Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Денисовская школа»
Симферопольского района Республики Крым
ОКПО 00833786, ОГРН 1159102031307, ИНН 9109010405/КПП 910901001
ул. Школьная,14, с. Денисовка, Симферопольский район, Республика Крым, 297534,
тел. (0652) 34-52-19, e-mail: den-school@yandex.ru
_________________________________________________________________________
Фрагмент урока по русскому языку
«Роль глаголов в языке»
(4 класс)
Подготовила:
учитель начальных классов
Зиядинова З.И.
с. Денисовка,2020
1.Самоопределение к деятельности.
Разделите слова на группы. (слайд 1)
Весна, светит, солнце, расцвели, подснежники, расцветут, туманное, мы, дождливое, потемнело, тебе, журчат, наряд, ручьи, я, прохладный, деревья, распустились, вышло, земля, белые.
-На какие группы можно разделить слова?(Ответы детей, на части речи)
-На какие? ( имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение)
-Какую часть речи мы в этом разделе не проходили в этом году?
2.Сформулируйте тему и цели урока. (слайд 2)
(ответы детей)
Эпиграф урока (слайд 3)
(чтение эпиграфа)
«Глагол – самая живая часть речи… Назначение глагола – выражать само действие». (Алексей Кузьмич Югов).
Мы сегодня посмотрим, действительно глагол самая живая часть речи.
3.Работа по теме урока.
1.Работа с текстом.( слайд 5)
(У детей на партах карточки с текстами. Тексты вслух читают выразительно читающие ученики)
РОДНИЧОК ВЕСНОЙ.
В лесу все шумят. И родничок приветливо журчит. Вокруг поют птицы. А он вместе с ними радуется и улыбается. Белым подснежникам он поет нежные и добрые песни. Он играет с хвоинками, попавшими к нему в гости.
Жизнь так и кипит в нем.
РОДНИЧОК ОСЕНЬЮ.
В лесу все затихло. Птицы улетели. Один родничок остался на прежнем месте. Жизнь уже не кипела в нем. Он грустил. Он плакал и тихо стонал. Потом родничок потянулся к промерзшей траве. Но она отвернулась от него: сама еле дышит…
Родничку показалось, что все его отвергли…
- Что общего между текстами? (оба текста о родничке)
- Чем они отличаются? (настроением)
- Какая часть речи помогла передать настроение каждого рассказа? (глагол)
- Какова роль глагола в нашей речи? (глагол обозначает действие предмета, но может еще передавать настроения, чувства)
2. Работа в группах
-А теперь я предлагаю вам поработать в исследовательских группах. Вспомним правила.
У каждой группы есть задание. Выполните его и сделайте вывод.
Задание 1 группе.
Разделите слова на три группы и сделайте вывод.
Пришла, идет, подойдет, цветет, засвищут, потекли
Вывод: глаголы изменяются по временам. Они бывают в форме настоящего, будущего и прошедшего времени
Задание 2 группе.
Разделите глаголы на 2 группы. Сделайте вывод.
Идет, смотрят, поют, идут, смотрит, поет
Вывод: изменяются по числам
Задание 3 группе.
Раздели слова на 3 группы, Сделайте вывод.
Играл, бежала, играло, бежал, играла, бежало
Вывод: изменяются по родам в ед.числе прошедшего времени)
Задание 4 группе.
Раскрой скобки .Сделай вывод.
(не)взял, (не)съел,( не)принес, (не) умел, (не) расцвел (НЕ с глаголами пишется раздельно)
Вывод: не с глаголами пишется раздельно.
Задание 5 группе.
Выделите в предложении грамматическую основу, укажите, какими частями речи она выражена. Сделайте вывод.
По дорогам весело журчат весенние ручьи. Весело зачирикали проворные воробьи.
Вывод: глагол в предложении является сказуемым.
- А теперь сделаем общий вывод: что же такое глагол?
Слайд с выводом 5
Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета, отвечает на вопросы что делать? что сделать?
Глагол имеет форму времени, изменяется по числам, в прошедшем времени единственного числа изменяется по родам.
В предложении является сказуемым.
3.Дидактическая игра ( Слайд 7)
Подбор глаголов. Кто больше?
Например:
Гром перекатывается, гремит, грохочет, ворчит.
1 группа: Придумайте и запишите, какие действия может совершить - родничок
2 группа: Придумайте и запишите, какие действия могут совершить - птицы
4. Физминутка
- Если я называю слово – глагол, вы показываете движение, если слово – другая часть речи ничего не делаете. Вытирал, подметал, зашивал, поливал, самосвал, носил, лепил, заплатил, размышлял, крокодил, жужжал, флажок, дружок, рисовал, читал, бежал, прыгал, укол, шёл, сел, тишина.
5.Роль глаголов в языке. Наблюдение над языковым материалом (слайд 8)
– Сравните два текста. Чтение текстов вслух
Сделайте вывод.
1. Жаркое южное утро. Порт на берегу Средиземного моря. Величественные громады пароходов с множеством труб, разноцветных флагов. Толпы пассажиров, пестрота одежд, носильщики с тележками, продавцы бутербродов, фруктов, разносчики мороженого.
2. Наступило жаркое южное утро. В порту на берегу Средиземного моря величественно замерли громады пароходов. Дымят трубы, Хлопают на ветру разноцветные флаги. Повсюду толпятся пассажиры, снуют носильщики, многоголосо кричат продавцы бутербродов, фруктов, суетятся разносчики мороженого.
Вывод:в первом тексте нет глаголов, поэтому нет динамики, развития событий.
- Сделайте вывод о значении глаголов в языке.
Вывод: человеческая речь не может существовать без глаголов, так как они организуют ее, позволяют ей быть живой, динамичной.
- Как можно назвать глаголы, которые передают движение?
Глаголы, которые передают движение, называют глаголами движения.
- А что еще могут передавать глаголы
5.1 Ответить на этот вопрос нам поможет упр 140
Назовите группы глаголов со значением: (слайд 9)
Движения: бежать, идти, ехать, лететь.
Речи: мяукать, спросить, рассказывать, говорить.
Звучания: жужжать.
Труда: работать, строить, рисовать.
Мысли: думать, размышлять.
Проявления чувств: радоваться, грустить.
- Сделайте вывод, что могут передавать глаголы.
Вывод: с помощью глаголов можно передать действия, движения, звучания, состояние природы, чувства человека и т.д
- Какова же роль глаголов в речи?
Вывод: не только прилагательные делают нашу речь красивой и выразительной. Оказывается, с помощью глаголов мы можем передать чувства человека, показать шум дождя, услышать скакими звуками приходит весна.
- Соответствует ли эпиграф урока теме нашего урока? (слайд 10)
(ответы детей)
Источники информации:
1. Канакина, Горецкий: Русский язык. 4 класс. Учебник. В 2-х частях. ФП. ФГОС