II. Лингвистический словарный диктант. | 1. – Закончить предложения 1) Многозначные слова, синонимы, омонимы, антонимы, фразеологизмы составляют … (богатство языка). 2) Тот смысл, который есть у слова, – это его … (лексическое значение). 3) Раздел науки, изучающий устойчивые сочетания слов, называется … (фразеологией). 4) Синоним слова языкознание – … (лингвистика). 5) Язык, имеющий единые нормы произношения, написания и употребления, – это … (литературный язык). – Что объединяет все записанные слова? – Обозначьте орфограммы в них. Самопроверка. На слайде представлены слова: богатство языка, лексическое значение, фразеология, лингвистика, литературный язык. 2. – Запишите существительное, образованное от прилагательного совершенный. – В каком значении употреблено слово совершенный? 3. – Запишите слова откровенный и искренний (см. слова в рамке в теме «Фразеологизмы»). – Какие орфограммы подчеркнули? Назовите как можно больше признаков, которые сближают эти слова (вопрос, прилагательные, две буквы н, словарные слова, синонимы). Возможный вариант: | ТОУУ Познавательные УУД 1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (слова, текст в схему). 2. Пользоваться цифровыми ресурсами для обработки и передачи информации. Коммуникативные УУД Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. |
III. Мотивирующее введение в тему урока. | – Все вы слышали и знаете фразеологизм попасть впросак. Вспомните, что он обозначает. (Попадать в затруднительное, неловкое или смешное положение.) – Но, оказывается, такое значение появилось у фразеологизма не случайно. Истоки его – в быту старых русских прядильщиков, канатных мастеров. Просак – это канатный станок, на котором в старину сучили верёвки. Он представлял собой сложную сеть верёвок, тянувшихся от прядильного колеса до саней, где они скручивались. Этот стан располагался обычно на улице и занимал значительное пространство. Для прядильщика попасть в такой стан одеждой или бородой означало лишиться и того и другого (что выглядело неловко), а порой и жизни (было опасно). С исчезновением таких станков забылось и прямое значение оборота. – Как вы думаете, какова будет тема урока? (История (происхождение) фразеологизмов.) Запись темы в тетрадях. | Регулятивные УУД 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать тему (проблему) урока. |
IV. Актуализация и углубление изученного. | 1. Упр.207 – знакомство с историей фразеологизмов в режиме ознакомительного чтения. Работа по вопросам после справки, содержащей информацию о происхождении и толковании фразеологизмов. – Как называются специальные словари, из которых можно узнать об истории фразеологизмов? (Фразеологические.) 2. Проверка домашнего задания (работа на уроке с фразеологическим словарем). – Приведите примеры фразеологизмов с разными значениями, указанными в упр. 200. – Историю каких фразеологизмов вы могли бы рассказать? (Возможно, ученики при работе выяснили первичное, исконное значение фразеологизмов; если такая работа самостоятельно дома проведена не была, учитель может попросить найти во фразеологическом словаре значение отдельных фразеологизмов – попасть в переплёт, без сучка, без задоринки и др.) | Познавательные УУД 1. Пользоваться разными видами чтения (ознакомительное, изучающее чтение), опираясь на механизмы и приёмы читательской деятельности. 2. Анализировать, обобщать, строить рассуждения. 3. Систематизировать и представлять полученную информацию в виде схемы. Коммуникативные УУД 1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме. 2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. |
V. Развитие учебноязыковых и речевых умений. | Упр. 208, 209, – развивается умение группировать фразеологизмы по происхождению (в соответствии с профессиональной деятельностью). Выполняется в парах. Обсуждение коллективное. Можно привлечь желающих к работе со словарями или (при наличии возможностей) в Интернете для выяснения происхождения наиболее интересных фразеологизмов. Упр. 202 – развивается умение воспроизводить фразеологизмы по заданному началу, правильно оформлять их на письме. Выполняется письменно (можно по вариантам, рядам и т.п.). Важно, чтобы все фразеологизмы были произнесены вслух, запечатлены в памяти. П. Упр. 203 – выявление информации о близких по значению фразеологизмах в разных языках. Работа в режиме самостоятельного ознакомительного чтения (про себя). Выполняется устно. – На основе ключевых фраз сформулируйте главную мысль текста. – Приведите примеры сходных по смыслу фразеологизмов в русском и изучаемом вами языке. П. Задание на карточках : установление соответствий иностранных и русских фразеологизмов. Упр. 211 – развитие творческих способностей – сочинение сказки с использованием опорных фразеологизмов-антонимов. Работа в группах. Прослушивание 1–2 сказок (по желанию). | Познавательные УУД 1. Извлекать информацию из словарей, в том числе с помощью ИК-технологий, Интернета. 2. Владеть приёмами отбора и систематизации материала. 3. Сравнивать, обобщать, строить рассуждения, делать выводы. Личностные результаты 1. Чувствовать красоту и выразительность русского слова, его богатые возможности. 2. Интерес к изучению языка, истории отдельных слов и выражений. 3. Достаточный объём словарного запаса и грамматических средств для свободного выражения мыслей, стремление к речевому совершенствованию. |
VI. Итог урока. | – Прочитайте ключевые слова урока. Как можно дополнить этот список? – Что бы вам ещё хотелось узнать о фразеологизмах? – Как бы вы оценили свою работу на уроке? Взаимооценка. – Кто успешно справился с заданиями? Отметьте «приращение» своих достижений. – Кому и над чем ещё следует поработать? Что нужно сделать для того, чтобы в дальнейшем избежать ошибок? | Регулятивные УУД 1. Соотносить цели и результаты своей деятельности. 2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. ТОУУ |