СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка лабораторной работы 11 класс «Описание приспособленности организмов и её относительного характера»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка лабораторной работы №1 «Описание приспособленности организмов и её относительного характера» 11 класс

Личностные

Метапредметные

Предметные

Развитие познавательного интереса учащихся  к изучению живой природы, развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся.

умения структурировать знания, действовать по плану, взаимодействовать с товарищами в процессе работы, умения адекватно использовать речевые средства

Определять черты приспособленности организмов к среде обитания, выявлять их относительный характер, объяснять причины возникновения приспсоблений.

 

Методические рекомендации по подготовке и проведению данной работы.

Место работы в учебном процессе: данная работа проводится в 11 классе в разделе «Микроэволюция» в рамках урока «Приспособленность организмов к условиям среды»

Подготовка работы: подготовить инструктивные карточки.

Организация учащихся в процессе работы: работу можно проводить в парах, можно проводить в группах или фронтально, с использованием проектора и интерактивной доски.

Варианты проведения работы: данная работа может быть полностью проведена на уроке, основная часть работы может быть сделана на уроке, а вывод может быть предложено учащимся сделать самостоятельно и сдать тетради на следующем уроке, работа может быть задана как домашнее задание( ученики сами выбирают объект для изучения, используя дополнительные источники информации).

Возможные критерии оценки

Заполнены не все графы таблицы, есть ошибки – 3 балла

Заполненная без ошибок таблица - 4 балла

Вывод и ответ на вопрос полный, развернутый – 3 балла

Итого: 9 - 10 баллов – оценка «5»

7 - 8 баллов – оценка «4»

 6 - 5 баллов – оценка «3

Менее 5 баллов – оценка «2»

 

К работе прилагается инструктивная карточка с фотографиями и тесктами-описаниями организмов

 

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка лабораторной работы 11 класс «Описание приспособленности организмов и её относительного характера»»















Методическая разработка

лабораторной работы №1 «Описание приспособленности организмов и её относительного характера» 11 класс







Составлена учителем биологии высшей категории

МАОУ СШ №1

Г.о.г. Бор Нижегородской области

Поляшовой А.Н.























Лабораторная работа №1

Тема: «Описание приспособленности организмов и её относительного характера»»

Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

Развитие познавательного интереса учащихся к изучению живой природы, развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся.

умения структурировать знания, действовать по плану, взаимодействовать с товарищами в процессе работы, умения адекватно использовать речевые средства

Определять черты приспособленности организмов к среде обитания, выявлять их относительный характер, объяснять причины возникновения приспсоблений.



Методические рекомендации по подготовке и проведению данной работы.

Место работы в учебном процессе: данная работа проводится в 11 классе в разделе «Микроэволюция» в рамках урока «Приспособленность организмов к условиям среды»

Подготовка работы: подготовить инструктивные карточки.

Организация учащихся в процессе работы: работу можно проводить в парах, можно проводить в группах или фронтально, с использованием проектора и интерактивной доски.

Варианты проведения работы: данная работа может быть полностью проведена на уроке, основная часть работы может быть сделана на уроке, а вывод может быть предложено учащимся сделать самостоятельно и сдать тетради на следующем уроке, работа может быть задана как домашнее задание( ученики сами выбирают объект для изучения, используя дополнительные источники информации).

Возможные критерии оценки

Заполнены не все графы таблицы, есть ошибки – 3 балла

Заполненная без ошибок таблица - 4 балла

Вывод и ответ на вопрос полный, развернутый – 3 балла

Итого: 9 - 10 баллов – оценка «5»

7 - 8 баллов – оценка «4»

6 - 5 баллов – оценка «3

Менее 5 баллов – оценка «2»



Инструктивная карточка.







Лабораторная работа №1

Тема: «Описание приспособленности организмов и её относительного характера»

Цель работы: научиться выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания и устанавливать ее относительный характер.

Оборудование: изображения животных и растений различных мест обитания.

Ход работы

1. Изучите схему «Приспособленность организмов к среде обитания», а также параграф по теме. Изучив текст и изображения организмов, выполните задания.

2. Определите среду обитания животного, предложенного вам для исследования. Выявите черты его приспособленности к среде обитания. Выявите относительный характер приспособленности. Полученные данные занесите в таблицу «Приспособленность организмов к среде обитания».

3. Запишите вывод. На основании знаний о движущих силах эволюции , объясните механизм возникновения приспособлений. Сделайте вывод о возникновении приспособлений у организмов и об их относительном характере.

Приспособленность организмов и её относительность.

Название организма

Условия среды обитания

Приспособленность к среде обитания

Форма адаптации

Биологическое значение приспособлений

Относительный характер приспособлений













Организмы для изучения

Организм №1. Камбала Организм №2. Утка кряква



Организм №3. Дятел. Организм №4. Крот



Организм №5. Подорожник Карточка №6. Кактус.









Организм №7 Божья коровка Организм № 8 Муха-журчалка

Организм №9 Березовая пяденица Организм № 10 Ленточник

Организм №11 Медведка Организм №12







Камбала морская - вид пучеглазых рыб семейства Камболовые. Эта рыба может обитать как в пресной так и в соленой воде.У рыбы уплощенное с боков тело - это приспособление для жизни на дне глубоких морей. Форма тела камбалы способствует быстрому передвижению. Развитые органы для захвата, удержания, умерщвления добычи (сильные зубы). У речной камбалы очень сильные зубы, и благодаря этому она может питаться животными, имеющими твердый панцирь. В случае необходимости камбала меняет окраску и может приобрести цвет песка или придонного ила и даже покрыться пятнышками, становясь похожей на гальку. Небольшая площадь, занимаемая жабрами, потому что мало кислорода и рыба потому малоподвижна.

Как правило, рыба «лежит на боку» в песке или иле, выдыхая воду через жабры, расположенные на верхней стороне тела. Часто использует своё удивительное строение жабр, чтобы скрыться от врага: набрав воды и выпустив её через жаберную крышку, расположенную снизу, рыба может стремительно оттолкнуться от дна. Оба глаза помещаются на одной, верхней, стороне тела. Такое строение глаз позволяет рыбе вовремя увидеть врагов.

Кряква представляет собой наиболее крупную разновидность речных уток, которая относится к отряду гусеобразных (или пластинчатоклювых). Считается родоначальником всевозможных пород Утка кряква имеет довольно солидные габариты, и длина тела их достигает 65 сантиметров. Размах крыльев находится в диапазоне от 80 см до одного метра, а вес колеблется в интервале от 650 грамм до полутора килограмм. Селезень кряквы считается обладателем одного из самых красивых окрасов среди всех других представителей большого семейства утиных, и имеет голову и шею темно-зеленого цвета с «металлическим» отливом. Грудь – красновато-бурая, воротничок – белый. Птицы обоих полов также имеют своеобразное «зеркальце», которое находится непосредственно на крыле и окаймлено белой линией снизу. Фактически на протяжении всего года они имеют красивый и «презентабельный» облик, теряя его исключительно на время сезонной линьки. Лапы птиц обыкновенно оранжевого цвета, с перепонками красного оттенка. Доминирующий цвет, преобладающий в оперении самок – коричневый. В целом, они обладают намного более скромной внешностью и габаритами, чем селезни. Селится она преимущественно на различных естественных и искусственных водоемах (среди озер, ставков, прудов и рек), причем их берега должны быть густо усеяны зарослями камыша, без которых данные представители семейства утиных не мыслят комфортного существования.

Большой пестрый дятел имеет цепкие когти на лапах, которые помогают легко держаться на стволе дерева или на тонких ветвях. Жесткий хвост клинообразной формы предотвращает скольжение по стволу вниз; он в большей степени приспособлен для лазания по деревьям, чем для полетов. Длинный крепкий клюв помогает пробивать кору деревьев и делать в них дупла для гнездования, а также добывать пищу. Длинный крепкий клюв помогает пробивать кору деревьев и делать в них дупла для гнездования, а также добывать пищу. Долотообразный клюв постоянно истирается, но, к счастью, ежедневно отрастает на 0,1-0,3 мм.Длинный, тонкий и липкий язык помогает доставать насекомых из самых труднодоступных мест. Язык дятла может высовываться на 12 см, что и позволяет ему доставать насекомых. Также природа защитила дятла от сотрясения и травм.Среди всех птиц он выделяется особым ударопрочным черепом, который надежно оберегает его головной мозг от возможных травм.Кости клюва частично отделены от черепа, поэтому сотрясения от ударов принимают на себя не его кости, а эластичные мышцы и связки. Сила ударов частично компенсируется и необычайно крепкой шеей.

У крота форма тела вытянутая, продолговатые сильные передние лапы, которые позволяют ему постоянно рыть землю. Округлые кисти внешне напоминают весла, широкие ладошки вывернуты наружу. Пальцы расставлены, они оканчиваются длинными крепкими когтями. Задние лапы не такие крепкие, ими крот только выгребает рыхлую землю из норы. Длинная морда с вытянутым носом помогают животному по запаху находить еду и безопасные места. Тело покрыто короткой шубой, которая не мешает передвигаться по узким подземным проходам. Шерсть растет вверх, она может сгибаться в любом направлении. Обыкновенный крот окрашен в черно-коричневый или темно-серый цвет. Глаза у млекопитающего есть, но они различают только свет и тьму. Животные практически слепые, хотя зрение под землей им и не нужно. Строение глазного яблока кротов отличается от органов других животных. У них нет хрусталика и сетчатки. Подвижные веки и густая шерсть предохраняют глаза от попадания в них почвы. У млекопитающих хорошо развито обоняние. Хорошо развито осязание-есть снабженный чувствительными волосками хвост. Ушные раковины отсутствуют, слух слабо развит.

Подорожник дикорастущее травянистое растение, обладающее лекарственными свойствами. Его можно встретить везде: на даче, в поле, на лесных тропинках, даже на пустырях и вдоль дорожек в городе. Подорожник поэтому так и называется, что растёт по обочинам дорог. Ещё это растение называют попутчик, семижильник, придорожник, ранник и чирьевая трава. Подорожник большой обыкновенный — это многолетняя лечебная трава, которая относится к семейству Подорожниковые. Имеет вертикальный короткий корень, от которого отходят многочисленные нитевидные отростки. Листья прочные, широкие, длинночерешковые, имеющие дугообразные жилки. Растут они, прилегая к земле и образуя прикорневую розетку. Соцветие представляет собой колос цилиндрической формы длиной до 30 см. Цветет он в мае, а семена созревают с августа по октябрь в зависимости от погоды.

Кактус имеет сочный стебель, листья, которые поглощают большинство запасов воды и полезных микроэлементов, отсутствуют. Кактусы имеют утолщенный стержневидный корень. Постепенно углубляясь, он образовывает дополнительные корневые нити, создавая мощную корневую систему. Именно она служит складом влаги и полезных питательных веществ. Даже утреннею росу тонкие корни способны втягивать в себя, находясь на глубине 15-20 см. Кактусы имеют несколько видов стебля: наземный побег, деревянистый стебель, сочная и безлистая основа. Ребра, сосочки с колючками и бугорки – это зачатки листьев. Они предотвращают чрезмерный перегрев стебла на солнце, образовывая в промежутках тень. В стволе кактуса находятся хлоропласты с хлорофиллом, которые вследствие распада способствуют фотосинтезу. Однако этот процесс происходит не днем, а ночью, что существенно отличает их от других растений. Ареолы – это укороченные боковые почки, из которых прорастают колючки. Они бывают разные по цвету, форме. Благодаря колючкам растение поглощает из воздуха влагу, защищает стебли от холода и жары, а также от животных.

Тело божьей коровки округлое и сильно выпуклое сверху, а внизу плоское. Длина жучка 1,5 – 12 мм. Спинка может быть разных цветов: красная, желтая, черная, синяя или голубая. У некоторых божьих коровок есть точки, а у других полоски и даже орнаменты, которые напоминают буквы. Первую пару крыльев божьей коровки образуют две твердые скорлупки – надкрылья, которые защищают вторую пару крыльев тогда, когда она летает. На маленькой голове черные короткие усики. Три пары ног довольно длинные. В случае опасности, божья коровка выделяет пахучую желтую жидкость из сгибов ножек, а может схитрить и претвориться мертвой, поджав лапки. Размножаются божьи коровки весной или осенью. Самка откладывает на листья растений от 5 до 300 удлиненных желтых яиц. Чтобы будущие «дети» хорошо росли и развивались, самка ищет такие места, где много тли. Примерно через неделю, вылупливаются личинки, которые жадно поедают тлю. У личинок уже хорошо развиты челюсти, как у взрослой особи. И кушает она больше, чем взрослая божья коровка. Сами божьи коровки не всем по вкусу, т.к. горьковатые, поэтому врагов у них мало.

Мухи-журчалки относятся к отряду двукрылых и широко распространены по всему земному шару, за исключением жарких пустынь и тундры. Только на европейском континенте можно встретить более восьмисот различных видов этих насекомых. Практически все виды журчалок имеют черно - желтую окраску тела, отличаясь лишь небольшими вариациями. Столь необычная и яркая окраска насекомых представляет собой одну из разновидностей природной мимикрии, которая помогает журчалкам маскироваться, предоставляя им надежную защиту от нападения хищных птиц. Питаются взрослые насекомые пыльцой и цветочным нектаром. При этом имаго насекомого приносит дополнительную пользу, опыляя растения.

После оплодотворения самка журчалки откладывает яйца на растительность (стебли, побеги или листья растений) или прямо на грунт, что зависит от их принадлежности к определенному виду.

Личинки некоторых журчалок ведут хищнический образ жизни, питаясь тлей, клещами, листовыми блошками и их эмбрионами, другие являются вредителями, питаясь соком растений, есть те, которые питаются детритом и органическими веществами, в основном прогнившей древесиной. Примечательно, что количественное соотношение вредных и полезных видов журчалок, безусловно, в пользу вторых.

Берёзовая пя́деница— бабочка из семейства пядениц. Окраска крыльев светло-серая с чёрными точками разного размера и волнистыми поперечными полосками на передних и задних крыльях. Тело толстое, конусообразное. Распространена по всей Европе, кроме северных регионов. Любимые места обитания -леса, сады, обычна для городов. Самки откладывают яйца кучками, чаще всего в щели коры деревьев. Окраска гусениц от тёмно-зелёной с красной полоской на спине до коричневой и бурой с тёмной полоской на спинке. Кормовые растения гусениц —берёза, тополь, дуб, липа, ильмовые, ясень, акация и другие лиственные, а также различные кустарники и травы — черника, полынь, дрок, лебеда. Пяденица наносит значительные повреждения плодовым деревьям, кустарникам черной смородины, цветам, молодым листочкам и почкам деревьев.

Ленточники— род дневных бабочек из семейства нимфалид. Бабочки средних и крупных размеров с яркой окраской крыльев. Встречается в лесах смешанного типа, рощах и полях с кормовыми растениями. В тёплый период времени на лесных опушках или берегах водоёмов можно встретить бабочек с характерными пятнами на крыльях. Окраска бабочки-ленточника сходна с окраской бабочки-монарха, тело которого содержит токсин. Ленточник не содержит токсина, присутствующего в организме монарха, и такая мимикрия помогает ему защититься от разборчивых хищников. В сравнении с большинством дневных бабочек ленточники предпочитает жить скрытно. Самки ленточника большую часть дня прячутся в кронах деревьев и слетают вниз только затем, чтобы поесть. Их питание составляют цветы и зонтичные растения или органические остатки. Чаще можно наблюдать самцов, собирающихся целыми группами на лесных тропах или в местах с повышенной влажностью. Кроме того, большой интерес у них вызывают асфальтированные дороги, за счёт источаемого тепла и возможности найти дополнительное питание. Рацион этого вида составляют экскременты животных, трупы лягушек, мышевидных грызунов, гнилостные плоды, т. е. питаются разлагающейся органикой тем самым помогая окружающей среде. Самцы ленточника появляются из куколок раньше самок. В течении года может развиваться исключительно одно поколение. Бабочки способны легко и быстро перемещаются на дальние расстояния. К концу жизненного цикла они улетают с привычных мест в болотистую местность или сельскохозяйственные угодья.

Обыкновенная медведка— вид прямокрылых насекомых. Крупное насекомое, у которого брюшко больше головогруди, мягкое. На конце брюшка заметны парные нитевидные придатки — церки. Грудной панцирь твердый, строение его таково, что голова может частично убираться под его защиту. На голове хорошо заметны два больших сложных глаза, длинные усы-антенны и две пары щупалец, ротовой аппарат грызущего типа. Передняя пара конечностей у медведки видоизменена, являясь превосходным инструментом для рытья земли. У медведок задние ноги не предназначены для прыжков. У взрослых особей крылья в сложенном состоянии имеют вид двух длинных тонких жгутов. Медведки способны к полёту, но чтобы они могли взлететь, им нужен достаточно тёплый воздух, иначе мышцы их крыльев не смогут работать, поэтому летают они редко. Вид широко распространён. Живёт в песчаных, освещенных солнцем почвах, на тёплых равнинах. Хотя избегает сухих мест и в сухие годы отступает на влажные прибрежные почвы. Насекомое ведёт преимущественно подземный образ жизни. На поверхность выбирается редко, в основном в ночное время суток. Зимует медведка в земле на глубине до 2-х и более метров, либо в компостных кучах. Питается в основном корнеплодами растений, дождевыми червями и насекомыми.

Клоп-солдатик, или краснокло́п бескрылый — вид обыкновенных наземных клопов семейства красноклопов, размером 9—11 мм. Встречаются с марта по октябрь в траве, кустах и на стволах деревьев. Окраска чёрная, переднеспинка и надкрылья с красным рисунком. Глаза красные. Задние крылья, как правило, отсутствуют. Вытянутый хоботок помогает насекомому протыкать растения и других насекомых. Из зимней спячки выходят в марте. Количество особей в скоплении после тёплой зимы может достигать сотни. Во время спаривания, самец и самка прикрепляются друг к другу задней частью туловища на длительное время. Яйца откладываются в почву и зелень в апреле-мае и изначально имеют желтоватый оттенок. Но краснеют к моменту выхода личинки. На зиму прячутся в почву, под камни, в засохшую растительность и кору деревьев, где также группируются в скопления. Нередко проводят зиму в сараях и подвалах домов. Клопы-солдатики поедают пыльцу, фрукты, соки и семена произрастающих рядом растений. Кроме того, в рацион их питания входят членистоногие и другие беспозвоночные, такие как черви и улитки. Иногда живут и охотятся в коре деревьев. Нередко клопы-солдатики нападают на своих собратьев. Распространены повсеместно. К естественным врагам клопов-солдатиков относят птиц, пауков, летучих мышей и богомолов. Однако, защитные выделения, отпугивают некоторых насекомоядных птиц.

 
























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!