1.Организационно- мотивационный | Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности | Словесный: беседа, художественное слово. Наглядный: презентация. | 1 слайд) Громко прозвенел звонок. Начинается урок. Наши ушки – на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем. - Здравствуйте, ребята! Я Наталья Евгеньевна, и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. - Садитесь. Не забываем о правилах посадки – ноги вместе, стопы полностью стоят на полу, спины прямо, руки на столе. - Давайте проверим готовность к уроку, тетрадь, учебник и пенал лежат на крою парты. У всех все готово к уроку? - Отлично. Ребята, как вы думаете, а для чего нам нужно выполнять эти правила? - Правильно. | - Приветствуют учителя. - Проверяют готовность к уроку. - Да. - Чтобы сохранять свое здоровье, хорошо усвоить материал. | - Приветствует учителя. - Проверяет готовность к уроку. - Да. - Если знает ответ - отвечает. | Ф | Презентация, интерактивная панель, персональный компьютер, проектор. | Контроль со стороны учителя, самоконтроль. | Метапредметные: К: - отвечают полным ответом. |
2. Постановка учебной задачи. | Постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации | Словесный: беседа. Практический: ТРИЗ: - «Вспомогательные слова» (цель); - «Восстанови в правильном порядке» (план); - «Картинки» (работа с презентацией) (тема). Наглядный: презентация. | (2 слайд) - Сегодня, я вас приглашаю окунуться в мир будущего. А работать мы будем под девизом: «В труде будет расти душа, и человек станет мастером своего дела». - Ребята, в каком городе мы живем? - Вы хорошо знаете свой город? Что вы знаете? - Отлично. Недавно я прогуливалась по нашему городу и сфотографировала несколько зданий. Я хочу вам показать и узнать у вас, знаете ли вы их. (3 слайд) (Учитель показывает 4 фото зданий: полицейский участок, больница, садик, магазин) - Знакомы ли вам эти здания? - Скажите те мне, а кто работает в каждом из этих зданий? (4 слайд) - А это что за здания изображено? (Учитель показывает фото школы) - Верно. В этом здании работаю я. Это лицей №5. Он находится в городе Камышлов. Ребята, кто же я? - Конечно. Я очень люблю свою работу. С детских лет мечтала стать учителем младших классов. И я добилась этой цели. Я стала учителем. - Ребята, а что мы сейчас делали? Что определяли, смотря на здания? - Верно, как, одним словом называются разные должности, которые занимают люди? - Кто догадался, о чём мы сегодня будем говорить? - Значит какая тема нашего урока? (5 слайд) - Давайте проверим. Обратите внимание на экран. Молодцы. Какую цель мы можем поставить перед собой на урок? Для этого у вас уже есть вспомогательные слова «расширить», «о разнообразии». (6 слайд) - Давайте проверим. Отлично. А чтобы достичь нашу цель, нам нужно составить план на урок. (6 слайд и щелк) Смотрите, наш план перепутан. Предлагаю это исправить. Прочитайте пункты плана про себя. - Какой пункт плана должен быть первым, вторым, третьим? (6 слайд) - Проверим. Верно мы составили? - Замечательно. Можем начинать работать. | - В Камышлове. - Отвечают на вопрос. - Смотрят на экран. - Да. - В магазине работают продавцы, в садике работают воспитатели, в полицейском участке работают полицейские, в больнице работают врачи. - Наша школа/лицей. - Учитель. - Все профессии важны. - Кто кем работает в каждом здании. - Профессии. - О профессиях. - Тема урока: «Все профессии важны». - Цель урока: расширить знания о разнообразии профессий. - Первым должен быть: узнать, что такое профессия. Вторым должен быть: определить роль профессий в экономике и жизни людей. Третьим должен быть: оценить свою работу на уроке. - Да. | - В Камышлове. - Если знает - отвечает. - Смотрит на экран. - Да. - Если знает - отвечает. - Наша школа/лицей. - Учитель. - Кто кем работает в каждом здании. - Если знает - отвечает. - О профессиях. - Если догадался – отвечает. - Если знает - отвечает. - Если знает - отвечает. - Да. | Ф | Презентация, интерактивная панель/доска, персональный компьютер, проектор. | Контроль со стороны учителя. | Метапредметные: П: - ориентируются в собственной системе знаний. Р: - самостоятельно оценивают свои мысли и высказывания; - ставят новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, принимают и понимают алгоритм выполнения заданий. К: - включаются в диалог и коллективное обсуждение проблем и вопросов, формулируют ответы на вопросы; - отвечают полным ответом. |
3. Учебное действие | Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще | Словесный: беседа. Практический: - Игра «Домино» (работа с карточками); - «Работа с учебником». Наглядный: презентация, карточки, учебник. | - Ребята, а кто из вас может сказать, что означает слово ПРОФЕССИЯ? (7 слайд) - Для того, чтобы проверить, правы ли вы, обратимся к словарю Сергея Ивановича Ожегова. Обратите внимание на экран. Имя ученика, прочитай, что обозначает слово профессия. - Верно вы объяснили значение слова «профессия»? - А какие профессии вы знаете? - Замечательно. Профессии, которые вы называли – это лишь крошечная часть всех существующих на земле. Перечислить все профессии и специальности невозможно, ведь их насчитывается более 50 тысяч. (8 слайд) - Теперь откройте учебники на странице 124-ой. Обратите внимание на иллюстрации. Прочитайте названия профессий. Расскажите, что вы знаете об этих профессиях. - Какие вы молодцы. Мне стало интересно, кем бы вы хотели стать и почему? - Отлично. Поскольку профессий на нашей земле достаточно много, мне бы хотелось рассказать вам только лишь о таких двух интересных профессиях, как кинолог и композитор. - Вы знаете профессию кинолог? (9 слайд + щелк и 10 слайд + 3 раза щелк) - Кинология – это наука о собаках. А людей, которые изучают и воспитывают собак, называют кинологами. - Есть у кого-нибудь из вас собака? Поднимите руку. - Замечательно. Вас уже можно назвать в какой- то мере кинологами. Как вы думаете, любой человек может быть кинологом? - Почему? (11 слайд + щелк и 12 слайд 3 раза щелк) - Все верно, молодцы. Ещё одна прекрасная профессия. Это профессия – композитор. Вы знаете, кто это такой? - Что это за человек? - Все правильно. Композитор – это человек, который создаёт музыкальные произведения. Композиторы пишут музыку к опере, к балету, к фильму, к мультфильмам. А каких известных композиторов вы знаете? (13 слайд) - Замечательно. Кто может поделиться знаниями и рассказать о такой профессии, о которой не знают остальные ребята? - Какие интересные/ая профессии/ия нам рассказал имя ученика/рассказали нам ребята, правда? - Отлично. Предлагаю поиграть в игру «Домино». Работать будем в парах. Какие правила работы в парах вы знаете. - У вас на партах лежат карточки под номером 1. Переверните их. (Приложение 1) Давайте посмотрим, что вам необходимо сделать. Перед вами представлена таблица. В этой таблице две колонки, в первой колонке вопросы, но вопросы не простые, вам нужно будет угадать, человек с какой профессией занимается тем или иным делом. Например, кто управляет самолетом? - И так далее. Во вторую колонку вам нужно записать ответ. Задание всем понятно? - На работу вам 3 минуты. Как закончите, возьмитесь за руки и поднимите их вверх, чтобы я видела, что вы закончили. - Многие уже закончили. Давайте приступим к проверке. Имя ученика, выходи к документ-камере. Остальные пары поменяйтесь с соседними партами карточками. Проверим друг друга. Возьмите простой карандаш. - Если ответ верный, поставьте плюс. (осуществляется проверка) - Теперь обменяйтесь карточками обратно. Поднимите руку у кого все верно? (если есть ошибки учитель задает вопросы: «В какой вопросе ошибка?», «Что вызвало затруднения?») - Молодцы. Опустите руки. Поставьте себе оценку 5, у кого все верно или допущена одна ошибка. Поставьте себе оценку 4, если допущено 2, 3 ошибки. Остальные ребята, у кого ошибок больше, вам стоит еще раз повторить профессии и дела, которыми они занимаются. Имя ученика, можешь присаживаться на свое место. Я вижу вы знаете много профессий и какую работу они выполняют. Думаю пора перейти к самостоятельной работе. | - Это труд, который выбирают люди. - Читает: профессия – это основной род занятий трудовой деятельности. - Да. - Отвечают на вопрос. - Открывают учебники. Читают названия профессий и рассказывают, что о них знают. - Рассказывают, кем бы им хотелось стать и почему. - Да/нет. - Поднимают руку те, у кого есть дома собака. - Нет. - Потому что кинологом может стать только тот человек, который любит собак. - Да. - Композитор – это человек, который создает музыку. - Чайковский, Моцарт, Бетховен… - Рассказывают о неизвестных профессиях. - Да. - Актуализируют правила работы в парах. - Пилот. - Да. - Выполняют работу в паре. - Осуществляют взаимопроверку. - Поднимают руки/не поднимают. | - Если знает - отвечает. - Если учитель просит прочитать - читает. - Да. - Отвечает на вопрос. - Открывает учебник. Читает названия профессий, если что-то знает об этих профессиях – рассказывает. - Рассказывает, кем бы ему хотелось стать и почему. - Да/нет. - Поднимает руку, если у него есть дома собака. - Нет. - Если знает - отвечает. - Да. - Если знает - отвечает. - Если знает - отвечает. - Если знает профессию, о которой не знают остальные ребята - рассказывает. - Да. - Если знает - отвечает. - Если знает - отвечает. - Да. - Выполняет работу в паре. - Осуществляет взаимопроверку вместе со своим соседом. - Поднимает руку/не поднимает. | Ф, П | Презентация, учебник, карточки (Приложение 1), простые карандаши, интерактивная панель/доска, проектор, персональный компьютер. | Контроль со стороны учителя, взаимоконтроль. | Предметные: - имеют представления о многообразии профессий и их взаимосвязи; - знают о разнообразии профессий, их роли и экономике и жизни людей. Метапредметные: П: - ориентируются в собственной системе знаний. Р: - самостоятельно оценивают свои мысли и высказывания; - принимают новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, принимают и понимают алгоритм выполнения заданий. К: - включаются в диалог и коллективное обсуждение проблем и вопросов, формулируют ответы на вопросы; - отвечают полным ответом; - умеют работать в паре. Личностные: - осознают значимость профессий в нашей жизни. |
4. Действие контроля и самооценки | Интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия достижения цели пробного учебного действия, применение нового знание в типовых заданиях | Словесный: беседа, слово учителя. Практический: - игра «Миллионеры» (интерактивное задание - самостоятельная работа) Наглядный: презентация, программа Learning.apps. | - Выполнять самостоятельную работу будем на планшетах. Какие правила работы с планшетом вы знаете? (14 слайд) - Обратите внимание на экран. Перед вами представлен QR-код. Наведите камеру на QR-код под цифрой 1 и отсканируйте. Давайте посмотрим, что вам необходимо сделать. Перед вами игра «Миллионер». Суть игры заключается в том, что вам нужно заработать как можно больше очков, а заработать их можно, если правильно отвечать на вопросы. Но если вы отвечаете на вопрос не правильно, ваши очки сгорают, и вы проигрываете, так что старайтесь отвечать на все вопросы правильно и с первого раза. Если вы проигрываете, игру уже снова не начинаете. Задание всем понятно? (Приложение 2) (15 слайд) - Можете приступать, как закончите, поднимите глазки на меня. - Поднимите руки, кто с первого раза выполнил задание верно и не начинал игру заново? - Молодцы. (если есть ошибки учитель задает вопросы: «В какой вопросе ошибка?», «Что вызвало затруднения?») | - Актуализирую правила работы с планшетом. - Да. - Поднимают руку. | - Если знает - отвечает. (Для ребенка с ЗПР учитель сам сканирует OR-код под цифрой 2, поскольку у него другое задание) (Объяснение: «У каждого человека есть своя профессия, а у каждой профессии есть свои инструменты! Помоги инструментам найти свои профессии, и соедини нужные картинки»). (если ученик не может справиться с заданием, учитель ему помогает) (периодически учитель контролирует как ребенок выполняет задание) (учитель лично проверяет выполненное задание) | Ф, И | Интерактивная панель/доска, персональный компьютер, проектор, презентация, программа Learning.apps (интерактивное задание). | Контроль со стороны учителя, самоконтроль. | Предметные: - знают о разнообразии профессий, их роли и экономике и жизни людей. Метапредметные: П: - ориентируются в собственной системе знаний. Р: - принимают новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, принимают и понимают алгоритм выполнения заданий. К: - включаются в диалог и коллективное обсуждение проблем и вопросов, формулируют ответы на вопросы; - отвечают полным ответом. |
5. Действие оценки и самооценки | Самооценка результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия | Словесный: беседа. Практический: - «Чемодан, корзина, мясорубка» (рефлексия). Наглядный: презентация. | - А нам пора подводить итоги урока. - Итак, ребята, сколько в нашем мире профессий, кто запомнил? - Верно, молодцы, не забыли. Как вы считаете, какая профессия самая нужная, самая важная и без неё люди не могли бы нормально жить? - Почему вы так думаете? - Да, ребята, врач – самая важная профессия. Но врач хочет есть. Кто ему предоставит продукты? Мясо, молоко, овощи. - Кто поможет доктору доехать до больницы? - Кто насчитает врачу зарплату? - Доктор любит читать книги. Кто их напишет? - Так какой мы можем сделать вывод? (16 слайд) - Молодцы. Теперь давайте вернемся к цели и плану урока. Какую цель мы ставили в начале урока? - Как мы расширили свои знания? Что узнали? Что запомнили? - Значит мы достигли своей цели? - Отлично. Теперь обратимся к плану урока. Смотрим первый пункт, мы узнали, что такое профессия? - Напомните мне, что такое профессия? - Хорошо. Смотрим следующий пункт плана. Мы определили роль профессий в экономике и жизни людей. - Верно, и сделали вывод, что все профессии важны по своему. - Тогда, что же мы забыли сделать? (17 слайд) - Конечно. Но прежде чем мы это сделаем, обратите внимание на экран. Перед вами представлена пословица «Труд человека кормит, а лень портит». Скажите мне, как вы ее понимаете? (18 слайд) - Совершенно верно. Теперь оценим свою работу на уроке. Обратите внимание на экран. Перед вами представлены три предмета: чемодан, мясорубка и корзина, ваша задача – выбрать один из этих предметов следующим образом: - Чемодан – полученные знания я беру с собой; - Мясорубка – мне нужно обдумать; - И корзина – я не буду пользоваться полученными знаниями. - Имя ученика, что ты выбрал? - Почему? (Учитель опрашивает несколько учеников + ребенка с ЗПР). - Замечательно. Помните, все профессии хороши, выбирай на вкус. Неважно, какую профессию выберет каждый из вас, лишь бы она была вам по душе. Счастлив тот человек, который занимается любимым делом, кто правильно выбрал себе профессию. О таком человеке говорят, что он на своём месте, у него золотые руки. Я желаю вам правильно выбрать свой путь в будущем. А чтобы быть мастером своего дела, нужно учиться (учитель обращает внимание на девиз). А учиться чему-то новому, мы должны и в школе и дома. - До новых встреч, ребята. | - Более 50 тысяч. - Врач. - Отвечают на вопрос. - Фермер. - Водитель. - Начальник. - Писатель. - Вывод: есть профессии, без труда которых не могут обойтись люди, где бы они ни жили. Значит: все профессии нужны, все профессии важны. - Расширить знания о разнообразии профессий. - Отвечают на вопрос. - Да. - Да. - Профессия – это основной род занятий трудовой деятельности. - Да. - Оценить свою работу на уроке. - Отвечают на вопрос. - Выбирают предмет. - Чемодан. - Отвечает на вопрос. - Слушают учителя. - Прощаются с учителем. | - Если помнит - отвечает. - Врач. - Отвечает на вопрос. - Если знает - отвечает. - Если помнит - отвечает. - Отвечает на вопрос. - Да. - Да. - Если помнит - отвечает. - Да. - Отвечает на вопрос. - Выбирает предмет. - Чемодан. - Отвечает на вопрос. - Слушает учителя. - Прощается с учителем. | Ф | Презентация, персональный компьютер, интерактивная панель/доска, проектор. | Контроль со стороны учителя. | Предметные: - знают о разнообразии профессий, их роли и экономике и жизни людей. Метапредметные: П: - ориентируются в собственной системе знаний. Р: - самостоятельно оценивают свои мысли и высказывания. К: - включаются в диалог и коллективное обсуждение проблем и вопросов, формулируют ответы на вопросы; - отвечают полным ответом. Личностные: - осознают значимость профессий в нашей жизни. |