Фрагменты театрально-музыкальных
занятий с дошкольниками
средствами классической музыки
(система заданий)
Составитель:
музыкальный руководитель
Морозова Светлана Вячеславовна
2020 г.
«Влияние музыки на детей благодатно,
и чем ранее они начнут они испытывать его на себе,
тем лучше для них...
она наполнит гармонией мира их юные души, разовьет в них предощущение таинства жизни»
В.Г. Белинский
Задание 1
Вспомнить сказку «О спящей царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина.
- Как рисует поэт портрет королевы? (ответы)
Песенное творчество (музыкальные импровизации):
Спойте за королеву:
- Скажи-ка, зеркальце, мне - кто всех прекрасней в нашей стране?
Спойте за зеркальце:
- Вы хороши собой, королева, но все, же прекраснее юная дева.
Задание 2
Когда человек плачет, то на глаза навертываются слезы. Ну, а когда смеется как будто ничего, только рот улыбается. На самом деле у нас появляются смешинки. Они невидимы, как воздух. Смешинки похожи на узенькие лучики робкого солнца. Всегда ли бывают смешинки? Ни всегда. Вот ударил забияка девочку и смеется. А смешинок нет. И смех недобрый, кислый, как гнилое яблоко. А сказочный Ванюша-дурачок, когда на печке по городу к царю едет, смешон, да душа у него добрая. И мы весело смеемся и радуемся за своего любимого героя. Смешинки так и распирают наши складки у губ, рот, щеки. И на лице у нас появляется улыбка.
Музыкой можно передать улыбку, веселое настроение, а можно и смешинки. Вот «Вальс-шутка» Д.Шостаковича и получился похожим на такие смешинки.
Слушание и музыкально – слуховой анализ:
«Вальс-шутка» Д. Шостаковича.
Задание 3
Великий музыкальный сказочник Н.А. Римский-Корсаков очень точно нарисовал музыкальные портреты главных лиц в опере «Золотой петушок».
Сатирическая фигура царя Додона. Еще до того, как Додон произносит свои первые слова, мы слышим, как он пытается изобразить важную и могучую персону. А на самом деле он смешон и глупо пыжится, раздувается. Его маршеобразная тема звучит все громче и громче, но сдвинуться с места не может, и начинает царь себя жалеть: «...могучему Додону тяжело носить корону»
Слушание: «Темы царя Додона» из пролога оперы «Золотой петушок»
Н.А. Римского-Корсакова
- Попробуйте сравнить образ царя Додона и царя Гороха из сказки Ершова «Конёк-Горбунок» (ответы)
Слушание: «Царь Горох» из балета Р.Щедрина «Конек-Горбунок»
Звездочет показан в опере мудрым старцем, знающим все тайны жизни и на земле, и на небе. Медленно чередуются в его теме плавные аккорды, высоко звучит его голос, а еще выше, словно мерцающие звезды, позванивают колокольчики. Вспомните его последние слова: «Сказка - ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок».
Главный герой оперы - Золотой петушок и две его темы одновременно содержат в себе изобразительность (крик петушка) и выразительность:
тревожная интонация: «Берегись, будь начеку!» спокойная: «Царствуй, лежа на боку».
- Поиграем в композиторов?
Задание: сочинить и исполнить любую из тем Золотого петушка.
Песенное или инструментальное творчество
(музыкальные импровизации)
А вот как нарисовал портрет Петушка Н.А.Римский - Корсаков.
Слушание темы Петушка
Задание 4
Вот сказка, в которой развитие имеется в самой музыке, независимо от её исполнения. Если мы прочитаем сказку «Петя и волк», не слушая музыку, то увидим, что в тексте описаны различные события, главные герои совершают разные поступки, меняется их настроение и т.д.
То же самое происходит и в музыке. Музыка выражает все, что чувствуют и думают Петя, дедушка, охотники и очеловеченные птичка. Кошка, утка и волк. Как же развиваются музыкальные темы этих персонажей? Давайте снова обратимся к музыкальным страницам С.С.Прокофьева.
- Из беззаботного мальчика Петя вырастает в героя, не оставившего своих друзей в беде.
Слушание темы Пети в развитии (группа струнных инструментов)
- Постоянно ворчащий дедушка, добрый, обеспокоенный за Петю.
Слушание темы дедушки в развитии (фагот)
(Ребята самостоятельно выделяют три части в сказке)
В симфонической сказке три части:
- Спокойная, безмятежная жизнь Пети с дедушкой и Петиных друзей.
- Начиная с появления волка и до его поимки, действие сказки наполняется главными событиями - опасными, тревожными, волнующими, приводящими к победе друзей над злым волком.
- Заключительное торжество.
Слушание тем утки, кошки и волка в развитии.
(гобой, кларнет, валторны)
- Музыка без развития не бывает. В сказке «Петя и волк» сопоставление и столкновение различных тембров, связанных с действующими лицами симфонической сказки, способствует развитию музыки.
Задание 5
Музыка - искусство, которое раскрывается перед слушателем в движении, постепенно, шаг за шагом. Поэтому нет музыки без развития, даже когда она стремится изобразить полный покой, неподвижность.
Н.А.Римский - Корсаков создал 15 опер. Излюбленной темой этого композитора в искусстве стала русская сказка.
На сказочно – легендарные сюжеты написаны оперы «Майская ночь», «Снегурочка», «Ночь перед Рождеством», «Сказка о царе Салтане», «Кащей Бессмертный», «Садко», «Золотой петушок».
«В сущности, мой род - это сказка, былина и непременно русские»
(Н.А.Римский - Корсаков)
Больше 200 лет назад написана опера «Садко». В основу композитором были положены две былины: «Спор Садко с купцами» и «Садко на дне морском».
1. Перед нами во всем своем многообразии - жизнь и быт богатого торгового города. В опере - плясовые, хороводные, протяжные песни, былины, скоморошечьи наигрыши; есть и подлинно народные мелодии.
2. Сказочно - волшебные образы, для которых композитор изобрел сложные и смелые музыкальные характеристики.
Примеры: музыка Морского царя, грозная песня варяжского гостя, мелодически изукрашенная песня индийского гостя; прекрасен образ Волховы.
Слушание фрагментов из оперы «Садко»
Симфоническая картина «Океан-море синее» завораживает, делает зримыми и упругие перекаты волн, и морские дали.
- Как композитор передает характер моря: то спокойного и безмятежного, то взволнованного и грозного? В чем здесь секрет?
Слушание: «Океан-море синее»
Ответы ребят:
- Величественная, торжественная по своему характеру музыка.
Медленная, очень плавная, повторяющаяся мелодия и размеренный аккомпанемент в низком регистре создают впечатление бесконечной глади океана, его глубины и мощи.
Задание 6
Всем вам хорошо известна русская народная сказка «Снегурочка». Однако в основу оперы Н.А.Римский - Корсаков внес сюжет пьесы А.Островского.
Действие оперы происходит в сказочной стране царя Берендея. Снегурочка, дочь Мороза и Весны - Красны, стремится из глухого леса к людям - нравятся ей их песни.
Слушание: «Арии Снегурочки» («С подружками по ягоду ходить»)
- Какое настроение передано в арии? (ария - сольный музыкальный номер в опере, который характеризует героя, дает ему музыкальный портрет)
- Близки ли интонации арии народным песням?
- Какой инструмент симфонического оркестра вторит высокому (сопрано)
прозрачному голосу Снегурочки?
Чудесный венок, подаренный Снегурочке Весной-Красной, рождает в ее сердце прекрасное человеческое чувство - любовь. Но ...под лучами Ярилы - Солнца тает Снегурочка, волшебное дитя природы. Прислушайтесь к голосу девушки. Каково ее душевное состояние?
Слушание: «Сцена таяния» из оперы «Снегурочка»
(ответы ребят)
- Как звучит музыка в «Сцене таяния»: взволнованно, трепетно, восторженно, игриво, мечтательно, безмятежно, светло, радостно?
(ребята выбирают подходящие слова)
-Задание: дать словесный портрет Снегурочке в начале оперы и в тот момент, когда она полюбила.
Задание 7
Всем вам хорошо знакома сказка французского писателя Шарля Перро «Спящая красавица». П И.Чайковский сочинил музыку к одноименному балету. Она помогает почувствовать и пережить все происходящее в этой сказке. Главные события происходят на балу. Главная героиня балета - принцесса Аврора. Представьте себе торжество по случаю дня рождения принцессы. Пышно разодетый королевский двор, короля, королеву.
«Кто прекрасней всех принцесс? Горы вы спросите, лес,
Вы спросите даль и степи, камышей высоких трепет.
В свой чудесный день рожденья по волшебному веленью
И умом наделена, и красой одарена.
Кто прекрасней всех принцесс? Вы спросите горы, лес.
Шепчет лес, и молвят горы - нет прекраснее Авроры!»
Недаром и музыка, с которой она появляется, красивая, волшебная, блестящая и сказочная.
Слушание: «Вальс» из балета «Спящая красавица» П.И.Чайковского
В вальсе плавно кружатся пары, движения танца напоминают падающие листья, да и музыка, как порыв ветра, то стремительна, то заставляет нас парить в воздухе, едва касаясь земли.
Вальс у П.И.Чайковского как интересный рассказ, иногда о чем-то грустном, иногда захватывающе радостный, но всегда трогательный, как грезы. Так иногда случается с нами после хорошего сна, когда утром долго лежишь, не двигаясь, вспоминая что-то приятное или рисуя в своем воображении занимательные картины. Чайковский писал вальсы, как поэт пишет стихи, вкладывая в них свои самые сокровенные переживания, писал с таким же усердием и любовью. Как мы трудимся над подарком маме, желая сделать ей непременно хорошее.
-Задание: вслушайтесь в музыку «Вальса».
-Как она меняется с появлением интонаций феи Карабос?
Представьте себе все происходящее на сцене.
Повторное слушание: «Вальса»
Представьте себя режиссером балетного спектакля.
-Какие ваши пожелания, замечания смогли бы помочь почувствовать развитие действия:
1. артистам балета,
2. музыкантам-исполнителям
- Как вы понимаете слова: «Зло мгновенно в этом мире, неизбывна доброта»?
Задание 8
Длинными, зимними вечерами под завывание вьюги А.С.Пушкину рассказывала сказки его няня. Они всегда начинались одинаково: «В некотором царстве, в некотором государстве жили-были...»
А как начинаются музыкальные сказки?
Слушание: «Океан-море синее» вступление к опере «Сказка о царе Салтане»
Сегодня всем известны царь Салтан и царь Додон, царевна Лебедь и Шамаханская царица... В каждой сказке есть волшебство, есть свое чудо.
Сказочное чудо сказок А.С.Пушкина композитор Н.А.Римский - Корсаков передал в своей музыке. Послушайте вступление к опере-сказке «Золотой петушок»
Слушание увертюры к опере.
- Помогла ли музыка почувствовать красоту пушкинской сказки?
Задание 9
Звучит перезвон колоколов «Города Леденца» Н.А. Римского-Корсакова.
Что такое конфеты - леденцы вы все прекрасно знаете. Во времена Н.А. Римского-Корсакова леденцы были прозрачными, разноцветными, как драгоценные камешки, и продавались в очень красивой упаковке. Для простого люда леденцы были просто сказочными угощением, да и сахар был тогда в диковинку. Поэтому само название «Город Леденец» говорит нам о диковинной, необыкновенной красоте сказочного города, обнесенного высокой каменной стеной с угловыми дозорными башнями (показ рисунка).
Из узких высоких башенных окошек видны трубы глашатаев - людей, в чьи
обязанности входило оповещать население о разных событиях с помощью трубных сигналов.
Слушание фрагмента колокольного звона «Города Леденца»
Задание 10
Давайте попробуем инсценировать встречу царя Салтана и купцов, прибывших из царства славного Гвидона (текст от автора читает педагог)
Педагог: Пристают к заставе гости,
Царь Салтан зовет их в гости.
Их он кормит и поит и ответ держать велит...
(муз. импровизации - песенное творчество ребят:
сочинение мелодии на заданный текст):
Салтан:(ребёнок) Ладно ль за морем, аль худо
И какое в свете чудо?
Дети декламируют словами из сказки о 1 чуде - белке.
(показ рисунка)
Вопросы: 1. Как вы считаете, уважаемые купцы, какой жанр и характер
передает образ белочки.
2. Какие музыкальные инструменты можно использовать, для того,
чтобы белка могла «просвистать» свою песенку в хрустальном
домике, под елью.
(ответы ребят, игра на металлофоне)
Н.А. Римский-Корсаков придал этой русской народной мелодии причудливо-фантастическое, хрустальное звучание при помощи флейты - пикколо, которая придает характер насвистывания; щелкающий характер звучания достигается благодаря ксилофону. А теперь попробуйте определить инструмент, подчеркивающий самый сказочный образ хрустального дома.
Слушание: «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане»,
«Белка» Н.А. Римского-Корсакова
- Инструмент как пианино, но гораздо меньше он.
Вместо струн внутри пластины, слышен нежный перезвон
Если клавиш кто коснется. Как же инструмент зовется? (челеста)
Педагог: «Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят...»
(вызывается вторая группа купцов, показ рисунков и рассказ о втором чуде - богатырях)
Задания: 1. Дать словесный портрет богатырям.
2.Назвать инструменты симфонического оркестра, благодаря которым композитор может нарисовать их яркие «как жар» доспехи.
Слушание: «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане»
«33 богатыря» Н.А. Римского-Корсакова
(музыкально-слуховой анализ фрагмента)
- Музыка богатырей нарастает постепенно. В ней слышится рокот разбушевавшейся морской стихии и завывание ветра. Этот звуковой фон, на котором выступают богатыри, создается различными группами музыкальных инструментов. Образ создается сильный, несокрушимый. Богатыри предстают в тембровой характеристике медных духовых инструментов.
Педагог: «Пристают к заставе гости...»
(вызывается третья группа купцов, показывают рисунки Царевны - Лебеди и отвечают на вопросы царя Салтана)
Вопросы педагога: 1.Какими выразительными музыкальными средствами в
первой части, можно показать, что птица-лебедь
скользит по воде, взмахивает крыльями?
2.Как будет происходить развитие музыки в момент
превращения птицы в девушку - Царевну-Лебедь?
Слушание: «Лебедь» из оперы «Сказка о царе Салтане»
(музыкально-слуховой анализ)
Н.А. Римский - Корсаков показал явление третьего чуда в сопровождении арфы - нежного и пленительного инструмента, который передает скольжение птицы по глади моря. Пение лебеди-птице поручено гобою.
Постепенно мелодия преобразуется. Птица превращается в Царевну, чем вызывает восторг Гвидона, его беспредельное восхищение. Наступает кульминация - оркестр достигает высшей полноты и яркости. В общем потоке звучания выделяются тембры медных духовых инструментов, ведущих свою торжественную мелодию.
Повторное слушание всех «чудес» оперы
Оркестр достигает такой живописности, что становятся понятными безграничные возможности музыки в передаче всего, что нас окружает.
Не все знают, что Н.А. Римский - Корсаков обладал уникальным свойством: у него был цветной слух, т.е. каждую музыкальную тональность он видел в определенном цвете: коричневом, синем и т.д. Сочиняя свои произведения, Николай Андреевич воспринимал муз. характеристики своих героев в зависимости от цвета звучащих в их партиях нот.
Задание 11
Есть в «Сказке о царе Салтане» три чуда. В опере у каждого из них - своя музыкальная тема - яркая картина, только написанная не красками, а звуками. Полюбуемся ещё раз своими глазами на эти чудеса. Первое чудо - белка. Вспомните сказку. Какую песенку поет белка «при честном, при всем народе»? (ответы ребят)
- Кто из вас хочет исполнить эту музыкальную тему на металлофоне?
Исполнение: «Во саду ли, в огороде»
Поиграем в композиторов?
- охарактеризовать образ белочки и мелодию её песни
- какие инструменты симфонического оркестра смогли бы передать ее звонкое посвистывание и щелкание орешков (флейта, кастаньеты)
А теперь ещё раз послушайте, как справился с этим Н.А. Римский-Корсаков.
Слушание: музыкальной темы «Белки» из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»
Задание 12
Итак, второе чудо - тридцать три богатыря.
- дать словесный портрет богатырям, характеристику мелодии;
- какие инструменты симфонического оркестра смогут показать их блеск,
«чешую как жар» (ударные, медные - духовые инструменты)
Слушание «Темы богатырей» из оперы Н.А. Римского-Корсакова
Задание 13
Вот перед нами третье чудо - царевна Лебедь. Какими выразительными музыкальными средствами можно передать:
- в первой части - образ скользящей по воде птицы, которая взмахивает крыльями, издает тревожные крики.
- во второй части - превращение в девушку. Какой должна быть мелодия?
Слушание: «Лебедь» из оперы «Сказка о царе Салтане»
Задание 14
Не только русская сказка легла в основу многочисленных опер композитора. Музыка Н.А.Римского - Корсакова из симфонической сюиты «Шехеразада» перенесет нас на Восток, в волшебный мир арабских сказок «Тысяча и одна ночь». Эти сказки рассказывает грозному султану Шахрияру мудрая и прекрасная Шехеразада.
Слушание: симфоническая сюита (2 часть)
- Какие интонации помогают нам понять, что перед нами восточная сказочница?
- Какой инструмент солирует?
Задание 15
Вслушайтесь в голоса инструментов симфонического оркестра. Они вместе с Шехеразадой рассказывают чудесную сказку о Синдбаде - мореходе.
Слушание: симфоническая картина «Море. Синдбадов корабль»
Задание 16
Причудливый, волшебный, фантастический мир сказочного творчества по- разному находил свое выражение в музыке. Сказка могла стать основой сюжета оперы, балета или инструментального сочинения, но при этом, разрастался, становился более живописным и зримым музыкальный мир её образов. Все богатство видимого волшебного мира получило свое звуковое выражение. Благодаря музыке, мы узнаем, что в сказке все звуки особенные, волшебные: необычно падают снежинки, золотые рыбки пляшут в воде по - особенному, и полет сказочного Конька-Горбунка совсем иной, не похожий на обычный конский бег. Вот один из примеров такой «волшебной» музыки:
- Пляска златоперых и сереброчешуйных рыбок из оперы «Садко».
Все средства музыки - от гибких и прихотливых мелодичных линий до тембрового разнообразия оркестра направлены на создание красочной музыкальной картины, где не просто веселая пляска рыбок, а своеобразный танец цветов, бликов золотых, серебряных, сверкающих, изменчивых и текучих. Многие музыканты называют оперу «Садко» энциклопедией сказочного музыкального языка XIX столетия.
Слушание: «Пляска рыбок» из оперы «Садко» Н.А. Римского – Корсакова
Задание 17
Немало в этой опере и портретных сказочных образов. Отличие в изображении сказочных героев от музыкальных портретов реальных людей заключается в при -внесении таинственного, загадочного, связанного с волшебным миром. С одной стороны, глубокая лиричность музыкальных высказываний сказочных героев, с другой - атмосфера волшебной сказки, окутывающая их характеристики и поступки.
Прекрасная Царевна - Лебедь, изображенная на картине М.Врубеля, не просто иллюстрация к «Сказке о царе Салтане» А.С.Пушкина, это - обобщенный образ женских сказочных образов. В чем-то он сродни и Морской царевне Волхове из оперы «Садко», так же исполненной невыразимой прелести, - и вместе с тем загадочной, непостижимой.
Когда Морская царевна поет свою чудесную колыбельную, она вкладывает в нее очень много лиризма. Таинственная природа Морской царевны подчеркивается инструментальным звучанием, когда в мелодии флейты и арфы начинает «струиться» мотив ручейка, Царевна не обретает, подобно другим сказочным героями (Русалочке, Снегурочке) человеческую душу, а остается верна своему морскому миру с его таинственной жизнью и холодным безмолвием. Волхова принимает облик утреннего тумана и растекается по лугу светлой рекой.
Слушание: «Колыбельной Волховы»
из оперы «Садко» Н.А.Римского - Корсакова
Благодаря музыке многие известные и любимые сказки дополнились и обогатились музыкальными звучаниями. Композитор как добрые волшебники, только прикоснулись к сказке своей волшебной палочкой музыканта - и она сразу ожила, наполнилась очарованием настоящего, теплого и глубокого чувства - и словно стала реальностью, частью нашей жизни.
Задание 18
Сказки сами по себе очень музыкальны. Герои в них охотно поют и танцуют. Очень часто эти песни и танцы становятся частью волшебного мира чудес, праздников и светлых надежд.
Излюбленным персонажем русских волшебных сказок и русского классического искусства является Баба Яга. Старая злобная колдунья, с устрашающим обликом - хромая, горбатая. Она живет в глухом лесу, в избушке на курьих ножках.
Послушайте, какими музыкальными красками нарисовали образ Бабы Яги П.И.Чайковский и М.П.Мусоргский.
Слушание: «Баба Яга» М.П.Мусоргского,
«Баба Яга» П.И.Чайковского
В пьесе М.П.Мусоргского изображен полет ее в ступе - полет шумный, дикий, «с треском и посвистом»
Музыка П.И.Чайковского рисует образ Бабы Яги звуками короткими, острыми, даже злыми. Такой она предстает в наших сказках.
Задание 19
Наверное, было бы интересно, если бы герои сказок приходили к нам в гости.
Представьте такую ситуацию: в детский сад к нам явилась Баба Яга. Ворвалась, закружила, словно в вихре по группе. Затем вдруг стала вежливой и воспитанной. Поиграем в композиторов?
- Какая музыка может нарисовать картину появления Бабы Яги?
- Какой характер Бабы Яги и, какими будут музыкальные интонации в первой части?
- Как изменятся музыкальные интонации с изменением поведения сказочного образа?
- Какие инструменты могут украсить музыкальный образ Бабы Яги, дополнить его?
- Может ли Баба Яга быть смешной?
Музыкальные импровизации:
Хор. Слышен грохот, слышен вой. Не боимся мы с тобой!
Кто шумит? Кто там грохочет?
Кто попасть к нам в садик хочет?
То не снег и не пурга - бабка древняя Яга...
Баба Яга. В ступе глубоко сижу, как рулем метлой вожу!
Никого из вас не съем, я неграмотна совсем.
Буквы я хочу узнать, чтобы мне уметь читать.
Знать, что делается в мире, и что 2х2 - четыре.
Чтоб в лесу всех удивить, надо грамотною быть.
-Так как же вы думаете, ребята, может ли Баба Яга быть смешной?
Оказывается, и такое возможно. Про нее в народных играх сложена забавная прибаутка - дразнилка «Бабка - ежка - костяная ножка...»
Задание 20
А в мультфильме «Летучий корабль» живет не одна, а целая многоэтажная избушка таких веселых лесных старушек. Они даже называются смешно - Бабки - Ёжки. И поют они забавные частушки под гармошку, в которых вспоминают своих знакомых - Лешего, Кощея. Музыку к ним сочинил М.Дунаевский.
Слушание: «Частушки» из мультфильма «Летучий корабль»
Задание 21
Звучит «Марш» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского
Сегодня я приглашаю вас в город Конфетенбург, в одну из новогодних сказок немецкого писателя Эрнста Гофмана. Именно эта сказка «Щелкунчик» легла в основу балета русского композитора.
Рождественская музыкальная сказка полна прекрасных ярких мелодий:
то напряженно - драматических, то тихих и нежных, то песенных, то танцевальных. Подобно водопаду, зарождающаяся на высоте мелодия «Па-де-де» из 2 действия балета. Обратите внимание, как напоминает эта музыка выразительную человеческую речь. Ей доступны малейшие оттенки - и вопрос, и восхищение.
Слушание: «Па-де-де» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского
«Па-де-де» - это танец двоих - высота необыкновенная, захватывающая дух.
Еще раз вслушайтесь в эту мелодию: ликующий начальный звук - и затем стремительно нисходящий по гамме мотив. Вновь взметнулась мелодия вверх - и опять нисходящая лесенка звуков. Что-то печальное есть в этих музыкальных фразах. Какое торжество и какая печаль одновременно.
Всё мимолетно. За мгновением радости, ликования будет ещё много испытаний, препятствий, не менее сложных.
Повторное слушание «Па-де-де» из балета «Щелкунчик»
Задание 22
Как композитор своей музыкой показывает нам свою любовь?
Несмотря на обращение к сказке немецкого автора, музыка балета глубоко русская.
И новогодние танцы, и волшебные картины зимней природы - все в балете проникнуто интонациями, близкими и понятными каждому человеку, выросшему в России, в атмосфере ее культуры, музыки и обычаев.
«Русское» в балете «Щелкунчик» обнаруживает себя в богатстве сказочных фантазий, в широте мелодического дыхания, в драматизме эмоциональных переживаний. Послушайте, как силой своего таланта композитор нарисует картину роста ели. Вот как он сам писал об этом в своем дневнике:
«Ёлка начинает расти. Музыка в течение 48 тактов идет в нескончаемом крещендо»
Слушание: «Рост ели» из балета «Щелкунчик»
Задание 23
Какими музыкальными средствами удалось композитору нарисовать сказочное очарование зимнего леса?
Слушание: «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик»
Я рада, что вы обратили внимание на новое, что внес композитор в балетное искусство. Именно сочинение партии детского хора позволило ему подчеркнуть волшебство и загадку сказочного леса.
Задание 24
Область музыкальной фантастики - это мир сказки и сказочной природы. Причудливое переплетение лирического и таинственного, мир сверхъестественной красоты - красоты сказочных лесов и гор, пещер и подводных царств. Все, что только могло создать поэтическое воображение композитора, нашло воплощение в звуках, и переливах, и сочетаниях.
Слушание: «Кикимора» А. Лядова
Задание 25
Сегодня я расскажу вам весеннюю сказку Римского-Корсакова «Снегурочка». Композитор написал эту оперу, когда жил в деревне. Он заинтересовался языческими обрядами, связанными с русской природой.
Во время прогулки он даже записал нотами напев снегиря, который затем вставил в пролог оперы. А еще там можно услышать пение кукушки и петуха. В прологе оперы, когда из дальних стран к нам возвращается Весна.
Вокруг нее поет и танцует стайка птиц.
Слушание: «Хор птиц» из оперы «Снегурочка»
(музыкально-слуховой анализ)
- Музыка резвая, бойкая, скачущая. Кажется, будто птицы озябли, возвращаясь с юга, и теперь приплясывают возле Весны, желая согреться.
- А каким голосом наделил композитор свою героиню?
Слушание: «Ария Снегурочки» («С подружками по ягоды ходить...»)
- Высоким, звонким сопрано в сопровождении флейты. Холодна и чиста сердцем Снегурочка и не чувствует опасности от Ярило - Солнца.
Музыка оперы пронизана народными напевами, мелодиями танцев и игр.
- Что же привлекало Снегурочку, тянуло ее к людям? (людские песни)
Звучит напев рожка – «Вступление к песне Леля» - слушание
из оперы Н.А. Римского-Корсакова
Поразительной красоты музыку написал Римский - Корсаков, рисуя картину таяния Снегурочки. Ее трогательное прощание с жизнью и, одновременно, восхищение этой жизнью. Едва слышные слова жителей Берендеева царства, пораженных исчезновением, полюбившейся всем, Снегурочке. Нежное звучание арфы (словно лишь весенний ручеек остался от Снегурочки) относится к числу самых вдохновенных страниц музыки композитора.
Слушание: «Сцена таяния Снегурочки» Сам композитор назвал эту оперу своим любимым произведением. Он так писал о её создании: «Я прислушивался к голосам народного творчества и природы и брал напетое, и подсказанное ими, в основу своего творчества» Уже более ста пятидесяти лет миллионы людей слушают эту оперу и восхищаются.
- Какие чувства воспитывает опера у нас, живущих в XXI веке?
Опера учит нас любоваться красотой природы, красотой песен, красотой человеческих чувств. И не только любоваться, но и беречь - беречь природу, песни и чистые, добрые человеческие чувства...
Задание 26
Нет ни одного явления в природе, которого бы ни коснулся, восхищенный человеческий взгляд. Реки и облака, лесные чаши и луговые цветы, старые пруды и осенние дожди - все имеет свою собственную мифологию. Свой мир песен, сказок, преданий. И сквозь каждое такое придание просвечивают неповторимые души этих рек и дождей, прочувствованные и от того живые и немеркнущие для нас.
Вот поэтому мир сказок и древних мифов относится к вечным темам, к которым искусство всех времен вновь и вновь обращает свои вопросы. Прикосновение любящего взгляда творит чудеса: природа словно оживает, раскрывается навстречу, обнаруживается своей неповторимой душой - живой, сочувствующей, сострадающей.
Удивительно то, что сказочные существа не таятся от людей, прибывают с ними в единстве, которую и составляет самую суть гармонии всех сил мира.
Обращение композиторов к сказочно-мифологическим темам привело к неслыханному обновлению средств музыкальной выразительности. В музыке воцарились красочные, «фантастические» гармонии, инструментальные тембры и их сочетания. Музыка приобрела черты яркой изобразительности.
- Давайте вместе вспомним и назовем музыкальные произведения, основанных на сказках, мифах, легендах и преданиях старины.
Музыкальная викторина.