2
Урок 6. Лабораторная работа № 2 “Определение размеров малых тел” Форма учебного занятия: Фронтальная лабораторная работа
ЦЕЛИ урока:
Учащиеся должны приобрести практические навыки измерения размера малых тел способом рядов, научиться обобщить знания по вопросу о методах измерения физических величин, оценить свои умения применять знания о точности измерения, познакомиться с “методом рядов”. Закрепить навык перевода дополнительных единиц длин в систему СИ, приобрести навык определения цены деления шкалы прибора. Научиться оформлять результаты работы в виде таблиц и схем.
ЗАДАЧИ урока:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
Познакомить учащихся с основными этапами деятельности при использовании метода рядов.
Продолжить работу по формированию умения составлять таблицы при систематизации и обобщении знаний, формированию навыков самоконтроля. Подчеркнуть важность умения измерять линейные размеры и объем малых тел.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
Подчеркнуть взаимосвязь размеров и объема тела, ограниченность применения знаний на эмпирическом уровне общения. Содействовать формированию мировоззренческой идеи познаваемости явлений и свойств окружающего мира.
РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ:
Продолжить работу по формированию умений: выполнять измерения физических величин, сравнивать величины, считывать показания приборов, определять погрешность измерений, выполнять запись считанных показаний физических величин, обобщать опытные данные на основе имеющихся знаний.
Основное содержание урока Оборудование: линейка, пшено, горох, гречка фотография молекул.
Задания учащимся:
Выполнить работу по предложенной в учебнике инструкции.
Вопросы для контроля уровня усвоения УМ -
В вашем распоряжении ученическая линейка. Приведите примеры тел, размеры которых нельзя ею определить. Почему?
-
Приведите примеры применения метода рядов для измерения размеров малых тел.
Задания для расширения и углубления УМ -
Какие приборы известны вам для определения размеров тел меньших 1 мм?
-
В вашем распоряжении метровая линейка (цена деления 10 см), попытайтесь с ее помощью определить ширину зазора (толщина раствора) между отдельными кирпичами каменной кладки.
Вопросы для обсуждения -
Как, пользуясь методом рядов, определить с высокой точностью диаметр дробинки?
-
Можно ли применить метод рядов к определению объема горошины?
-
Можно ли применить метод рядов к определению размеров молекулы? Поясните, почему?
-
Определите “размер” человека (в горизонтальной плоскости) с помощью автобуса или тесного тамбура.
Проблемы -
Как измерить диаметр швейной иглы с высокой точностью?
-
Грифель карандаша (его сердечник) при выполнении чертежа на бумаге оставляет след. Как определить “ширину” следа карандаша? А толщину?
-
К вашему сведению: в телефонную будку вмешается 12 человек. А сколько в “Запорожец”? Приемлем ли метод рядов к этим ситуациям. Что в этом случае методом рядов измеряется?
Проекты -
Нитки (для шитья) различаются толщиной и соответствующим образом маркируются (по номерам, № 10, № 40 и т.д.) Переведите номера на понятный простому человеку язык.
-
Грифель карандаша (его сердечник) при выполнении чертежа на бумаге оставляет след. Как определить “толщину” (не путать с шириной) следа карандаша?
Домашнее задание А) Доработать отчет о лабораторной работе в тетради + + составить и записать одно предложение, объединив с помощью союза «поэтому» 2 утверждения: 1. В случае утечки газа запах его через некоторое время распространяется по всей квартире. 2. Молекулы движутся непрерывно и хаотично. Какое из утверждений является причиной, а какое следствием?
К сведению учителя. А.с. 272 663: Способ определения размера макрочастиц с подачей их на заряженную поверхность, отличающийся тем, что с целью повышения точности измерения, определяют интенсивность световой вспышки, сопровождающей электрический пробой между заряженной поверхностью и приближающейся к ней частицей и по интенсивности судят о размере частицы.
Эффект Максвелла.
Так называют возникновение оптической анизотропии (двойного лучепреломления) в потоке жидкости. Этот эффект обусловлен двумя причинами: преимущественной ориентацией частиц жидкости или растворенного в ней вещества (полной ориентации мешает броуновское движение) и их деформацией, которые возникают под действием гидродинамических сил при относительном смещении прилежащих слоев жидкости. В основном возникновение градиента скоростей в потоке определяется тормозящим воздействием стенок (например, трубы). Отсутствие в жидкости напряжений упругой деформации компенсируется ее "динамизацией", приведением ее в движение, что создает деформацию отдельных молекул.
Величина эффекта Максвелла зависит, в частности от формы и размеров частиц, что позволяет использовать его для измерения этих величин. Практическое применение эффекта в основном лежит, в области тонких исследований физиологических объектов, таких, как определение размеров ряда вирусов, изучение структуры многих белковых молекул и др.