись: 1 часть из 5).

- В математике пишут короче: 1/5.  Для записи понадобится 2 клеточки, между ними проводим черту. Число под чертой показывает, на сколько равных частей мы разделили предмет, а над чертой – сколько таких частей взяли. Читаем запись, запишите.

- Когда мы «делим»  натуральные числа, то используем знак (:).

- Но в математике есть еще один знак деления, он называется, «дробная черта» - соответственно числа, записанные с этим знаком, называются дробными.

- Кто догадался, как называется данная запись?

-  Верхняя часть дроби называется числителем, а нижняя – знаменателем.

- Что обозначает знаменатель в записи дроби?

- Что обозначает числитель?

1) Практическая работа.

- Возьмите полоску бумаги длиной 6 см и согните её пополам. Сколько равных частей получилось?

- Верно. Каждая часть – это половина полоски или одна вторая часть полоски.

-А как получили1/2 часть полоски?

-Закрасьте одну такую долю полоски.

- Кто догадался, как можно найти длину половины полоски?

Запись в тетради.

- Возьмите полоску длиной 8 см и разделите её на 4 равные части. Чтобы разделить на 4 равные части, надо знать длину 1/4 части. Как узнать длину 1/4части?

- Правильно. Разделите по линейке полоску, согните и покажите мне 1/4 часть.

2) Сравнение дробей.

- Пока мы отдыхали, к нам пришли гости, и мы их будем угощать шоколадкой.

- На сколько частей нужно разделить шоколадку?

- Какую долю получит каждый гость?

- Запишите дробь. Проверьте себя.

-  А у нас еще гости, давайте и их угостим шоколадкой.

- На сколько частей надо ее разделить?

- Какую долю получит каждый гость?

- Запишите дробь. А теперь давайте сравним доли. Поставьте знак сравнения. Какой знак вы поставили?

- Объясните, почему ведь 3 меньше, чем 6?

Вывод: чем больше частей, тем меньше доля.

- И действительно, сравните части шоколадки на рисунке. 1/3 часть размером получается больше, чем 1/6.

- А теперь посмотрите, как разрезали торт. Сколько частей получилось?

- А если мы возьмем одну часть, какая это будет доля?

- Можем ли мы эти части записать дробью?



- По одной части

- Разные



- Доля – это одна или несколько равных частей целого










- Дробь



- На сколько частей разделили предмет

- Сколько частей взяли




- Две равных части


- Согнули полоску пополам и взяли только одну часть

- Измерить линейкой.

 6 : 2 = 3 см


- 8 : 4 = 2 см





- На три части

- 1/3

- 6 детей, значит на 6 частей

- 1/6

- 1/3 больше, чем 1/6

- 1/3 часть больше, так как разделили всего на 3 части, а 1/6 часть меньше, потому что чем больше частей, тем меньше часть- Здесь в вопросе ловушка, так как доля – это  равная часть, а торт разрезан на неравные части

- Нет, так как это не доли, доли – это равные части

Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

Личностные: формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Работа по учебнику

1. Стр. 110№324. (устно)

2. Стр. 111 № 325 (письменно)

– Прочитаем задание.

– Какую фигуру надо начертить?

– Чему равна сторона квадрата?

- Начерти в тетради квадрат, длина стороны которого 3см. Раздели его на равные части так, чтобы можно было закрасить одну вторую его часть, одну четвёртую.

- Почему именно равных?

- Нужна доля, значит, части должны быть равными.

- На сколько частей будем делить, чтобы получить 1/16?

_ Сколько клеточек будет в одной шестнадцатой доле? Какой формы будет эта доля?

 - Раскрасьте ее, подпишите внизу эту долю.






- Квадрат







- На 16 частей

- Квадрат

Коммуникативные: формулировать и аргументировать собственное мнение и позицию.