СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Фрагмент урока по литературному чтению С. Есенин «Поёт зима – аукает…»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Фрагмент урока по литературному чтению

С. Есенин «Поёт зима – аукает…»

Просмотр содержимого документа
«Фрагмент урока по литературному чтению С. Есенин «Поёт зима – аукает…»»

Фрагмент урока по литературному чтению

С. Есенин «Поёт зима – аукает…»

УМУ «Школа России»

Тема: С. Есенин « Поёт зима - аукает

Класс: 2

Тип: открытие новых знаний

Технология: продуктивного чтения

Цель: сформировать представление о красоте природы, о ее чувственном восприятии через стихотворение «Поет зима – аукает…» С. Есенина.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вторичное восприятие

- Теперь прочитайте внимательно стихотворение про себя, приготовьтесь к размышлению над его содержанием.

Читают.

Анализ стихотворения

- Что вы узнали о поэте, написавшем это стихотворение?

- Есенин дал нам почувствовать, как сурова зима, чтобы и мы пожалели маленьких голодных пташек. Как называет он воробьёв в своём стихотворении? Найдите эпитеты-определения?

- Таких слов не нашёл бы человек, равнодушный к воробьям. Читая стихотворение, и мы пожалели маленьких голодных пташек. Не каждый умеет рассказать так, чтобы другие могли представить, о чём говорит рассказчик, и разделить его чувства. Давайте вместе пронаблюдаем, как Есенин добивается того, чтобы и мы почувствовали, что чувствовал он сам.

- Сколько строф в этом стихотворении?

- Сколько предложений в каждой строфе? 4 строфы – это 4 картины. И в каждой свои герои.

- Прочитайте 1-ю строфу. Кто главный герой? А во 2-ой, 3-й и 4-й?

- Итак, в каждой строфе свои герои, и все они вызывают разные чувства у поэта. Мы будем говорить об этих чувствах, рассматривая каждую строфу отдельно.

- Какие слова можно считать главными, ключевыми в 1 строфе, потому что именно они выражают чувства поэта?

- Значит, глубокая тоска – это настроение 1-й строфы. (Запись на слайде: 1. Глубокая тоска.)

- Что же создаёт тоскливое настроение? Волшебница-зима убаюкивает природу. Прочитайте рифмующиеся слова так, чтобы мы услышали ауканье зимы: АУКАЕТ – баЮКАЕТ, глуБОКОЮ – даЛЁКУЮ.

- Произнесите хором так, чтобы был слышен звон стволов промёрзших сосен, слова «СтоЗвоном СоСняка».

- Чувствуете, как с помощью определённых звуков и звукосочетаний создаётся впечатление озноба, звенящего на морозе дерева?

- Сочетания, каких звуков позволяют представить, как плавно плывут облака по небу?

- Всё дышит тоской. Облака и сами не рады, что они седые и тоскливо плывут в неведомую страну далёкую. Строка звучит красиво, потому что поэт использует ЗВУКОПИСЬ.

- А какой приём использует Есенин, создавая образ зимы? Олицетворение делает картину живой, яркой.

- Что делает зима, будто человек?

- Можно ли сказать, что и облака очеловечены?


- А теперь попробуем выразительно прочитать первую строфу так, чтобы передать и ауканье зимы, и звон стволов промёрзших сосен, и глубокую тоску облаков.

- Вторая строфа тревожна. Главное чувство здесь - тревога. (На слайде: 2. Тревога.)

- Что же вызывает тревогу поэта?

- Красива ли метелица? Красив ли только что выпавший снег? С чем сравнивает его Есенин?

- Значит, чтобы мы лучше могли представить картину, поэт использовал приём СРАВНЕНИЯ.… Есть в этой строфе и ещё одно сравнение. Найдите его.


- Поэт жалеет воробышков, как жалел бы сиротливых деток, а потому и сравнивает с ними птичек. Он тревожиться за них. Он хотел, чтобы и мы пожалели воробышков.

- Прочитайте 2 строфу так, чтобы передать тревожность и волнение.

- Поэт зимой ждёт весны, жалеет птичек. Он добрый человек.






- Воробышки игривые, пташки малые, голодные, усталые, нежные.













4

- Каждая строфа состоит из двух предложений и представляет законченную картину.

- Зима. Во 2-ой - Метелица, в 3-4 строфах – воробышки.









- С тоской глубокою.




- Ауканье зимы, звон промёрзшего леса.




Читают.








- Да.

-ЛЫ-ЛЕ-ЛА: ПЛЫвут в страну даЛЁкую седые обЛАка.








- Олицетворение.


- Аукает, баюкает, хочет усыпить лес.

- Конечно. Они седые, как человек, и наделены чувствами: с тоской глубокою покидают родину.

Несколько учеников читают 1 строфу.







- Зимний холод и судьба воробышков.

- Снег, по которому ещё ни кто не ходил, похож на гладкий шёлковый ковёр.






- Воробышки игривые сравниваются с сиротливыми детками.





Ученики читают вторую строфу.