СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 25.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лабораторная работа № 2 “Определение размеров малых тел”-7 класс

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лабораторная работа  № 2  “Определение размеров малых тел”

Форма учебного занятия: Фронтальная  лабораторная работа

ЦЕЛИ урока:

Учащиеся должны приобрести практические навыки измерения размера малых тел способом рядов, научиться обобщить знания по вопросу о методах измерения физических величин, оценить свои умения применять знания о точности измерения, познакомиться с “методом рядов”. Закрепить навык перевода дополнительных единиц длин в систему СИ, приобрести навык определения цены деления шкалы прибора. Научиться оформлять результаты работы в виде таблиц и схем.

ЗАДАЧИ урока:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

Познакомить учащихся с основными этапами деятельности при использовании метода рядов.

Продолжить работу по формированию умения составлять таблицы при систематизации и обобщении знаний, формированию навыков самоконтроля. Подчеркнуть важность умения  измерять линейные размеры и объем малых тел.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

Подчеркнуть взаимосвязь размеров и объема тела, ограниченность применения знаний на эмпирическом уровне общения. Содействовать формированию мировоззренческой идеи познаваемости явлений и свойств окружающего мира.

РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ:

Продолжить работу по формированию умений: выполнять измерения физических величин, сравнивать величины, считывать показания приборов, определять погрешность измерений, выполнять запись считанных показаний физических величин, обобщать опытные данные на основе имеющихся знаний.

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Лабораторная работа № 2 “Определение размеров малых тел”-7 класс»

2





Урок 6. Лабораторная работа № 2
“Определение размеров малых тел”

Форма учебного занятия: Фронтальная лабораторная работа

ЦЕЛИ урока:

Учащиеся должны приобрести практические навыки измерения размера малых тел способом рядов, научиться обобщить знания по вопросу о методах измерения физических величин, оценить свои умения применять знания о точности измерения, познакомиться с “методом рядов”. Закрепить навык перевода дополнительных единиц длин в систему СИ, приобрести навык определения цены деления шкалы прибора. Научиться оформлять результаты работы в виде таблиц и схем.

ЗАДАЧИ урока:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

Познакомить учащихся с основными этапами деятельности при использовании метода рядов.

Продолжить работу по формированию умения составлять таблицы при систематизации и обобщении знаний, формированию навыков самоконтроля. Подчеркнуть важность умения измерять линейные размеры и объем малых тел.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

Подчеркнуть взаимосвязь размеров и объема тела, ограниченность применения знаний на эмпирическом уровне общения. Содействовать формированию мировоззренческой идеи познаваемости явлений и свойств окружающего мира.

РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ:

Продолжить работу по формированию умений: выполнять измерения физических величин, сравнивать величины, считывать показания приборов, определять погрешность измерений, выполнять запись считанных показаний физических величин, обобщать опытные данные на основе имеющихся знаний.

Основное содержание урока

Оборудование: линейка, пшено, горох, гречка фотография молекул.

Задания учащимся:

Выполнить работу по предложенной в учебнике инструкции.

Вопросы для контроля уровня усвоения УМ
  1. В вашем распоряжении ученическая линейка. Приведите примеры тел, размеры которых нельзя ею определить. Почему?

  2. Приведите примеры применения метода рядов для измерения размеров малых тел.

Задания для расширения и углубления УМ
  1. Какие приборы известны вам для определения размеров тел меньших 1 мм?

  2. В вашем распоряжении метровая линейка (цена деления 10 см), попытайтесь с ее помощью определить ширину зазора (толщина раствора) между отдельными кирпичами каменной кладки.

Вопросы для обсуждения
  • Как, пользуясь методом рядов, определить с высокой точностью диаметр дробинки?

  • Можно ли применить метод рядов к определению объема горошины?

  • Можно ли применить метод рядов к определению размеров молекулы? Поясните, почему?

  • Определите “размер” человека (в горизонтальной плоскости) с помощью автобуса или тесного тамбура.

Проблемы
  1. Как измерить диаметр швейной иглы с высокой точностью?

  2. Грифель карандаша (его сердечник) при выполнении чертежа на бумаге оставляет след. Как определить “ширину” следа карандаша? А толщину?

  3. К вашему сведению: в телефонную будку вмешается 12 человек. А сколько в “Запорожец”? Приемлем ли метод рядов к этим ситуациям. Что в этом случае методом рядов измеряется?

Проекты
  1. Нитки (для шитья) различаются толщиной и соответствующим образом маркируются (по номерам, № 10, № 40 и т.д.) Переведите номера на понятный простому человеку язык.

  2. Грифель карандаша (его сердечник) при выполнении чертежа на бумаге оставляет след. Как определить “толщину” (не путать с шириной) следа карандаша?

Домашнее задание

А) Доработать отчет о лабораторной работе в тетради + + составить и записать одно предложение, объединив с помощью союза «поэтому» 2 утверждения: 1. В случае утечки газа запах его через некоторое время распространяется по всей квартире. 2. Молекулы движутся непрерывно и хаотично. Какое из утверждений является причиной, а какое следствием?

К сведению учителя. А.с. 272 663: Способ определения размера макрочастиц с подачей их на заряженную поверхность, отличающийся тем, что с целью повышения точности измерения, определяют интенсивность световой вспышки, сопровождающей электрический пробой между заряженной поверхностью и приближающейся к ней частицей и по интенсивности судят о размере частицы.

Эффект Максвелла.

Так называют возникновение оптической анизотропии (двойного лучепреломления) в потоке жидкости. Этот эффект обусловлен двумя причинами: преимущест­венной ориентацией частиц жидкости или растворенного в ней ве­щества (полной ориентации мешает броуновское движение) и их де­формацией, которые возникают под действием гидродинамических сил при относительном смещении прилежащих слоев жидкости. В основном возникновение градиента скоростей в потоке определяется тормо­зящим воздействием стенок (например, трубы). Отсутствие в жидкости напряжений упругой дефор­мации компенсируется ее "динамизацией", приведением ее в дви­жение, что создает деформацию отдельных молекул.

Величина эффекта Максвелла зависит, в частности от формы и размеров частиц, что позволяет использовать его для измерения этих величин. Практическое применение эффекта в основном лежит, в об­ласти тонких исследований физиологических объектов, таких, как оп­ределение размеров ряда вирусов, изучение структуры многих бел­ковых молекул и др.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!