СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Фрагмент урока, содержащий фронтальный разбор простой арифметической задачи (анализ текста, поиск решения).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Фрагмент урока, содержащий фронтальный разбор простой арифметической задачи (анализ текста, поиск решения).

Просмотр содержимого документа
«Фрагмент урока, содержащий фронтальный разбор простой арифметической задачи (анализ текста, поиск решения).»

Фрагмент № 1. Фрагмент урока, содержащий фронтальный разбор простой арифметической задачи (анализ текста, поиск решения).


Текст задачи: На скамейке сидело 5 детей. Из них 3 мальчика, а остальные девочки. Сколько девочек сидело на скамейке?

Этапы работы над задачей

Слова и действия учителя

Слова и действия детей

1. Ознакомление с текстом задачи.

- Ребята, послушайте внимательно. Я прочитаю вам задачу:

На скамейке сидело 5 детей. Из них 3 мальчика, а остальные девочки. Сколько девочек сидело на скамейке?

Прочитайте еще раз задачу и подумайте, что в задаче известно, а что неизвестно.











Ученики читают про себя.

Анализ текста задачи

- Прочитайте задачу и скажите, сколько сидело мальчиков на скамейке?

- Запишем это на доске и в тетрадях в краткой записи.

- Известно ли нам, сколько сидело девочек на скамейке?

- Как это обозначить в краткой записи?


- А сколько всего сидело детей на скамейке?


- Как обозначить это в краткой записи?


- Что нужно узнать в задаче?


Расскажите задачу с помощью краткой записи.







Давайте запишем графическую схему к этой задаче (с помощью учителя)




- Прочитайте задачу и скажите, сколько всего сидело детей на лавочке?

- Обозначим это на схеме. Как это сделать?



- Известно ли нам, сколько мальчиков сидело на скамейке?

- Обозначим это на схеме.



- Что нужно узнать в задаче?


- Как это обозначить на схеме?




Расскажите еще раз задачу с помощью схемы.

3 мальчика




М. - 3 ч.



Нет



Пишем Д. и знак вопроса во второй строке. (Д. - ? ч.)


5 детей




За фигурной скобкой написать «5 д».


Сколько сидело девочек на скамейке.




5 детей




Чертим отрезок, под ним чертим дугу от начала и до конца отрезка, и записываем 5 д.


Да, 3 мальчика



Над отрезком чертим небольшую дугу и записываем над ней з м.


Сколько девочек сидело на скамейке.


Начертить дугу над отрезком от дуги з м до конца отрезка, и поставить над ней знак вопроса.


Дети рассказывают



3. Поиск решения задачи

- Давайте отметим на нашей схеме «целое» и «части целого».

- Что является «целым» в нашей задаче?

- Обведём его в кружочек.

- А что является «частями»?

- Обведем части в треугольники.


- Определите, чем является неизвестное число – «частью» или «целым»?


- Как найти «часть»?




- Так с помощью какого действия мы узнаем, сколько девочек сидело на скамейке?





Сколько всего детей (5)




Количество мальчиков и количество девочек





«Частью» (количество девочек)



Чтобы найти «часть», нужно из «целого» вычесть другую «часть».


Вычитанием. Надо из общего количества детей вычесть количество мальчиков.

4. Решение задачи, его оформление, формулировка ответа.

Запись решения выполняется самостоятельно.

- Итак, ребята, сколько девочек сидело на скамейке?

Как мы запишем ответ?

5 – 3 = 2 (д.)



2 девочки



Ответ: 2 девочки сидело на скамейке.

5. Проверка решения задачи

- А сейчас, ребята,

обменяемся тетрадями и проверим друг друга. На доске образец решения.

Ребята обмениваются тетрадями и проверяют решение задачи


Фрагмент № 2. Фрагмент урока, содержащий фронтальный разбор составной арифметической задачи (анализ текста, поиск решения).

Текст задачи: В хозяйстве заготовили для коров 17066 ц сена из расчета 23 ц на корову и 10176 ц сена для телят, по 12 ц на каждого теленка. Сколько всего коров и телят в хозяйстве?


Этапы работы над задачей

Слова и действия учителя

Ответы детей

1. Ознакомление с текстом задачи.

-Ребята, прочитайте задачу.

Дети читают задачу



Анализ текста задачи

- Составим краткую запись к задаче в виде таблицы. О каких величинах идет речь в задаче?

- Запишем эти

величины в таблицу.


- Для кого в хозяйстве заготовили сено?

Обозначим это в таблице.



- Какова масса заготовленного сена на одну корову?

Где это записать в таблице?


- Известно ли, сколько всего коров в хозяйстве?


- Как это обозначить в таблице?


- Известно ли, сколько всего ц сена заготовили для коров?

- Где это записать в таблице?


- Хорошо, продолжаем дальше.

- Известна ли масса заготовленного сена на каждого теленка?

- Где это записать в таблице? Как обозначить?


- Ребята, известно ли, сколько всего телят в хозяйстве?

- Как это обозначить в таблице?


- Дети, а сколько всего заготовили сена для телят? Нам известно это?


Где это обозначить в таблице?










Масса на каждую корову и каждого теленка. Количество коров и телят. Общая масса сена для коров; общая масса сена для телят;

Дети записывают



Для коров и телят



Дети обозначают в тетрадях, один ученик у доски



23 ц



Во второй строке таблице первого столбика


Неизвестно.




Во втором столбце поставить вопросительный знак.



Да, известно - 17066 ц.




В столбце «общей массы» во второй строке.



Да, 12 ц



Где масса ц на одного животного в третьей строке.



Неизвестно




Во втором столбце напротив телят поставить вопросительный знак.


Да, 10176 ц




В столбце «общей массы» в третьей строке.


Масса ц на 1 животн.

Кол-во животн.

Общая масса ц

К. 23 ц

? г.

17066 ц

Т. 12 ц

? г.

10176 ц


3. Поиск решения задачи

Ребята, какой вопрос в задаче?

- Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?


- А что нам для этого нужно знать?


- А знаем ли мы, сколько всего коров в хозяйстве?

- А сколько всего телят?


- А можем ли мы узнать, сколько всего коров в хозяйстве?

- Какие данные для этого необходимы?




- Знаем ли мы, сколько ц сена заготовили всего для коров, и сколько ц сена заготовили на каждую корову?


- А можем ли мы узнать, сколько всего телят в хозяйстве?


- Какие данные для этого необходимы?




- Знаем ли мы, сколько ц сена заготовили всего для коров, и сколько ц сена заготовили на каждую корову?


- Составим план решения задачи. Что мы узнаем сначала?

- С помощью какого действия мы это узнаем?




- Что мы узнаем дальше?


- С помощью какого действия мы это узнаем?





- Что затем мы сможем узнать?


- С помощью какого действия мы это узнаем?



Сколько всего коров и телят в хозяйстве

Нет




Количество коров и количество телят по отдельности


Нет



Нет



Да




Нужно знать, сколько ц сена заготовили всего для коров, и сколько ц сена заготовили на каждую корову.


Да







Да





Нужно знать, сколько ц сена заготовили всего для телят, и сколько ц сена заготовили на каждого теленка.


Да







Сколько всего коров в хозяйстве



С помощью деления. Надо общую массу сена, заготовленного для коров поделить на массу сена, заготовленного на каждую корову.

Сколько всего телят в хозяйстве



С помощью деления. Надо общую массу сена, заготовленного для телят поделить на массу сена, заготовленного на каждого теленка.


Сколько всего коров и телят в хозяйстве вместе.


С помощью сложения количества коров и количества телят.







4. Решение задачи, его оформление, формулировка ответа.

Запись решения выполняется самостоятельно.

- Итак, ребята, сколько коров в хозяйстве?


- А сколько телят в хозяйстве?


- Сколько всего коров и телят в хозяйстве?

- Запишем решение задачи с помощью выражения.


- Как мы запишем ответ?






1) 17066 : 23 = 742 (к.)


2) 10176 : 12 = 848 (т.)



3) 742 + 848 = 1590 (г.)



17066 : 23 + 10176 : 12 = 1590 (г.)




Ответ: всего в хозяйстве 1590 коров и телят.

5. Проверка решения задачи

- А сейчас ребята обменяемся тетрадями и проверим друг друга. На доске образец решения.

Ребята обмениваются тетрадями и проверяют решение задачи