СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Франц Шуберт "Жизнь и творчество"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Первое знакомство с тврчеством Ф.Шуберта

Просмотр содержимого документа
«Франц Шуберт "Жизнь и творчество"»

Франц Шуберт  Биография и творчество ( 31 января 1797 — 19 ноября 1828)

Франц Шуберт Биография и творчество

( 31 января 1797 — 19 ноября 1828)

Ф.Шуберт родился в 1797 году в предместье Вены - Лихтенталь. И был двенадцатым из 14 детей (десять умерли в раннем возрасте).   С малых лет Франц занимался музыкой, учили его отец(скрипка) и брат (фортепиано).  С семи лет обучался игре на органе у руководителя оркестра в местной церкви. Дом где родился Ф.Шуберт
  • Ф.Шуберт родился в 1797 году в предместье Вены - Лихтенталь. И был двенадцатым из 14 детей (десять умерли в раннем возрасте).

  • С малых лет Франц занимался музыкой, учили его отец(скрипка) и брат (фортепиано).

  • С семи лет обучался игре на органе у руководителя оркестра в местной церкви.

Дом где родился Ф.Шуберт

Благодаря своему красивому голосу в возрасте одиннадцати лет Франц был принят «певчим мальчиком» в венскую придворную капеллу и в Конвикт  (школу с пансионом).  Он так же познакомился с инструментальными произведениями Йозефа Гайдна и В.А.Моцарта, так как был второй скрипкой в оркестре. Венская придворная капелла.
  • Благодаря своему красивому голосу в возрасте одиннадцати лет Франц был принят «певчим мальчиком» в венскую придворную капеллу и в Конвикт

(школу с пансионом).

  • Он так же познакомился с инструментальными произведениями Йозефа Гайдна и В.А.Моцарта, так как был второй скрипкой в оркестре.

Венская придворная капелла.

Когда у Франца стал ломаться голос, он был вынужден уйти из конвикта. Отец уговорил его поступить в учительскую семинарию.   Между уроками он продолжал сочинять музыку. К 20 годам он был автором 5 симфоний, 20 фортепианных сонат, около 300 песен, среди которых

Когда у Франца стал ломаться голос, он был вынужден уйти из конвикта. Отец уговорил его поступить в учительскую семинарию.

Между уроками он продолжал сочинять музыку. К 20 годам он был автором 5 симфоний, 20 фортепианных сонат, около 300 песен, среди которых "Маргарита за прялкой", баллада "Лесной царь" на слова Гёте.

«Шубертиады» Шуберт завел круг друзей, которые много сделали для него в Вене.  Во время встреч друзья знакомились с художественной литературой, поэзией прошлого и современности. Обсуждали возникавшие вопросы, критиковали существующие общественные порядки. Но иногда такие встречи посвящались исключительно музыке Шуберта, они даже получили название

«Шубертиады»

Шуберт завел круг друзей, которые много сделали для него в Вене. Во время встреч друзья знакомились с художественной литературой, поэзией прошлого и современности. Обсуждали возникавшие вопросы, критиковали существующие общественные порядки. Но иногда такие встречи посвящались исключительно музыке Шуберта, они даже получили название "шубертиад".

Растущая популярность Шуберта. К 1817 г. среди многих его песен появились Die Forelleе (

Растущая популярность Шуберта.

К 1817 г. среди многих его песен появились Die Forelleе ("Форель") и An Die Musik ("К музыке"), вместе с Четвертой симфонией, наследующей Бетховена, более гайдновской Пятой симфонией и струнным квартетом "Дева и смерть". Музыка Шуберта начала привлекать внимание светского общества.

- 20-е гг. В это время создаются лучшие инструментальные произведения: лирико-драматическая
  • - 20-е гг. В это время создаются лучшие инструментальные произведения: лирико-драматическая "Неоконченная" симфония (1822) и эпическая, жизнеутверждающая до-мажорная (последняя, Девятая по счету). 
  Шуберт сочинял музыку необычайно быстро. В отдельные дни он создавал до десятка песен!

Шуберт сочинял музыку

необычайно быстро.

В отдельные дни он

создавал до десятка песен!

Творческое наследие Франца Шуберта огромно: 16 опер 22 фортепианных сонаты,  9 увертюр, 22 квартета, 9 симфоний  более 600 песен. Песни – любимый жанр Шуберта  Но ни одно из его больших произведений не было исполнено при жизни композитора.

Творческое наследие Франца Шуберта огромно:

  • 16 опер
  • 22 фортепианных сонаты,
  • 9 увертюр,
  • 22 квартета,
  • 9 симфоний
  • более 600 песен.
  • Песни – любимый жанр Шуберта

  • Но ни одно из его больших произведений не было исполнено при жизни композитора.
Интересные факты Почти всю жизнь Шуберт прожил, если не в нужде, то с ограниченными средствами, но особенно остро он всегда испытывал недостаток нотной бумаги. Уже в 13 лет он писал невероятно много: сонаты, мессы, песни, оперы, симфонии… К сожалению, только некоторые из этих ранних работ увидели свет.

Интересные факты

Почти всю жизнь Шуберт прожил, если не в нужде, то с ограниченными средствами, но особенно остро он всегда испытывал недостаток нотной бумаги. Уже в 13 лет он писал невероятно много: сонаты, мессы, песни, оперы, симфонии… К сожалению, только некоторые из этих ранних работ увидели свет.

Интересные факты У Шуберта была удивительная привычка: помечать на нотах точную дату, когда он начал сочинять произведение и когда закончил. Очень странно, что за 1812 год он написал только одну песню – «Печальная» – небольшое и не самое выдающееся его произведение.

Интересные факты

  • У Шуберта была удивительная привычка: помечать на нотах точную дату, когда он начал сочинять произведение и когда закончил. Очень странно, что за 1812 год он написал только одну песню – «Печальная» – небольшое и не самое выдающееся его произведение.
Последние годы жизни. Смерть Он не щадил своего здоровья и, в расцвете лет и таланта, скончался в возрасте 31 года от брюшного тифа.

Последние годы жизни. Смерть

  • Он не щадил своего здоровья и, в расцвете лет и таланта, скончался в возрасте 31 года от брюшного тифа.
Творчество В области песни Шуберт стал приемником Бетховена. Благодаря Шуберту этот жанр получил художественную форму, обогатив область концертной вокальной музыки. Шуберт впервые создал жанр вокальной баллады, сочинив балладу «Лесной царь» в 1816 году. Она принесла композитору славу. Вскоре после неё появились «Скиталец», «Похвала слезам», «Зулейка» и др. Баллада «Лесной царь»

Творчество

  • В области песни Шуберт стал приемником Бетховена. Благодаря Шуберту этот жанр получил художественную форму, обогатив область концертной вокальной музыки.
  • Шуберт впервые создал жанр вокальной баллады, сочинив балладу «Лесной царь» в 1816 году. Она принесла композитору славу.
  • Вскоре после неё появились «Скиталец», «Похвала слезам», «Зулейка» и др.

Баллада «Лесной царь»

Песенное творчество Замечателен также сборник «Лебединая песня», из которого многие песни приобрели всемирную известность (например, «Серенада», «Приют», «Форель», «Гретхен за прялкой», «Ave Maria») . Прекрасным исполнителем песен Шуберта был его друг Иоган Фогль Шуберт не старался, как его предшественники, подражать народному характеру, но в его песнях невольно отразилась «национальная струя», и они стали достоянием страны. Шуберт написал почти 600 песен. «Гретхен (Маргарита) за прялкой» (1814) «Форель» (1816-1821) «Ave Maria» 1825 «Серенада» 1828 «Серенада» «Ave Maria»

Песенное творчество

  • Замечателен также сборник «Лебединая песня», из которого многие песни приобрели всемирную известность (например, «Серенада», «Приют», «Форель», «Гретхен за прялкой», «Ave Maria») .
  • Прекрасным исполнителем песен Шуберта был его друг Иоган Фогль
  • Шуберт не старался, как его предшественники, подражать народному характеру, но в его песнях невольно отразилась «национальная струя», и они стали достоянием страны. Шуберт написал почти 600 песен.

«Гретхен (Маргарита) за прялкой» (1814)

«Форель» (1816-1821)

«Ave Maria» 1825

«Серенада» 1828

«Серенада»

«Ave Maria»

Сочинил более семидесяти песен на тексты Гёте и более пятидесяти песен, на тексты Шиллера .   Любимая область творчества - песня   Вокальное творчество  Вокальные циклы: «Прекрасная мельничиха» «Зимний путь» «Лебединая песня» Австрийская песня Немецкая песня
  • Сочинил более семидесяти песен на тексты Гёте и более пятидесяти песен, на тексты Шиллера .

 

Любимая область творчества - песня

Вокальное

творчество

Вокальные циклы:

«Прекрасная мельничиха»

«Зимний путь»

«Лебединая песня»

Австрийская

песня

Немецкая

песня

Прекрасная мельничиха  (1823):  сборник из 20 вокальных миниатюр на слова немецкого поэта Вильгельма Мюллера песни объединены единым сюжетом первый в истории классической музыки романтический вокальный цикл, здесь относится к лирико-драматическому жанру цикл делится на два миницикла : №1-10 – Искренние надежды молодого мельника на взаимность; №11-20 – Рухнувший мир, поглощенный сомнениями, ревностью и глубокой печалью, мотив ручья обрамляет композицию. № 1 «В путь» № 19 «Мельник и ручей

Прекрасная мельничиха (1823):

  • сборник из 20 вокальных миниатюр на слова немецкого поэта Вильгельма Мюллера
  • песни объединены единым сюжетом
  • первый в истории классической музыки романтический вокальный цикл, здесь
  • относится к лирико-драматическому жанру
  • цикл делится на два миницикла : №1-10 – Искренние надежды молодого мельника на взаимность; №11-20 – Рухнувший мир, поглощенный сомнениями, ревностью и глубокой печалью, мотив ручья обрамляет композицию.

1 «В путь»

19 «Мельник и ручей

Сюжет В песнях цикла «Прекрасная мельничиха » рассказывается о юном мельнике- подмастерье, который скитается по свету в поисках любви без памяти. Кто ищет, тот всегда найдет. Устроившись на мельницу, он влюбляется в дочь хозяина ветряка. Жаль, что столь искреннее и первое чувство не нашло отклика в сердце красавицы. Ей милее смелый и отважный охотник. Это отравляет сердце юноши, он отправляется в путь. Единственным другом становится ручей. Его светлые воды станут утешением романтического героя. Жизнь не кончилась, но сердце уже никогда не станет прежним.

Сюжет

  • В песнях цикла «Прекрасная мельничиха » рассказывается о юном мельнике- подмастерье, который скитается по свету в поисках любви без памяти. Кто ищет, тот всегда найдет. Устроившись на мельницу, он влюбляется в дочь хозяина ветряка. Жаль, что столь искреннее и первое чувство не нашло отклика в сердце красавицы. Ей милее смелый и отважный охотник. Это отравляет сердце юноши, он отправляется в путь. Единственным другом становится ручей. Его светлые воды станут утешением романтического героя. Жизнь не кончилась, но сердце уже никогда не станет прежним.
Зимний путь (1827): сборник из 24 вокальных миниатюр на слова немецкого поэта Вильгельма Мюллера песни объединены единым сюжетом стал трагической развязкой «Прекрасной мельничихи» это трагедия жизни человека, музыкальный роман, в котором нет вымышленного лирического героя, это сам Шуберт. большая роль отдана не вокальной партии, а фортепианной В цикле сопоставляются два мира (мир грез и мир пустоты, которые делят цикл на 12 номеров.  «Весенний сон» (весенние грезы) № 11 «Шарманщик» № 24

Зимний путь (1827):

  • сборник из 24 вокальных миниатюр на слова немецкого поэта Вильгельма Мюллера
  • песни объединены единым сюжетом
  • стал трагической развязкой «Прекрасной мельничихи»
  • это трагедия жизни человека, музыкальный роман, в котором нет вымышленного лирического героя, это сам Шуберт.
  • большая роль отдана не вокальной партии, а фортепианной
  • В цикле сопоставляются два мира (мир грез и мир пустоты, которые делят цикл на 12 номеров.

«Весенний сон» (весенние грезы) № 11

«Шарманщик» № 24

Сюжет  Бедность лирического героя заставляет его отказаться от мысли жениться на любимой, ведь он не может дать ей уверенность в завтрашнем дне. Ему больше нечего терять, он надломлен ситуацией. Герой не ищет сострадания, потому что знает, что каждый заботится только о собственном будущем, и до него никому нет дела. Он отправляется в путь в полном одиночестве. По пути ему будут встречаться другие действующие лица, но они проходят стороной. Одиночество в этом мире стало невыносимой ношей для романтика. Но что он ищет в холодной зимней ночи? Скиталец в поиске вечного покоя для его измученной страданиями и невзгодами души. Побег от проблем, а не их решение погубило его, превратив из веселого и бодрого человека в обреченного путника. Он нашел то, что искал. Его трагедия свершилась .

Сюжет

  • Бедность лирического героя заставляет его отказаться от мысли жениться на любимой, ведь он не может дать ей уверенность в завтрашнем дне. Ему больше нечего терять, он надломлен ситуацией. Герой не ищет сострадания, потому что знает, что каждый заботится только о собственном будущем, и до него никому нет дела. Он отправляется в путь в полном одиночестве. По пути ему будут встречаться другие действующие лица, но они проходят стороной. Одиночество в этом мире стало невыносимой ношей для романтика. Но что он ищет в холодной зимней ночи? Скиталец в поиске вечного покоя для его измученной страданиями и невзгодами души. Побег от проблем, а не их решение погубило его, превратив из веселого и бодрого человека в обреченного путника. Он нашел то, что искал. Его трагедия свершилась .
Инструментальная музыка Удивительный музыкальный дар Шуберта сказался так же в области фортепианной и симфонической. Его Фантазии до мажор и фа минор, экспромты, музыкальные моменты , сонаты — являются доказательством богатейшего воображения и большой гармонической эрудиции. Шуберт впервые ввел в инструментальную музыку жанр «экспромт» и «музыкальный момент» «Экспромт» Ми-бемоль мажор «Музыкальный момент» фа минор «Музыкальный момент» фа минор

Инструментальная музыка

  • Удивительный музыкальный дар Шуберта сказался так же в области фортепианной и симфонической. Его Фантазии до мажор и фа минор, экспромты, музыкальные моменты , сонаты — являются доказательством богатейшего воображения и большой гармонической эрудиции.
  • Шуберт впервые ввел в инструментальную музыку жанр «экспромт» и «музыкальный момент»

«Экспромт»

Ми-бемоль мажор

«Музыкальный момент»

фа минор

«Музыкальный момент» фа минор

Шуберт - Бетховен В струнном квартете ре минор, квинтете до мажор, фортепианном квинтете «Forellenquintett» («Форельный»), «Большой симфонии» до мажор и «Неоконченной симфонии» си минор Шуберт является продолжателем Бетховена. Как утверждают биографы, Шуберт в своих сочинениях никогда ничего не изменял, потому, что не имел для этого свободного времени

Шуберт - Бетховен

  • В струнном квартете ре минор, квинтете до мажор, фортепианном квинтете «Forellenquintett» («Форельный»), «Большой симфонии» до мажор и «Неоконченной симфонии» си минор Шуберт является продолжателем Бетховена.
  • Как утверждают биографы, Шуберт в своих сочинениях никогда ничего не изменял, потому, что не имел для этого свободного времени
«Неоконченная» симфония II часть I часть В 1822 году появилась «Неоконченная» — первая лирическая симфония, выраженная законченными романтическими средствами. Никто из композиторов первой половины XIX века не знал «Неоконченной симфонии» Шуберта. Рукопись была обнаружена только в 1865 году, уже после того как Мендельсон, Берлиоз, Шуман и Лист внесли свой вклад в формирование романтического симфонизма.

«Неоконченная» симфония

II часть

I часть

  • В 1822 году появилась «Неоконченная» — первая лирическая симфония, выраженная законченными романтическими средствами.
  • Никто из композиторов первой половины XIX века не знал «Неоконченной симфонии» Шуберта. Рукопись была обнаружена только в 1865 году, уже после того как Мендельсон, Берлиоз, Шуман и Лист внесли свой вклад в формирование романтического симфонизма.

Оперное творчество В области оперы Шуберт не был так одарен; хотя их написано им около двадцати. Среди них выделяется «Заговорщики, или Домашняя война». Отдельные номера его опер (например, «Розамунды») вполне достойны великого музыканта.

Оперное творчество

  • В области оперы Шуберт не был так одарен; хотя их написано им около двадцати. Среди них выделяется «Заговорщики, или Домашняя война». Отдельные номера его опер (например, «Розамунды») вполне достойны великого музыканта.
Великий мелодист Шуберт Шуберт достигал небывалой степени слияния литературного и музыкального образа. Музыкальные образы шубертовского романса совершили переворот во всей системе выразительных средств, господствовавших на рубеже XVIII и XIX столетий. При жизни он не пользовался выдающимся успехом. После его смерти осталась масса рукописей, уже позднее увидевших свет (6 месс, 7 симфоний, 15 опер и прочее).

Великий мелодист Шуберт

  • Шуберт достигал небывалой степени слияния литературного и музыкального образа. Музыкальные образы шубертовского романса совершили переворот во всей системе выразительных средств, господствовавших на рубеже XVIII и XIX столетий.
  • При жизни он не пользовался выдающимся успехом. После его смерти осталась масса рукописей, уже позднее увидевших свет (6 месс, 7 симфоний, 15 опер и прочее).
Контрольный тест 1. Художественное направление, к которому принадлежит творчество Шуберта: А) классицизм 3. Шуберт впервые создал жанр вокальной баллады, написав произведение: Б) романтизм А) «Зимний путь» В) импрессионизм Б) «Маргарита за прялкой» 2. Шуберт родился в 1797 году в городе: В) «Лесной царь» А) Вена 4. До Шуберта «Экспромты» и «Музыкальные моменты» писали… Б) Варшава А) Моцарт Б) Бетховен В) Лихтенталь  В) Никто не писал

Контрольный тест

1. Художественное направление, к которому принадлежит творчество Шуберта:

А) классицизм

3. Шуберт впервые создал жанр вокальной баллады, написав произведение:

Б) романтизм

А) «Зимний путь»

В) импрессионизм

Б) «Маргарита за прялкой»

2. Шуберт родился в 1797 году в городе:

В) «Лесной царь»

А) Вена

4. До Шуберта «Экспромты» и «Музыкальные моменты» писали…

Б) Варшава

А) Моцарт

Б) Бетховен

В) Лихтенталь

В) Никто не писал

5.Количество частей в «Неоконченной симфонии»… А) 2 части А) Швинд Б) 3 части Б) Фогль В) 4 части В) Зенн 6. Песня Шуберта, в которой звучат слова: «Песнь моя летит с мольбой тихо в час ночной»… 8. Вокальный цикл «Прекрасная мельничиха» открывается песней: А) «Шарманщик» А) «Спокойно спи» Б) «Колыбельная ручья» Б) «В путь» В) «Форель» В) «Серенада» 7.Друг Шуберта, прекрасный исполнитель его песен - …

5.Количество частей в «Неоконченной симфонии»…

А) 2 части

А) Швинд

Б) 3 части

Б) Фогль

В) 4 части

В) Зенн

6. Песня Шуберта, в которой звучат слова: «Песнь моя летит с мольбой тихо в час ночной»…

8. Вокальный цикл «Прекрасная мельничиха» открывается песней:

А) «Шарманщик»

А) «Спокойно спи»

Б) «Колыбельная ручья»

Б) «В путь»

В) «Форель»

В) «Серенада»

7.Друг Шуберта, прекрасный исполнитель его песен - …

Главный жанр в творчестве Шуберта? Шуберт — один из первых представителей музыкального романтизма. Важнейшее место в творчестве Шуберта занимает песня для голоса и фортепиано (так называемая Lied). Один из крупнейших мелодистов, Шуберт реформировал этот жанр и создал новый тип песни, а также вокального цикла.

Главный жанр в творчестве Шуберта?

  • Шуберт — один из первых представителей музыкального романтизма. Важнейшее место в творчестве Шуберта занимает песня для голоса и фортепиано (так называемая Lied). Один из крупнейших мелодистов, Шуберт реформировал этот жанр и создал новый тип песни, а также вокального цикла.