СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Фрагмент урока по русскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Фрагмент урока по русскому языку

Просмотр содержимого документа
«Фрагмент урока по русскому языку»





Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Денисовская школа»
Симферопольского района Республики Крым
ОКПО 00833786, ОГРН 1159102031307, ИНН 9109010405/КПП 910901001
ул. Школьная,14, с. Денисовка, Симферопольский район, Республика Крым, 297534,

тел. (0652) 34-52-19, e-mail: den-school@yandex.ru
_________________________________________________________________________


















Фрагмент урока по русскому языку

«Роль глаголов в языке»

(4 класс)









Подготовила:

учитель начальных классов

Зиядинова З.И.















с. Денисовка,2020











1.Самоопределение к деятельности.

Разделите слова на группы. (слайд 1)

Весна, светит, солнце, расцвели, подснежники, расцветут, туманное, мы, дождливое, потемнело, тебе, журчат, наряд, ручьи, я, прохладный, деревья, распустились, вышло, земля, белые.

-На какие группы можно разделить слова?(Ответы детей, на части речи)

-На какие? ( имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение)

-Какую часть речи мы в этом разделе не проходили в этом году?

2.Сформулируйте тему и цели урока. (слайд 2)

(ответы детей)

Эпиграф урока (слайд 3)

(чтение эпиграфа)

«Глагол – самая живая часть речи… Назначение глагола – выражать само действие». (Алексей Кузьмич Югов).

Мы сегодня посмотрим, действительно глагол самая живая часть речи.

3.Работа по теме урока.

 1.Работа с текстом.( слайд 5)

(У детей на партах карточки с текстами. Тексты вслух читают выразительно читающие ученики)

РОДНИЧОК ВЕСНОЙ.

В лесу все шумят. И родничок приветливо журчит. Вокруг  поют птицы. А он вместе с ними радуется и улыбается. Белым подснежникам он поет нежные и добрые песни. Он играет с хвоинками, попавшими к нему в гости.

Жизнь так и кипит в нем.

РОДНИЧОК ОСЕНЬЮ.

В лесу все затихло. Птицы улетели. Один родничок остался на прежнем месте. Жизнь уже не кипела в нем. Он грустил. Он плакал и тихо стонал. Потом родничок потянулся к промерзшей траве. Но она отвернулась от него: сама еле дышит…

Родничку показалось, что все его отвергли…


- Что общего между текстами? (оба текста о родничке)

- Чем они отличаются? (настроением)

- Какая часть речи помогла передать настроение каждого рассказа? (глагол)

- Какова роль глагола в нашей речи? (глагол обозначает действие предмета, но может еще передавать настроения, чувства)

2. Работа в группах

-А теперь я предлагаю вам поработать в исследовательских группах. Вспомним правила.


 У каждой группы есть задание. Выполните его и сделайте вывод.

Задание 1 группе.

Разделите слова на три группы и сделайте вывод.

Пришла, идет, подойдет, цветет, засвищут, потекли  

Вывод: глаголы изменяются по временам. Они бывают в форме настоящего, будущего и прошедшего времени


Задание 2 группе.

Разделите глаголы на 2 группы. Сделайте вывод.

Идет, смотрят, поют, идут, смотрит, поет 

Вывод: изменяются по числам


Задание 3 группе.

Раздели слова на 3 группы, Сделайте вывод.

Играл, бежала,  играло,  бежал, играла, бежало 

Вывод: изменяются по родам в ед.числе прошедшего времени)


Задание 4 группе.

Раскрой скобки .Сделай вывод.

(не)взял, (не)съел,( не)принес, (не) умел, (не) расцвел (НЕ с глаголами пишется раздельно)

Вывод: не с глаголами пишется раздельно.

Задание 5 группе.

Выделите в предложении грамматическую основу, укажите, какими частями речи она выражена. Сделайте вывод.

По дорогам весело журчат весенние ручьи. Весело зачирикали проворные воробьи. 

Вывод: глагол в предложении является сказуемым.


- А теперь сделаем общий вывод: что же такое глагол?

Слайд с выводом 5

Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета, отвечает на вопросы что делать? что сделать?

Глагол имеет форму времени, изменяется по числам, в прошедшем времени единственного числа изменяется по родам.

В предложении является сказуемым.


3.Дидактическая игра ( Слайд 7)

Подбор глаголов. Кто больше?
Например:
Гром перекатывается, гремит, грохочет, ворчит.

1 группа: Придумайте и запишите, какие действия может совершить - родничок

2 группа: Придумайте и запишите, какие действия могут совершить - птицы


4. Физминутка

- Если я называю слово – глагол, вы показываете движение, если слово – другая часть речи ничего не делаете. Вытирал, подметал, зашивал, поливал, самосвал, носил, лепил, заплатил, размышлял, крокодил, жужжал, флажок, дружок, рисовал, читал, бежал, прыгал, укол, шёл, сел, тишина.


5.Роль глаголов в языке. Наблюдение над языковым материалом (слайд 8)

– Сравните два текста. Чтение текстов вслух

Сделайте вывод.

1. Жаркое южное утро. Порт на берегу Средиземного моря. Величественные громады пароходов с множеством труб, разноцветных флагов. Толпы пассажиров, пестрота одежд, носильщики с тележками, продавцы бутербродов, фруктов, разносчики мороженого.

2. Наступило жаркое южное утро. В порту на берегу Средиземного моря величественно замерли громады пароходов. Дымят трубы, Хлопают на ветру разноцветные флаги. Повсюду толпятся пассажиры, снуют носильщики, многоголосо кричат продавцы бутербродов, фруктов, суетятся разносчики мороженого.


Вывод:в первом тексте нет глаголов, поэтому нет динамики, развития событий.

- Сделайте вывод о значении глаголов в языке.

Вывод: человеческая речь не может существовать без глаголов, так как они организуют ее, позволяют ей быть живой, динамичной.

- Как можно назвать глаголы, которые передают движение?

Глаголы, которые передают движение, называют глаголами движения.

- А что еще могут передавать глаголы

5.1 Ответить на этот вопрос нам поможет упр 140

Назовите группы глаголов со значением: (слайд 9)

Движения: бежать, идти, ехать, лететь.

Речи: мяукать, спросить, рассказывать, говорить.

Звучания: жужжать.

Труда: работать, строить, рисовать.

Мысли: думать, размышлять.

Проявления чувств: радоваться, грустить.

- Сделайте вывод, что могут передавать глаголы.

Вывод: с помощью глаголов можно передать действия, движения, звучания, состояние природы, чувства человека и т.д

- Какова же роль глаголов в речи?

Вывод: не только прилагательные делают нашу речь красивой и выразительной. Оказывается, с помощью глаголов мы можем передать чувства человека, показать шум дождя, услышать скакими звуками приходит весна.


- Соответствует ли эпиграф урока теме нашего урока? (слайд 10)

(ответы детей)



Источники информации:

1. Канакина, Горецкий: Русский язык. 4 класс. Учебник. В 2-х частях. ФП. ФГОС


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!