СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 16.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Фронтальные лабораторные работы в 7 классе

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описание фронтальных лабораторных работ по физике в 7 классе на уроках физики

Просмотр содержимого документа
«Фронтальные лабораторные работы в 7 классе»

Фронтальные лабораторные работы в 7 классе.

I. Измерение длины с помощью измерительной линейки. (§ 4 учебника Перышкина «Физика 7»)

Цель: научиться пользоваться приборами измерения длины.

Оборудование: линейка, измерительная лента, бруски из пластмассы, стали, алюминия.


Указания к работе.


  1. Определите цену деления данного прибора.

  2. Измерьте длину, ширину и толщину бруска.

  3. Запишите в тетрадь результаты измерений с учетом погрешности.


II. Измерение объема жидкости с помощью мензурки.

Цель: Изучение правил пользования мензуркой.

Оборудование: мензурка, стакан с водой.


Указания к работе.


  1. Определите цену деления мензурки.

  2. Налейте в мензурку воду и измерьте ее объем. Запишите результат в виде V = V ±1 см³ .

  3. Часть воды вылейте обратно в стакан и измерьте объем оставшейся воды V.

  4. Зная результаты двух измерений, вычислите объем воды, перелитой в стакан V = V – V.

  5. Налейте в мензурку некоторое количество воды и измерьте ее объем V.

  6. Вычислите объем долитой воды V = V – V.








III. Наблюдение делимости вещества.

Цель:

Оборудование: пробирка с кристаллами перманганата калия, пробирки с водой, стакан, палочка стеклянная, кусок мела.


Указания к работе.


  1. Опустите в пробирку с водой кристаллик марганцовки. Перемешивая воду палочкой, наблюдайте изменение ее цвета.

  2. Перелейте небольшую часть окрашенной воды во вторую пробирку с чистой водой и наблюдайте ее окрашивание.

  3. Повторите опыт с третьей пробиркой, и снова наблюдайте окрашивание воды.

  4. Сделайте вывод на основе проделанных опытов.


IV. Наблюдение диффузии.

Цель: наблюдать явления диффузии, сравнить скорости диффузии в газе и воде.

Оборудование: пробирка с ватой, смоченной нашатырным спиртом, пробирка с кристаллами перманганата калия, пробирка с водой, стакан, лист бумаги.


Указания к работе.


  1. Осторожно откройте пробирку с ватой. Что вы наблюдаете, объясните это явление.

  2. На лист бумаги налейте немного воды из пробирки и в середину капли опустите кристаллик марганцовки. Объясните явление.

  3. На основе проделанных опытов сделайте вывод о делимости вещества, непрерывном, беспорядочном движении их молекул, наличии промежутков между молекулами.






V. Молекулярное взаимодействие различных веществ.

Цель: Обнаружение на опыте сил взаимодействия между молекулами.

Оборудование: куски пластилина, парафина, резины, пластинки стеклянные, стакан с водой, спиртовка, спички.


Указания к работе.


  1. Возьмите два куска пластилина и прижмите друг к другу, наблюдайте их сцепление.

  2. Опустите стеклянные пластинки в стакан с водой. Выньте из воды и, соединив их, попытайтесь разъединить. Что вы можете сказать о силе притяжения между пластинами.

  3. Теперь прижмите друг к другу два куска парафина. Затем нагрейте их на спиртовке и снова прижмите друг к другу. Объясните наблюдаемое явление.

  4. Сделайте вывод о молекулярном взаимодействии различных веществ.



VI. Сравнение масс тел по результату их взаимодействия.

Цель: ознакомиться с методом измерения массы тела путем сравнения скоростей, приобретенных покоящимися телами в результате их взаимодействия.

Оборудование: бруски металлические одинакового размера (алюминиевый – 2 шт., стальной – 1 шт.), пинцет, нить с петлей на конце.

Указания к работе.


  1. Сравните массы двух брусков, имеющих одинаковые размеры.

  2. Расположите на столе два одинаковые алюминиевые бруски. Между ними поместите сжатый пинцет с нитью.

  3. Отметьте начальное положение брусков.

  4. Удерживая пинцет за ручку, сдергивайте за нить петлю.

Измерьте расстояние, на которое разлетаются бруски.

  1. Повторите опыт несколько раз, сделайте вывод.

  2. Наблюдайте опыт с алюминиевым и стальным брусками.

  3. Сравните массы тел по результату их взаимодействия.



VII. Измерение плотности жидкости.

Цель: познакомиться с методом измерения плотности жидкости и закрепить практические умения обращаться с весами и мензуркой.

Оборудование: весы с гирями, цилиндр измерительный, стакан с водой, стакан с раствором поваренной соли, колба коническая.


Указания к работе.


  1. Измерьте с помощью весов массу чистой колбы: m = …

  2. Налейте в мензурку воду, измерьте ее объем: V = … и перелейте в колбу.

  3. Затем измерьте массу колбы с водой: V =…

  4. Вычислите массу воды: m = …

  5. По формуле вычислите плотность воды: ρ =…

  6. Таким же способом измерьте плотность раствора поваренной соли.
















VIII. Наблюдение зависимости результата действия силы на тело от ее модуля, направление и точки приложения.

Цель: сформировать понятие о силе как векторной силе.

Оборудование: брусок деревянный, шнур резиновый.

Последовательность выполнения работы:


  1. а) Кладите на стол брусок, к крючку которого привязан резиновый шнур. Тяните за свободный конец шнура и резко отпустите. Заметьте пройденный путь.

б) Повторите опыт при большей силе натяжения. Также заметьте пройденный путь. Сделайте вывод о зависимости результата действия силы от ее модуля.

  1. Теперь действуйте на брусок с одинаковой по модулю силой, но направленной в разные стороны:

а) вдоль бруска

б) поперек бруска

в) вверх.

  1. Охарактеризуйте движение бруска в каждом случае и сделайте вывод о зависимости результата действия силы от ее направления.

  2. Ставьте брусок на стол наименьшей гранью и попытайтесь переместить его, прикладывая одинаковую по модулю и направлению силу с начала к нижней, затем к верхней части бруска. Опишите поведение бруска в каждом случае. Что можно сказать о зависимости результата действия силы от точки приложения.

  3. Изобразите графически силы, действующие на брусок в рассмотренных случаях.









IX. Изучение зависимости силы тяжести от массы тела.

Цель: убедиться в том, что сила тяжести в данном месте Земли пропорциональна массе тела.

Оборудование: динамометр, набор грузов, штатив.


Указания к работе:


  1. Укрепите динамометр вертикально в лапке штатива.

  2. Подвесьте к крючку динамометра сначала один, затем два, три и четыре груза массой по 100 г. каждый.

  3. Для каждой нагрузки запишите показания динамометра.

  4. Сделайте вывод о зависимости силы тяжести от массы тела.

























XI. Измерение давления твердого тела на опору.

Цель: убедиться в том, что результат действия силы на тело зависит не только от модуля, но и от площади поверхности.

Оборудование: динамометр, линейка, брусок деревянный.


Указания к работе:

  1. Измерьте с помощью динамометра силу давления бруска на стол (вес бруска): F=…

  2. Измерьте размеры бруска: длину l=…, ширину b=…, высоту h=…

  3. Вычислите площади граней бруска S =…, S =…

  4. Затем по формуле вычислите давления, которые производит брусок этими гранями на стол: p =…, p =…

  5. Результаты измерений и вычислений запишите в тетрадь.

  6. Сделайте вывод по полученным данным.



XII. Измерение давления газа.

Цель: научиться измерять давление газа с помощью жидкостного манометра.

Оборудование: индикатор давления, линейка, колба коническая-150 мл., закрытая пробкой с двумя отверстиями, кусочек пластилина.


Указания к работе:

  1. Ознакомьтесь с устройством и действием данного прибора.

  2. Закройте пластилином второе отверстие в пробке и нагрейте воздух в колбе руками.

  3. Наблюдайте изменение уровней воды в коленах индикатора. Избыточное давление воздуха в колбе вследствие его нагревания уравновешивается давлением водяного столба в индикаторе, высота которого равна разности уровней воды в его коленах.

  4. С помощью линейки измерьте разность высот водяного столба в индикаторе и вычислите избыточное давление воздуха в колбе.


XIII. Наблюдение плавания тел в зависимости от плотности вещества тела и жидкости.

Цель: выяснить условия плавания тел сплошного тела в жидкости в зависимости от плотности вещества тела и жидкости.

Оборудование: набор тел – деревянный брусок, алюминиевый цилиндр, кусок сырого картофеля, стакан с водой, стакан с насыщенным раствором поваренной соли, крючок металлический.


Указания к работе:

  1. Используя таблицу, определите плотности веществ данных тел и запишите в тетрадь.

  2. Опустите все исследуемые тела в оду и определите, какие из них плавают, какие тонут.

  3. Затем все тела переносите в насыщенный раствор соли.

  4. результаты наблюдений запишите в тетрадь.

  5. На их основе сделайте вывод.


XIV. Измерение плотности жидкости ареометром.

Цель: ознакомиться с одним из видов технических приборов для измерения плотности жидкости – ареометром и научиться пользоваться им.

Оборудование: ареометр, цилиндр измерительный, насыщенный раствор соли в колбе 150 мл, стаканы высокие, бумага фильтровальная.

Указания к работе:

  1. Рассмотрите устройство ареометра. Запишите максимальное и минимальное значения шкалы прибора и цену деления.

  2. Придерживая ареометр за верхнюю часть рукой, аккуратно погрузите его до дна цилиндра и постепенно подливайте воду, чтобы ареометр всплыл.

  3. Для отсчета по шкале глаз надо расположить на уровне поверхности жидкости. Заметьте соответствующее деление шкалы и запишите его в тетрадь.

  4. Таким же способом измерьте плотность насыщенного раствора соли.



XV. Измерение работы при перемещении тела.

Цель: научиться измерять работу силы, действующей по направлению движения тела.

Оборудование: лента измерительная, динамометр, трибометр, набор грузов.


Указания к работе:


  1. Измерьте с помощью динамометра вес бруска от трибометра: P =…

  2. Затем поднимите брусок равномерно вверх на высоту h = 50 см.

  3. Вычислите совершенную работу: А = …

  4. Кладите линейку на стол и с помощью динамометра перемещайте брусок равномерно вдоль линейки на такое же расстояние, как и в первом случае. Заметьте силу тяги: F=…

  5. Снова вычислите работу: А =…

  6. Повторите опыт еще 2-3 раза, нагружая брусок сначала одним, затем двумя, тремя грузами, и каждый раз вычислите работу силы тяги.



XVI. Измерение мощности при подъеме тела.

Цель: закрепить понятие мощности и формулу для ее расчета.

Оборудование: динамометр, лента измерительная, секундомер, трибометр.


Указания к работе:


  1. Измерьте вес бруска.

  2. Равномерно поднимите брусок на высоту линейки трибометра и измерьте время подъема.

  3. Затем, измерив высоту подъема, вычислите работу, затраченную на подъем бруска.

  4. Вычислите мощность, развиваемую при этом подъеме.

  5. Результаты измерений и вычислений запишите в тетрадь.

XVII. Измерение момента силы.

Цель: сформировать представление о том, что вращающее действие силы зависит от ее модуля и плеча.

Оборудование: динамометр, лента измерительная, желоб или металлический стержень от лабораторного штатива, петля из прочной нити.

Указания к работе:

  1. Расположите желоб горизонтально. На один его конец наденьте нитяную петлю, и зацепите динамометром.

  2. Придерживая рукой второй конец желоба, попытайтесь поднять его над столом.

  3. Измерьте динамометром силу, при которой желоб начинает вращаться: F =…

  4. Измерьте плечо этой силы: l =… и вычислите ее момент: М =…

  5. Затем приложите такую же силу к середине желоба.

  6. Постепенно увеличивая действующую силу, добейтесь вращения желоба вокруг горизонтальной оси.

  7. Измерив эту силу и ее плечо, вычислите момент силы: М =…

  8. Сравните числовые значения моментов сил и сделайте вывод.


XVIII. Проверка равенства работ на рычаге.

Цель: доказать равенство работ сил, действующих на рычаг, и подтвердить справедливость «золотого правила» механики.

Оборудование: рычаг, набор грузов, линейка измерительная, штатив.

Указания к работе:

  1. Подвесьте рычаг на штатив и установите его в горизонтальном положении.

  2. К левой части рычага подвесьте 3 груза, а к правой – 1.

  3. Перемещая грузы, приведите рычаг в равновесие.

  4. Поверните рычаг на некоторый угол в вертикальной плоскости и измерьте пути, пройденные точками приложения сил тяжести.

  5. Используя результаты измерений, вычислите работы обеих сил.

  6. Сравните значения работ и сделайте вывод.

XIX. Измерение потенциальной энергии поднятого тела.

Цель: ознакомиться со способом измерения потенциальной энергии поднятого тела, раскрыть связь энергии с работой.

Оборудование: динамометр, лента измерительная, брусок деревянный от трибометра.


Указания к работе:


  1. Измерьте вес бруска: P =… и высоту его расположения относительно пола: h =…

  2. Вычислите энергию, равную работе, затраченной на подъем бруска: E =…

  3. Затем равномерно поднимите брусок на некоторую высоту над столом и снова вычислите его потенциальную энергию относительно стола и пола: E =… и E =…

  4. Результаты измерений и вычислений запишите в тетрадь.



XX. Наблюдение зависимости кинетической энергии тела от его скорости и массы.

Цель: убедиться в том, что движущееся тело может совершить работу и что его кинетическая энергия зависит от его скорости и массы.

Оборудование: шары разной массы, желоб, брусок деревянный, лента измерительная, штатив.


Указания к работе:


  1. Укрепите желоб в наклонном положении при помощи штатива.

  2. К нижнему краю желоба приставьте брусок.

  3. Кладите на середину желоба шарик меньшей массы, и отпустите его.

  4. Измерьте расстояние, на которое переместился брусок.

  5. Повторите опыт, пустив шарик с верхнего конца желоба. Снова измерьте расстояние.

  6. Повторите п.3 с шариком большей массы, измерьте расстояние.

  7. На основании результатов опытов сделайте вывод.


XXI. Наблюдение превращения потенциальной энергии в кинетическую и обратно при колебаниях тела, подвешенного на нити и на резиновом шнуре.

Оборудование: шарик с нитью, цилиндр металлический, ,шнур резиновый.



Указания к работе:


  1. Наблюдая за колебаниями шарика на нити, ответьте на вопросы:

    • Какие превращения энергии происходят при колебаниях шарика?

    • В каких положениях шарик имеет наибольшую и наименьшую потенциальную энергию относительно положения равновесия?

    • В каких положениях шарик имеет наибольшую и наименьшую кинетическую энергию относительно положения равновесия?

    • Какие превращения энергии происходят при движении шарика вверх, вниз?

    • Почему колебания шарика с течением времени затухают?


  1. Проделайте опыт с цилиндром на резиновом шнуре и ответьте на аналогичные вопросы.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс