СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Фрагмент урока по русскому языку в 6 классе «Несклоняемые имена существительные»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Фрагмент урока по русскому языку в 6 классе «Несклоняемые имена существительные»

Просмотр содержимого документа
«Фрагмент урока по русскому языку в 6 классе «Несклоняемые имена существительные»»

Фрагмент урока по русскому языку в 6 классе

«Несклоняемые имена существительные»

Мы знаем, что наш язык, его лексика постоянно обогащаются. За счет чего?

(В наш язык приходят слова из других языков.)

Верно! Причем, ведут себя эти слова по-разному. Одни, оказавшись в окружении русских слов, принимают новые для себя правила, то есть склоняются, изменяются по падежам. И мы уже забываем, что это слова-пришельцы, принимаем их за исконно русские. Например, кровать, кукла, тетрадь…Вспомните, из какого языка пришли эти слова?

(Из греческого языка. Например, слово ТЕТРАДЬ означает четвёртую часть полного листа. В далёкие времена тетради состояли из сшитых листов пергамента, позже - бумаги.)

Но есть группа существительных, которая, придя в наш язык, не захотела подчиняться нашим правилам. Эти слова не склоняются, потому и получили название несклоняемые. Вот о них мы и будем говорить на сегодняшнем уроке, научимся находить их в тексте, правильно употреблять в речи.

***

Представьте себе: мы попали в зоопарк. Каких животных вы видите?

Львы, шимпанзе, какаду, фламинго, кенгуру – это самые популярные обитатели зоопарка.

Запишем это предложение! Объясним орфограммы!

Каково значение слова ПОПУЛЯРНЫЙ?

( Популярный – пользующийся большой известностью. Популярный – слово словарное, правописание «О» нужно запомнить! )

Обитатели – каково значение слова?

(Обитатель – постоянный житель. Обитатель – от слова ОБИТЕЛЬ (жилище), букву «О» нужно запомнить! )

Зоопарк – это сложносокращенное слово, от словосочетания - зоологический парк.

Объясните, какие знаки препинания нужно поставить в этом предложении.

(запятые при однородных членах, тире между подлежащим и сказуемым)

Подумайте, какое из перечисленных существительных этого предложения склоняется?

(Львы).

Например: И.п. – есть (кто? что?) львы

Р. п. – нет (кого? чего?) львов

Д. п. – рад (кому? чему?) львам

В. п. – вижу (кого? что?) львов

Т. п. – любуюсь (кем? чем?) львами

П. п. – думаю (о ком? чем?) о львах

Что можно сказать о других существительных?

(они не подчиняются законам русского языка, не склоняются, вероятно, пришли из других языков).

Верно! Это первая группа несклоняемых иноязычных существительных с конечными гласными: –О, -Е, -И, -У, -Ю.

Как быть, если не знаешь значение такого слова? Не знаешь, как его правильно произнести?

(словарь иностранных слов)

Вот еще примеры несклоняемых существительных

Конечные гласные у таких существительных – не окончания, а гласные корня. Это нужно запомнить!

Например, слово ОЗЕРО склоняется, значит О – это окончание, а слово МЕТРО не склоняется, значит О входит в состав корня.

Итак, первая группа несклоняемых существительных – это иноязычные слова с конечными гласными: –О, -Е, -И, -У, -Ю.

***

Продолжим прогулку по зоопарку! В зоопарке сегодня многолюдно!

В зоопарк пришли школьники. Кате Иваненко понравился яркий какаду, а Вите Черных – проворный кенгуру.

Запишите предложения!

Проверим орфограммы!

(Пришли –приставка ПРИ- обозначает приближение,

в слове ШКОЛЬНИКИ – суффикс –НИК- - он обозначает принадлежность к деятельности,

в собственных существительных Кате, Вите – окончание –Е-это существительные 1 склонения, в Д. п.,

понравился – приставка ПО-, нет буквы Д – это слово словарное)

Выделим из предложений уже известные несклоняемые существительные.

(Какаду, кенгуру).

Правильно, но здесь есть слова, которые составляют вторую группу несклоняемых существительных – это фамилии детей.

Не будем пытаться изменять фамилии по падежам – ничего у нас не получится. Это русские и украинские фамилии, которые оканчиваются на –О, –ИХ, -ЫХ.

Вам известны такие фамилии? Приведите примеры! (Шевченко, Головко, Бондаренко)

Итак, вторая группа несклоняемых существительных - русские и украинские фамилии на –О, –ИХ, -ЫХ.

***

Продолжаем гулять по зоопарку! Посмотрите: кто это?

(-фотограф, корреспондент,

-СМИ- это средства массовой информации)

Запишем еще одно предложение: Представители СМИ ведут репортаж из зоопарка.

Проверим орфографию!

(ведут – в корне гласная Е – проверочное слово – ВЕЛ,

репортаж – это сообщение о чем-либо, слово словарное, но после шипящей Ь не пишется, так как это существительное м. р. 2 скл.)

Как в русском языке называют такие слова, как СМИ?

(сложносокращенное слово)

Сложносокращенные слова – это тоже несклоняемые существительные. Определим их в третью группу слов.

***

Подведем итого! Сколько групп несклоняемых существительных вы знаете?

(1. заимствованные слова с конечными гласными: –О, -Е, -И, -У, -Ю.

2. русские и украинские фамилии на –О, –ИХ, -ЫХ.

3. Сложносокращенные слова.)

Выполним тест и узнаем, всё ли вы поняли

Тест.

  1. Какое из данных существительных не изменяется по падежам:

А) петля Б) поле В) кафе Г) зеркало

2. Какое слово не относится к несклоняемым именам существительным:

А) радио Б) солнце В) кино Г) ателье

3. В каком слове нет и не может быть окончания:

А) село Б) горе В) метро Г) ребро

4. Какую букву нужно вставить на месте пропуска:

А) по ради.. Б) без пальт… В) на пианин… Г) о кин..

5. В каком предложении допущена ошибка:

А) Подружки ждали Иру Ищенко в фойе кинотеатра.

Б) Дети с удовольствием читали романы Виктора Гюго.

В) «Зенит» сыграл вничью с «Динамой».



Каждый ли может использовать несклоняемые имена существительные в речи?

( нет.)

Чтобы использовать несклоняемые имена существительные в речи, нужно знать их лексическое значение. Проверим себя!



1. На этой маленькой лошадке не прочь прокатиться любой из вас? (пони)

2. Самое крупное австралийское животное, вынашивает своего детёныша в сумке (кенгуру)

3. крупный попугай с пёстрым хохолком? (какаду)

4. самая маленькая птица на земном шаре? (колибри)

5. Человекообразная обезьяна, но не горилла, не орангутанг? (шимпанзе)

Предлагаю еще потренироваться в правильном употреблении несклоняемых имена существительных – игра «Назови одним словом!»

  1. Верхняя одежда для зимы и осени. (Пальто)

  2. Подземная железная дорога. (Метро)

  3. Клавишный музыкальный инструмент. (Пианино)

  4. Асфальтированная дорога. (Шоссе)

  5. Сорт мороженого на палочке. (Эскимо)

  6. Напиток из зёрен кофейного дерева. (Кофе)

Используя полученные на уроке знания, можем разгадать кроссворд

По горизонтали:

1. Род очков, держащихся при помощи пружинки за переносицу.

2. Музыкальный клавишный инструмент.

3. Род мороженого в шоколаде.

4. Дорога с жёстким покрытием.

5. Способ беспроволочной передачи и приёма звука.

(пенсне, пианино, эскимо, шоссе, радио)

По вертикали:

1. Наёмный автомобиль с оплатой по счётчику.

2. Здание для стоянки и ремонта локомотивов и вагонов.

3. Игра в пластинки, на которые нанесены очки.

4, Шейный шарф.

5. Подземная, наземная или надземная на эстакадах

(такси, депо, домино, кашне, метро)



Поведем итоги. Что нового узнали на уроке?

(Есть особые существительные – несклоняемые)

Что такое несклоняемые имена существительные?

(существительные, которые не изменяются по падежам.)

Какие существительные относятся к несклоняемым?

(1. заимствованные слова с конечными гласными: –О, -Е, -И, -У, -Ю.

2. русские и украинские фамилии , которые оканчиваются на –О, –ИХ, -ЫХ.

3. Сложносокращенные слова.)

дом. задание: стр. 140-141