Лабораторные работы по биологии 9 класс
Л.Р.Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой.
Цель работы: выявить действие фермента каталазы на пероксид водорода (Н2О2) и условия, в которых он функционирует.
Информация для учащихся
Пероксид водорода — ядовитое вещество, образующееся в процессе жизнедеятельности. Фермент каталаза, расщепляя пероксид водорода на воду и кислород, играет защитную роль в клетке.
Ход работы:
1.Поместите в первую из трех пробирок кусочек сырого мяса, во вторую — кусочек сырого картофеля, в третью - кусочек вареного картофеля.
2. Прилейте в пробирки по 2мл 3%-го раствора перекиси водорода(Н2О2).
3.Запишите наблюдаемые в каждой пробирке явления.
.........................................................
...........................................................................................................................................................................
4. Сформулируйте вывод в соответствии с целью работы.
Л.р.Рассматривание клеток растений , животных под микроскопом( оцен).
Цель работы: выявить черты сходства и различия строения животной и растительной клеток.
Ход работы:
1.Рассмотрите под микроскопом приготовленные ( готовые) микропрепараты растительных и животных клеток.
2.Зарисуйте по одной растительной и животной клетке. Подпишите их основные части, видимые в микроскоп.
Растительная клетка | Животная клетка |
3.Сравните строение растительной и животной клеток.
4.Запишите вывод.
Л.Р.Выявление приспособлений у организмов к среде обитания ( на конкретных примерах, оцен.).
Цель работы:Выявить приспособления у организмов к среде обитания.
Ход работы:
1.Рассмотреть предложенные вам объекты — муляжи , рисунки, фотографии, фрагмент фильма.
2.Найти приспособления к среде обитания у организмов.
3.Данные свести в таблицу.
Объект | Среда обитания | Приспособленность к среде обитания |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
4.Сделать выводы о значении приспособлений.
Л.Р.Изучение морфологического критерия( оцен).
ЦЕЛЬ РАБОТЫ: ОПРЕДЕЛИТЬ , МОЖНО ЛИ ТОЛЬКО ПО МОРФОЛОГИЧЕСКИМ ПРИЗНАКАМ СУДИТЬ О ПРИНАДЛЕЖНОСТИ К ОПРЕДЕЛЕННОМУ ВИДУ.
ХОД РАБОТЫ:
1.РАССМОТРИТЕ предложенные вам объекты.
2.Сделайте их морфологические описания.
Заполните таблицу.
Объект | Морфологическое описание |
3. В соответствии с целью работы сделайте вывод.
Л.Р.Составление схем передачи вещества и энергии ( цепей питания, оцен.).
Ход работы:
1. Внимательно рассмотрите рисунок, на котором обозначены организмы , образующие пищевую сеть.
2.Распределите номера, которыми обозначены организмы:
а)в соответствии с принадлежностью организма к соответствующему трофическому уровню:
продуценты......................................................................................................................
консументы................................................................................................................
редуценты................................................................................................................
б) в соответствии с биологической ролью организмов в сообществе
жертва.........................................................................................................................
хищник..................................................................................................................
3.Составьте пищевые цепи, записав последовательно названия объектов (организмов )
1-я пищевая цепь................................................................................................
2-я пищевая цепь................................................................................................
3-я пищевая цепь....................................................................................................
Л.Р.Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье( оцен).
Л.Р.Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах, собственных поступков и их влияния на живые организмы и экосистемы(оцен.).
Л.Р. Выявление изменчивости у организмов(оцен.).
Цель работы: выявить проявления модификационной изменчивости у организмов.
Ход работы:
1. Рассмотрите предложенные вам объекты.
2.Изучите внешний вид ( фенотип) каждого объекта. Отметьте различия в размерах, форме, окраске и т.д.
3.Результаты внесите в таблицу.
Объект | Отмеченные различия |
| |
| |
4.Сделайте вывод, высказав предположения о причинах модификационной изменчивости у изученных объектов.
5.Составьте вариационную кривую ( на оси ординат- частота встречаемости, на оси абсцисс- варианты проявления признака).
6. Сделайте вывод о норме реакции данного признака.