Актуализация знаний (повторение опорных знаний) | - Ребята, о чем вы говорили на предыдущем уроке? -Правильно. И чтобы нам проверить, как хорошо вы усвоили данную тему, Мудрая Черепаха приготовила для вас небольшой тест по предыдущей теме. -У вас на столах лежат листочки с эти тестом, вам нужно ответить правильный вариант ответа. Для начала, подпишите листочек в правом верхнем углу. (Фамилию и имя) Тест: 1. Где правильно дана последовательность развития рыбы? а) икра – мальки – взрослая рыба; б) мальки – икра – взрослая рыба; в) взрослая рыба – мальки – икра. 2. Где правильно дана последовательность развития бабочки? а) яйцо – куколка – личинка – бабочка; б) куколка – личинка – яйцо – бабочка; в) яйцо – личинка – куколка – бабочка. 3. Чем питаются гусеницы? а) листьями растений; б) нектаром цветов; в) другими насекомыми. 4. Восстанови последовательность развития лягушки: икра – … – лягушка. а) малёк; б) головастик; в) яйцо. 5. Восстанови последовательность развития черепахи: яйцо – … – взрослая черепаха. а) личинка; б) головастик; в) маленькая черепашка. 6. В какое время года у большинства птиц появляется потомство? а) весной; б) летом; в) осенью. 7. Сколько этапов в развитии зверей? а) 2 этапа; б) 3 этапа; в) 4 этапа. 8. Какое животное не откладывает яиц? а) лягушка; б) соловей; в) крокодил. 9. Какие животные рождают детёнышей? а) птицы; б) звери; в) рыбы. 10. Сколько этапов в развитии насекомых? а) 3 этапа; б) 4 этапа; в) 5 этапов. -Молодцы, передайте, пожалуйста, свои работы с последних парт на первую. За этот тест вы получите отметку. | -мы говорили о размножении и развитии животных -решают тест самостоятельно. Тест: 1. Где правильно дана последовательность развития рыбы? а) икра – мальки – взрослая рыба; б) мальки – икра – взрослая рыба; в) взрослая рыба – мальки – икра. 2. Где правильно дана последовательность развития бабочки? а) яйцо – куколка – личинка – бабочка; б) куколка – личинка – яйцо – бабочка; в) яйцо – личинка – куколка – бабочка. 3. Чем питаются гусеницы? а) листьями растений; б) нектаром цветов; в) другими насекомыми. 4. Восстанови последовательность развития лягушки: икра – … – лягушка. а) малёк; б) головастик; в) яйцо. 5. Восстанови последовательность развития черепахи: яйцо – … – взрослая черепаха. а) личинка; б) головастик; в) маленькая черепашка. 6. В какое время года у большинства птиц появляется потомство? а) весной; б) летом; в) осенью. 7. Сколько этапов в развитии зверей? а) 2 этапа; б) 3 этапа; в) 4 этапа. 8. Какое животное не откладывает яиц? а) лягушка; б) соловей; в) крокодил. 9. Какие животные рождают детёнышей? а) птицы; б) звери; в) рыбы. 10. Сколько этапов в развитии насекомых? а) 3 этапа; б) 4 этапа; в) 5 этапов. | 5-6мин |
Изучение нового материала (открытие нового знания) | -Хорошо мы правильно определили тему и цель нашего урока. -Откройте, пожалуйста, учебник на стр.106. Ориентируясь на эту страницу и на свои знания, ответьте, пожалуйста, на вопросы, которые очень интересуют Муравьишку-вопросика. -Какую роль играют животные в нашей жизни? -Как вы думаете, почему многих животных становится меньше на Земле? -Правильно. С начала 17 века на Земле вымерло более 500 видов животных, в основном по вине человека. Поэтому люди решили выпустить Красную книгу, а что такое Красная книга? Для чего она нужна? Какую функция выполняет? -Молодцы. В 1948 году в небольшом городке Фонтенбло на международной конференции был основан Международный союз охраны природы. Тогда была создана специальная комиссия службы спасения. Эта служба спасения составила мировой список животных и растений. И ученые решили назвать этот список Красной книгой. -Послушайте стихотворение о книге: Охраняется Красною книгой Столько редких животных и птиц, Чтобы выжил простор многоликий Ради света грядущих зарниц. Чтоб пустыни нагрянуть не смели Чтобы души не стали пусты, Охраняются звери, Охраняются змеи, Охраняются даже цветы! - А как вы думаете, почему назвали книгу именно Красной, а не желтой, синей? -Правильно. Красная книга - это сигнал опасности. Это не закон об охране природы, это лишь факты, собранные учеными о животных и растениях. Составление первого варианта Красной книги потребовалось 14 лет. В нее уже записано 295 видов зверей, 312 видов птиц. Но записать животное или растение в красную книгу – еще не значит их сохранить. Это пока сигнал тревоги о том, чтобы не навредить всему живому. На страницах Красной книги имеется список исчезнувших животных. -Это - морская корова, пингвин-дронт, странствующие голуби. (презентация) -К сожалению, этих прекрасных по-своему животных, можно увидеть только на рисунках. -У нас с вами в учебнике тоже описываются некоторые из редких животных, занесенных в Красную книгу России. Мудрая Черепаха предлагает нам узнать немного о них. Отгадайте загадку: Два мощных имеет клыка, Два ласта и два плавника, Но этого дядю не трожь, Прилёг отдохнуть толстый ... (Морж) -Правильно, прочитайте информацию о нем на стр. 106. Морж - самое крупное ластоногое животное северного полушария. Длина его тела достигает 4метров, а масса около двух тонны. Живут моржи только на мелководных участках морей. Питаются они моллюсками, червями, ракообразными, которых достают со дна. Когда-то моржи водились во всех арктических морях, их насчитывали сотни и даже тысячи зверей. Теперь эти звери уцелели в считанных местах. Но современные условия обитания не дают гарантии того, что эти животные сохранятся на долгие годы. -Отгадайте загадку До чего большая кошка! Поиграть бы с ней немножко. Но мне стало не до игр, Как узнал, что это... -Прочитайте информацию о нем на стр. 107. -Как вы думаете, из-за чего тигра занесли в Красную книгу? -Тигр - прекрасный охотник. Он быстро бегает, способен долго преследовать добычу. Обычно он нападает из засады. Любимая его добыча- олени, дикие свиньи, антилопы. Если охота неудачна, тигр ест лягушек, мышей, саранчу. Когда-то их было много, а теперь тигры стали редкими животными, потому что их уничтожали из-за красивого ценного меха. Оказался на грани вымирания амурский тигр- самый крупный подвид тигра в мире. Его длина более 3–х метров. Сильный, ловкий, красивый зверь. Живёт в лесах на востоке нашей страны. Сейчас тигры взяты под охрану во всём мире. -Прочитайте стр. 107, информацию о жуке-красотеле. - Жук-красотел особенно известен. Он красивого темно-синего цвета с золотисто-зелеными, имеющими обычно красный отлив надкрыльями, длина 24—32 мм. Этот вид очень полезен, так как истребляет вредных гусениц и других лесных вредителей. Активный хищник охотится днем. Один жук может уничтожить за время своей жизни до 900 больших гусениц вредителей. В последние годы численность резко сократилась. Красотел относится к исчезающим видам и занесен в Красную Книгу России. -Отгадайте загадку: Цвет этой птицы, С рассветом сравним, Длинная шея, Клюв загнутый вниз! -Прочитайте информацию о нем на стр. 107. Фламинго встречаются в Евразии, Африке и Южной Америке .Они населяют мелководные солёные озёра и морские отмели. Эта птица обладает самой длинной шеей и самыми длинными ногами. Оперение у фламинго рыхлое, ярко- розовое. Крылья - короткие и широкие. Изогнутый коленообразный клюв имеет своеобразный цедильный аппарат. С его помощью фламинго отцеживают из ила мелких рачков, моллюсков и водоросли, которыми питаются. Детёныши этих птиц рождаются с длинными толстыми ногами, прямым клювом и ходят 2 года в сером оперении, а затем одеваются в розовый наряд. -Найдите и прочитайте информацию о Беркуте на стр. 107. Беркут - очень крупная хищная птица. Это очень осторожная птица. Гнездо устраивает на крупных боковых ветвях в верхней части кроны старых сосен или осин на высоте 12-20метров. Гнёзда беркутов представляют массивные многолетние сооружения из сучьев. Кормится беркут крупными птицами (глухарями, журавлями) и млекопитающими (лисицами, енотовидными собаками), но основным его питанием становятся тетерева, утки, зайцы. Причины резкого уменьшения численности беркута различны, но основная - преследование и беспокойство на гнездовьях. -Отгадайте загадку: В океане темно-синем, Лапой выудив моржа, На полярной скользкой льдине Я дрейфую, не дрожа. Живет он там, где холода, И ловит рыбу из-под льда Владыка Арктики – белый медведь. Это самый крупный зверь. Живёт он почти 40 лет. У него нет постоянного дома. У медведицы бывает 2-3 малыша. Медвежата появляются на свет беспомощными. Весит медвежонок 800грамм, а длина туловища – 30см. подошвы лапок голые, коготки прозрачные. А нос розовый. Питается рыбой, тюленями, молодыми моржами. Издавна люди охотятся на белых медведей. Они используют их мясо в пищу, жир – для хозяйственных целей, шкуру – для одежды. В результате началось сокращение численности белых медведей. -К сожалению, это только некоторые редкие животные, которые занесены в Красную книгу, поэтому человек должен все возможное, чтобы это предотвратить. Физминутка «Наши руки» Так проворны наши руки Нет им времени для скуки. Руки вверх, вперёд, назад. С ними можно полетать. Мы на пояс их поставим И наклоны делать станем. Ими можно помахать. А, прижав, тихонько спать. Руки вверх поднимем выше И легко-легко подышим. -Молодцы, мы немножко отдохнули, продолжаем работать дальше. -Всем известно, что беречь нужно не только редких животных, но и тех, которых пока еще много. Это хорошо вам известные белки, бурундуки, синицы, галки, лягушки, жабы. -Прочитайте текст в учебнике на стр. 108. -Какие меры охраны за животными существуют? -Каких животных уже удалось спасти с помощью заповедников и зоопарков? -А какие заповедники Челябинской области вы знаете? -Все правильно, скажите, а как нужно вести себя на природе, в лесу? -Правильно, а как вы думаете, можно ли разорять гнезда птиц, норки зверьков? -Все верно, особенно опасно беспокоить животных в период их размножения-весной и в начале лета, если их спугнуть, то они не смогут отложить яйца, родить, тогда не будет детенышей, и они могут умереть. -Посмотрите на доску, на ней расположены экологические значки, по этим значкам Мудрая Черепаха нам предлагает сформулировать правила поведения в природе. Вы молодцы! Именно эти правила нужно соблюдать на природе, и тогда, мы сможем помочь животным выжить. -Скажите, пожалуйста, а кто-нибудь из вас видел в лесу кого-нибудь зверка, может гнездо птицы? Как вы поступили? Придерживались ли вы этих правил? | -слушают учителя. -открывают учебник -животные играют очень большую роль в жизни человека, они дают нам не только продукты пропитания и сырье для одежды, но и потому что они практически все очень красивые и интересные, а также многие растения не смогли бы размножаться и расселяться без них -из-за вырубки лесов, загрязнения воды многие животные лишаются своих домов, а из-за хозяйственной деятельности людей и неумеренной охоты, многие виды животных навсегда исчезли, а те, которые остались, занесены в Красную книгу. - Она нас информирует - какие растения и животные в опасности -слушают учителя -слушают стихотворение о книге -Красный цвет- это значит внимание, стоп, не убивайте животных, не губите растения -внимательно слушают учителя -отгадывают загадки: -морж -читает один ученик -слушают учителя. -тигр -читает один ученик -тигра занесли в Красную книгу занесли из-за того, что много браконьеров охотятся на них из-за шкуры. -внимательно слушают учителя -читает один ученик -фламинго -читает один ученик -читает один ученик -внимательно слушает учителя -белый медведь -повторяют движения за учителем -повторяют за учителем -читают по цепочке. -заповедники, зоопарки -бобров и соболей - Ильменский государственный заповедник; Национальный парк Таганай; Восточно-Уральский заповедник и другие. -в лесу нельзя шуметь, потому что можно побеспокоить животных -нельзя, нужно беречь как животных, так и их дом, т.е. окружающую их среду -ответы детей -ответы детей | 15мин. 2 мин. 6мин. |