Просмотр содержимого документа
«Франц Шуберт "Жизнь и творчество"»
Франц Шуберт Биография и творчество
( 31 января 1797 — 19 ноября 1828)
- Ф.Шуберт родился в 1797 году в предместье Вены - Лихтенталь. И был двенадцатым из 14 детей (десять умерли в раннем возрасте).
- С малых лет Франц занимался музыкой, учили его отец(скрипка) и брат (фортепиано).
- С семи лет обучался игре на органе у руководителя оркестра в местной церкви.
Дом где родился Ф.Шуберт
- Благодаря своему красивому голосу в возрасте одиннадцати лет Франц был принят «певчим мальчиком» в венскую придворную капеллу и в Конвикт
(школу с пансионом).
- Он так же познакомился с инструментальными произведениями Йозефа Гайдна и В.А.Моцарта, так как был второй скрипкой в оркестре.
Венская придворная капелла.
Когда у Франца стал ломаться голос, он был вынужден уйти из конвикта. Отец уговорил его поступить в учительскую семинарию.
Между уроками он продолжал сочинять музыку. К 20 годам он был автором 5 симфоний, 20 фортепианных сонат, около 300 песен, среди которых "Маргарита за прялкой", баллада "Лесной царь" на слова Гёте.
«Шубертиады»
Шуберт завел круг друзей, которые много сделали для него в Вене. Во время встреч друзья знакомились с художественной литературой, поэзией прошлого и современности. Обсуждали возникавшие вопросы, критиковали существующие общественные порядки. Но иногда такие встречи посвящались исключительно музыке Шуберта, они даже получили название "шубертиад".
Растущая популярность Шуберта.
К 1817 г. среди многих его песен появились Die Forelleе ("Форель") и An Die Musik ("К музыке"), вместе с Четвертой симфонией, наследующей Бетховена, более гайдновской Пятой симфонией и струнным квартетом "Дева и смерть". Музыка Шуберта начала привлекать внимание светского общества.
- - 20-е гг. В это время создаются лучшие инструментальные произведения: лирико-драматическая "Неоконченная" симфония (1822) и эпическая, жизнеутверждающая до-мажорная (последняя, Девятая по счету).
Шуберт сочинял музыку
необычайно быстро.
В отдельные дни он
создавал до десятка песен!
Творческое наследие Франца Шуберта огромно:
- 16 опер
- 22 фортепианных сонаты,
- 9 увертюр,
- 22 квартета,
- 9 симфоний
- более 600 песен.
- Песни – любимый жанр Шуберта
- Но ни одно из его больших произведений не было исполнено при жизни композитора.
Интересные факты
Почти всю жизнь Шуберт прожил, если не в нужде, то с ограниченными средствами, но особенно остро он всегда испытывал недостаток нотной бумаги. Уже в 13 лет он писал невероятно много: сонаты, мессы, песни, оперы, симфонии… К сожалению, только некоторые из этих ранних работ увидели свет.
Интересные факты
- У Шуберта была удивительная привычка: помечать на нотах точную дату, когда он начал сочинять произведение и когда закончил. Очень странно, что за 1812 год он написал только одну песню – «Печальная» – небольшое и не самое выдающееся его произведение.
Последние годы жизни. Смерть
- Он не щадил своего здоровья и, в расцвете лет и таланта, скончался в возрасте 31 года от брюшного тифа.
Творчество
- В области песни Шуберт стал приемником Бетховена. Благодаря Шуберту этот жанр получил художественную форму, обогатив область концертной вокальной музыки.
- Шуберт впервые создал жанр вокальной баллады, сочинив балладу «Лесной царь» в 1816 году. Она принесла композитору славу.
- Вскоре после неё появились «Скиталец», «Похвала слезам», «Зулейка» и др.
Баллада «Лесной царь»
Песенное творчество
- Замечателен также сборник «Лебединая песня», из которого многие песни приобрели всемирную известность (например, «Серенада», «Приют», «Форель», «Гретхен за прялкой», «Ave Maria») .
- Прекрасным исполнителем песен Шуберта был его друг Иоган Фогль
- Шуберт не старался, как его предшественники, подражать народному характеру, но в его песнях невольно отразилась «национальная струя», и они стали достоянием страны. Шуберт написал почти 600 песен.
«Гретхен (Маргарита) за прялкой» (1814)
«Форель» (1816-1821)
«Ave Maria» 1825
«Серенада» 1828
«Серенада»
«Ave Maria»
- Сочинил более семидесяти песен на тексты Гёте и более пятидесяти песен, на тексты Шиллера .
Любимая область творчества - песня
Вокальное
творчество
Вокальные циклы:
«Прекрасная мельничиха»
«Зимний путь»
«Лебединая песня»
Австрийская
песня
Немецкая
песня
Прекрасная мельничиха (1823):
- сборник из 20 вокальных миниатюр на слова немецкого поэта Вильгельма Мюллера
- песни объединены единым сюжетом
- первый в истории классической музыки романтический вокальный цикл, здесь
- относится к лирико-драматическому жанру
- цикл делится на два миницикла : №1-10 – Искренние надежды молодого мельника на взаимность; №11-20 – Рухнувший мир, поглощенный сомнениями, ревностью и глубокой печалью, мотив ручья обрамляет композицию.
№ 1 «В путь»
№ 19 «Мельник и ручей
Сюжет
- В песнях цикла «Прекрасная мельничиха » рассказывается о юном мельнике- подмастерье, который скитается по свету в поисках любви без памяти. Кто ищет, тот всегда найдет. Устроившись на мельницу, он влюбляется в дочь хозяина ветряка. Жаль, что столь искреннее и первое чувство не нашло отклика в сердце красавицы. Ей милее смелый и отважный охотник. Это отравляет сердце юноши, он отправляется в путь. Единственным другом становится ручей. Его светлые воды станут утешением романтического героя. Жизнь не кончилась, но сердце уже никогда не станет прежним.
Зимний путь (1827):
- сборник из 24 вокальных миниатюр на слова немецкого поэта Вильгельма Мюллера
- песни объединены единым сюжетом
- стал трагической развязкой «Прекрасной мельничихи»
- это трагедия жизни человека, музыкальный роман, в котором нет вымышленного лирического героя, это сам Шуберт.
- большая роль отдана не вокальной партии, а фортепианной
- В цикле сопоставляются два мира (мир грез и мир пустоты, которые делят цикл на 12 номеров.
«Весенний сон» (весенние грезы) № 11
«Шарманщик» № 24
Сюжет
- Бедность лирического героя заставляет его отказаться от мысли жениться на любимой, ведь он не может дать ей уверенность в завтрашнем дне. Ему больше нечего терять, он надломлен ситуацией. Герой не ищет сострадания, потому что знает, что каждый заботится только о собственном будущем, и до него никому нет дела. Он отправляется в путь в полном одиночестве. По пути ему будут встречаться другие действующие лица, но они проходят стороной. Одиночество в этом мире стало невыносимой ношей для романтика. Но что он ищет в холодной зимней ночи? Скиталец в поиске вечного покоя для его измученной страданиями и невзгодами души. Побег от проблем, а не их решение погубило его, превратив из веселого и бодрого человека в обреченного путника. Он нашел то, что искал. Его трагедия свершилась .
Инструментальная музыка
- Удивительный музыкальный дар Шуберта сказался так же в области фортепианной и симфонической. Его Фантазии до мажор и фа минор, экспромты, музыкальные моменты , сонаты — являются доказательством богатейшего воображения и большой гармонической эрудиции.
- Шуберт впервые ввел в инструментальную музыку жанр «экспромт» и «музыкальный момент»
«Экспромт»
Ми-бемоль мажор
«Музыкальный момент»
фа минор
«Музыкальный момент» фа минор
Шуберт - Бетховен
- В струнном квартете ре минор, квинтете до мажор, фортепианном квинтете «Forellenquintett» («Форельный»), «Большой симфонии» до мажор и «Неоконченной симфонии» си минор Шуберт является продолжателем Бетховена.
- Как утверждают биографы, Шуберт в своих сочинениях никогда ничего не изменял, потому, что не имел для этого свободного времени
«Неоконченная» симфония
II часть
I часть
- В 1822 году появилась «Неоконченная» — первая лирическая симфония, выраженная законченными романтическими средствами.
- Никто из композиторов первой половины XIX века не знал «Неоконченной симфонии» Шуберта. Рукопись была обнаружена только в 1865 году, уже после того как Мендельсон, Берлиоз, Шуман и Лист внесли свой вклад в формирование романтического симфонизма.
Оперное творчество
- В области оперы Шуберт не был так одарен; хотя их написано им около двадцати. Среди них выделяется «Заговорщики, или Домашняя война». Отдельные номера его опер (например, «Розамунды») вполне достойны великого музыканта.
Великий мелодист Шуберт
- Шуберт достигал небывалой степени слияния литературного и музыкального образа. Музыкальные образы шубертовского романса совершили переворот во всей системе выразительных средств, господствовавших на рубеже XVIII и XIX столетий.
- При жизни он не пользовался выдающимся успехом. После его смерти осталась масса рукописей, уже позднее увидевших свет (6 месс, 7 симфоний, 15 опер и прочее).
Контрольный тест
1. Художественное направление, к которому принадлежит творчество Шуберта:
А) классицизм
3. Шуберт впервые создал жанр вокальной баллады, написав произведение:
Б) романтизм
А) «Зимний путь»
В) импрессионизм
Б) «Маргарита за прялкой»
2. Шуберт родился в 1797 году в городе:
В) «Лесной царь»
А) Вена
4. До Шуберта «Экспромты» и «Музыкальные моменты» писали…
Б) Варшава
А) Моцарт
Б) Бетховен
В) Лихтенталь
В) Никто не писал
5.Количество частей в «Неоконченной симфонии»…
А) 2 части
А) Швинд
Б) 3 части
Б) Фогль
В) 4 части
В) Зенн
6. Песня Шуберта, в которой звучат слова: «Песнь моя летит с мольбой тихо в час ночной»…
8. Вокальный цикл «Прекрасная мельничиха» открывается песней:
А) «Шарманщик»
А) «Спокойно спи»
Б) «Колыбельная ручья»
Б) «В путь»
В) «Форель»
В) «Серенада»
7.Друг Шуберта, прекрасный исполнитель его песен - …
Главный жанр в творчестве Шуберта?
- Шуберт — один из первых представителей музыкального романтизма. Важнейшее место в творчестве Шуберта занимает песня для голоса и фортепиано (так называемая Lied). Один из крупнейших мелодистов, Шуберт реформировал этот жанр и создал новый тип песни, а также вокального цикла.