Фразеология как раздел науки о языке
Фразеология – от г реч. phrasis (выражение) + logos (слово, учение) = учение о выражениях. 1) раздел языкознания, изучающий фразеологический состав языка; 2) совокупность фразеологизмов данного языка, то же, что фразеологический состав .
Сергей Иванович Ожегов
Наталия Юльевна Шведова
В 17-ти томах
125 000 фразеологизмов
Работы Виктора Владимировича Виноградова:
« Основные понятия русской фразеологии как лингвистической дисциплины » (1946),
« Об основных типах фразеологических единиц в русском языке » (1947)
стали основой новой лингвистической науки.
Определение фразеологизма
Фразеологизм – это воспроизводимая в речи языковая единица, состоящая из двух или более компонентов, выражающая обобщенно-переносное значение и устойчивая по своему лексическому составу и структуре, фразеологизмы эмоционально-экспрессивны, что обусловлено природой их значений, основанной на метафорическом переносе.
Критерии определения фразеологизма
Могут быть разные комбинации!
- Устойчивость (многие имеют одну грамматическую форму компонентов и строго закрепленный порядок слов)
- идиоматичность -- целостность значений, не выводимая из суммы значений составляющих
- раздельнооформленность
- воспроизводимость
- возможность структурных вариантов или новообразований
- непереводимость на другие языки
- метафоричность, образность, эмоциональная окрашенность
- лексическое значение
Система работы над фразеологизмами в начальной школе
№ 1. Замените фразеологизмы близкими по смыслу словами.
- бить тревогу (беспокоиться)
- дрожать как осиновый лист ( бояться)
- очки втирать (обманывать)
- как пить дать (точно, несомненно)
- разделать под орех (раскритиковать)
- семь пятниц на неделе (человек, который часто меняет решение, постоянно отступает от своего слова, на которого нельзя положиться).
№ 2. Прочитайте. Распределите фразеологизмы на две группы. Запишите каждую группу в отдельный столбик. Какие это группы?
- Засучив рукава; в поте лица; пальцем не пошевелить; сложа руки; палец о палец не ударить; не покладая рук.
(I - засучив рукава, в поте лица, не покладая рук - фразеологизмы близки по значению, "усердно, старательно трудиться, работать"; II - палец о палец не ударить, сложа руки,
№ 3. Прочитайте. Какие предложения содержат ошибки в употреблении фразеологизмов ? Исправьте ошибки и запишите предложения.
- Вася красиво, как курица лапой, написал заглавие.
- Женя остановилась, до глубины души восхищенная чудесной музыкой.
- Котенок был очень некрасивым, глаз не оторвать.
- Мы дружно работали сложа руки.
- Мы с другом долго спорили, но в конце концов нашли общий язык.
- У лягушки дух захватило от страшной высоты.
- Яшка сломя голову остановился.
№ 4. Допишите фразеологизмы, выбрав из скобок нужное слово или форму слова. Объясните ваш выбор.
Держать ... востро (уши, ухо)
Смотреть сквозь ... очки (розовые, темные)
С ... нос (голубиный, гулькин)
Делать из ... слона (комара, мухи)
Не в своей ... (чашке, тарелке)
№ 5. Прочитайте предложения. Какое из предложений, по вашему мнению, является более выразительным, образным? Объясните, почему так считаете.
Ничего не помню, все вылетело из головы. - Ничего не помню, все забыл.
Вы не слушайте Сережу: он всегда делает из мухи слона. - Вы не слушайте Сережу: он всегда преувеличивает.
№ 6. Прочитайте предложения. Замените подчеркнутые слова фразеологизмами. Что изменилось? Предложения запишите.
- Вера Сергеевна объясняла решение задачи, но Петя не слушал.
- Ира узнала, что поездка откладывается, и загрустила.
- Кирилл целый день бездельничал.
- Мы догадывались, что он нас обманывает.
- Первого сентября Уля проснулась очень рано.