Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Новоульяновская средняя школа № 2»
433300, г. Новоульяновск, ул. Ульяновская, д. 5, тел. 8(84255)7-27-58,
e-mail: [email protected]
План-конспект фрагмента урока биологии на тему:
«Биологический текст как средство формирования читательской грамотности»
(на примере темы: «Условия прорастания семени»)
Разработал:
учитель биологии
МОУ Новоульяновская СШ № 2
Куликова Светлана Николаевна
Г. Новоульяновск, 2021 г.
Фрагмент урока биологии на тему: «Условия прорастания семян»
6 класс
До поры, до времени не сеют семени
Один день год кормит
Что посеешь, то и пожнёшь
От плохого семени не жди хорошего племени
Дата: 30.11.2021 г.
Цель: изучение условий прорастания семян.
Задачи:
познакомить учащихся с процессом прорастания семян, питанием и ростом проростков,
формирование читательской грамотности обучающихся, как базовой основы ключевых УУД
развивать умение сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; (личностные УУД)
развивать умение проговаривать последовательность действий на уроке; обнаруживать и формулировать учебную проблему, тему урока совместно с учителем; определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать свою версию; (регулятивные УУД)
развивать умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; работать в группе, выполнять разные роли; (коммуникативные УУД) развивать умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; извлекать информацию, представленную в разных формах; (познавательные УУД)
развивать умения наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи,
обобщать и делать выводы, применять полученные знания на практике, развивать навыки самостоятельной работы с учебником, и природными объектами
воспитывать уважение к труду
Оборудование: результаты опытов по выявлению условий, необходимых для прорастания семян ; чашки Петри с проросшими семенами.
презентация к уроку, инструктивная карта.
Тип урока: комбинированный (урок-исследование, работа с биологическим текстом)
Методы обучения: проблемный, частично-поисковый, исследовательский
ХОД УРОКА
Вступительное слово учителя:
Добрый день!
Ребята, обратите внимание на экран.
Демонстрация видеофрагмента «Прорастание семени»
- Что вы сейчас наблюдали?
(прорастание семени)
- Верно!
Ребята, почему какие-то семена прорастают, а какие-то нет?
(Это зависит от условий)
Тема нашего урока: «Условия прорастания семян» (СЛАЙД)
То есть цель нашего урока: изучить условия прорастания семян.
-Ребята, определить какие условия влияют на прорастание семени, я предлагаю, прочитав текст: «Инструкция по выращиванию дуба из желудя».
Итак, какие условия для прорастания семени вы выявили из данного текста?
(Дети называют, учитель размещает листы с условиями на доске)
Условия прорастания семян:
Температурные условия (тепло)
Воздух (О2)
Вода
Запасные питательные вещества семени
Свет
Давайте разберем каждое условие подробнее.
На дом вам было задано провести опыты с семенами гороха и фасоли. Прошу экспертов выйти с отчетом о проведении эксперимента, а мы попробуем с вами сделать выводы.
(На столе пробирки с горохом)
Эксперт 1: в два стакана я поместила одинаковое количество семян. В первом стакане семена оставила сухими, а во второй налила немного воды. Через 4 дня в стакане, где была вода, семена проросли.
- Какой вывод мы можем сделать на основании данного опыта?
(Вода необходима для прорастания семян, так как зародыш может потреблять только растворенные питательные вещества семени.)
-Найдите в тексте, с которым вы работали и зачитайте те предложения, которые говорят нам о том, что вода действительно является условием, необходимым для прорастания семени.
(Дети находят и зачитывают предложения из биологического текста)
Второй опыт и второй эксперт. Прошу.
Эксперт 2: в два стакана я положила семена. В один-налила воды так, чтобы частично закрывала семена, в другой воды налила до краев. Оставила в тепле. Через несколько дней получила результат: семена, частично залитые водой, набухли и проросли, а полностью залитые водой- набухли, но не проросли.
-Какой же вывод на основании данного опыта мы можем сделать?
(Для прорастания семян необходим кислород. Толща воды в стакане не пропускала к семенам воздух. Не получая кислорода, зародыш в семени погиб.)
Учитель: сухие семена тоже дышат, если они живые, но у сухих семян этот процесс идет не так интенсивно. Поэтому семена необходимо хранить как? (в хорошо проветриваемых помещениях, в бумажных или тканевых мешочках.)
Следующий эксперт расскажет нам о своем опыте с проращиванием семян в разных температурных условиях (СЛАЙД ПРЕЗЕНТАЦИИ).
Эксперт 3: я замочила семена гороха и положила несколько из них в холодильник, а несколько оставила в теплом месте. Спустя несколько дней я наблюдала что семена, оставшиеся в тепле быстро, проросли и дали корешки, а семена в холодильнике лишь слабо проклюнулись, а некоторые не проросли совсем.
-Какой же вывод мы можем сделать на основании данного опыта?
Вывод: на прорастание семян влияют температурные условия. При проращивании необходимо учитывать температурные условия, знать, при какой температуре прорастают те или иные семена (обычно данная информация указана на пачке с семенами).
То есть, одним растениям для прорастания семян нужно много тепла, другим мало. Растения, семена которых требуют для прорастания высокой температуры, называют теплолюбивыми, а прорастающие при низких температурах, называют холодостойкими.
Теплолюбивые (+15⁰С +25⁰С) – огурец, тыква, перец, фасоль, кукуруза.
Холодостойкие (+2⁰С +5⁰С) – горох, редис, лук, петрушка, пшеница, рожь.
-Подтвердите пожалуйста предложениями из текста, с которым вы работали, что температурные условия оказывают влияние на прорастание семени.
(Дети находят и зачитывают предложения из биологического текста)
Четвертый эксперт расскажет нам о своем опыте проращивания семян в местах с разным освещением.
Эксперт 4: Дома я одновременно посадила семена фасоли в два горшка. Один горшок я поместила в темный шкаф, второй оставила на свету. Через 5 дней семена взошли с одинаковой скоростью.
- Какой вывод мы можем сделать?
(в данном случае присутствие или отсутствие света не сыграло никакой роли на прорастание семян. Но нам нужно знать, что есть все-таки семена, которые относятся к темновсхожим (н-р, рыжик мелкоплодный, чернушка) есть те, которые прорастают только на свету (н-р, семена череды, петунии). В целом, на прорастание семян большинства видов растений освещенность не влияет.)
Ребята, еще одним, довольно важным условием прорастания семян является запас питательных веществ семени. И это подтверждает следующий опыт (СЛАЙД):
Для начала давайте вспомним, где хранится запас питательных веществ у однодольных и двудольных семян?
(У однодольных это специальная ткань – эндосперм, а у двудольных запас питательных веществ содержится в семядолях.)
Эти вещества семя использует для прорастания. Итак, опыт заключался в следующем.
В одну чашку Петри с водой поместили семена фасоли полноценные, с двумя семядолями, во вторую – семена, у которых удалили по одной семядоле. Спустя 5 дней, семена полноценные с двумя семядолями благополучно проросли, дали корешки, стебельки и боковые листья. Во второй чашке лишь часть семян с одной семядолей проросли, в не проросших семенах зародышу не хватило питательных веществ для прорастания.
Затем проросшие семена были посажены в почву: в первый стакан – проросток, полученный из полноценного семени, во второй – проросток из семени с удаленной семядолей. Первый проросток был здоровым, крепким, развивался намного быстрее. Второй маленький и слабый.
Какой же мы можем сделать вывод из данного опыта?
Вывод: размер проростка зависит от запаса питательных веществ в семени. Чем больше веществ, тем крупнее проросток. Для посева необходимо отбирать крупные, здоровые семена.
Итак, какие же условия являются необходимыми для прорастания семян?
(вода, воздух, тепло, питательные вещества семени)
И какие не играют большой роли?
(свет)
А сейчас я предлагаю вам решить следующую задачу.
Задача: Сельский житель, соблюдая все перечисленные ранее условия, посеял весной семена одного из огородных растений, однако большинство их них не проросли. Как можно объяснить эту неудачу?
Гипотезы
( глубоко закопали, плохая земля)
А от чего еще могло так произойти? (не все семена всхожие, т.е. погибли)
КАК ВЫ ПОНИМАЕТЕ ФРАЗУ «От плохого семени не жди хорошего племени».
- Для того, чтобы семена проросли, необходим живой зародыш. Семена с живым зародышем называются всхожими (записываем в тетради).
А что же такое всхожесть? Найдите толкование этого понятия в учебнике на странице 34 учебника.
Всхожесть семян — (способность семян к прорастанию) это количество появившихся всходов, выраженное в процентах к количеству высеянных семян.
Мы с вами озвучили еще одну возможную причину неудачи сельского жителя, это неправильная глубина заделки семян.
От чего же зависит глубина заделки?
-В первую очередь от размера семени. Чем крупнее семя, тем глубже его сеют.
Мелкие –не более2 мм
Средние – 2-3 см
Крупные – до 5 см.
Глубина заделки семян зависит и от качества почвы.
В песчаную, семена сеют глубже, чем в плотную глинистую, т.к. песчаная почва более рыхлая, чем глинистая, она быстрее теряет влагу и высыхает.
В глинистой, влаги достаточно, но уже на небольшой глубине в ней очень мало воздуха. В глинистой почве проросткам трудно пробиваться на поверхность к свету.
Давайте закрепим знания, полученные на уроке. Выполним задания.
Задание 1. Вставьте в текст «Прорастание семян. Условия, необходимые для прорастания» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) запищите в приведенную ниже таблицу. Для прорастания семян необходимы тепло, вода, ______ (А). ______ (Б) помогает превратить запасные питательные вещества семени в доступную для клетки форму. Растения, семена которых при прорастании требуют высокой температуры, называют _____ (В). Растения, семена которых прорастают при низких температурах, называют _____ (Г). К теплолюбивым растениям относится ______ (Д). К холодостойким растениям относится ____ (Е).
Перечень терминов:
1) вода
2) рожь
3) воздух
4) теплолюбивые
5) фасоль
6) холодостойкие
7) тепло
8) холод
Ответ:
Дополнительное задание:
Какой вывод об изменении состава воздуха в банке при прорастании семян можно сделать по результату опыта, проведённого Антоном? Обоснуйте свой ответ.
Известно, что в прорастающих семенах происходит активный обмен веществ. Антон решил выяснить роль одного из таких условий, проведя следующий опыт. Он взял две прозрачные стеклянные банки. Одну банку он наполнил на 1/3 уже набухшими семенами гороха, а другую — сухими. Обе банки он закрыл стеклянными крышками. Через сутки Антон убрал стеклянные крышки и внёс в банку с сухими семенами горящую свечу. Свеча продолжала гореть. Когда же он внёс свечу в банку с набухшими семенами, она погасла.
Рефлексия
Какую цель мы преследовали на уроке? (Дети отвечают. Изучение условий для прорастания семян.)
Достигли мы поставленной цели?
Перечислите условия необходимые для прорастания семян.
Где могут пригодиться знания, полученные на этом уроке?
Какое практическое значение имеют эти знания?
(Зная условия прорастания семян, можно во время хранения их создавать условия, препятствующие прорастанию, для работы на даче и в огороде, для работников сельского хозяйства-агронома)
Всем спасибо за работу.
Приложение 1
Текст:
Инструкция по выращиванию дуба из желудя.
Небольшую партию желудей до посадки необходимо
хранить в холодильнике в пакете с небольшими отверстиями
для дыхания. Оптимальная температура хранения — 2-3°С.
Хранение их в герметическом или плотно закрытом сосуде
может привести к гибели желудей. Периодически, раз в 10
дней, их желательно доставать и осматривать. Если появилась плесень, то желуди необходимо промыть,
подсушить и снова положить в холодильник.
Для посадки растения выкапывают лунки, глубина которых
зависит от размера корневой системы дуба, но для молодых
саженцев достаточно предусмотреть глубину до 0,5 м.
Дерево дуб требует значительного расстояния между
саженцами и другими деревьями, поэтому молодой саженец
высаживают отдельно от других растений, разрыв между
ними оставляют в 6 м. Дуб черешчатый лучше растёт на
нормально влажных, глубоких серых лесных суглинках и на
аллювиальных почвах в поймах крупных рек; хуже — на
сильно подзольных почвах.
Первый полив молодой дуб болотный должен получить
сразу после посадки. В приствольную лунку выливают около
5 л воды в расчете на каждое растение. Молодому дереву
требуется полив каждые 4-5 дней. Если наблюдаются
атмосферные осадки, один полив можно пропустить.
Для лучшей приживаемости червоний дуб необходимо
оберегать от солнечных лучей. Примерно в течение 7-10
дней пересаженные растения притеняют. Уход за дубом в год
посадки заключается в равномерном поливе и удалении
сорняков из приствольного круга. При необходимости
можно уложить мульчу в приствольные круги, лучше всего
подойдут для этой цели кора деревьев или торф.
Задание: Прочитайте текст и определите основные условия и факторы среды
необходимые для прорастания и роста растения, на примере
дуба