СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Фронтальные лабораторные работы по физике. 9 класс.

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

  • Дата выполнения.
  • Фамилия и имя учащегося.
  • Класс.
  • Номер лабораторной работы.
  • Тема.
  • Цель.
  • Оборудование.
  • Правила техники безопасности.
  • Тренировочные задания и вопросы.
  • Ход работы.
  • Вычисления, таблица результатов измерений и вычислений, графики (при необходимости).
  • Дополнительное задание.
  • Вывод.

Просмотр содержимого документа
«ЛР № 1 - детям»

Дата _____________ ФИ___________________________________________________ 9 «_____» класс

Лабораторная работа № 1 по теме:

«Исследование равноускоренного движения без начальной скорости».

Цель работы: определить ускорение движения шарика при равноускоренном прямолинейном движении и его мгновенную скорость перед ударом о цилиндр.

Приборы и материалы: желоб металлический длиной 1,4 м; штатив с муфтой и лапкой; металлический шарик диаметром 1,5 – 2 см; металлический цилиндр; секундомер; измерительная лента (линейка).

Ход работы:


1. (t1 +t2 +t3)

tср = -------------- =

3 ____________________________________________________________


2. 2s

a = ---------- =

(tср ______________________________________________________________


3. v = atср = ___________________________________________________________________

Таблица №1


опыта

Время движения шарика

(t ± 0,01) с

Среднее значение времени

(t ср ± Δtср) с

Расстояние


(s ± 0,0005) м

Ускорение


(a ± Δa) м/с2

Мгновенная скорость

(v ± Δ v) м/с

1






2


3



Δt = 0,01с; Δs = 0,5 мм = 0,0005 м;


Δt1 = |t1 - t ср|=____________ Δt2 = |t2 - t ср|=______________ Δt3 = |t3 - t ср|=_____________


t1 + Δt2 + Δt3)

Δtср = --------------------- =

3 ____________________________________________________________


Δs 2Δtср

a = ------ + ------- · a =

s tср ____________________________________________________________


a ∆tср

v = ------ + -------- =

a tср __________________________________________________

Напишите вывод о проделанной работе.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дополнительное задание к Л/Р № 1.

1. Используя формулами s = at2 / 2, вычислите пройденный путь шарика за 1, 2, 3, 4 и 5 секунд от начала движения (s1-?; s2 -?; s3 -?; s4 -?; s5 -?).


2. Используя формулу v = at, вычислите значения мгновенной скорости шарика через 1, 2, 3, 4 и 5 секунд после начала движения.(v1 -?; v 2-?; v3 -?; v4 -?; v5 -?)


Результаты вычислений занести в таблицу № 2.


Таблица № 2.

Время движения t, c

0

1

2

3

4

5

Пройденный путь s, м

0






Мгновенная скорость v, м/c

0







3. По данным таблицы построить два графика:


1). зависимость пройденного пути ( OY) от времени (OX);


2). зависимость мгновенной скорости шарика ( OY) от времени (OX).



s, м














v, м/c














































































































































































































































































































































































































































0 1 2 3 4 5 t, c 0 1 2 3 4 5 t, c

9 класс/Суздальцева Н.В./Л/Р ОЦЕНКА _______________

Просмотр содержимого документа
«ЛР № 1»

Дата _____________ ФИ___________________________________________________ 9 «_____» класс

Лабораторная работа № 1 по теме:

«Исследование равноускоренного движения без начальной скорости».

Цель работы: определить ускорение движения шарика при равноускоренном прямолинейном движении и его мгновенную скорость перед ударом о цилиндр.

Приборы и материалы: желоб металлический длиной 1,4 м; штатив с муфтой и лапкой; металлический шарик диаметром 1,5 – 2 см; металлический цилиндр; секундомер; измерительная лента (линейка).

Ход работы:

В случае скатывания шарика по желобу его движение является прямолинейным равноускоренным. В этом случае движение шарика описывается уравнениями

v скорость (м/с)

s = v0 t+ at2 / 2 v0 - начальная скорость (м/с)

где а – ускорение (м/с2)

v = v0 + at tвремя (с)

sпройденный путь(м)

Учитывая, что начальная скорость шарика v0 = 0 , получаем: Рис. 1

s = at2 / 2 (1)

a = 2s / t² (2)

v

= at (3) – мгновенная скорость.

1. Соберите экспериментальную установку, показанную на рисунке. С помощью штатива закрепите желоб в наклонном положении под небольшим углом к горизонту. Наклон должен быть не значительным. У нижнего конца желоба положите в него металлический цилиндр.

2

Рис. 2.

. С верхнего конца желоба пустите шарик, одновременно включите секундомер и измерьте время до его удара о цилиндр (t). Чтобы цилиндр не сдвинулся в момент удара с места, его нужно придерживать рукой.

3. С помощью линейки определите пройденное шариком расстояние (s). (см. рис. 1).

4. Повторите опыт 3 раза (следите за тем, чтобы цилиндр находился на одном месте, чтоб расстояние пройденное шариком было одинаковым во всех трех опытах).

5. Найдите среднее значение времени по формуле: tср = (t1 +t2 +t3) / 3.


________________________________________________________________________________

6. Пользуясь формулой a = 2s / (tср , вычислите ускорение шарика.


________________________________________________________________________________

7. Пользуясь формулой v = atср, вычислите мгновенную скорость шарика перед ударом о цилиндр.


________________________________________________________________________________

8. Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу № 1 с учетом абсолютной погрешности, полагая: Δt = 0,01с; Δt1 = |t1 - t ср|; Δt2 = |t2 - t ср|; Δt3 = |t3 - t ср|;

Δtср = (Δt1 + Δt2 + Δt3) / 3 - средняя абсолютная погрешность трех измерений времени;

Δs = 0,5 мм = 0,0005 м; a = (Δs/s +2Δtср / tср) · a; ∆v = ∆a/a + ∆tср / tср

Таблица №1


опыта

Время движения шарика

(t ± 0,01) с

Среднее значение времени

(t ср ± Δtср) с

Расстояние


(s ± 0,00005) м

Ускорение


(a ± Δa) м/с2

Мгновенная скорость

(v ± Δ v) м/с

1






2


3



Δt1 = |t1 - t ср|=____________ Δt2 = |t2 - t ср|=______________ Δt3 = |t3 - t ср|=_____________


t1 + Δt2 + Δt3)

Δtср = --------------------- =

3 ____________________________________________________________


Δs 2Δtср

a = ------ + ------- · a =

s tср ____________________________________________________________


a ∆tср

v = ------ + -------- =

a tср __________________________________________________

Напишите вывод о проделанной работе.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дополнительное задание.

1. Используя формулами s = at2 / 2, вычислите пройденный путь шарика за 1, 2, 3, 4 и 5 секунд от начала движения (s1-?; s2 -?; s3 -?; s4 -?; s5 -?).

2. Используя формулу v = at, вычислите значения мгновенной скорости шарика через 1, 2, 3, 4 и 5 секунд после начала движения.(v1 -?; v 2-?; v3 -?; v4 -?; v5-?)

Результаты вычислений занести в таблицу № 2.

Таблица № 2.

Время движения t, c

0

1

2

3

4

5

Пройденный путь s, м

0






Мгновенная скорость v, м/c

0






3. По данным таблицы построить два графика:

1). зависимость пройденного пути ( OY) от времени (OX);

2

v, м/c

s, м

). зависимость мгновенной скорости шарика (
OY) от времени (OX).










































































































































































0 1 2 3 4 5 t, c 0 1 2 3 4 5 t, c

9 класс Суздальцева Н.В. Л/Р № 1

Просмотр содержимого документа
«ЛР № 2 и 5 - детям»

Дата _____________ ФИ___________________________________________________ 9 «_____» класс

Лабораторная работа № 2 по теме:

«Измерение ускорения свободного падения».

Цель работы: измерить ускорение свободного падения с помощью математического маятника и определить отклонение от действительного значения.

Приборы и материалы: груз небольших размеров, длинная нить, штатив с муфтой, секундомер, линейка.

Ход работы:


Тср= tср / N = ____________________________________________________________

Таблица № 1.

Время колебаний с учетом погрешности


(t ± 0,01) с

Среднее значение времени с учетом погрешности

(tср ± Δtср) с


Число колебаний

N

Период колебаний с учетом погрешности


ср ± ΔТср) с

Длина маятника с учетом погрешности

(ℓ ± Δℓ) м

(ℓ ± 0,0005) м

Ускорение свободного падения с учетом погрешности

(gср ± Δgср) м/с2

1



20




2


3



Δt = 0,01с, Δℓ = 0,5 мм = 0,0005м;

Δt1 = |t1 - t ср|= _________; Δt2 = |t2 - t ср|= _________; Δt3 = |t3 - t ср|= __________.

Δgср = |gср - gтабл|= |gср – 9,8 м/с2|= _________________________________________

Сделайте вывод о проделанной работе.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дополнительное задание.

Определите длину нитяного маятника, если за время 10 с он совершает 5 колебаний.

Дата _____________ ФИ___________________________________________________ 9 «_____» класс

Лабораторная работа № 5 по теме:

«Изучение явления электромагнитной индукции».

Цель работы: изучить явление электромагнитной индукции и научиться получать индукционный ток.

Приборы и материалы: миллиамперметр, катушка-моток, магнит дугообразный или полосовой, батарея (4,5 В), катушка с железным сердечником от разборного электромагнита, реостат, ключ, соединительные провода.

Ход работы:

  1. Запишите, возникал ли в катушке индукционный ток:

а) во время движения магнита относительно катушки? _______________________

б) во время его остановки? _______________________

  1. Запишите, менялся ли магнитный поток Ф, пронизывающий катушку:

а) во время движения магнита? _________________________________________

б) во время остановки? _________________________________________________

Напишите вывод о том, при каком условии в катушке возникал индукционный ток.__________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Почему при приближении магнита к катушке магнитный поток, пронизывающий эту катушку, менялся? (Вспомните от каких величин зависит Ф и одинаков ли модуль вектора В вблизи этого магнита и вдали от него).______________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Проверьте, одинаковым или различным будет направление индукционного тока в катушке при приближении к ней магнита и при удалении от неё того же полюса магнита? ( о направлении тока в катушке можно судить по тому, в какую сторону от нулевого деления отклоняется стрелка миллиамперметра).

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. При большей или меньшей скорости движения магнита относительно катушки

магнитный поток Ф, пронизывающий эту катушку, менялся быстрее? ___________

  1. При быстром или медленном изменении магнитного потока сквозь катушку в ней возникал больший по модулю ток? ______________

Напишите вывод о том, как зависит модуль силы индукционного тока, возникающего в катушке, от скорости изменения магнитного потока Ф, пронизывающего эту катушку.______________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9 класс/Суздальцева Н.В./Л/Р ОЦЕНКА ___________

Просмотр содержимого документа
«ЛР № 2»

Дата _____________ ФИ_________________________________________________ 9 «_____» класс

Лабораторная работа № 2 по теме:

«Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины».

Цель работы: выяснить, как зависят период и частота свободных колебаний математического маятника от его длины.

Приборы и материалы: штатив с муфтой и лапкой, металлический шарик с нитью, секундомер, измерительная лента(линейка).

Ход работы:

1. Установите на краю стола штатив.

2. Закрепите нить маятника длиной 10см = 0,1м в лапке штатива, используя кусочек ластика или плотной бумаги. (Длина маятника измеряется от точки подвеса до середины шарика).

3. Отклоните шарик от положения равновесия на небольшую амплитуду(1-2 см) и отпустите. Измерьте промежуток времени (t), за который маятник совершит 20 полных колебаний.

4. Проведите еще 4 опыта так же как и в п.2-3 изменяя длину маятника.

5. Для каждого опыта вычислите период колебаний и частоту по формулам: Т = t / N ν = N / t

Результаты измерений и вычислений запишите в таблицу.

Таблица.

Физическая величина

опыта

1

2

3

4

5

Длина маятника

(м)


0,1


0,25


0,5


0,75


1

Количество полных колебаний

N


20


Время

t (с)









Период


колебаний


Т (с)


Т = t / N


Т = t / N


Т = t / N


Т = t / N


Т = t / N







Т=2π√ℓ/g


Т=2π√ℓ/g


Т=2π√ℓ/g


Т=2π√ℓ/g


Т=2π√ℓ/g






Частота колебаний

ν = N / t ( Гц)






6. Для каждого опыта вычислите период колебаний по формуле:

Т=2π√ℓ/g, где π = 3,14; g = 9,8 м/с2.

1)

2)

3)

4)

5)

Напишите выводы о том, как зависят период и частота свободных колебаний маятника от длины его нити.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Дополнительное задание.

1. Выберете верное утверждение:

При увеличении длины маятника в 4 раза период его колебаний:

А) увеличивается в 4 раза; Б) уменьшается в 4 раза;

В) увеличивается в 2 раза; Г) уменьшается в 2 раза;

2. Определите абсолютную погрешность периода колебаний для первого опыта по формулам:



Результат записать в виде: 1 + ΔТ) с


_________________________________


3

Т,с

. Постройте график зависимости периода колебаний (OY) от длины маятника (OX).






















































































































0 0,2 0,4 0,6 0,8 1 l, м

9 класс Суздальцева Н.В. Л/Р № 2

Просмотр содержимого документа
«ЛР № 3 - детям (2)»

Дата _____________ ФИ_________________________________________________ 9 «_____» класс

Лабораторная работа № 3 по теме:

«Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины».

Цель работы: выяснить, как зависят период и частота свободных колебаний математического маятника от его длины.

Приборы и материалы: штатив с муфтой и лапкой, металлический шарик с нитью, секундомер, измерительная лента(линейка).

Ход работы:

Таблица № 1.

Физическая величина

опыта

1

2

3

4

5

Длина маятника

, м


0,1


0,25


0,5


0,75


1

Количество полных колебаний

N


20


Время

t , с











Период


колебаний


Т, с











Частота колебаний

, Гц







1)

2)

3)

4)

5)

Напишите выводы о том, как зависят период и частота свободных колебаний маятника от длины его нити.____________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Дополнительное задание.

1. Выберете верное утверждение:

При увеличении длины маятника в 4 раза период его колебаний:

А) увеличивается в 4 раза; Б) уменьшается в 4 раза;

В) увеличивается в 2 раза; Г) уменьшается в 2 раза;


2. Определите абсолютную погрешность периода колебаний для первого опыта по формулам:



Результат записать в виде: 1 + ΔТ) с


_________________________________


3

Т,с

. Постройте график зависимости периода колебаний (OY) от длины маятника (OX).






























































































































































































































0 0,2 0,4 0,6 0,8 1 l, м

9 класс Суздальцева Н.В. Л/Р № 2

Просмотр содержимого документа
«ЛР № 3»

Дата _____________ ФИ_________________________________________________ 9 «_____» класс

Лабораторная работа № 3 по теме:

«Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины».

Цель работы: выяснить, как зависит период свободных колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины. Рассчитать период колебаний груза на пружине. Сравнить данные полученные различными методами.

Приборы и материалы: штатив с муфтой и лапкой, набор пружин, набор грузов, секундомер, измерительная лента.

Ход работы:

Опыт № 1.

Определите жесткости трех разных пружин.

  • Д

    ля этого, закрепляя по очереди пружины разной жесткости в лапке штатива, и подвешивая к каждой пружине одинаковый груз (m = 200г = 0,2кг) определите деформацию (удлинение) каждой пружины по формуле:

Δ x = (xx0). см. Рис.

Δ x1 = ______________________________________

Δ x2 =_______________________________________

Δ x3 = ______________________________________

Если груз, подвешенный к пружине, покоиться, то Fупр = Fт = mg

П

о закону Гука Fу= kΔx, значит, kΔx = mg

  • Определите жесткость каждой пружины по формуле:


1)

2)

3)

Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу № 1.


Расчет жесткости пружин (m = const) Таблица № 1

опыта

Масса груза

m, кг

Удлинение пружины

Δх, м

Жесткость пружины

k, Н/м

1-я пружина

0,2



2-я пружина

0,2



3- я пружина

0,2




Опыт № 2

В

ыясните, как зависит период колебаний пружинного маятника от массы груза.

  • Для этого возьмите пружину с большей жесткостью и подвесьте один груз m = 100г к данной пружине.

  • Выведите пружину с грузом из состояния равновесия и определите с помощью секундомера время (t) 10 –ти полных колебаний (N = 10) и вычислите период (T) колебания пружинного маятника по формулам:

T = t / N

  • Подвешивая грузы, повторите опыт с двумя и тремя грузами.

Заполните таблицу №2 зависимости периода колебаний от массы груза для одной и той же пружины, где k = const.

опыта

Жесткость пружины

k (Н/м)

Чиcло колебаний

N

Масса груза

m (кг)

Время колебаний

t (с)

Период колебаний

T = t / N (с)

1



10

0,1



2

0,2



3

0,3



Напишите вывод о том, как зависит период свободных колебаний пружинного маятника от массы груза.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Опыт № 3.

Выясните, как период колебаний пружинного маятника зависит от жесткости пружины.

  • Значения жесткости пружин перенесите из таблицы № 1.

  • Для этого, оставив один груз (m = 200г = 0,2 кг) и меняя пружины разной жесткости

определите период колебаний груза по формулам: T= t / N.

Заполните таблицу №3 зависимости периода колебаний пружинного маятника от жесткости пружины для груза массой 200г. (m = const).

опыта

Жесткость пружины

k (Н/м)

Масса груза

m (кг)

Чиcло колебаний

N

Время колебаний

t (с)

Период колебаний

T = t / N (с)




1




0,2


10



2




3




Напишите вывод о том, как зависит период свободных колебаний пружинного маятника от жесткости пружины. ОЦЕНКА__________

9 класс Суздальцева Н.В. Л/Р № 3

Просмотр содержимого документа
«ЛР № 4 - детям»

Дата _____________ ФИ_________________________________________________ 9 «_____» класс

Лабораторная работа № 4 по теме:

«Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины».

Цель работы: выяснить, как зависит период свободных колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины. Рассчитать период колебаний груза на пружине. Сравнить данные полученные различными методами.

Приборы и материалы: штатив с муфтой и лапкой, набор пружин, набор грузов, секундомер, измерительная лента.

Ход работы:


Опыт № 1.


Определите жесткости трех разных пружин.


Δ x = (xx0).

Δ x1 = ______________________________________

Δ x2 =_______________________________________

Δ x3 = ______________________________________


1)

2)

3)



Таблица № 1 (m = const)


опыта

Масса груза

m, кг

Удлинение пружины

Δх, м

Жесткость пружины

k, Н/м

1-я пружина

0,2



2-я пружина

0,2



3- я пружина

0,2




Опыт № 2


Выясните, как зависит период колебаний пружинного маятника от массы груза.


Таблица №2 (k = const).

опыта

Жесткость пружины

k (Н/м)

Чиcло колебаний

N

Масса груза

m (кг)

Время колебаний

t (с)

Период колебаний

T = t / N (с)

1


10

0,1



2

0,2



3

0,3




Напишите вывод о том, как зависит период свободных колебаний пружинного маятника от массы груза.__________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Опыт № 3.


Выясните, как период колебаний пружинного маятника зависит от жесткости пружины.


Таблица №3 (m = const).

опыта

Жесткость пружины

k (Н/м)

Масса груза

m (кг)

Чиcло колебаний

N

Время колебаний

t (с)

Период колебаний

T = t / N (с)




1




0,2


10



2




3





Напишите вывод о том, как зависит период свободных колебаний пружинного маятника от жесткости пружины. _________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9 класс/Суздальцева Н.В./Л/Р ОЦЕНКА __________

Просмотр содержимого документа
«ЛР № 4»

Дата _____________ ФИ___________________________________________________ 9 «_____» класс

Лабораторная работа № 4 по теме:

«Измерение ускорения свободного падения».

Цель работы: измерить ускорение свободного падения с помощью математического маятника и определить отклонение от действительного значения.

Приборы и материалы: груз небольших размеров, длинная нить, штатив с муфтой, секундомер, линейка.

Ход работы:

Вы знаете, что ускорение свободного падения характеризует гравитационное поле Земли. Земля неоднородна. Поэтому ускорение свободного падения в каждой точке земной поверхности можно определить экспериментально. Один из способов основан на знании формулы периода колебаний математического маятника:

Возводим все в квадрат:

откуда , где π = 3,14

Из последней формулы видно, что для определения ускорения свободного падения необходимо знать длину математического маятника и период его колебаний. Длину маятника можно измерить непосредственно. Период колебаний можно измерить при помощи секундомера, для этого необходимо замерить время (t) за которое маятник совершает (N) полных колебаний, т.е. T = t / N.

1.Установите на краю стола штатив. Подвесьте к штативу шарик на нити. Шарик должен висеть на расстоянии 1 - 2 см от пола.

2

.Отклоните шарик в сторону на 5 - 8 см, отпустите его.

Угол отклонения не больше 5 0.

3. Измерьте время (t1) 10 полных колебаний маятника (N = 10).

4. Повторите измерения времени (не изменяя условия опыта) еще два раза. (t2, t3)

5. Найдите среднее значение времени:

6. Вычислите среднее значение периода колебаний ср) по среднему значению времени (tср) по формуле: Тср= tср / N.


____________________________________________________________

4. Измерьте длину математического маятника (ℓ).

5. Вычислите среднее значение ускорения свободного падения по формуле:

Результаты измерений и вычислений занести в таблицу с учетом погрешности измерений, пологая что:

Δt = 0,01с; Δt1 = |t1 - t ср|; Δt2 = |t2 - t ср|; Δt3 = |t3 - t ср|; Δtср = (Δt1 + Δt2 + Δt3) / 3;


ΔТср = (Δtср / tсрTср; Δℓ = 0,5 мм = 0,0005м; Δgср = |gср - gтабл|= |gср – 9,8 м/с2|.

Таблица

Время колебаний с учетом погрешности


(t ± 0,01) с

Среднее значение времени с учетом погрешности

(tср ± Δtср) с


Число колебаний

N

Период колебаний с учетом погрешности


ср ± ΔТср) с

Длина маятника с учетом погрешности

(ℓ ± Δℓ) м

(ℓ ± 0,00005) м

Ускорение свободного падения с учетом погрешности

(gср ± Δgср) м/с2

1




20




2


3



Δt1 = |t1 - t ср|= _________; Δt2 = |t2 - t ср|= __________; Δt3 = |t3 - t ср|= __________.


Δgср = |gср - gтабл|= |gср – 9,8 м/с2|= _________________________________________


Рассчитайте относительную погрешность определения gср по формуле:

Сделайте вывод о проделанной работе.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ОЦЕНКА_______

Дополнительное задание.

Определите длину нитяного маятника, если за время 10 с он совершает 5 колебаний.

9 класс Суздальцева Н.В. Л/Р № 4

Просмотр содержимого документа
«ЛР № 5»

Дата _____________ ФИ___________________________________________________ 9 «_____» класс

Лабораторная работа № 5 по теме:

«Изучение явления электромагнитной индукции».

Цель работы: изучить явление электромагнитной индукции и научиться получать индукционный ток.

Приборы и материалы: миллиамперметр, катушка-моток, магнит дугообразный или полосовой, батарея (4,5 В), катушка с железным сердечником от разборного электромагнита, реостат, ключ, соединительные провода.

Ход работы:

  1. Подключите катушку-моток к зажимам миллиамперметра.

  2. Наблюдая за показаниями миллиамперметра, подводите один из полюсов магнита к катушке, потом несколько секунд остановите магнит, а затем вновь приближайте его к катушке, вдвигая в нее.

  3. Запишите, возникал ли в катушке индукционный ток:

а) во время движения магнита относительно катушки? _______________________

б) во время его остановки? _______________________

  1. Запишите, менялся ли магнитный поток Ф, пронизывающий катушку:

а) во время движения магнита? _________________________________________

б) во время остановки? _________________________________________________

Напишите вывод о том, при каком условии в катушке возникал индукционный ток.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Почему при приближении магнита к катушке магнитный поток, пронизывающий эту катушку, менялся? (Вспомните от каких величин зависит Ф и одинаков ли модуль вектора В вблизи этого магнита и вдали от него).

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Проверьте, одинаковым или различным будет направление индукционного тока в катушке при приближении к ней магнита и при удалении от неё того же полюса магнита? ( о направлении тока в катушке можно судить по тому, в какую сторону от нулевого деления отклоняется стрелка миллиамперметра).

_________________________________________________________________________

  1. Приближайте полюс магнита к катушке с такой скоростью, чтобы стрелка миллиамперметра отклонялась не более чем на половину предельного значения его шкалы. Повторите тот же опыт, но при большей скорости движения магнита, чем в первом случае. Напишите:

При большей или меньшей скорости движения магнита относительно катушки магнитный поток Ф, пронизывающий эту катушку, менялся быстрее? ___________

При быстром или медленном изменении магнитного потока сквозь катушку в ней возникал больший по модулю ток? ______________

Напишите вывод о том, как зависит модуль силы индукционного тока, возникающего в катушке, от скорости изменения магнитного потока Ф, пронизывающего эту катушку.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Дополнительное задание.

  1. Соберите установку для опыта.










  1. На катушку с сердечником наденьте катушку-моток (катушка 1), к которой подключен миллиамперметр.

  2. Проверьте, возникает ли в катушке – мотке 1 индукционный ток в следующих случаях:

а) при замыкании и размыкании цепи, в которую включена катушка 2? __________

б) при протекании через катушку 2 постоянного тока? ______________________

в) при увеличении и уменьшении силы тока, протекающего через катушку 2, путем перемещения в соответствующую сторону движка реостата?___________________

  1. В каких из перечисленных в пункте 3 случаев меняется магнитный поток, пронизывающий катушку 1?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



ОЦЕНКА__________

9 класс Суздальцева Н.В. Л/Р № 5

Просмотр содержимого документа
«ЛР № 6 - детям»

Дата _____________ ФИ___________________________________________________ 9 «_____» класс

Лабораторная работа № 6 по теме:

«Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания».

Цель работы: наблюдение сплошного спектра с помощью стеклянных пластин со скошенными гранями и линейчатого спектра испускания с помощью двухтрубного спектроскопа.

Оборудование: проекционный аппарат, спектроскоп двухтрубный спектральные трубки с водородом, неоном или гелием, высоковольтный индуктор, источник питания, (эти приборы являются общими для всего класса), стеклянная пластина со скошенными гранями (выдается каждому).

Ход работы:


Таблица линейчатых спектров

Газ

Угол

Последовательность цветов

Отличия

Водород

600



450


Гелий

600



450


Неон

600



450



Таблица сплошного спектра.



Угол

Последовательность цветов

Отличие

Светлая вертикальная полоска

450



600



Напишите вывод о проделанной работе.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




9 класс/Суздальцева Н.В./Л/Р ОЦЕНКА ____________


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!