СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Фрагмент урока по окружающему миру «Охрана животных»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Фрагмент урока по окружающему миру «Охрана животных»

Просмотр содержимого документа
«Фрагмент урока по окружающему миру «Охрана животных»»

Технологическая карта урока

Тема: охрана животных

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель: формирование представления о Красной книги России, о негативном и позитивном влиянии деятельности человека на многообразие видов животных

Задачи:

  1. Обучающие: -познакомить с Красной книгой России;

-формировать у детей представления о животных, занесенных в Красную книгу России.


2. Развивающие: -способствовать развитию интереса к изучаемой теме;

-развивать мышление, память и внимание учащихся;


3. Воспитательные:- воспитывать чувство личной ответственности за состояние животного мира;

-прививать детям культуры поведения с животными.


Формируемые УУД:

  1. Личностные: проявлять положительное отношение к учебной деятельности; формировать интерес, мотивацию к учению; проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру; осознавать, что изменения в окружающем мире могут зависеть от поступков человека;

  2. Познавательные: знать различных животных, занесенных в Красную книгу России; уметь перерабатывать полученную информацию; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт; научить строить логические утверждения, устанавливать причинно-следственные связи.

  3. Коммуникативные: отвечать на вопросы учителя; участвовать в беседе, если это того требует; уметь грамотно излагать свои мысли; адекватно оценивать ответы одноклассников и их работы;

  4. Регулятивные: выполнять учебные действия в соответствии с заданием; организовывать свою деятельность; уметь определять цели и задачи урока с помощью учителя; организовывать рабочее место под руководством учителя.

Оборудование: учебник по окр.миру А.А.Плешаков 3 класс 1часть, стр106-110; рабочая тетрадь А.А.Плешаков 3 класс 1 часть, стр.63-65; презентация; картинки помощников: Муравьишка и Мудрая Черепаха; картинки редких животных, занесенных в Красную книгу России; знаки экологических правил; карточки с рефлексией.


Ход урока:

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

Время

Орг.момент

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Юлия Владимировна. И сегодня я буду у вас вести урок, надеюсь, он пройдет очень плодотворно, интересно, и надеюсь, вы мне в этом поможете. Присаживайтесь.


Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

Будем новое изучать,

И старое не забывать


И девиз нашего сегодняшнего урока:

Ужасно интересно

Всё то, что неизвестно!

Мы тайны разгадаем

И мир большой познаем!


-Посмотрите, все ли вы приготовили к уроку, у вас на партах должны быть: учебники, рабочая тетрадь, пенал, дневник.

-Сегодня на уроке мы продолжим с вами изучать раздел: Эта удивительная природа. И нам в этом помогут Муравьишка и Мудрая Черепаха, с которыми вы уже знакомы (на доске висят картинки)


-дети приветствую учителя











-читают девиз урока вместе





2-3 мин

Актуализация знаний (повторение опорных знаний)











- Ребята, о чем вы говорили на предыдущем уроке?



-Правильно. И чтобы нам проверить, как хорошо вы усвоили данную тему, Мудрая Черепаха приготовила для вас небольшой тест по предыдущей теме.

-У вас на столах лежат листочки с эти тестом, вам нужно ответить правильный вариант ответа. Для начала, подпишите листочек в правом верхнем углу. (Фамилию и имя)

Тест:

1.  Где   правильно  дана   последовательность   развития   рыбы?

а)  икра – мальки – взрослая   рыба;

б)  мальки – икра – взрослая   рыба;

в)  взрослая  рыба – мальки – икра.

2.  Где   правильно  дана   последовательность   развития   бабочки?

а)  яйцо – куколка – личинка – бабочка;

б)  куколка – личинка – яйцо – бабочка;

в)  яйцо – личинка – куколка – бабочка.

3.  Чем   питаются   гусеницы?

а)  листьями   растений;

б)  нектаром   цветов;

в)  другими   насекомыми.

4.  Восстанови   последовательность   развития   лягушки:   икра –  …  –  лягушка.

а)  малёк;

б)  головастик;

в)  яйцо.

5.  Восстанови   последовательность   развития   черепахи:  яйцо –  …  –  взрослая   черепаха.

а)  личинка;

б)  головастик;

в)  маленькая   черепашка.

6.  В   какое  время   года   у   большинства   птиц   появляется   потомство?

а)  весной;

б)  летом;

в)  осенью.

7.  Сколько   этапов   в   развитии   зверей?

а)  2   этапа;

б)  3   этапа;

в)  4   этапа.

8.  Какое   животное   не   откладывает   яиц?

а)  лягушка;

б)  соловей;

в)  крокодил.

9.  Какие   животные   рождают  детёнышей?

а)  птицы;

б)  звери;

в)  рыбы.

10.  Сколько   этапов   в   развитии   насекомых?

а)  3   этапа;

б)  4   этапа;

в)  5   этапов.


-Молодцы, передайте, пожалуйста, свои работы с последних парт на первую. За этот тест вы получите отметку.


-мы говорили о размножении и развитии животных






-решают тест самостоятельно.

Тест:

1.  Где   правильно  дана   последовательность   развития   рыбы?

а)  икра – мальки – взрослая   рыба;

б)  мальки – икра – взрослая   рыба;

в)  взрослая  рыба – мальки – икра.

2.  Где   правильно  дана   последовательность   развития   бабочки?

а)  яйцо – куколка – личинка – бабочка;

б)  куколка – личинка – яйцо – бабочка;

в)  яйцо – личинка – куколка – бабочка.

3.  Чем   питаются   гусеницы?

а)  листьями   растений;

б)  нектаром   цветов;

в)  другими   насекомыми.

4.  Восстанови   последовательность   развития   лягушки:   икра –  …  –  лягушка.

а)  малёк;

б)  головастик;

в)  яйцо.

5.  Восстанови   последовательность   развития   черепахи:  яйцо –  …  –  взрослая   черепаха.

а)  личинка;

б)  головастик;

в)  маленькая   черепашка.

6.  В   какое  время   года   у   большинства   птиц   появляется   потомство?

а)  весной;

б)  летом;

в)  осенью.

7.  Сколько   этапов   в   развитии   зверей?

а)  2   этапа;

б)  3   этапа;

в)  4   этапа.

8.  Какое   животное   не   откладывает   яиц?

а)  лягушка;

б)  соловей;

в)  крокодил.

9.  Какие   животные   рождают  детёнышей?

а)  птицы;

б)  звери;

в)  рыбы.

10.  Сколько   этапов   в   развитии   насекомых?

а)  3   этапа;

б)  4   этапа;

в)  5   этапов.


5-6мин

Формирование темы и цели урока.


-Ребята, сегодня мы с вами будем изучать очень интересную тему, которая тоже тесно связана с животными. Наш мир прекрасен и великолепен своими дарами природы. Ими бы только восхищаться, удивляться, если бы не одно тягостное обстоятельство, большая проблема всей Земли. Может кто-нибудь может предположить, что это за проблема, которая связана с животными?



-Правильно, многим из животных угрожает опасность исчезновения с лица Земли, и только мы ответственны за то, чтобы это предотвратить. Может кто-нибудь догадался, какая тема сегодняшнего урока у нас с вами будет? Что мы сегодня узнаем, с чем познакомимся?





-Молодцы! Вы все правильно сказали, сегодня мы с вами познакомимся с редкими животными Красной книги России, узнаем, какие существуют мероприятия по охране животных и какие правила нужно соблюдать по отношению к животным или по-другому, узнаем «Правила друзей природы»

-слушают учителя





-это проблема исчезновения животных, все больше появляются браконьеров, которые убивают их.



-тема: «Охрана животных». Мы познакомимся с редкими животными Красной книги России, узнаем, какие существуют мероприятия по охране животных и какие правила нужно соблюдать по отношению к животным.



-когда мы станем взрослыми.

4 мин

Изучение нового материала (открытие нового знания)









































































































































-Хорошо мы правильно определили тему и цель нашего урока.


-Откройте, пожалуйста, учебник на стр.106. Ориентируясь на эту страницу и на свои знания, ответьте, пожалуйста, на вопросы, которые очень интересуют Муравьишку-вопросика.


-Какую роль играют животные в нашей жизни?









-Как вы думаете, почему многих животных становится меньше на Земле?






-Правильно. С начала 17 века на Земле вымерло более 500 видов животных, в основном по вине человека. Поэтому люди решили выпустить Красную книгу, а что такое Красная книга? Для чего она нужна? Какую функция выполняет?


-Молодцы. В 1948 году в небольшом городке Фонтенбло на международной конференции был основан Международный союз охраны природы. Тогда была создана специальная комиссия службы спасения. Эта служба спасения составила мировой список животных и растений. И ученые решили назвать этот список Красной книгой.


-Послушайте стихотворение о книге:

Охраняется Красною книгой

Столько редких животных и птиц,

Чтобы выжил простор многоликий

Ради света грядущих зарниц.

Чтоб пустыни нагрянуть не смели

Чтобы души не стали пусты,

Охраняются звери,

Охраняются змеи,

Охраняются даже цветы!


- А как вы думаете, почему назвали книгу именно Красной, а не желтой, синей?

-Правильно. Красная книга - это сигнал опасности. Это не закон об охране природы, это лишь факты, собранные учеными о животных и растениях.

Составление первого варианта Красной книги потребовалось 14 лет. В нее уже записано 295 видов зверей, 312 видов птиц. Но записать животное или растение в красную книгу – еще не значит их сохранить. Это пока сигнал тревоги о том, чтобы не навредить всему живому. На страницах Красной книги имеется список исчезнувших животных.

-Это - морская корова, пингвин-дронт, странствующие голуби. (презентация)

-К сожалению, этих прекрасных по-своему животных, можно увидеть только на рисунках.


-У нас с вами в учебнике тоже описываются некоторые из редких животных, занесенных в Красную книгу России. Мудрая Черепаха предлагает нам узнать немного о них.

Отгадайте загадку:

Два мощных имеет клыка,

Два ласта и два плавника,

Но этого дядю не трожь,

Прилёг отдохнуть толстый ... (Морж)


-Правильно, прочитайте информацию о нем на стр. 106.

Морж - самое крупное ластоногое животное северного полушария. Длина его тела достигает 4метров, а масса около двух тонны. Живут моржи только на мелководных участках морей. Питаются они моллюсками, червями, ракообразными, которых достают со дна. Когда-то моржи водились во всех арктических морях, их насчитывали сотни и даже тысячи зверей. Теперь эти звери уцелели в считанных местах. Но современные условия обитания не дают гарантии того, что эти животные сохранятся на долгие годы.


-Отгадайте загадку

До чего большая кошка!

Поиграть бы с ней немножко.

Но мне стало не до игр, Как узнал, что это...


-Прочитайте информацию о нем на стр. 107.

-Как вы думаете, из-за чего тигра занесли в Красную книгу?




-Тигр - прекрасный охотник. Он быстро бегает, способен долго преследовать добычу. Обычно он нападает из засады. Любимая его добыча- олени, дикие свиньи, антилопы. Если охота неудачна, тигр ест лягушек, мышей, саранчу. Когда-то их было много, а теперь тигры стали редкими животными, потому что их уничтожали из-за красивого ценного меха. Оказался на грани вымирания амурский тигр- самый крупный подвид тигра в мире. Его длина более 3–х метров. Сильный, ловкий, красивый зверь. Живёт в лесах на востоке нашей страны. Сейчас тигры взяты под охрану во всём мире.


-Прочитайте стр. 107, информацию о жуке-красотеле.

- Жук-красотел  особенно известен. Он красивого темно-синего цвета с золотисто-зелеными, имеющими обычно красный отлив надкрыльями, длина 24—32 мм. Этот вид очень полезен, так как истребляет вредных гусениц и других лесных вредителей. Активный хищник охотится днем. Один жук может уничтожить за время своей жизни до 900 больших гусениц вредителей. В последние годы численность резко сократилась. Красотел относится к исчезающим видам и занесен в Красную Книгу России.


-Отгадайте загадку:

Цвет этой птицы,

С рассветом сравним,

Длинная шея,

Клюв загнутый вниз!

-Прочитайте информацию о нем на стр. 107.

Фламинго встречаются в Евразии, Африке и Южной Америке .Они населяют мелководные солёные озёра и морские отмели. Эта птица обладает самой длинной шеей и самыми длинными ногами. Оперение у фламинго рыхлое, ярко- розовое. Крылья - короткие и широкие. Изогнутый коленообразный клюв имеет своеобразный цедильный аппарат. С его помощью фламинго отцеживают из ила мелких рачков, моллюсков и водоросли, которыми питаются. Детёныши этих птиц рождаются с длинными толстыми ногами, прямым клювом и ходят 2 года в сером оперении, а затем одеваются в розовый наряд.


-Найдите и прочитайте информацию о Беркуте на стр. 107.

Беркут - очень крупная хищная птица. Это очень осторожная птица. Гнездо устраивает на крупных боковых ветвях в верхней части кроны старых сосен или осин на высоте 12-20метров. Гнёзда беркутов представляют массивные многолетние сооружения из сучьев. Кормится беркут крупными птицами (глухарями, журавлями) и млекопитающими (лисицами, енотовидными собаками), но основным его питанием становятся тетерева, утки, зайцы. Причины резкого уменьшения численности беркута

различны, но основная - преследование и беспокойство на гнездовьях.


-Отгадайте загадку:

В океане темно-синем,

Лапой выудив моржа,

На полярной скользкой льдине

Я дрейфую, не дрожа.

Живет он там, где холода,

И ловит рыбу из-под льда

Владыка Арктики – белый медведь. Это самый крупный зверь. Живёт он почти 40 лет. У него нет постоянного дома. У медведицы бывает 2-3 малыша. Медвежата появляются на свет беспомощными. Весит медвежонок 800грамм, а длина туловища – 30см. подошвы лапок голые, коготки прозрачные. А нос розовый. Питается рыбой, тюленями, молодыми моржами. Издавна люди охотятся на белых медведей. Они используют их мясо в пищу, жир – для хозяйственных целей, шкуру – для одежды. В результате началось сокращение численности белых медведей.


-К сожалению, это только некоторые редкие животные, которые занесены в Красную книгу, поэтому человек должен все возможное, чтобы это предотвратить.


Физминутка «Наши руки»

Так проворны наши руки

Нет им времени для скуки.

Руки вверх, вперёд, назад.

С ними можно полетать.

Мы на пояс их поставим

И наклоны делать станем.

Ими можно помахать.

А, прижав, тихонько спать.

Руки вверх поднимем выше

И легко-легко подышим.


-Молодцы, мы немножко отдохнули, продолжаем работать дальше.

-Всем известно, что беречь нужно не только редких животных, но и тех, которых пока еще много. Это хорошо вам известные белки, бурундуки, синицы, галки, лягушки, жабы.

-Прочитайте текст в учебнике на стр. 108.

-Какие меры охраны за животными существуют?

-Каких животных уже удалось спасти с помощью заповедников и зоопарков?


-А какие заповедники Челябинской области вы знаете?






-Все правильно, скажите, а как нужно вести себя на природе, в лесу?



-Правильно, а как вы думаете, можно ли разорять гнезда птиц, норки зверьков?



-Все верно, особенно опасно беспокоить животных в период их размножения-весной и в начале лета, если их спугнуть, то они не смогут отложить яйца, родить, тогда не будет детенышей, и они могут умереть.


-Посмотрите на доску, на ней расположены экологические значки, по этим значкам Мудрая Черепаха нам предлагает сформулировать правила поведения в природе.


Вы молодцы! Именно эти правила нужно соблюдать на природе, и тогда, мы сможем помочь животным выжить.


-Скажите, пожалуйста, а кто-нибудь из вас видел в лесу кого-нибудь зверка, может гнездо птицы? Как вы поступили? Придерживались ли вы этих правил?

-слушают учителя.



-открывают учебник




-животные играют очень большую роль в жизни человека, они дают нам не только продукты пропитания и сырье для одежды, но и потому что они практически все очень красивые и интересные, а также многие растения не смогли бы размножаться и расселяться без них


-из-за вырубки лесов, загрязнения воды многие животные лишаются своих домов, а из-за хозяйственной деятельности людей и неумеренной охоты, многие виды животных навсегда исчезли, а те, которые остались, занесены в Красную книгу.

- Она нас информирует - какие растения и животные в опасности




-слушают учителя







-слушают стихотворение о книге










-Красный цвет- это значит внимание, стоп, не убивайте животных, не губите растения









-внимательно слушают учителя







-отгадывают загадки:



-морж


-читает один ученик







-слушают учителя.







-тигр


-читает один ученик

-тигра занесли в Красную книгу занесли из-за того, что много браконьеров охотятся на них из-за шкуры.

-внимательно слушают учителя











-читает один ученик














-фламинго

-читает один ученик















-читает один ученик



-внимательно слушает учителя
















-белый медведь

















-повторяют движения за учителем











-повторяют за учителем





-читают по цепочке.

-заповедники, зоопарки

-бобров и соболей

- Ильменский государственный заповедник; Национальный парк Таганай; Восточно-Уральский заповедник и другие.


-в лесу нельзя шуметь, потому что можно побеспокоить животных



-нельзя, нужно беречь как животных, так и их дом, т.е. окружающую их среду







-ответы детей




























-ответы детей

15мин.











































































































































2 мин.






6мин.


































Первичное закрепление

-Ребята, откройте рабочую тетрадь на стр. 63 выполните второе задание, опираясь на свои знания, которые вы получили на уроке, а также на информацию в учебнике.


Проверка:

-Скажите, как вы назвали эти примеры отрицательного воздействия человека на мир животных?







-Как эти поступки влияют на исчезновение(вымирание) животных?


-Молодцы! А сейчас самостоятельно выполните задание №5 на стр. 65, можете воспользоваться информацией из учебника на стр. 109.

-Давайте проверим.


-Молодцы! Кто сделал всё правильно, встаньте рядом с партой. Давайте похлопаем им.




-выполняют



-1)шум и другое беспокойство

2)загрязнение водоемов

3)ловля насекомых

4)неумеренная охота

5)неумеренная ловля рыбы

6)вырубка лесов


-ответы детей.

-слушают указания учителя.






-по одному ученику читают правила, которые записали.


5 мин

Инструктаж домашнего задания.

-А сейчас давайте посмотрим, что вы будете выполнять дома. В рабочих тетрадках вам нужно выполнить 1, 3, 4 и 6 задание на страницах 63-65, в первом задании вам нужно рассказать о вашем любимом животном и как вы за ним ухаживаете. В третьем задание вам нужно приклеить в пустые окошечки картинки тех животные, с которыми мы с вами сегодня познакомились. В четвертом задании вам нужно узнать, что за птичка изображена на картинке, подписать ее и раскрасить. И в последнем, в шестом задании, вам нужно подготовить информацию о животном, занесенном в Красную книгу нашего края, а также нарисовать его на листе А4.

-внимательно слушают учителя, записывают домашнее задание.

2мин

Рефлексия

У вас на партах лежат нераскрашенные бабочки. Если вы считаете, что хорошо усвоили материал, то раскрасьте бабочку зеленым цветом, если вы считаете, что материал для вас не совсем понятен, то раскрасьте ее желтым цветом, если же вы считает, что совсем ничего не поняли, то раскрасьте бабочку красным цветом.


-Поднимите своих бабочек

-дети выполняют указания учителя.








-дети поднимают листочки.

3 мин

Итоги урока

- Как я вижу, никто из вас не раскрасил бабочку красным цветом, это значит, что всеми был усвоен данный материал. И я этому очень рада.


-Сегодня мы поговорили об охране животных.

-Кто скажет, о чем вы сегодня узнали на уроке? С чем познакомились?



-Какой урок вы усвоили из сегодняшней темы?






-Берегите и охраняйте природу!

Ведь как ты будешь относиться к природе, люди скажут, какой ты человек: добрый или злой, заботливый или равнодушный.

-Спасибо вам за сегодняшний урок, вы работали активно, отвечали на все мои вопросы и хорошо выполняли задания.


-Надеюсь, что и следующее наше занятие пройдет очень плодотворно.

-дети довольны проделанной работой.




-мы сегодня узнали интересную информацию о животных занесенных в Красную книгу России, поговорили о правилах поведения в природе.

-мы поняли, что нужно беречь любых животных(редких, не редких), чтобы не допустить сокращение их численности, также нужно соблюдать определенные правила в природе и охранять окружающую нас среду.









2мин



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!