СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Фрагмент урока в 1 классе по ознакомлению с новым числом и цифрой 5.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Число и цифра 5

Цель урока: познакомить с числом и цифрой 5; научить писать цифру 5; научить сравнивать число 5 с другими числами; познакомить с составом числа 5.

Просмотр содержимого документа
«Фрагмент урока в 1 классе по ознакомлению с новым числом и цифрой 5.»

Фрагмент урока в 1 классе

по ознакомлению с новым числом и цифрой 5.


Выполнила: учитель Фокина Е.И.

Программа по математике: УМК «Школа России», (М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова).

Класс: 1.

Тема урока: Число и цифра 5

Цель урока: познакомить с числом и цифрой 5; научить писать цифру 5; научить сравнивать число 5 с другими числами; познакомить с составом числа 5.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, рисунки с изображением предметов, числовая лесенка, карточки с цифрами, касса цифр, карточка с цифрой из бархатной бумаги, раздаточный дидактический материал (геометрический материал, счетные палочки).


Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УРОК 1

1) Повторение знаний о ранее изученных числах.

- Посмотрите на доску и сосчитайте сколько здесь предметов (использование наглядности: на доске представлены рисунки, на которых изображено 2 сливы, 3 малинки, 4 клубники).

- Положите на свою парту 3 круга. Добавьте еще 1. Сколько стало кругов? Как получили 4?

- Положите столько же треугольников. Сколько треугольников положили? Уберите 1. Сколько осталось? Как получили 3?

- Посмотрите на доску. Здесь числовая лесенка. Назовите все числа по порядку.

- Назови соседей числа 2;

- Какое число стоит между числами 2 и 4;

- Назови число, предшествующее числу 2, 4;

- Назови число, следующее за числом 3.


2) Образование нового числа и знакомство с его названием.

На доске изображён рисунок:

- Найдите закономерность.

- Сколько вишенок должно быть на второй веточке?

- Сколько на последней?

- Назовите тему сегодняшнего урока.

- Как определили?

- Сформулируйте цель урока (опираясь на слова на экране).

1. Познакомиться с …

2. Узнать о …

3. Научиться …


- Положите 4 гриба. Грибник нашёл еще один гриб, положите его рядом. Сколько стало грибов? Как мы получили 5 грибов? Как можно получить число 5?

- Положите 4 счетные палочки. Добавьте еще одну палочку, положите ее рядом. Сколько стало палочек? Как мы получили 5 палочек? Как можно получить число 5?

- Положите 4 синих круга. Обозначьте цифрой, сколько кругов? (используются карточки с цифрами).

- Ниже положите столько же красных кругов. Сколько кругов положили? (4) Почему?

- Добавьте еще один красный круг. Сколько стало красных кругов?

- Как мы получили 5 красных кругов?


- Как можно получить число 5?



3) Знакомство с печатной цифрой 5.

- Число 5 обозначается цифрой 5. (Учитель выставляет на доску карточку с цифрой 5).

- Найдите у себя в кассах цифру 5. Положите ее рядом с палочками.

- На что похожа цифра 5?

– А вот поэту она напомнила фокусника:

Это – фокусник-пятёрка.

Вы за ней следите зорко.

Кувыркнётся – раз и два! –

Обернётся цифрой «два».

- Достаньте карточку с цифрой 3. Чем похожи цифры 3 и 5? Чем они отличаются?



4) Сравнение нового числа с предыдущим и определение места нового числа в числовом ряду.

- Посмотрите, у вас на партах лежат 4 синих кружка и 5 красных. Сравните, каких больше, синих или красных.

- Значит, какое число больше – 4 или 5?

- Поставим число 5 в ряд натуральных чисел.

- За каким числом оно будет следовать? Назовите все числа по порядку в числовом ряду.


Физкультминутка: «Веселые животные»


5) Знакомство с письменной цифрой и письмо новой цифры.

- Ребята, откройте учебники на стр. 34.

-Добрались до цифры 5.

Как ее нам написать?

Вертикальный ставь штришок,

От него веди кружок,

Сверху хвостик небольшой-

Цифра 5 перед тобой!

Научись ее писать,

Чтоб пятерки получать!


- Учитель показывает образец написания цифры на доске: мы начинаем писать с середины верхней линии клетки наклонную прямую вниз почти до центра клетки, пишем полуовал, касаясь правой стороны клетки. Сверху пишем вправо волнистую линию, доходящую до правого верхнего угла клетки.


- А теперь возьмите ручки и обведите в воздухе цифру, которая написана на доске.

- Откройте тетради. Найди в них, где написана цифра 5 пунктирными линиями. Обведите эти цифры. Напишите еще 5 раз цифру 5.

- Найдите, какая цифра у вас получилась лучше всего. Поставьте под ней точку. Постарайтесь писать и дальше красивые цифры.

- Допишите строчку цифр до конца.

УРОК 2.

6) Знакомство со вторым способом образования предшествующего числа.

- Положите на партах пять грибов (картинки). Уберите один гриб. Сколько грибов осталось?(4) Как мы получили 4 гриба? Как можно получить число 4?

- Положите на партах пять кругов. Уберите один круг. Сколько кругов осталось?(4) Как мы получили 4 круга? Как можно получить число 4?


7) Знакомство с составом нового числа.

- Белочка собрала 5 орешков и разложила их в два дупла. Разложите свои орешки.

- Сколько у вас орешков в каждом дупле?

Варианты записываются в таблице:


5


1

2

3

4

4

3

2

1


- Откройте учебник на стр. 34.

- Рассмотрите верхнюю картинку.

- Сколько детей идут из сада?

- Сколько детей идут в сад?

- Сколько всего детей?

- 5 – это сколько и сколько?

-Сколько мальчиков на картинке?

-Сколько девочек?

- Сколько всего детей?

-Как ещё можно представить число 5?


8) Счет в прямом и обратном порядке в пределах данного числа.

– Теперь мы – строители, будем строить башню из кубиков.

– Итак, берём 1 кубик – один,

ставим на него следующий – два,

на него ещё один – три,

добавляем ещё – четыре,

и последний – пять.

– Посчитаем хором этажи башни.

Счёт сопровождается показом соответствующего кубика.

– А теперь сложим кубики обратно в коробку.

– Сколько этажей у башни?

– Уберём один кубик. Сколько осталось?

– Уберём ещё один. Сколько осталось?

– Уберём ещё один. Сколько кубиков осталось?

– Уберём ещё один кубик. Сколько осталось?

– Посчитаем хором.


9) Выполнение различных нумерационных упражнений

- Посмотрите на картинки в учебнике на стр. 34. Сколько вишен? цыплят? матрешек? цветов?

- Положите рядом с каждым рисунком нужную цифру.

- Следующее задание: я вам показываю картинку с определенным количеством предметов (3 землянички, 4 попугая, 5 колокольчиков, 1 бабочка, 2 жука, 1 яблоко), а вы показываете мне карточку с цифрой, которая соответствует этой картинке.




- Дети смотрят на доску и считают предметы, называют числа 2, 3, 4.




- Дети выкладывают круги и говорят: к трём прибавить 1, получится 4.


- Дети выкладывают треугольники и говорят: от четырёх убрать 1, получится 3.



- Дети называют числа от одного до четырёх.

- 1 и 3

- 3

- 1, 3


- 4.









- 2


- 5

- Дети отвечают на вопросы








- Дети выполняют действия с грибами.




- Дети выполняют действия со счетными палочками.



- Дети выкладывают круги и обозначают их цифрой (выкладывают карточку с цифрой 4).

- Ниже выкладывают 4 красных круга, потому что их должно быть столько же, сколько синих.

- Дети добавляют круг и пересчитывают - 5.

- Мы к четырем кружкам добавили 1 и получили 5 кружков.

- К четырем прибавить один.



- Дети рассматривают карточку с цифрой 5.



- Дети работают с кассой цифр.

- Цифра 5 похожа на крючок, горку, серп.






- Цифры 3 и 5 похожи полуовалами, а отличаются верхними элементами: у цифры 3 полуовал, а у цифры 5 наклонная палочка и волнистая линия.





- Красных больше, т.к. их столько же и ещё 1.

- 5.



- Число 5 следует за числом 4.

- 1,2,3,4,5



- Дети выполняют танцевальные движения под анимацию.



- Открывают учебники и рассматривают цифру 5.


















- Дети обводят цифру в воздухе.


- Дети занимаются в рабочей тетради.




- Дети проводят самооценку: находят цифру, которая написана лучше всего.



- Дети дописывают цифры самостоятельно




- Дети выкладывают грибы и говорят: от пяти убрать 1, получится 4.



- Дети выкладывают круги и говорят: от пяти убрать 1, получится 4.






- Дети раскладывают орешки в два дупла.

- Дети называют свои варианты по образцу: 5 – это 1 и 4.







- 4

- 1

- 5

- 4 и 1 (1 и 4)

- 3

- 2

- 5

- 3 и 2 (2 и 3)




- Дети выполняют манипуляции с кубиками.






- 1,2,3,4,5





- 5

- 4

- 3

- 2


- 1


- 5,4,3,2,1




- Дети работают с учебником и цифрами: изображены 3 вишни, 1 цыпленок, 2 матрешки, 5 цветов.



- Дети работают с цифрами 1,2,3,4,5.