СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Фразеология как раздел науки о языке

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку русског языка по теме "Фразеология". Содержит в себе рекомедации по работе над фразеологизмами в начальной школе. Может быть использована для проведения занятий на 1 курсе педагогического колледжа.

Просмотр содержимого документа
«Фразеология как раздел науки о языке»

Фразеология как раздел науки о языке

Фразеология как раздел науки о языке

Фразеология – от  г реч. phrasis (выражение) + logos (слово, учение) = учение о выражениях.   1) раздел языкознания, изучающий фразеологический состав языка;   2) совокупность фразеологизмов данного языка, то же, что фразеологический состав .

Фразеология – от г реч. phrasis (выражение) + logos (слово, учение) = учение о выражениях. 1) раздел языкознания, изучающий фразеологический состав языка; 2) совокупность фразеологизмов данного языка, то же, что фразеологический состав .

Сергей Иванович Ожегов Наталия Юльевна Шведова В 17-ти томах 125 000 фразеологизмов

Сергей Иванович Ожегов

Наталия Юльевна Шведова

В 17-ти томах

125 000 фразеологизмов

 Работы Виктора Владимировича Виноградова: « Основные понятия русской фразеологии как лингвистической дисциплины » (1946), « Об основных типах фразеологических единиц в русском языке » (1947) стали основой новой лингвистической науки.

Работы Виктора Владимировича Виноградова:

« Основные понятия русской фразеологии как лингвистической дисциплины » (1946),

« Об основных типах фразеологических единиц в русском языке » (1947)

стали основой новой лингвистической науки.

Определение фразеологизма  Фразеологизм  – это воспроизводимая в речи языковая единица, состоящая из двух или более компонентов, выражающая обобщенно-переносное значение и устойчивая по своему лексическому составу и структуре, фразеологизмы эмоционально-экспрессивны, что обусловлено природой их значений, основанной на метафорическом переносе.

Определение фразеологизма

Фразеологизм – это воспроизводимая в речи языковая единица, состоящая из двух или более компонентов, выражающая обобщенно-переносное значение и устойчивая по своему лексическому составу и структуре, фразеологизмы эмоционально-экспрессивны, что обусловлено природой их значений, основанной на метафорическом переносе.

Критерии определения фразеологизма Могут быть разные комбинации! Устойчивость (многие имеют одну грамматическую форму компонентов и строго закрепленный порядок слов) идиоматичность -- целостность значений, не выводимая из суммы значений составляющих раздельнооформленность воспроизводимость возможность структурных вариантов или новообразований непереводимость на другие языки метафоричность, образность, эмоциональная окрашенность лексическое значение

Критерии определения фразеологизма

Могут быть разные комбинации!

  • Устойчивость (многие имеют одну грамматическую форму компонентов и строго закрепленный порядок слов)
  • идиоматичность -- целостность значений, не выводимая из суммы значений составляющих
  • раздельнооформленность
  • воспроизводимость
  • возможность структурных вариантов или новообразований
  • непереводимость на другие языки
  • метафоричность, образность, эмоциональная окрашенность
  • лексическое значение

Система работы над фразеологизмами в начальной школе

Система работы над фразеологизмами в начальной школе

№ 1. Замените фразеологизмы близкими по смыслу словами. - бить тревогу (беспокоиться) - дрожать как осиновый лист ( бояться) - очки втирать (обманывать) - как пить дать (точно, несомненно) - разделать под орех (раскритиковать) - семь пятниц на неделе (человек, который часто меняет решение, постоянно отступает от своего слова, на которого нельзя положиться). № 2. Прочитайте. Распределите фразеологизмы на две группы. Запишите каждую группу в отдельный столбик. Какие это группы? - Засучив рукава; в поте лица; пальцем не пошевелить; сложа руки; палец о палец не ударить; не покладая рук. (I - засучив рукава, в поте лица, не покладая рук - фразеологизмы близки по значению,

1. Замените фразеологизмы близкими по смыслу словами.

- бить тревогу (беспокоиться)

- дрожать как осиновый лист ( бояться)

- очки втирать (обманывать)

- как пить дать (точно, несомненно)

- разделать под орех (раскритиковать)

- семь пятниц на неделе (человек, который часто меняет решение, постоянно отступает от своего слова, на которого нельзя положиться).

2. Прочитайте. Распределите фразеологизмы на две группы. Запишите каждую группу в отдельный столбик. Какие это группы?

- Засучив рукава; в поте лица; пальцем не пошевелить; сложа руки; палец о палец не ударить; не покладая рук.

(I - засучив рукава, в поте лица, не покладая рук - фразеологизмы близки по значению, "усердно, старательно трудиться, работать"; II - палец о палец не ударить, сложа руки,

№ 3. Прочитайте. Какие предложения содержат ошибки в употреблении фразеологизмов ? Исправьте ошибки и запишите предложения. - Вася красиво, как курица лапой, написал заглавие. - Женя остановилась, до глубины души восхищенная чудесной музыкой. - Котенок был очень некрасивым, глаз не оторвать. - Мы дружно работали сложа руки. - Мы с другом долго спорили, но в конце концов нашли общий язык. - У лягушки дух захватило от страшной высоты. - Яшка сломя голову остановился. № 4. Допишите фразеологизмы, выбрав из скобок нужное слово или форму слова. Объясните ваш выбор. Держать ... востро (уши, ухо) Смотреть сквозь ... очки (розовые, темные) С ... нос (голубиный, гулькин) Делать из ... слона (комара, мухи) Не в своей ... (чашке, тарелке)

3. Прочитайте. Какие предложения содержат ошибки в употреблении фразеологизмов ? Исправьте ошибки и запишите предложения.

- Вася красиво, как курица лапой, написал заглавие.

- Женя остановилась, до глубины души восхищенная чудесной музыкой.

- Котенок был очень некрасивым, глаз не оторвать.

- Мы дружно работали сложа руки.

- Мы с другом долго спорили, но в конце концов нашли общий язык.

- У лягушки дух захватило от страшной высоты.

- Яшка сломя голову остановился.

4. Допишите фразеологизмы, выбрав из скобок нужное слово или форму слова. Объясните ваш выбор.

Держать ... востро (уши, ухо)

Смотреть сквозь ... очки (розовые, темные)

С ... нос (голубиный, гулькин)

Делать из ... слона (комара, мухи)

Не в своей ... (чашке, тарелке)

№ 5. Прочитайте предложения. Какое из предложений, по вашему мнению, является более выразительным, образным? Объясните, почему так считаете. Ничего не помню, все вылетело из головы. - Ничего не помню, все забыл. Вы не слушайте Сережу: он всегда делает из мухи слона. - Вы не слушайте Сережу: он всегда преувеличивает. № 6. Прочитайте предложения. Замените подчеркнутые слова фразеологизмами. Что изменилось? Предложения запишите. - Вера Сергеевна объясняла решение задачи, но Петя не слушал. - Ира узнала, что поездка откладывается, и загрустила. - Кирилл целый день бездельничал. - Мы догадывались, что он нас обманывает. - Первого сентября Уля проснулась очень рано.

5. Прочитайте предложения. Какое из предложений, по вашему мнению, является более выразительным, образным? Объясните, почему так считаете.

Ничего не помню, все вылетело из головы. - Ничего не помню, все забыл.

Вы не слушайте Сережу: он всегда делает из мухи слона. - Вы не слушайте Сережу: он всегда преувеличивает.

6. Прочитайте предложения. Замените подчеркнутые слова фразеологизмами. Что изменилось? Предложения запишите.

- Вера Сергеевна объясняла решение задачи, но Петя не слушал.

- Ира узнала, что поездка откладывается, и загрустила.

- Кирилл целый день бездельничал.

- Мы догадывались, что он нас обманывает.

- Первого сентября Уля проснулась очень рано.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!