ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ ПРОГРАММИРОВАНИЯ ПАСКАЛЬ
НАЧАЛА ПРОГРАММИРОВАНИЯ
Ключевые слова
- язык программирования
- программа
- алфавит
- служебные слова
- типы данных
- структура программы
- оператор присваивания
Языки программирования - это формальные языки, предназначенные для записи алгоритмов, исполнителем которых будет компьютер.
Записи алгоритмов на языках программирования называются программами .
Язык Паскаль – универсальный язык программирования.
Никлаус Вирт ( 1934 года рождения) - швейцарский учёный, специалист в области информатики, один из известнейших теоретиков в области разработки языков программирования, профессор информатики (компьютерных наук). Разработчик языка Паскаль и ряда других языков программирования.
Алфавит языка
Алфавит языка программирования Паскаль - набор допустимых символов, которые можно использовать для записи программы.
Алфавит языка Паскаль
Латинские прописные
буквы
A, B, C, …, X Y, Z
Латинские строчные
буквы
a, b, c,…, x, y, z
Арабские цифры
0, 1, 2, …, 7, 8, 9
Знаки арифметические,
препинания, скобки и другие
Специальные
символы
= и Начало и конец комментария (* и *) " width="640"
Алфавит языка
В алфавит языка Паскаль включены неделимые элементы (составные символы).
Неделимые элементы
Знак операции
присваивания
: =
Знаки больше или равно,
меньше или равно
= и
Начало и конец
комментария
(* и *)
Словарь языка
Служебное слово языка Паскаль
Значение служебного слова
and
и
array
массив
begin
do
начало
выполнить
else
иначе
for
для
if
если
of
из
or
или
procedure
процедура
program
программа
repeat
повторять
then
то
to
до (увеличивая до)
until
до (до тех пор, пока)
var
переменная
while
пока
Алфавит и словарь языка
Имена (констант, переменных, программ и других объектов) - любые отличные от служебных слов последовательности букв, цифр и символа подчеркивания, начинающиеся с буквы или символа подчеркивания.
Неправильные имена
Правильные имена
x
Ж - буква не латинского алфавита polnaja summa - содержится символ (пробел), не являющийся буквой, цифрой или знаком подчеркивания.
velichina
2as - начинается с цифры
zzz
Domby&Son - содержится символ &, не являющийся буквой, цифрой или знаком подчеркивания
polnaja_summa
tri_plus_dva
s25
_k1
a1b88qq
oshibka
Прописные и строчные буквы в именах не различаются. Длина имени может быть любой.
Простые типы данных
Название
Обозначение
Целочисленный
Вещественный
Допустимые значения
integer
real
Символьный
- 32 768 … 32 767
Область памяти
2 байта со знаком
Строковый
(2.9 *10 -39 …1.7*10 +38 )
char
Логический
string
Произвольный символ алфавита
6 байтов
1 байт
Последовательность символов длиной меньше 255
boolean
1 байт на символ
True и False
1 байт
Типы величин
Структура программы на языке Паскаль
Структура программы
Служебное слово program
и имя программы
Заголовок программы
Описание констант( const ) и
описание переменных ( var )
Описание данных
Начинается словом begin и
заканчивается словом end
с точкой
Описание действий
Раздел описания переменных
Имена переменных
var
i, j: integer;
x: real;
a: char ;
Вещественный тип
Целый тип
Символьный тип
Общий вид программы
program ;
const ;
var ;
begin
;
;
. . .
end .
Операторы - языковые конструкции для записи действия, выполняемого над данными в процессе решения задачи.
:= выражение Команда присваивания " width="640"
Оператор присваивания
Основное преобразование данных, выполняемое компьютером, - присваивание переменной нового значения, что означает изменение содержимого области памяти.
Общий вид оператора:
имя переменной := выражение
Команда присваивания
Выполнение оператора присваивания
Процессор
10 + 5
a:=10;
b:=5;
s:=a+b
10
15
5
Оперативная память
b
s
a
10
5
Самое главное
Общий вид программы :
Паскаль - универсальный язык программирования, получивший своё название в честь выдающегося учёного Блеза Паскаля.
program ;
Типы данных в языке Паскаль: целочисленный ( Integer ), вещественный ( Real ), символьный ( Char ), строковый ( String ), логический ( Boolean ) и другие.
В программе , записанной на языке Паскаль, можно выделить:
const ;
1) заголовок программы;
var ;
2) описание используемых данных;
begin
3) описание действий по преобразованию данных (программный блок).
;
;
…
end.
Вопросы и задания
Запишите оператор для:
а) вычисления среднего арифметического переменных
x 1 и x 2 ;
б) уменьшения на единицу значения переменной k ;
в) увеличения на единицу значения переменной i ;
г) вычисления стоимости покупки, состоящей из
нескольких тетрадей, нескольких ручек и нескольких
карандашей.
Запишите раздел описания переменных, необходимых
для вычисления:
а) значения функции y = x 2 ;
б) площади прямоугольника;
в) стоимости покупки, состоящей из нескольких тетрадей
и такого же количества обложек;
г) стоимости покупки, состоящей из нескольких тетрадей,
нескольких ручек и нескольких карандашей.
Как записывается раздел описания переменных?
Какую структуру имеет программа, записанная на языке
В чём разница между числами 100 и 100.0 в языке
Опишите процесс выполнения операторов
Каких требований следует придерживаться при выборе
Указывая название, обозначение, диапазон и
занимаемую область памяти, опишите известные вам
Паскаль?
Паскаль?
присваивания:
имён для различных объектов в языке Паскаль?
типы данных, используемые в языке Паскаль.
a:=3
b:=4
a:=a+b
В честь кого назван язык программирования Паскаль?
Почему язык программирования Паскаль считается
универсальным?
Что входит в состав алфавита Паскаля?
Опорный конспект
Язык Паскаль – универсальный язык программирования.
Структура
программы
Алфавит языка
Паскаль
Латинские прописные
буквы
Заголовок программы
Латинские строчные
буквы
Описание данных
Арабские цифры и
специальные символы
Описание действий
Оператор присваивания: :=
Электронные образовательные ресурсы
- http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/dec21a7c-cec4-4b7a-96d7-d761c14a8582/9_76.swf - команда присваивания