СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лабораторные работы для 7 класса

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1. Определение цены деления измерительного прибора
  2. Определение размеров малых тел способом рядов
  3. Измерение массы тела на рычажных весах
  4. Измерение объема тела
  5. Определение плотности вещества твердого тела
  6. Исследование  зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины
  7. Определение выталкивающей силы, действующей

 на погруженное в жидкость тело

  1. Выяснение условий плавания тел в жидкости
  2. Выяснение условия равновесия рычага
  3. Определение КПД при  подъеме тела по наклонной плоскости
  4. Исследование связи кинетической энергии тела с его скоростью.

Просмотр содержимого документа
«Лабораторные работы для 7 класса»

Лабораторные работы для 7класса  по физике. Составитель: Учитель физики 1 кат. Затесова Н.В. МАОУ НТГО «СОШ №3»

Лабораторные работы для 7класса по физике.

Составитель:

Учитель физики 1 кат.

Затесова Н.В.

МАОУ НТГО «СОШ №3»

Инструктаж  по технике безопасности. Во время работы будьте внимательны. Приступайте к выполнению работы с разрешения учителя. Не ставьте оборудование на край стола. Не пользуйтесь сломанным оборудованием. Не переставляйте оборудование на другие столы. По окончанию работы сдайте оборудование учителю.

Инструктаж по технике безопасности.

  • Во время работы будьте внимательны.
  • Приступайте к выполнению работы с разрешения учителя.
  • Не ставьте оборудование на край стола.
  • Не пользуйтесь сломанным оборудованием.
  • Не переставляйте оборудование на другие столы.
  • По окончанию работы сдайте оборудование учителю.
Лабораторная работа №1 Определение цены деления измерительного прибора Цель работы:  определить цену деления измерительного цилиндра ( мензурки), научиться пользоваться им и определять с его помощью объем жидкости. Оборудование:   измерительный цилиндр (мензурка)  стакан с водой  небольшая колба  пузырек 100 90 80 70 60 50 40 30 20 10

Лабораторная работа №1

Определение цены деления измерительного прибора

Цель работы: определить цену деления измерительного цилиндра ( мензурки), научиться пользоваться им и определять с его помощью объем жидкости.

Оборудование:

  • измерительный цилиндр (мензурка)
  • стакан с водой
  • небольшая колба
  • пузырек

100

90

80

70

60

50

40

30

20

10

Правила техники безопасности.  Внимательно прочитайте правила.  Осторожно! Стекло! Будьте осторожны при работе со стеклянной посудой. Помните, стекло – хрупкий материал, легко трескается при ударах и резкой перемене температуры. 3

Правила техники безопасности.

Внимательно прочитайте правила.

Осторожно! Стекло! Будьте осторожны

при работе со стеклянной посудой.

Помните, стекло – хрупкий материал,

легко трескается при ударах и резкой

перемене температуры.

3

Ход работы:  мл Общая работа. 100 Записи в тетради 1. Рассмотрите мензурку.  Ответьте на вопросы: 1. 1) а) ______  б) ______  2) а) ______  б) ______  2. _________  3. _________ 90 Какой объем жидкости вмещает  мензурка, если жидкость налита:  а) до верхнего штриха;  б) до первого снизу штриха, обозначенного числом, отличным от нуля? 2) какой объем жидкости помещается:  а) между 2-м и 3-м штрихами,  обозначенным числами;  б) между соседними ( самыми близкими) штрихами мензурки? 2. Как называется последняя  вычисленная вами величина?   80 70 60 50 40 30 30 Индивидуальная работа . 3. Рассмотрите рисунок 7 учебника и определите цену деления изображенной на нем мензурки. 20 20 10 30 - 20 = 1 (мл/дел) 10

Ход работы:

мл

Общая работа.

100

Записи в тетради

1. Рассмотрите мензурку.

Ответьте на вопросы:

1.

1) а) ______

б) ______

2) а) ______

б) ______

2. _________

3. _________

90

  • Какой объем жидкости вмещает

мензурка, если жидкость налита:

а) до верхнего штриха;

б) до первого снизу штриха, обозначенного числом, отличным от нуля?

2) какой объем жидкости помещается:

а) между 2-м и 3-м штрихами,

обозначенным числами;

б) между соседними ( самыми близкими) штрихами мензурки?

2. Как называется последняя

вычисленная вами величина?

80

70

60

50

40

30

30

Индивидуальная работа .

3. Рассмотрите рисунок 7 учебника и определите цену деления изображенной на нем мензурки.

20

20

10

30 - 20

= 1 (мл/дел)

10

4. Налейте в мензурку воды, определите и запишите, чему равен объем налитой воды. 100 5. Налейте полный стакан воды, потом осторожно  перелейте воду в измерительный цилиндр .  Определите и запишите, чему равен объем налитой  воды. Вместимость стакана будет такой же. 90 80 6. Таким же образом определите вместимость колбы и пузырька. 70 7. Результаты измерений запишите в таблицу. 60 Записи в тетради 50 № опыта 1. Название сосуда Объем жидкости, 2. Стакан 3. Вместимость Колба  см 3 сосуда, см 3 Пузырек 40 30 20 10 Вывод:  Сегодня на лабораторной работе я научился …  (см. цель работы)

4. Налейте в мензурку воды, определите и запишите, чему равен объем налитой воды.

100

5. Налейте полный стакан воды, потом осторожно

перелейте воду в измерительный цилиндр .

Определите и запишите, чему равен объем налитой

воды. Вместимость стакана будет такой же.

90

80

6. Таким же образом определите вместимость

колбы и пузырька.

70

7. Результаты измерений запишите в таблицу.

60

Записи в тетради

50

опыта

1.

Название сосуда

Объем жидкости,

2.

Стакан

3.

Вместимость

Колба

см 3

сосуда, см 3

Пузырек

40

30

20

10

Вывод: Сегодня на лабораторной работе я научился …

(см. цель работы)

Дополнительное задание: Найдите цену деления и снимите показания стрелки.  Цена деления ____________________  Показания стрелки _______________ 1 2  Цена деления ___________________  Показания стрелки _______________ 3  Цена деления ___________________

Дополнительное задание:

Найдите цену деления и снимите показания стрелки.

Цена деления ____________________

Показания стрелки _______________

1

2

Цена деления ___________________

Показания стрелки _______________

3

Цена деления ___________________

Лабораторная работа №2 Определение размеров малых тел способом рядов Цель работы:  научиться выполнять измерения способом рядов. Оборудование:  линейка, крупа.

Лабораторная работа №2

Определение размеров малых тел способом рядов

Цель работы: научиться выполнять измерения

способом рядов.

Оборудование: линейка, крупа.

Количество Длина ряда Ход работы:  Общая работа. 1. Положите вплотную к линейке несколько (15 – 20 штук) горошин в ряд.  2. Измерьте длину ряда и вычислите диаметр одной горошины. 0 10 30 40 20 Длина ряда Размер 1 горошины = количество Индивидуальная работа. 2. Определите таким же способом размер крупинки пшена ( гречки, риса)

Количество

Длина ряда

Ход работы:

Общая работа.

1. Положите вплотную к линейке несколько (15 – 20 штук) горошин

в ряд.

2. Измерьте длину ряда и вычислите диаметр одной горошины.

0

10

30

40

20

Длина ряда

Размер 1 горошины =

количество

Индивидуальная работа.

2. Определите таким же способом размер крупинки пшена

( гречки, риса)

3. Определите способом рядов диаметр молекулы по фотографии  ( рисунок 178, увеличение равно 70 000) .  Данные всех опытов и полученные результаты занесите в таблицу: № опыта Число частиц в ряду 1. горох Длина ряда, 2 . пшено мм Размер одной частицы, мм 3. молекула На фотографии Истинный размер Вывод:  Сегодня на лабораторной работе я научился … (см. цель работы)

3. Определите способом рядов диаметр молекулы по фотографии

( рисунок 178, увеличение равно 70 000) .

Данные всех опытов и полученные результаты занесите в таблицу:

опыта

Число частиц в ряду

1. горох

Длина ряда,

2 . пшено

мм

Размер одной частицы, мм

3. молекула

На фотографии

Истинный размер

Вывод: Сегодня на лабораторной работе я научился … (см. цель работы)

Лабораторная работа №3 500 200 200 Измерение массы тела на рычажных весах Цель работы:  научиться пользоваться рычажными весами и с их помощью определять массу тел. Оборудование:   весы с разновесами  набор тел разной массы   100 50 20 5 20 10

Лабораторная работа №3

500

200

200

Измерение массы тела на рычажных весах

Цель работы: научиться пользоваться рычажными весами и с их помощью определять массу тел.

Оборудование:

  • весы с разновесами
  • набор тел разной массы

100

50

20

5

20

10

Правила техники безопасности.  Внимательно прочитайте правила и выполняйте их. 1.Будьте осторожны с весами. Придерживайтесь правил взвешивания. 2.На столе не должно быть посторонних предметов. 3.Установите весы посередине стола. 4.Не теряйте гирьки и разновесы, тем более, не кладите их в рот!!!

Правила техники безопасности.

Внимательно прочитайте правила и выполняйте их.

1.Будьте осторожны с весами. Придерживайтесь правил взвешивания.

2.На столе не должно быть посторонних предметов.

3.Установите весы посередине стола.

4.Не теряйте гирьки и разновесы, тем более, не кладите их в рот!!!

Правила взвешивания Убедиться, что весы уравновешены. При необходимости  уравновесить их, используя кусочки пластилина.   2. Взвешиваемое тело осторожно кладут на левую чашку весов, а гири – на правую. 3. Нельзя взвешивать более тяжелые тела, чем указанная на весах  предельная нагрузка 4. Положив тело на левую чашку, на правую кладут гирю, имеющую  немного большую массу, чем масса тела, иначе мелких гирь может  не хватить. Если гиря перетягивает, то ее заменяют более легкой. 5. Уравновесив тело, подсчитывают общую массу гирь, лежащих на чашке.  Затем переносят гири с чашки весов в футляр, проверяя их комплектацию.

Правила взвешивания

  • Убедиться, что весы уравновешены. При необходимости

уравновесить их, используя кусочки пластилина.

2. Взвешиваемое тело осторожно кладут на левую чашку весов, а гири – на правую.

3. Нельзя взвешивать более тяжелые тела, чем указанная на весах

предельная нагрузка

4. Положив тело на левую чашку, на правую кладут гирю, имеющую

немного большую массу, чем масса тела, иначе мелких гирь может

не хватить. Если гиря перетягивает, то ее заменяют более легкой.

5. Уравновесив тело, подсчитывают общую массу гирь, лежащих на чашке.

Затем переносят гири с чашки весов в футляр, проверяя их комплектацию.

Ход работы:  Практическая часть Придерживаясь правил взвешивания,  измерьте массу нескольких твердых  тел с точностью до 0,1 г. Результаты измерений запишите  в таблицу: 20 № опыта 1. Масса тела, г 2. 3. Вывод:  Сегодня на лабораторной работе я научился … (см. цель работы)

Ход работы:

Практическая часть

  • Придерживаясь правил взвешивания,

измерьте массу нескольких твердых

тел с точностью до 0,1 г.

  • Результаты измерений запишите

в таблицу:

20

опыта

1.

Масса тела, г

2.

3.

Вывод: Сегодня на лабораторной работе я научился … (см. цель работы)

Дополнительное задание: 1.Какая физическая величина определяется с помощью рычажных весов? 2. В каких единицах она измеряется (назовите все, а основную подчеркните)? 3. Выполните упражнения:  8,4 т =…….кг  500 мг =……….г 0,5 т =…….кг  120 мг =……….г  125 г =……..кг  60 мг =………..г 100 г + 20г + 2г + 1г + 500 мг + 200 мг =……….г 20г + 10г + 1г + 200 мг + 100 мг =………..г

Дополнительное задание:

1.Какая физическая величина определяется с помощью

рычажных весов?

2. В каких единицах она измеряется (назовите все, а основную подчеркните)?

3. Выполните упражнения:

8,4 т =…….кг 500 мг =……….г

0,5 т =…….кг 120 мг =……….г

125 г =……..кг 60 мг =………..г

100 г + 20г + 2г + 1г + 500 мг + 200 мг =……….г

20г + 10г + 1г + 200 мг + 100 мг =………..г

Лабораторная работа №4 Измерение объема тела Цель работы:  научиться определять объем тела с помощью  измерительного цилиндра (мензурки). Оборудование:  измерительный цилиндр  разные тела,  нитки,  серебристый цилиндр,  параллелепипед.   100 90 80 ? 70 60 50 40 30 20 10

Лабораторная работа №4

Измерение объема тела

Цель работы: научиться определять объем тела с помощью

измерительного цилиндра (мензурки).

Оборудование:

  • измерительный цилиндр
  • разные тела,
  • нитки,
  • серебристый цилиндр,
  • параллелепипед.

100

90

80

?

70

60

50

40

30

20

10

Правила техники безопасности.  Внимательно прочитайте правила и  выполняйте их.  Осторожно! Стекло! Будьте осторожны при работе со стеклянной посудой. Помните, стекло – хрупкий материал, легко трескается при ударах и резкой перемене температуры. 16

Правила техники безопасности.

Внимательно прочитайте правила и

выполняйте их.

Осторожно! Стекло! Будьте осторожны

при работе со стеклянной посудой.

Помните, стекло – хрупкий материал,

легко трескается при ударах и резкой

перемене температуры.

16

Ход работы:  100 100 1. Определите цену деления мензурки. 90 90 80 80 70 70 2. Налейте в мензурку столько воды,  чтобы тело можно было полностью  погрузить в воду , и измерьте ее объем V 1. 60 60 50 50  3. Опустите тело в воду, удерживая его за нить, и снова измерьте объем жидкости V 2.    40 40 30 30 20 20 10 10 4. Проделайте опыты с другими телами.

Ход работы:

100

100

1. Определите цену деления мензурки.

90

90

80

80

70

70

2. Налейте в мензурку столько воды,

чтобы тело можно было полностью

погрузить в воду , и измерьте ее объем V 1.

60

60

50

50

3. Опустите тело в воду, удерживая его за нить, и снова измерьте объем жидкости V 2.

40

40

30

30

20

20

10

10

4. Проделайте опыты с другими телами.

5. Результаты измерений запишите в таблицу № опыта Название тела 1. Начальный объем жидкости Серебристый цилиндр 2. 3. V 1 , см  3 Объем жидкости и тела  V 2 , см  3 Объем тела V , см  3  V  = V 2 -  V 1 Вывод:  Сегодня на лабораторной работе я научился …

5. Результаты измерений запишите в таблицу

опыта

Название тела

1.

Начальный объем жидкости

Серебристый цилиндр

2.

3.

V 1 , см 3

Объем жидкости и тела

V 2 , см 3

Объем тела

V , см 3

V = V 2 - V 1

Вывод: Сегодня на лабораторной работе я научился …

Дополнительное задание: 1. Какую физическую величину измеряют с помощью мензурки? 2. В каких единицах она измеряется (напишите все, основную подчеркните) 3. Переведите: ■ 1 м 3 =……см 3 1 см 3 =……м 3 0,5 м 3 =…….см 3 100 см 3 =  …….м 3 0,01 м 3 = ……см 3 5000 см 3 =  ……..м 3   Примечание:  1 мл = 1 см 3 .

Дополнительное задание:

1. Какую физическую величину измеряют с помощью мензурки?

2. В каких единицах она измеряется (напишите все, основную подчеркните)

3. Переведите:

1 м 3 =……см 3 1 см 3 =……м 3

0,5 м 3 =…….см 3 100 см 3 = …….м 3

0,01 м 3 = ……см 3 5000 см 3 = ……..м 3

Примечание: 1 мл = 1 см 3 .

Лабораторная работа №5 500 200 Определение плотности вещества твердого тела Цель работы:  научиться определять плотность вещества твердого тела с помощью весов и измерительного цилиндра (мензурки). Оборудование:  измерительный цилиндр  цилиндр,  весы с разновесами  нитки   100 90 80 70 ? 60 50 100 40 20 50 30 5 20 10

Лабораторная работа №5

500

200

Определение плотности вещества твердого тела

Цель работы: научиться определять плотность вещества твердого тела с помощью весов и измерительного цилиндра (мензурки).

Оборудование:

  • измерительный цилиндр
  • цилиндр,
  • весы с разновесами
  • нитки

100

90

80

70

?

60

50

100

40

20

50

30

5

20

10

Правила техники безопасности. Внимательно прочитайте правила и  выполняйте их. Будьте осторожны при работе со стеклянной посудой. Помните, что стекло хрупкий и опасный материал, легко трескается при ударе. Будьте внимательны при работе с весами, не теряйте гирьки. Установите весы на середине стола. Будьте аккуратны при работе с водой.

Правила техники безопасности.

Внимательно прочитайте правила и

выполняйте их.

  • Будьте осторожны при работе со стеклянной посудой. Помните, что стекло хрупкий и опасный материал, легко трескается при ударе.
  • Будьте внимательны при работе с весами, не теряйте гирьки. Установите весы на середине стола.
  • Будьте аккуратны при работе с водой.
Ход работы:  Практическая часть 1. Измерьте массу тела на весах . 2. Измерьте объем тела с помощью  мензурки . 100 90 80 70 20 60 V 50 3. Рассчитайте плотность вещества , из которого состоит тело, по формуле: 40 30 20 10

Ход работы:

Практическая часть

1. Измерьте массу тела на весах .

2. Измерьте объем тела с помощью

мензурки .

100

90

80

70

20

60

V

50

3. Рассчитайте плотность вещества , из которого

состоит тело, по формуле:

40

30

20

10

4. Проделайте то же самое с другим телом. Данные измерений и  вычислений занесите в таблицу: Название вещества Масса тела, 1.  m , г Объем тела, 2. Плотность вещества V, см 3 Указания по заполнению таблицы:  Для перевода плотности из г/ см 3 в кг/м 3 воспользуйтесь примером:   2. Для правильного определения названия вещества, из которого состоит тело, воспользуйтесь данными таблицы на стр.50 учебника , выбирая то вещество, значение плотности которого либо полностью совпадает с вашим значением, либо незначительно от него отличается.  Вывод:  Сегодня на лабораторной работе я научился … (см. цель работы)

4. Проделайте то же самое с другим телом. Данные измерений и

вычислений занесите в таблицу:

Название вещества

Масса тела,

1.

m , г

Объем тела,

2.

Плотность вещества

V, см 3

Указания по заполнению таблицы:

  • Для перевода плотности из г/ см 3 в кг/м 3 воспользуйтесь примером:

2. Для правильного определения названия вещества, из которого состоит тело, воспользуйтесь данными таблицы на стр.50 учебника , выбирая то вещество, значение плотности которого либо полностью совпадает с вашим значением, либо незначительно от него отличается.

Вывод: Сегодня на лабораторной работе я научился … (см. цель работы)

Дополнительное задание: Плотность вещества - это…. 2. Формула плотности: 3. Единицы плотности: 4. Выполните упражнение: 1 г/см 3 = ___________ кг/м 3 .   25г/см 3 = ___________ кг/м 3 . .

Дополнительное задание:

  • Плотность вещества - это….

2. Формула плотности:

3. Единицы плотности:

4. Выполните упражнение:

1 г/см 3 = ___________ кг/м 3 .

 

25г/см 3 = ___________ кг/м 3 .

.

Лабораторная работа №6 Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины  Цель работы: найти жесткость пружины измерением удлинения пружины при различных значениях силы, действующей на нее. Оборудование: пружина, штатив с лапкой и муфтой, линейка, грузы.

Лабораторная работа №6

Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины

Цель работы: найти жесткость пружины измерением удлинения пружины при различных значениях силы, действующей на нее.

Оборудование: пружина, штатив с лапкой и муфтой, линейка, грузы.

Правила техники безопасности  Внимательно прочитайте правила и выполняйте их . Будьте осторожны при работе с растянутой пружиной. Не роняйте и не бросайте грузы.

Правила техники безопасности

Внимательно прочитайте правила и выполняйте их .

  • Будьте осторожны при работе с растянутой пружиной.
  • Не роняйте и не бросайте грузы.
Ход работы:  1.Укрепите пружину в лапке штатива.  Измерьте её длину– это будет начальная длина пружины Х 0 . 2.Подвесьте к пружине груз массой 100 г .  На этот груз действует сила тяжести приближенно  равная 1Н. Такая же сила упругости возникает и в пружине.  Измерьте новую длину пружины Х . 3. Затем подвешивайте к пружине второй, третий грузы, каждый раз измеряя новую длину пружины.

Ход работы:

1.Укрепите пружину в лапке штатива.

Измерьте её длину– это будет начальная длина пружины Х 0 .

2.Подвесьте к пружине груз массой 100 г .

На этот груз действует сила тяжести приближенно

равная 1Н. Такая же сила упругости возникает и в пружине.

Измерьте новую длину пружины Х .

3. Затем подвешивайте к пружине

второй, третий грузы, каждый

раз измеряя новую длину пружины.

F,H ΔX,м 1 2 3 4  По результатам измерений постройте график зависимости силы упругости от удлинения. Масштаб: 1 см - 1Н  F упр , Н 1 Δ х, м

F,H

ΔX,м

1

2

3

4

  • По результатам измерений постройте график зависимости
  • силы упругости от удлинения.

Масштаб: 1 см - 1Н

F упр , Н

1

Δ х, м

Определите жёсткость пружины по формуле Для этого возьмите любую точку на графике. Вывод:

Определите жёсткость пружины по формуле

Для этого возьмите любую точку на графике.

Вывод:

Дополнительное задание: 1.Выполните упражнения: 1кН =…Н  25000 Н =…кН 0,5 кН =…Н  3700 Н =…кН 1,7 кН =…Н  400 Н =…кН 2.Нарисуйте векторы силы тяжести и веса тела, вспомнив не только, куда они направлены, но и к какой точке приложены.

Дополнительное задание:

1.Выполните упражнения:

1кН =…Н 25000 Н =…кН

0,5 кН =…Н 3700 Н =…кН

1,7 кН =…Н 400 Н =…кН

2.Нарисуйте векторы силы тяжести и веса тела, вспомнив не только, куда они направлены, но и к какой точке приложены.

Лабораторная работа №7 Определение выталкивающей силы, действующей  на погруженное в жидкость тело Цель работы :  Обнаружить на опыте выталкивающее действие  жидкости на погруженное в нее тело и  определить выталкивающую силу . Оборудование динамометр; два тела разного объема; стакан с водой; стакан с насыщенным раствором соли в воде. Н 0 1 ? 2 3 2 1  4

Лабораторная работа №7

Определение выталкивающей силы, действующей

на погруженное в жидкость тело

Цель работы : Обнаружить на опыте выталкивающее действие

жидкости на погруженное в нее тело и

определить выталкивающую силу .

Оборудование

  • динамометр;
  • два тела разного объема;
  • стакан с водой;
  • стакан с насыщенным раствором соли в воде.

Н

0

1

?

2

3

2

1

4

Правила техники безопасности.  Внимательно прочитайте правила и  выполняйте их.  Осторожно! Стекло! Будьте осторожны при работе со стеклянной посудой. Помните, стекло – хрупкий материал, легко трескается при ударах и резкой перемене температуры. 32

Правила техники безопасности.

Внимательно прочитайте правила и

выполняйте их.

Осторожно! Стекло! Будьте осторожны

при работе со стеклянной посудой.

Помните, стекло – хрупкий материал,

легко трескается при ударах и резкой

перемене температуры.

32

Ход работы:  1. Подвесьте к динамометру тело на нити.  Запишите показания динамометра. Это  будет вес первого тела в воздухе . 0 0 2. Подставьте стакан с водой и опускайте  в него тело, пока все тело не окажется  под водой.  Запишите показания динамометра.  Это будет вес первого тела в воде. 1 1 2 2 3 3 4 4 3. Вычислите выталкивающую силу,  действующую на первое тело в воде. ? ? 4. Теперь погрузите первое тело в раствор соли  в воде и вновь запишите показания.  Это будет вес тела в растворе соли в воде . 5. Вычислите выталкивающую силу,  действующую на первое тело в растворе  соли в воде.

Ход работы:

1. Подвесьте к динамометру тело на нити.

Запишите показания динамометра. Это

будет вес первого тела в воздухе .

0

0

2. Подставьте стакан с водой и опускайте

в него тело, пока все тело не окажется

под водой.

Запишите показания динамометра.

Это будет вес первого тела в воде.

1

1

2

2

3

3

4

4

3. Вычислите выталкивающую силу,

действующую на первое тело в воде.

?

?

4. Теперь погрузите первое тело в раствор соли

в воде и вновь запишите показания.

Это будет вес тела в растворе соли в воде .

5. Вычислите выталкивающую силу,

действующую на первое тело в растворе

соли в воде.

6. Проделайте те же опыты со вторым телом, опуская его  сначала в воду, а затем в насыщенный раствор соли в воде. 7. Полученные данные запишите в таблицу: жидкость Вес тела в воздухе Р ,  Н Вода Р V1 Вес тела в жидкости Р V2 Насыщенный раствор соли Р 1 ,  Н Р V1  в воде Выталкивающая сила F , Н Р V2 F = Р - Р 1 F V1 F V2 Вывод : Сегодня на лабораторной работе я …

6. Проделайте те же опыты со вторым телом, опуская его

сначала в воду, а затем в насыщенный раствор соли в воде.

7. Полученные данные запишите в таблицу:

жидкость

Вес тела в воздухе

Р , Н

Вода

Р V1

Вес тела в жидкости

Р V2

Насыщенный раствор соли

Р 1 , Н

Р V1

в воде

Выталкивающая сила F , Н

Р V2

F = Р - Р 1

F V1

F V2

Вывод : Сегодня на лабораторной работе я …

Дополнительное задание: 1. Где легче удерживать тело: в воздухе или в воде? Почему?  2. Запишите формулы:   Архимедовой силы:   Веса тела:  3. Запишите формулу нахождения архимедовой силы, если известны вес тела в воздухе — P 1  и в воде – P 1ж . Fa =   4. Вес тела в воздухе Р 1 = 120 Н. Вес тела в воде Р 2ж = 100 Н.  Архимедова сила F А  =  _____ Н.

Дополнительное задание:

1. Где легче удерживать тело: в воздухе или в воде?

Почему?

2. Запишите формулы:

Архимедовой силы:

Веса тела:

3. Запишите формулу нахождения архимедовой силы, если известны вес тела в воздухе — P 1 и в воде – P .

Fa =

4. Вес тела в воздухе Р 1 = 120 Н. Вес тела в воде Р = 100 Н.

Архимедова сила F А = _____ Н.

Лабораторная работа №8 Выяснение условий плавания тел в жидкости Цель работы:  Выяснить на опыте условия, при которых тело плавает, а при которых тонет. 100 Оборудование измерительный цилиндр;  весы с разновесами;  пробирка – поплавок с пробкой;  сухой песок;  нитка;  салфетка 90 80 70 Н 0 60 1 50 2 40 3 30  4 20 песок 10

Лабораторная работа №8

Выяснение условий плавания тел в жидкости

Цель работы: Выяснить на опыте условия, при

которых тело плавает, а при которых тонет.

100

Оборудование

  • измерительный цилиндр;
  • весы с разновесами;
  • пробирка – поплавок с пробкой;
  • сухой песок;
  • нитка;
  • салфетка

90

80

70

Н

0

60

1

50

2

40

3

30

4

20

песок

10

Ход работы:  1. Налейте в мензурку воды и запишите ее объем . 2. Насыпьте в пробирку немного песка , чтобы она,  закрытая пробкой, плавала в мензурке, а часть ее  находилась над поверхностью воды.  Запишите новое значение объема . 100 90 3. Рассчитайте выталкивающую силу. 80 Пример : F = gpV = gp( V 2 – V 1 ) 70 V 1  = 60 мл = 0,000060 м 3  V 2 = 8 0  мл  = 0,000080 м 3 60 F = gp( V 2 – V 1 ) =10 Н/кг х 1000 кг/м3 ( 0,00008 м3 – 0,000060м3) =… 50 4. Выньте пробирку, протрите ее тряпкой и определите ее  массу на весах с точностью до 1 г. 40 5. Рассчитайте вес пробирки с песком. 30 Пример : F = gm 20 F = gm = 10 Н/кг х 0,015 кг =…  m = 15 г = 0,015 кг ; 10

Ход работы:

1. Налейте в мензурку воды и запишите ее объем .

2. Насыпьте в пробирку немного песка , чтобы она,

закрытая пробкой, плавала в мензурке, а часть ее

находилась над поверхностью воды.

Запишите новое значение объема .

100

90

3. Рассчитайте выталкивающую силу.

80

Пример : F = gpV = gp( V 2 – V 1 )

70

V 1 = 60 мл = 0,000060 м 3

V 2 = 8 0 мл = 0,000080 м 3

60

F = gp( V 2 – V 1 ) =10 Н/кг х 1000 кг/м3 ( 0,00008 м3 – 0,000060м3) =…

50

4. Выньте пробирку, протрите ее тряпкой и определите ее

массу на весах с точностью до 1 г.

40

5. Рассчитайте вес пробирки с песком.

30

Пример : F = gm

20

F = gm = 10 Н/кг х 0,015 кг =…

m = 15 г = 0,015 кг ;

10

6. Насыпьте в пробирку еще немного песка , чтобы она плавала внутри жидкости, полностью погрузившись в нее. Вновь рассчитайте выталкивающую силу и вес пробирки. 7. Досыпьте в пробирку столько песка , чтобы она утонула . Вновь рассчитайте выталкивающую силу и вес пробирки. 8. Результаты вычислений занесите в таблицу: № опыта 1. Выталкивающая сила, действующая на пробирку, F , Н F = ρ ж g V Вес пробирки с песком 2. 3. P, H Поведение пробирки в воде (всплывает, плавает внутри, тонет) P = mg Вывод : Сегодня на лабораторной работе … (обязательно указать, при  каких условиях тело плавает, а при каких тонет) .

6. Насыпьте в пробирку еще немного песка , чтобы она плавала

внутри жидкости, полностью погрузившись в нее.

Вновь рассчитайте выталкивающую силу и вес пробирки.

7. Досыпьте в пробирку столько песка , чтобы она утонула .

Вновь рассчитайте выталкивающую силу и вес пробирки.

8. Результаты вычислений занесите в таблицу:

№ опыта

1.

Выталкивающая сила, действующая на пробирку, F , Н

F = ρ ж g V

Вес пробирки с песком

2.

3.

P, H

Поведение пробирки в воде

(всплывает, плавает внутри, тонет)

P = mg

Вывод : Сегодня на лабораторной работе … (обязательно указать, при

каких условиях тело плавает, а при каких тонет) .

Лабораторная работа №9 Выяснение условия равновесия рычага Цель работы:  Выяснить на опыте, при каком соотношении сил и их плеч рычаг находится в равновесии. Проверить на опыте правило моментов. Оборудование рычаг на штативе;  набор грузов;  линейка;  динамометр. Н 0 1 2 3 4

Лабораторная работа №9

Выяснение условия равновесия рычага

Цель работы: Выяснить на опыте, при каком соотношении сил и их плеч рычаг находится в равновесии. Проверить на

опыте правило моментов.

Оборудование

  • рычаг на штативе;
  • набор грузов;
  • линейка;
  • динамометр.

Н

0

1

2

3

4

Правила техники безопасности. Внимательно прочитайте правила и выполняйте их .  Не раскручивайте рычаг.  Не роняйте и не бросайте грузы.

Правила техники безопасности. Внимательно прочитайте правила и выполняйте их .

Не раскручивайте рычаг.

Не роняйте и не бросайте грузы.

? ? Ход работы:  ? 5 см 1. Уравновесьте рычаг, так, чтобы он  расположился горизонтально. 2. Подвесьте два груза на левой части рычага на расстоянии  примерно 10 см от оси вращения.  3. Установите, на каком расстоянии справа от оси вращения надо подвесить :  один груз    два груза; три груза?

?

?

Ход работы:

?

5 см

1. Уравновесьте рычаг, так, чтобы он

расположился горизонтально.

2. Подвесьте два груза на левой части рычага на расстоянии

примерно 10 см от оси вращения.

3. Установите, на каком расстоянии справа от оси вращения надо подвесить :

один груз

два груза;

три груза?

Считая, что каждый груз весит 1 Н, заполните таблицу, вычисляя отношение сил и отношение плеч. 5 .Проверьте, подтверждают ли результаты опытов условие равновесия рычага и правило моментов сил  № опыта Сила F 1 на левой части рычага, Н 1. Плечо l 1 , см Сила F 2   на правой части рычага, Н 2 2.  Плечо l 2 , см 3 10 2 2 1 Отношение сил и плеч 10 10 F 1 2 3 F 2 l 2  l 1 ,  6. Сделайте рисунок, покажите плечи и силы.
  • Считая, что каждый груз весит 1 Н, заполните таблицу, вычисляя

отношение сил и отношение плеч.

5 .Проверьте, подтверждают ли результаты опытов условие равновесия рычага и правило моментов сил

опыта

Сила F 1 на левой части рычага, Н

1.

Плечо l 1 , см

Сила F 2 на правой части рычага, Н

2

2.

Плечо l 2 , см

3

10

2

2

1

Отношение сил и плеч

10

10

F 1

2

3

F 2

l 2

l 1 ,

6. Сделайте рисунок, покажите плечи и силы.

Дополнительное задание Подвесьте три груза справа от оси вращения рычага на расстоянии 5 см. ? 2. С помощью динамометра определите, какую силу надо приложить на расстоянии 15 см правее грузов, чтобы рычаг был в равновесии?  15 см 5 см 3. Как направлены силы,  действующие на рычаг? 4. Вычислите отношение сил F 1 / F 2   и плеч l 2 / l 1  и сделайте вывод .   Вывод : Сегодня на лабораторной работе я …

Дополнительное задание

  • Подвесьте три груза справа от оси вращения рычага

на расстоянии 5 см.

?

2. С помощью динамометра определите, какую силу

надо приложить на расстоянии 15 см правее грузов,

чтобы рычаг был в равновесии?

15 см

5 см

3. Как направлены силы,

действующие на рычаг?

4. Вычислите отношение сил F 1 / F 2

и плеч l 2 / l 1

и сделайте вывод .

Вывод : Сегодня на

лабораторной работе я …

Лабораторная работа №10 Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости Цель работы:  Убедиться на опыте, что полезная работа,  выполненная с помощью простого механизма  (наклонной плоскости), меньше полной . Оборудование штатив с муфтой и лапкой;  доска;  линейка;  брусок;  динамометр. 0 1 2 3 4

Лабораторная работа №10

Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости

Цель работы: Убедиться на опыте, что полезная работа,

выполненная с помощью простого механизма

(наклонной плоскости), меньше полной .

Оборудование

  • штатив с муфтой и лапкой;
  • доска;
  • линейка;
  • брусок;
  • динамометр.

0

1

2

3

4

Правила техники безопасности:  Внимательно прочитайте правила и выполняйте их. Расположите штатив посередине стола. Будьте осторожны при работе с растянутой пружиной. Не роняйте и не бросайте грузы.

Правила техники безопасности: Внимательно прочитайте правила и выполняйте их.

  • Расположите штатив посередине стола.
  • Будьте осторожны при работе с растянутой пружиной.
  • Не роняйте и не бросайте грузы.
Ход работы:  1. Определите с помощью динамометра вес бруска. 2. Закрепите доску в лапке штатива в наклонном положении. 3. Положите брусок на доску, прикрепив к нему динамометр. 4. Перемещайте брусок равномерно вверх по наклонной плоскости.  Посмотрите, какую силу тяги показывает динамометр. 5. Измерьте путь s , который проделал брусок , и высоту h.  h s

Ход работы:

1. Определите с помощью динамометра вес бруска.

2. Закрепите доску в лапке штатива в наклонном положении.

3. Положите брусок на доску, прикрепив к нему динамометр.

4. Перемещайте брусок равномерно вверх по наклонной плоскости.

Посмотрите, какую силу тяги показывает динамометр.

5. Измерьте путь s , который проделал брусок , и высоту h.

h

s

6. Вычислите полезную работу по формуле A п = Ph , а затраченную по формуле A 3  = Fs 7. Определите КПД наклонной плоскости по формуле A п КПД = . 100% A 3 8. Результаты измерений и вычислений запишите в таблицу: h , м P , Н A п = Ph , S , м Дж F , Н A 3  = Fs , Дж A п КПД = . 100% A 3 Вывод : Сегодня на лабораторной работе …

6. Вычислите полезную работу по формуле A п = Ph , а затраченную по формуле A 3 = Fs

7. Определите КПД наклонной плоскости по формуле

A п

КПД = . 100%

A 3

8. Результаты измерений и вычислений запишите в таблицу:

h , м

P , Н

A п = Ph ,

S , м

Дж

F , Н

A 3 = Fs ,

Дж

A п

КПД = . 100%

A 3

Вывод : Сегодня на лабораторной работе …

Дополнительное задание: 1. Может ли полезная работа быть больше полной? 2. Что такое коэффициент полезного действия? 3. Формула КПД: 4. Может ли КПД быть больше 100%?

Дополнительное задание:

1. Может ли полезная работа быть больше полной?

2. Что такое коэффициент полезного действия?

3. Формула КПД:

4. Может ли КПД быть больше 100%?

Лабораторная работа №11  Исследование связи кинетической энергии тела с его скоростью. Цель работы:  установить зависимость кинетической энергии тела с его скоростью . Оборудование желоб стальной шарик металлический брусок штатив с муфтой и лапкой секундомер линейка.

Лабораторная работа №11 Исследование связи кинетической энергии тела с его скоростью.

Цель работы: установить зависимость кинетической энергии тела с его скоростью .

Оборудование

  • желоб
  • стальной шарик
  • металлический брусок
  • штатив с муфтой и лапкой
  • секундомер
  • линейка.

Правила техники безопасности:  Внимательно прочитайте правила и выполняйте их. Расположите штатив посередине стола. Отпускайте шарик спокойно по желобу, не бросайте его.

Правила техники безопасности: Внимательно прочитайте правила и выполняйте их.

  • Расположите штатив посередине стола.
  • Отпускайте шарик спокойно по желобу, не бросайте его.
Ход работы:  Закрепите желоб на высоте не более 10см наклонно с помощью лапки на крышке укладочного материала. Положите металлический цилиндр на расстоянии 10см от лапки штатива.  Отпустите шарик и заметьте на сколько сместится цилиндр. Запишите в таблицу.

Ход работы:

  • Закрепите желоб на высоте не более 10см наклонно с помощью лапки на крышке укладочного материала.
  • Положите металлический цилиндр на расстоянии 10см от лапки штатива.
  • Отпустите шарик и заметьте на сколько сместится цилиндр. Запишите в таблицу.
х 1 10см х 2 15см 20см х 3 Х ср 4. Повторите так 3 раза. 5. Найдите среднее значение смещения. 6. Увеличьте расстояние между шариком и цилиндром и проведите серию опытов

х 1

10см

х 2

15см

20см

х 3

Х ср

4. Повторите так 3 раза.

5. Найдите среднее значение смещения.

6. Увеличьте расстояние между шариком и цилиндром и проведите серию опытов

 Ответьте на вопросы: Как изменилась скорость шарика при увеличении расстояния? Почему цилиндр продвинулся дальше? Как зависит энергия шарика от его скорости? Вывод : при проведении работы я убедился(ась) в том, что…

Ответьте на вопросы:

  • Как изменилась скорость шарика при увеличении расстояния?
  • Почему цилиндр продвинулся дальше?
  • Как зависит энергия шарика от его скорости?

Вывод : при проведении работы я убедился(ась) в том, что…

Использованная литература Перышкин А.В. Физика. 7 кл. : Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2008г. Степанов С.В. Методические рекомендации к лабораторным работам по механике. ООО «Химлабо» 2012г.

Использованная литература

  • Перышкин А.В. Физика. 7 кл. : Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2008г.
  • Степанов С.В. Методические рекомендации к лабораторным работам по механике. ООО «Химлабо» 2012г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!