Технологическая карта.
8 класс
Тема: Франция – центр Просвещения.
Цель урока: Формирование целостных представлений об особенностях культурного и политического развития общества эпохи Просвещения
Планируемые результаты урока:
Личностные:
- осознание целостности мира и многообразия взглядов на него,
- формирование собственных мировоззренческих позиций.
Метапредметные:
- развитие навыка целеполагания, умение оценивать свою работу на уроке;
- развитие умений работать с учебником, с картой, документами;
- развитие навыка устной речи, умения аргументировать свою точку зрения;
Предметные:
- овладение и оперирование понятиями «классицизм», «синекуры»;
- формирование представления об идеях определяющих Просвещение;
- формирование представления об идеях общественного договора Гоббса, Локка и Руссо;
- формирование умения работать с учебным текстом;
-способствовать формированию у обучающихся критического мышления при изучении идей Просвещения
Тип урока: комбинированный
Ресурсы урока: учебник О.В. Дмитриева Всеобщая история. История Нового времени. Конец XV - XVIIIвека, карта, презентация «Идеи и люди».
Ход урока:
Этапы урока, их цели | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
I.Организационный момент (1-2 мин) Цель: Организация обучающихся на основную учебную деятельность на личностно-значимом уровне | Приветствует. Проверяет присутствующих, настраивает на работу, проверяет степень готовности к уроку: наличие учебников, атласов, тетрадей. План изучения нового материала: | Приветствуют учителя, дежурный называет отсутствующих, проверяют готовность к уроку. Самоорганизация обучающихся. | Л: Формируются знания морально –этических норм. Р: Умение концентрировать внимание. |
II. Актуализация знаний. (5-7 мин). Цель: Определение степени готовности обучающихся к уроку и выявление уровня усвоения за 7 класс | Вступительное слово учителя. Фронтальный опрос: 1) Что стало причинной революции 2) Какие разногласия были в среде верующих? 3) Почему казнили короля? 4) Как, по-вашему, итоги революции скажутся на экономике и социальном развитии Англии? 5) Возможно ли что истинной причиной революции были интересы торговцев и промышленников? Индивидуальные ответы на вопросы стр 155 | Обучающиеся отвечают на вопрос учителя. | К, Л: Строят высказывания; формулируют выводы, аргументируют свою точку зрения. П: Выслушивая ответы одноклассников, формируется уважение к другому мнению; дают определения понятиям; строят логические рассуждения, включающие установление причинно- следственных связей. К: Формируется умение взаимодействовать с учителем и всем классом. |
III.Мотивация к изучению новой темы. Цель: Вовлечение учащихся в работу по изучению новой темы | Как называлась эпоха в развитии европейской культуры, для которой характерно возрождение интереса к человеку, обращение к наследию Античности? (Возрождение) Как называлось движение за переустройство Церкви? (Реформация) На третьем этапе произошла практически революция в естествознании, в науках о природе. Как называется третий этап? (Научные открытия) Эти три этапа предопределили эпоху XVIII века – эпоху Просвещения. На какие вопросы вы хотели бы получить сегодня ответ? | Обучающиеся предлагают свои вопросы. | П: Установление причинно- следственных связей с использованием имеющихся ресурсов. Р: Установление целевых приоритетов. К: Владение устной речью. |
IV.Изложение новой темы (15-20 мин) Цель: обеспечение восприятия, осмысления обучающимися темы урока. | Вставить в тексте пропуски: Веком Просвещения называют ______век. Все просветители высоко ценили ___________ и _____________. Они верили, что с их помощью можно ________________________________________________________________________. В Европе стали распространяться _________________ и ______________________ представления. 2. Сгруппируйте высказывания, относящиеся к взглядам Томаса Гоббса и Джона Локка, вписав номер предложения в соответствующую строку. Был сторонником сильной монархической власти. Был противником абсолютной монархии. 3) Считал, что в далеком прошлом люди находились стоянии дикости. 4)Считал, что государство было образовано людьми для того, чтобы поддерживать порядок. 5)Считал, что государство создано людьми для защиты их естественных прав на жизнь, свободу и собственность. 6)Считал, что люди должны подчиняться властям, так как они передали им часть своих личных прав. 7)Считал, что от природы все люди равны. 8)Считал, что, если власти нарушают права подданных или посягают на их собственность, народ имеет право на восстание. | Обучающиеся самостоятельно работают с учебным текстом по группам(Приложпение ) | П: Смысловое чтение и анализ прочитанного; работа с картой, текстом учебника, понятиями. Формируется представление об идеях определяющих Просвещение Формируется представление об идеях общественного договора Гоббса, Локка и Руссо К: Устанавливать и сравнивать разные точки зрения Выражать свои мысли; Учет разных мнений. Л: Оценивание идей Просвещения и ихвлияние на историю человечества. |
V.Первичное применение новых знаний Цель: Проговаривание и закрепление нового знания | Заслушивает работы | Обучающиеся представляют работу | П: Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез, как составление целого из частей; Подведение под понятие и выдвижение гипотез и их обоснование |
VI.Первичное закрепление. Цель: выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, неверных представлений уч-ся; проведение коррекции. | Что характерно для этой эпохи. (- мир устроен по законам Разума - признание за людьми их естественных прав - государственная власть возникает в результате заключения общественного договора - меняется представление человека о мире: Земля больше не представляется центром всего мироздания - человек наделен разумом и способен познать законы природы - Для культуры эпохи характерен новый стиль – классицизм - классицизм основан на античном искусстве - классицизм изображает жизнь простых людей, с их чувствами, преодолением трудностей | Обучающиеся работают с вопросами | К: Выражение своих мыслей с полнотой и точностью формулирования и аргументация своего мнения. Л: Оценивание изучаемого содержания. |
VII. Подведение итогов урока Цель: Осознание учащимися значения изучаемой темы, самооценка результатов деятельности своей и всего класса | -Какую тему мы сегодня разбирали на уроке? Мы разобрались... Скажите, а достигли ли вы той цели, что поставили для себя в начале урока? Продолжите высказывание (см. памятку на доске): Я узнала, что…. Я нашёл подтверждение тому, что… Я даже не предполагала, что … Учитель выставляет и комментирует оценки за урок. | -Дают ответы на вопросы Анализируют деятельность свою и всего класса | П: Рефлексия способов и условий действия Контроль и оценка результатов деятельности. Л: Самооценка, адекватное понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности, следование в поведении моральных норм и эстетическим требованиям. К: Выражение своих мыслей полно и точно; Формулирование и аргументация своего мнения и учет разных точек зрения. |
VIII.Инструктаж домашнего задания Цель: Дать инструкции обучающимся по правильному выполнению домашнего задания. | Объясняет домашнее задание. Дает дифференцированные и индивидуальные задания к §20, вопросы после §, сообщения | Обучающиеся записывают задания в дневник. Задают вопросы по выполнению домашнего задания. | Р: Регулирование и координация деятельности учеников. |
8 класс. Эпоха Просвещения.
Вставить в тексте пропуски:
Веком Просвещения называют ______век. Все просветители высоко ценили ___________ и _____________. Они верили, что с их помощью можно ________________________________________________________________________. В Европе стали распространяться _________________ и ______________________ представления.
2. Сгруппируйте высказывания, относящиеся к взглядам Томаса Гоббса и Джона Локка, вписав номер предложения в соответствующую строку.
Был сторонником сильной монархической власти.
Был противником абсолютной монархии.
3) Считал, что в далеком прошлом люди находились стоянии дикости.
4)Считал, что государство было образовано людьми для того, чтобы поддерживать порядок.
5)Считал, что государство создано людьми для защиты их естественных прав на жизнь, свободу и собственность.
6)Считал, что люди должны подчиняться властям, так как они передали им часть своих личных прав.
7)Считал, что от природы все люди равны.
8)Считал, что, если власти нарушают права подданных или посягают на их собственность, народ имеет право на восстание.
3. Отметьте верные высказывания словом «Да», и вильные — словом «Нет».
Джон Локк одним из первых высказал идею разделения властей: законодательную власть он предлагал вверить парламенту, а исполнительную — государю и правительству. | |
Своего расцвета философия и культура Просвещения достигли в Англии, так как в стране существовала конституционная монархия. | |
Шарль Монтескье предложил выделить три ветви власти -законодательную, исполнительную и судебную. | |
Вольтер считал, что церковь оказывает благотворное влияние на общество, содействует просвещению. | |
Дени Дидро обладал очень большими познаниями, поэтому его называли энциклопедистом, а русский царь Петр I считал честью переписываться с ним. | |
По мнению Руссо, человек имеет естественное право на собственность, поэтому никто не вправе отнять его имущество. | |
. Найдите ошибки в тексте и подчеркните их.
Благодаря деятельности просветителей в XVIII веке стало меняться отношение к воспитанию и образованию. Если в Средние века родители сами занимались воспитанием детей, то в эпоху Просвещения их с ранних лет отдавали на попечение кормилиц, нянек и учителей. Родители редко проводили время с детьми, не интересовались их склонностями и увлечениями, обращали внимание лишь на то, пригодятся ли им в жизни полученные знания. Все крестьяне в эпоху Просвещения были неграмотными, потому что обучение в школах было платным, а учебных заведений для простого народа не существовало.
5. Отметьте верные высказывания «+», неправильные —«-».
Идеи Просвещения не оказали никакого влияния на традиции семейного воспитания. | |
В Пруссии и Австрии было введено обязательное начальное обучение. | |
Идеи просветителей распространялись во всех слоях общества — от аристократии и горожан до крестьян. | |
Благодаря газетам и журналам информация стала распространяться в эпоху Просвещения значительно быстрее, чем раньше. | |
В XVIII веке в жилищах европейцев отсутствовали зеркала и картины. | |
6 . Решите кроссворд.
По горизонтали:
2. Английский художник XVIII века, автор картины «Автопортрет с семьей на прогулке».
5. Немецкий композитор XVIII века, автор ораторий на библейские сюжеты.
6. Французский художник конца XVIII века, воплотивший в своем творчестве идеи гражданского мужества и служения Отечеству.
7. Легкая белая керамика, уступавшая по качеству фарфору, появилась в Европе в XVI веке.
8. Французский просветитель, считавший идеалом жизнь в естественных условиях, одобрявший закаливание детей.
9. Австрийский император, который ввел в своей стране обязательное начальное обучение.
11. Выдающийся австрийский композитор, автор оперы «Волшебная флейта».
12. Художественный стиль, возникший в XVIII веке и отличавшийся изяществом.
По вертикали:
1. Голландский ученый, изобретатель маятниковых часов.
Частный дом, где собирались люди с общими интересами.
Английский писатель и политический деятель, автор романа «Путешествия Гулливера».
8. Крупное прозаическое произведение, повествующее о судьбах людей — самое распространенное чтение европейцев в XVIII веке.