Анализ стихотворения | - Что вы узнали о поэте, написавшем это стихотворение? - Есенин дал нам почувствовать, как сурова зима, чтобы и мы пожалели маленьких голодных пташек. Как называет он воробьёв в своём стихотворении? Найдите эпитеты-определения? - Таких слов не нашёл бы человек, равнодушный к воробьям. Читая стихотворение, и мы пожалели маленьких голодных пташек. Не каждый умеет рассказать так, чтобы другие могли представить, о чём говорит рассказчик, и разделить его чувства. Давайте вместе пронаблюдаем, как Есенин добивается того, чтобы и мы почувствовали, что чувствовал он сам. - Сколько строф в этом стихотворении? - Сколько предложений в каждой строфе? 4 строфы – это 4 картины. И в каждой свои герои. - Прочитайте 1-ю строфу. Кто главный герой? А во 2-ой, 3-й и 4-й? - Итак, в каждой строфе свои герои, и все они вызывают разные чувства у поэта. Мы будем говорить об этих чувствах, рассматривая каждую строфу отдельно. - Какие слова можно считать главными, ключевыми в 1 строфе, потому что именно они выражают чувства поэта? - Значит, глубокая тоска – это настроение 1-й строфы. (Запись на слайде: 1. Глубокая тоска.) - Что же создаёт тоскливое настроение? Волшебница-зима убаюкивает природу. Прочитайте рифмующиеся слова так, чтобы мы услышали ауканье зимы: АУКАЕТ – баЮКАЕТ, глуБОКОЮ – даЛЁКУЮ. - Произнесите хором так, чтобы был слышен звон стволов промёрзших сосен, слова «СтоЗвоном СоСняка». - Чувствуете, как с помощью определённых звуков и звукосочетаний создаётся впечатление озноба, звенящего на морозе дерева? - Сочетания, каких звуков позволяют представить, как плавно плывут облака по небу? - Всё дышит тоской. Облака и сами не рады, что они седые и тоскливо плывут в неведомую страну далёкую. Строка звучит красиво, потому что поэт использует ЗВУКОПИСЬ. - А какой приём использует Есенин, создавая образ зимы? Олицетворение делает картину живой, яркой. - Что делает зима, будто человек? - Можно ли сказать, что и облака очеловечены? - А теперь попробуем выразительно прочитать первую строфу так, чтобы передать и ауканье зимы, и звон стволов промёрзших сосен, и глубокую тоску облаков. - Вторая строфа тревожна. Главное чувство здесь - тревога. (На слайде: 2. Тревога.) - Что же вызывает тревогу поэта? - Красива ли метелица? Красив ли только что выпавший снег? С чем сравнивает его Есенин? - Значит, чтобы мы лучше могли представить картину, поэт использовал приём СРАВНЕНИЯ.… Есть в этой строфе и ещё одно сравнение. Найдите его. - Поэт жалеет воробышков, как жалел бы сиротливых деток, а потому и сравнивает с ними птичек. Он тревожиться за них. Он хотел, чтобы и мы пожалели воробышков. - Прочитайте 2 строфу так, чтобы передать тревожность и волнение. | - Поэт зимой ждёт весны, жалеет птичек. Он добрый человек. - Воробышки игривые, пташки малые, голодные, усталые, нежные. 4 - Каждая строфа состоит из двух предложений и представляет законченную картину. - Зима. Во 2-ой - Метелица, в 3-4 строфах – воробышки. - С тоской глубокою. - Ауканье зимы, звон промёрзшего леса. Читают. - Да. -ЛЫ-ЛЕ-ЛА: ПЛЫвут в страну даЛЁкую седые обЛАка. - Олицетворение. - Аукает, баюкает, хочет усыпить лес. - Конечно. Они седые, как человек, и наделены чувствами: с тоской глубокою покидают родину. Несколько учеников читают 1 строфу. - Зимний холод и судьба воробышков. - Снег, по которому ещё ни кто не ходил, похож на гладкий шёлковый ковёр. - Воробышки игривые сравниваются с сиротливыми детками. Ученики читают вторую строфу. |