СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

« Франция: третья республика»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучить   модификацию политического режима во Франции; охарактеризовать тенденции развития Франции во конце XIX - начале XX вв.

Просмотр содержимого документа
«« Франция: третья республика»»

Дата _______________

Класс _______________

Тема урока:

« Франция: третья республика»

                                            

Цель урока:

1.Изучить модификацию политического режима во Франции; охарактеризовать тенденции развития Франции во конце XIX - начале XX вв.

2. Развивать формирование анализировать, сравнивать, делать вывод, работать с историческим источником

3.Воспитание интереса к изучению гуманитарных наук, значимости изучения истории.

Основные понятия:государственные займы, ростовщи­ческий капитализм, Третья республика, радикал, корруп­ция.

Оборудование урока: карта «Территориально-полити­ческий раздел мира 1876-1914 гг.»

План урока:

I. Опрос учащихся.

П. Экономическое развитие Франции в конце XIX — начале XX в.

III. Политическое развитие Франции.

IV. Эпоха демократических реформ.

V. Внешняя политика Франции в конце XIX — начале XX в.

VI. Закрепление материала, подведение итогов.

I. Опрос учащихся проводится по вопросам к § 20 (с 1 по 7, кроме 4).

-1. Прочитать документ в учебнике на с. 164 и ответить на вопрос к нему.

-2. Систему двух партий в Англии называют «системой качелей» или сравнивают с маятником. Почему? Как пони­мать выражение «оппозиция Ее Величества»?

-3. Тест. Соотнесите имя и факт биографии.

1) Дэвид Ллойд Джордж  

а) основатель и руководитель Лейбористской партии

2) Бенджамен Дизраэли   

б) лидер либералов, инициатор третьей парламентской реформы 1884 г.

3) Джеймс Макдональд    

в) лидер консерваторов, инициатор реформ 60-70-х гг. XIX в.

4) Уильям Гладстон

г) либерал, лидер реформаторов, инициатор социальных реформ начала XX в.

Ответ: 1-г, 2-в, 3-а, 4-6.

4. Тест «Англия в XIX в.»

Первый вариант

Выберите правильные утверждение:

1) в XIX в. в Англии не существовало системы разделе­ния властей

2) в конце XVIII в. в Англии начался промышленный переворот

3) во второй половине XIX в. политика консерваторов и либералов имела одну направленность

4) во второй половине XIX в. английские тред-юнионы выступили с лозунгом отмены частной собственности

5) развитие демократии в Англии в Новое время прохо­дило мирно, без революции

6) в начале XX в. Англия выходит на первое место по ос­новным экономическим показателям

7) к концу XIX в. избирательными правами в Англии об­ладали владельцы крупной собственности

8) к концу XIX в. Англия сохранила лидерство по выво­зу капитала в колонии и объему морской торговли

Правильные ответы: 2, 3, 5, 8.

II. Итак ребята, при изучении истории Франции, вы должны выполнить задание в процессе урока: сравнить эконо­мическое развитие Германии, Англии и Франции конца XIX- начала XX в., определить общее и выделить особен­ности для Франции.

Вопрос классу: чем отличалась в 70-х гг. XIX в. внеш­няя и внутренняя ситуация во Франции от той, которая бы­ла в это время в Германии и Англии? (Ученики вспоминают о франко-прусской войне, об установлении во Франции в 1870 г. республики (в то время как в Германии и в Англии сохранялись монархии), об ослаблении экономического и международного положения Франции в результате пораже­ния в войне, оккупации части территории страны на не­сколько лет немецкими войсками, потере Эльзаса и Лота­рингии, уплаты пятимиллиардной контрибуции.)

Проанализируйте данные таблицы и сделать выводы о темпах экономического разви­тия Франции в конце XIX и в начале XX в.

Удельный вес крупнейших капиталистических держав в мировом промышленном производстве, %

 

ГОД

Великобритания

Франция

Германия

США

Россия

Прочие страны

1870

31,8

10,3

13,2

23,3

3,7

17,7

1913

14,0

6,4

15,7

35,8

5,5

22,6

 

Прочитайте текст на с. 166—167 учебника («После поражения» — «Усиленный вывоз капиталов»), ознакомь­тесь с дополнительным статистическим материаломи вы­делите причиныотставания Франции, а также особенности экономического развития этой страны.

Учащиеся называют следующие Причины экономиче­ского отставания Франции:

1) потеря Эльзаса и Лотарингии, выплата 5 млрд контри­буции по условиям мирного договора с Германией после по­ражения во франко-прусской войне;

2) нехватка собственного сырья, угля и промышленного оборудования;

3) превышение импорта над экспортом;

4) низкая концентрация производства;

5) слабая техническая оснащенность предприятий;

6) узкий внутренний рынок.

В какой еще стране наблюдается замедление темпов эко­номического развития?

Опираясь на текст учебника и на статистический мате­риал, ученики называют особенности экономического раз­вития Франции:

1) Франция занимает первое место в мире по вывозу ка­питала в виде займов (ростовщический капитализм);

2) Франция оставалась аграрно-индустриальной стра­ной, большая часть населения была занята в сельском хо­зяйстве;

3) Франция специализируется в основном на производ­стве предметов роскоши, текстиля, кожи;

4) в стране сохранилось большое количество мелких предприятий (низкая концентрация производства).

Проанализируйте следующую таблицу. Что по ней прослеживается?

Вывоз товаров и капиталов из Франции

Год

Вывоз товаров, млрд франков

Год

Вывоз товаров, млрд франков

1881

3,6

1881

15

1891

3,6

1890

20

1900

4,1

1902

27-37

1913

6,9

1914

60

 

Вложения Франции и Англии на различных материках

Материк

Франция, млрд марок   

Англия, млрд марок

Европа

22

4

 

Америка

6

30

 

Азия,      Африка, Австралия

5

40

 

III. Прочитайте тексты на с. 167—168 («Борьба за рес­публику» и «Третья республика»), составьте схему государ­ственного устройства Франции.

                                                                                             Исполнительная власть

Законодательная власть

Национальное собрание      -----------------------------------Президент:

-в назначал министров, избирается  распускал палату депутатами депутатов с согласия парламента Сената, заключал договоры с другими государствами,

объявлял войну

            I

Правительство

IV. Какую внутреннюю политику проводило правитель­ство Бисмарка в Германии, тори и виги в Англии? Чем бы­ло вызвано проведение социальных и политических реформ в этих странах?

Прочитайте текст учебника на с. 168-169 и составьте в тетради план ответа «Демократические реформы во Фран­ции и Радикалы продолжают политику реформ».

Как определить направленность внутренней политики во Франции? Какая партия взяла на себя проведение реформ? Кто такие радикалы, республиканцы, клерикалы? Есть ли отличие между радикалами и экстре­мистами? (В отличие от экстремистов радикалы стремятся осуществить свои требования законным путем.)

(Если успею – Дело Дрейфуса расскажу)

V. Экономическое развитие Франции в конце XIX - на­чале XX в. было тесно связано с внешней политикой.

Найдите в учебнике на карте «Мир к 1870 г.» колонии Франции. В каких частях света они расположены? (Азия, Африка, Америка, Океания). Эти приобретения были сде­ланы в разное время еще в XVII, XVIII, начале XIX в. Рас­смотрите карту «Мир в 1871 и 1914 гг.» и сделайте выводы о размерах колониальных владений Франции.

Как депутат Национального собрания, будущий премь­ер-министр Франции Жюль Ферри объясняет необходи­мость приобретения новых колоний: «В условиях кризиса, переживаемого всеми отраслями евро­пейской промышленности, создание колоний — это образо­вание нового рынка. Пора заявить открыто, что великие ра­сы обладают особыми правами по отношению к расам низ­шим »

В конце XIX в. интересы монополистов толкали Фран­цию к новым колониальным захватам. Если до фран­ко-прусской войны площадь ее колониальных владений бы­ла 0, 2 млн кв. миль, то к концу XIX в. она составляла уже 3,7 млн кв. миль.

Прочтите текст учебника на с. 171-172 «Создание коло­ниальной империи», назовите и покажите на карте «Терри­ториально-политический раздел мира 1876-1914 гг.» но­вые колониальные приобретения Франции.

С интересами каких европейских государств вошли в противоречие интересы Франции?

VI. В заключение урока учащиеся возвращаются к за­полнению таблицы «Развитие передовых стран в конце XIX - начале XX в.» и, сравнивая развитие Германии, Англии и Франции, выделяют общие черты и особенности экономического и политического развития Франции.

 

ДЗ: № 21, вопросы после параграфа, повторить параграф № 17.

1) Дэвид Ллойд Джордж  

а) основатель и руководитель Лейбористской партии

2) Бенджамен Дизраэли   

б) лидер либералов, инициатор третьей парламентской реформы 1884 г.

3) Джеймс Макдональд    

в) лидер консерваторов, инициатор реформ 60-70-х гг. XIX в.

4) Уильям Гладстон

г) либерал, лидер реформаторов, инициатор социальных реформ начала XX в.


1) Дэвид Ллойд Джордж  

а) основатель и руководитель Лейбористской партии

2) Бенджамен Дизраэли   

б) лидер либералов, инициатор третьей парламентской реформы 1884 г.

3) Джеймс Макдональд    

в) лидер консерваторов, инициатор реформ 60-70-х гг. XIX в.

4) Уильям Гладстон

г) либерал, лидер реформаторов, инициатор социальных реформ начала XX в.


1) Дэвид Ллойд Джордж  

а) основатель и руководитель Лейбористской партии

2) Бенджамен Дизраэли   

б) лидер либералов, инициатор третьей парламентской реформы 1884 г.

3) Джеймс Макдональд    

в) лидер консерваторов, инициатор реформ 60-70-х гг. XIX в.

4) Уильям Гладстон

г) либерал, лидер реформаторов, инициатор социальных реформ начала XX в.


1) Дэвид Ллойд Джордж  

а) основатель и руководитель Лейбористской партии

2) Бенджамен Дизраэли   

б) лидер либералов, инициатор третьей парламентской реформы 1884 г.

3) Джеймс Макдональд    

в) лидер консерваторов, инициатор реформ 60-70-х гг. XIX в.

4) Уильям Гладстон

г) либерал, лидер реформаторов, инициатор социальных реформ начала XX в.

4.Тест «Англия в XIX в.»

Выберите правильные утверждение:

1) в XIX в. в Англии не существовало системы разделе­ния властей

2) в конце XVIII в. в Англии начался промышленный переворот

3) во второй половине XIX в. политика консерваторов и либералов имела одну направленность

4) во второй половине XIX в. английские тред-юнионы выступили с лозунгом отмены частной собственности

5) развитие демократии в Англии в Новое время прохо­дило мирно, без революции

6) в начале XX в. Англия выходит на первое место по ос­новным экономическим показателям

7) к концу XIX в. избирательными правами в Англии об­ладали владельцы крупной собственности

8) к концу XIX в. Англия сохранила лидерство по выво­зу капитала в колонии и объему морской торговли

Правильные ответы: _,_,_,_.

 

 

 

4.Тест «Англия в XIX в.»

Выберите правильные утверждение:

1) в XIX в. в Англии не существовало системы разделе­ния властей

2) в конце XVIII в. в Англии начался промышленный переворот

3) во второй половине XIX в. политика консерваторов и либералов имела одну направленность

4) во второй половине XIX в. английские тред-юнионы выступили с лозунгом отмены частной собственности

5) развитие демократии в Англии в Новое время прохо­дило мирно, без революции

6) в начале XX в. Англия выходит на первое место по ос­новным экономическим показателям

7) к концу XIX в. избирательными правами в Англии об­ладали владельцы крупной собственности

8) к концу XIX в. Англия сохранила лидерство по выво­зу капитала в колонии и объему морской торговли

Правильные ответы: _,_,_,_.

 

4.Тест «Англия в XIX в.»

Выберите правильные утверждение:

1) в XIX в. в Англии не существовало системы разделе­ния властей

2) в конце XVIII в. в Англии начался промышленный переворот

3) во второй половине XIX в. политика консерваторов и либералов имела одну направленность

4) во второй половине XIX в. английские тред-юнионы выступили с лозунгом отмены частной собственности

5) развитие демократии в Англии в Новое время прохо­дило мирно, без революции

6) в начале XX в. Англия выходит на первое место по ос­новным экономическим показателям

7) к концу XIX в. избирательными правами в Англии об­ладали владельцы крупной собственности

8) к концу XIX в. Англия сохранила лидерство по выво­зу капитала в колонии и объему морской торговли

Правильные ответы: _,_,_,_.

 

4.Тест «Англия в XIX в.»

Выберите правильные утверждение:

1) в XIX в. в Англии не существовало системы разделе­ния властей

2) в конце XVIII в. в Англии начался промышленный переворот

3) во второй половине XIX в. политика консерваторов и либералов имела одну направленность

4) во второй половине XIX в. английские тред-юнионы выступили с лозунгом отмены частной собственности

5) развитие демократии в Англии в Новое время прохо­дило мирно, без революции

6) в начале XX в. Англия выходит на первое место по ос­новным экономическим показателям

7) к концу XIX в. избирательными правами в Англии об­ладали владельцы крупной собственности

8) к концу XIX в. Англия сохранила лидерство по выво­зу капитала в колонии и объему морской торговли

Правильные ответы: _,_,_,_.

 

4.Тест «Англия в XIX в.»

Выберите правильные утверждение:

1) в XIX в. в Англии не существовало системы разделе­ния властей

2) в конце XVIII в. в Англии начался промышленный переворот

3) во второй половине XIX в. политика консерваторов и либералов имела одну направленность

4) во второй половине XIX в. английские тред-юнионы выступили с лозунгом отмены частной собственности

5) развитие демократии в Англии в Новое время прохо­дило мирно, без революции

6) в начале XX в. Англия выходит на первое место по ос­новным экономическим показателям

7) к концу XIX в. избирательными правами в Англии об­ладали владельцы крупной собственности

8) к концу XIX в. Англия сохранила лидерство по выво­зу капитала в колонии и объему морской торговли

Правильные ответы: _,_,_,_.

 

4.Тест «Англия в XIX в.»

Выберите правильные утверждение:

1) в XIX в. в Англии не существовало системы разделе­ния властей

2) в конце XVIII в. в Англии начался промышленный переворот

3) во второй половине XIX в. политика консерваторов и либералов имела одну направленность

4) во второй половине XIX в. английские тред-юнионы выступили с лозунгом отмены частной собственности

5) развитие демократии в Англии в Новое время прохо­дило мирно, без революции

6) в начале XX в. Англия выходит на первое место по ос­новным экономическим показателям

7) к концу XIX в. избирательными правами в Англии об­ладали владельцы крупной собственности

8) к концу XIX в. Англия сохранила лидерство по выво­зу капитала в колонии и объему морской торговли

Д-з ______________________________



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!