Фрагменты урока о правописании приставок при-, пре-

Категория: Русский язык

Материалы к уроку русского языка в 6 классе с элементами АО: критерии НаШтоБуЗУ, цели на языке учащихся, организация обратной связи в конце урока (тест)

Просмотр содержимого документа
«Фрагменты урока о правописании приставок при-, пре-»


Урок русского языка по теме “Правописание приставок при-, пре-“

Цели учителя:

формирование умений определять значение приставок при-, пре-;

развитие умения правильного написания изучаемых приставок;

обогащение словарного запаса учащихся, воспитание чувства ответственности, гуманизма.

Цели словами учащихся:

к концу урока я узнаю, от чего зависит написание приставок при-, пре-;

к концу урока я научусь вставлять нужные буквы в изучаемые приставки.

После совместного целеполагания я предложила учащимся предположить, из каких вопросов будет состоять тест в конце урока. Они стали говорить, что там могут быть вопросы на теорию (правило) и рбязательно на правописание слов. Возможно будут задания с нахождением “лишнего” (такие задания довольно часто паравктикуются на моих уроках). Поскольку предположения учащихся практически совпадали с моими намерениями, мне осталось только открыть часть доски, где уже были размещены пункты На Што БуЗУ:

  1. Знание оснований правописания приставок при-, пре-.

  2. Знание разновидностей значения приставок.

  3. Умение определить значение приставки в каждом отдельном случае.

  4. Умение правильно писать изучаемые приставки.

  5. Умение исправлять ошибки, классифицировать слова в зависимости от значеия приставок, выбирать “лишнее”.

Мне кажется, что НаШтоБуЗУ – это конкретизация целей и задач учебного занятия, максимальное приближение учащихся к конечному результату. Сразу становится ясно, для чегго изучается тема и что должны усвоить учащиеся. И ещё: НаШтоБуЗУ также покажет и учителю, что конкретно удалось на уроке, а что не получилось так, как первоначально задумывалось. Рассмотрим в качестве примера приведённую выше тему и НаШтоБуЗУ к ней. Во-первых, учащиеся обратили внимание на то, что приставки при-

пре- уникальны и очень отличаются от остальных приставок; во-вторых, вызвало заинтересованность то, что приставки могут иметь значения, а следовательно, их нужно изучить и понять, “как это работает”. Затем необходимо научиться определять значения приставок и в зависимости от значения правильно писать гласные И-Е в них. Получился поэтапный план работы над темой, согласно которому изучение материала строилось по принципу “от простого к сложному”. Следует отметить, что в течение занятия учащиеся пожелели ставить галочки напротив того пункта в НаШтоБуЗУ, который, как им казалось, они усвоили.

    Тест по теме «Правописание приставок при-, пре-»

  1. Выберите правильное утверждение:

А) правописание приставок при-, пре- зависит от начального звука корня;

Б) правописание приставок при-, пре- зависит от значения приставки;

В) правописание приставок при-, пре- зависит от подбора проверочного слова, в котором эта приставка стоит под ударением.

2. Выберите неверное утверждение:

А) у приставки пре- есть значения: = очень, = пере-, = большой, = красивый;

Б) у приставки при- есть значения: приближение, присоединение, неполнота действия, нахождение вблизи чего-либо;

В) у приставки при- может быть такой оттенок значения: обозначение сопутствующего действия (например: стоять, пританцовывая)

3. Установите соответствия:

А. прекрасный

1) приближение

Б. пригреть и приголубить

2) неполнота действия

В. преступить (черту)

3) = очень

Г. привокзальный

4) присоединение

Д. присесть

5) близость к чему-либо

Е. пришить

6) = пере-

  1. Буква И пишется в словах:

А) пр..скакать, пр..выкнуть;

Б) пр..ступить к выполнению, пр..зреть сироту;

В) пр..ступить закон, пр..зрение к трусу;

Г) пр..слонить, пр..кусить.

5. В каждой строке найдите «лишнее» слово и выпишите его:

     А) приехать, приклеить, приогромный, привстать, приморский;

Б) преогромный, прекрасный, пресильный, преплывший;

В) привокзальный, приусадебный, прибитый, пришкольный.


. Четверо учащихся допустили ошибки в 4-ом задании (пункты Б и В), четверо не заметили орфографической ошибки в слове «преплывший», ошибочно отнеся значение к приставке пере- (т.е. переплывший)





Скачать

Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас