СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 09.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Фрагмент урока по теме: "Почва-особое природное тело", 8 класс.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

==========

Просмотр содержимого документа
«Фрагмент урока по теме: "Почва-особое природное тело", 8 класс.»

Фрагмент урока

Тема: Почва – особое природное тело.

8 класс



Планируемые образовательные результаты

Предметные:

  • обучающееся углубят знания о понятие «почва» и ее свойствах, как компонента системы географической оболочки;

  • опишут основные свойства почв,

  • усвоят понятие о почвообразующих факторах,

  • ознакомятся с основателем почвоведения В.В. Докучаевым.

Метапредметные

Познавательные:

  • смогут находить в учебнике достоверную информацию,

  • анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать,

  • устанавливать причинно-следственные связи.

  • делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения.

Регулятивные:

  • определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической,

  • выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в паре и индивидуально ,

  • работать по плану , сверяясь с целью,

  • оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях, самостоятельно исправлять ошибки.

Коммуникативные:

  • излагать свое мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии,

  • понимать позицию другого, выраженную в явном и НЕявном виде ,

  • различать в речи другого мнения, доказательства, факты; гипотезы, аксиомы, догматы, теории

  • корректировать свое мнение под воздействием контраргументов, достойно признавать его ошибочность,

  • создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения – с помощью и самостоятельно,

  • осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей ,

  • организовывать работу в паре (самостоятельно),

  • преодолевать конфликты – договариваться с людьми, уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого

Личностные:

  • аргументированно оценивать свои и чужие поступки ,

  • осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей,

  • осознавать свои черты характера, интересы, цели, позиции, свой мировоззренческий выбор,

  • осознавать и проявлять себя гражданином России в добрых словах и делах – объяснять взаимные интересы, ценности, обязательства свои и своего общества,


Решаемая учебная проблема: Почва биотический или абиотический компонент природы?

Основные понятия, изучаемые на уроке: почва, плодородие, гумус, почвообразующие факторы, структура почвы, материнская порода, почвенный профиль.







-Ребята, я рада приветствовать вас на уроке географии!

- Давайте попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока, о чем мы сегодня будем говорить. Посмотрите на экран.

- В 2013 году в поселке Панино Воронежской области состоялось открытие интересного памятного знака. Композиция представляет земной шар с золочеными материками и сомкнутыми в круг колосьями пшеницы, который покоится на гранитном кубе, Вы видите, что на граните высечены слова великого русского ученого Василия Васильевича Докучаева, но, к сожалению, некоторые слова стали не видны, давайте прочитаем надпись и попытаемся восстановить утраченную запись: «Нет тех цифр, которыми можно было бы оценить силу и мощь Царя ____ почв нашего русского ______ чернозема Он был, есть и будет кормильцем России».

- Какие слова здесь пропущены? (царь почв, русский чернозем).

- Мы сегодня с вами поговорим о почве. Почва – это особое природное тело.

- А что же такое почва? Посмотрите на слайд и выберите наиболее верное определение почвы:

а) совокупность органических веществ, сформировавшаяся в результате биохимического превращения органических остатков.

б) рыхлый поверхностный слой суши, образовавшийся в результате взаимодействия всех компонентов природы, обладающий плодородием

в) верхний плодородный слой земли

- Основоположник научного почвоведения В.В. Докучаев назвал почвы особым естественно-историческим телом.

- Как вы думаете, почему? Найдем ответ в учебнике на стр. 136. …. прочитай.

- Почвы образуются очень медленно. За 100 лет мощность почвы увеличивается всего на 0,5 - 2 см.

- Прочитайте отрывок из стихотворения, рассмотрите рис. 86 и назовите почвообразующие факторы:

«Взаимодействуют все страны и народы, трудом, преображая шар земной! Вот также в глубине земли породы, куют веками благодатный слой! Животный мир, растений мир богатый в формированье почвы вносят вклад, Рельеф и климат, словно две награды процессы плодородия вершат! У почв, как у людей свои задачи: рождать, растить, беречь и умножать, Нести следы культур, цивилизаций, трудом, как люди землю украшать!

- Почва отражает взаимодействие всех компонентов природы. Почва – это единство минералов, растений, животных, климата.

- Какое же главное свойство почвы? (плодородие) Это способность почвы обеспечить растения необходимым набором и количеством питательных веществ, водой, воздухом.

- Исходя из прочитанного определения, давайте сформулируем задачи нашего сегодняшнего урока. - - Как выдумаете, чему мы должны научиться? (мы должны определить состав почвы, ее структуру, наличие воды, воздуха, перегноя, песка и глины.)

- Верно, ребята, а как мы можем решить эти задачи? (я думаю мы можем доказать это опытным путем / провести ряд опытов).

Совершенно правильно, мы докажем это на практике. А в конце урока мы попробуем ответить на вопрос: Согласны ли вы с высказыванием основателя почвоведения В.В. Докучаева, о том что почва – это зеркало ландшафта.

Приступаем.

Опыт №1. Давайте определим механический состав почвы. Поможет мне провести опыт ….

Мы взяли пробу грунта на нашем пришкольном участке, смочили водой, сделали шарик, затем этот шарик превращаем в шнур, толщина примерно 3-4 мм и сворачиваем его в кольцо. Посмотрите, кольцо получилось, но она распалось на сегменты.

Посмотрите на таблицу и опередите тип почв на нашем пришкольном участке.

….., как ты думаешь? (тяжелый суглинок).

- Механический состав почвы – это соотношение различных по составу минеральных частиц (песка и глины).

- Посмотрите на схему и определите, почему почвы глинистые и суглинистые тяжёлые? (они содержат 20- 70 % глины)

- Почему почвы песчаные и супесчаные легкие? ( в них глины меньше 20%)

- Какие же компоненты присутствуют в почве. Давайте это определим.

Опыт №2. Следующий опыт продемонстрирует нам…. Мы берем два комочка почвы и опускаем их в воду.

- Как вы думаете, какой процесс мы наблюдаем? (мы видим, что выделяется газ, значит в почве предположительно находится воздух)

- Как вы думаете, почему так важно присутствие воздуха в почве? (если бы его не было , то растения не развивались и животные почвы погибли)


- Посмотрите внимательно на экран, показывающие % содержание газов в атмосферном воздухе и в почвенном. Вы видите, что % содержание углекислого газа и азота значительно выше в почвенном воздухе, чем в атмосферном.

- Как вы думаете, почему? (количество углекислого газа увеличивается в результате образования перегноя в почве)


Опыт №3. Следующий опыт поможет провести….. Мы берем немного свежей земли, накрываем салфеткой и слегка приминаем.

- Ребята, что мы видим? ( на салфетке остался влажный отпечаток, значит в почве присутствует влага)

- Итак, мы с вами доказали, что в составе почвы присутствует почвенный воздух и вода с растворенными в ней органическими и минеральными соединениями.


- Ребята, а из чего же еще состоит почва? Как вы думаете? (из песка, глины, перегноя, веток). Давайте докажем это опытным путем.

Опыт №4. Добавим небольшое количество почвы в воду и при размешивании мы с вами увидим, что вода становится мутной, более легкие частицы всплывают на поверхность, а более тяжелые оседают на дне. Таким образом, можно сделать вывод, что почва содержит песок и глину и органические остатки.


- Гумус – это органическое вещество, которое образуется в результате разложения органических остатков. От него зависит почвенное плодородие.

- Плодородие почвы зависит и от ее структуры. Структура почвы – это форма, размеры, относительное положение и ориентация агрегатов, на которые распадается почвенная масса. Структуру почвы во многом определяет ее механический состав. Если почва состоит из комочков до 10 мм в диаметре, то она комковатая или зернистая. Эти комочки включают минеральные частицы, склеенные гумусом. В этих типах почв много воды и воздуха. Бесструктурные почвы состоят из очень мелких частиц до 0,001 мм в диаметре. При поглощении воды такие почвы образуют сплошную липкую массу.


Опыт №5. Давайте рассмотрим агрегаты, на которые распалась наша почва.

- Посмотрите, какова их величина? ( 0,5-2.см).

- Какой можно сделать вывод? (наша почва структурная, а значит плодородная)


- Итак, чему мы научились, исследовав образец почвы пришкольного участка? (мы научились определять механический состав почвы, определили наличие в ней воздуха, влаги и перегноя, определять структуру почв.)


- А теперь попробуем ответить на вопрос, который я задала вам в начале урока.

- Согласны ли вы с высказыванием В. В. Докучаева, о том что почва - это зеркало ландшафта? (я согласна, почва соответствует окружающим условиям, она зависит от климата природной зоны, рельефа, растительности и животного мира, а также деятельности человека ).

- Почвы образуются в результате длительного взаимодействия горных пород с растительным и животным миром при достаточном количестве тепла и увлажнения.


- Совсем скоро наступит лето и многие из вас отправятся на дачу, отдыхать и выращивать… овощи..??? Конечно, мы хотим, чтобы наши труды не оказались напрасны и мы получили отличный урожай.

- Как же определить, какая почва на нашем участке и в случае необходимости повысить ее плодородие?

- Присмотритесь внимательно к дикорастущим растениям, они своеобразные индикаторы кислотности почвы и наличие или отсутствие в ней различных элементов. Например, если на вашем участке хорошо чувствует себя клевер и крапива, значит почва богата азотом и вы получите высокий урожай.

- Задание на лето. Понаблюдайте за растениями-индикаторами на своих участках и сделайте соответствующие выводы, оформите их в виде проектной работы.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!