СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Фразеологизмы и их источники.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение фразеологизмов и источников их происхождения. Урок русского языка в 6 классе по лексикологии.

Просмотр содержимого документа
«Фразеологизмы и их источники.»

Учитель русского языка и литературы ГБОУ гимназия № 271 Мандалян Наира Мгеровна

УРОК 55


Тема: Фразеологизмы. Источники фразеологизмов.

Тип урока. Урок развития умений.

  • Цель: Углубить знания о фразеологизмах; отличать фразеологизмы от слов и свободных словосочетаний; правильно употреблять фразеологизмы в речи.

Задачи:

Метапредметные:

- извлекать информацию из словарей, пользоваться разными видами чтения (ознакомительным, изучающим), адекватно понимать основную и дополнительную информацию в тексте, осваивать ИК­технологии.

Предметные:

- знакомиться со значениями и историей фразеологизмов.

- группировать фразеологизмы по происхождению и значению, сравнивать фразеологизмы в русском и других языках, устанавливать соответствие между ними, правильно употреблять фразеологизмы в устной и письменной речи.


Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.


II. Лингвистический словарный диктант.


1. – Закончить предложения

1) Многозначные слова, синонимы, омонимы, антонимы, фразеологизмы составляют … (богатство языка).


2) Тот смысл, который есть у слова, – это его … (лексическое значение).

3) Раздел науки, изучающий устойчивые сочетания слов, называется … (фразеологией).

4) Синоним слова языкознание – … (лингвистика).

5) Язык, имеющий единые нормы произношения, написания и употребления, – это … (литературный язык).

– Что объединяет все записанные слова?

– Обозначьте орфограммы в них.

Самопроверка. На слайде представлены слова: богатство языка, лексическое значение, фразеология, лингвистика, литературный язык.

2. – Запишите существительное, образованное от прилагательного совершенный.

– В каком значении употреблено слово совершенный?

3. – Запишите слова откровенный и искренний (см. слова в рамке в теме «Фразеологизмы»).

– Какие орфограммы подчеркнули? Назовите как можно больше признаков, которые сближают эти слова (вопрос, прилагательные, две буквы н, словарные слова, синонимы).

Возможный вариант:


ТОУУ


Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (слова, текст в схему).

2. Пользоваться цифровыми ресурсами для обработки и передачи информации.


Коммуникативные УУД

Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

III. Мотивирующее введение в тему урока.


– Все вы слышали и знаете фразеологизм попасть впросак. Вспомните, что он обозначает. (Попадать в затруднительное, неловкое или смешное положение.)



– Но, оказывается, такое значение появилось у фразеологизма не случайно. Истоки его – в быту старых русских прядильщиков, канатных мастеров. Просак – это канатный станок, на котором в старину сучили верёвки. Он представлял собой сложную сеть верёвок, тянувшихся от прядильного колеса до саней, где они скручивались. Этот стан располагался обычно на улице и занимал значительное пространство. Для прядильщика попасть в такой стан одеждой или бородой означало лишиться и того и другого (что выглядело неловко), а порой и жизни (было опасно). С исчезновением таких станков забылось и прямое значение оборота.

– Как вы думаете, какова будет тема урока? (История (происхождение) фразеологизмов.)

Запись темы в тетрадях.

Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать тему (проблему) урока.



IV. Актуализация и углубление изученного.


1. Упр.207 – знакомство с историей фразеологизмов в режиме ознакомительного чтения.

Работа по вопросам после справки, содержащей информацию о происхождении и толковании фразеологизмов.

– Как называются специальные словари, из которых можно узнать об истории фразеологизмов? (Фразеологические.)

2. Проверка домашнего задания (работа на уроке с фразеологическим словарем).

– Приведите примеры фразеологизмов с разными значениями, указанными в упр. 200.


– Историю каких фразеологизмов вы могли бы рассказать? (Возможно, ученики при работе выяснили первичное, исконное значение фразеологизмов; если такая работа самостоятельно дома проведена не была, учитель может попросить найти во фразеологическом словаре значение отдельных фразеологизмов – попасть в переплёт, без сучка, без задоринки и др.)


Познавательные УУД

1. Пользоваться разными видами чтения (ознакомительное, изучающее чтение), опираясь на механизмы и приёмы читательской деятельности.

2. Анализировать, обобщать, строить рассуждения.

3. Систематизировать и представлять полученную информацию в виде схемы.


Коммуникативные УУД

1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

V. Развитие учебно­языковых и речевых умений.


Упр. 208, 209, – развивается умение группировать фразеологизмы по происхождению (в соответствии с профессиональной деятельностью).

Выполняется в парах. Обсуждение коллективное.

Можно привлечь желающих к работе со словарями или (при наличии возможностей) в Интернете для выяснения происхождения наиболее интересных фразеологизмов.

Упр. 202 – развивается умение воспроизводить фразеологизмы по заданному началу, правильно оформлять их на письме.

Выполняется письменно (можно по вариантам, рядам и т.п.).

Важно, чтобы все фразеологизмы были произнесены вслух, запечатлены в памяти.

П. Упр. 203 – выявление информации о близких по значению фразеологизмах в разных языках.

Работа в режиме самостоятельного ознакомительного чтения (про себя). Выполняется устно.


– На основе ключевых фраз сформулируйте главную мысль текста.

– Приведите примеры сходных по смыслу фразеологизмов в русском и изучаемом вами языке.

П. Задание на карточках : установление соответствий иностранных и русских фразеологизмов.

Упр. 211 – развитие творческих способностей – сочинение сказки с использованием опорных фразеологизмов-антонимов.

Работа в группах. Прослушивание 1–2 сказок (по желанию).

Познавательные УУД

1. Извлекать информацию из словарей, в том числе с помощью ИК-технологий, Интернета.

2. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

3. Сравнивать, обобщать, строить рассуждения, делать выводы.



Личностные результаты

1. Чувствовать красоту и выразительность русского слова, его богатые возможности.

2. Интерес к изучению языка, истории отдельных слов и выражений.

3. Достаточный объём словарного запаса и грамматических средств для свободного выражения мыслей, стремление к речевому совершенствованию.

VI. Итог урока.

– Прочитайте ключевые слова урока. Как можно дополнить этот список?

– Что бы вам ещё хотелось узнать о фразеологизмах?


– Как бы вы оценили свою работу на уроке?

Взаимооценка.

– Кто успешно справился с заданиями? Отметьте «приращение» своих достижений.

– Кому и над чем ещё следует поработать? Что нужно сделать для того, чтобы в дальнейшем избежать ошибок?


Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.


ТОУУ

VII. Домашнее задание.


На выбор:

Н. Упр. 201 (письменно).

П. а) упр. 209 (устно);

б) упр. 202 (фразеологизмы-антонимы).