НОД Логопедическое занятие в подготовительной группе с элементами логоритмики и инновационных технологий
Тема: «Проказы Бабы Яги. Звук –Ш- , -С-»
Цель: Закреплять произношение звуков –Ш-, -С- в слогах и словах.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
· автоматизация произношения звука Ш , С (изолированного звука, в слогах, слоговых сочетаниях, словах);
· закрепление умения осуществлять слоговой анализ слова;
· закреплять умение составлять описательный рассказ по мнемотаблице;
· закреплять употребление предлогов в предложениях;
· развитие фонематических представлений (дифференциация звуков Ш и С в словах)
Коррекционно-развивающие:
-развивать фонематическое восприятие, зрительное и слуховое ,чувство ритма восприятие, зрительное и слуховое внимание, слухоречевое внимание,
- память, мышление,
-зрительно двигательную координацию,
-артикуляционную и общую моторику,
- активизировать словарный запас,
-учить внимательно вслушиваться в речь взрослого,
-правильно понимать логико-грамматические конструкции и отвечать на вопросы полными предложениями.
Коррекционно-воспитывающие: воспитывать самостоятельность, активность, коммуникативность, дружелюбие, воспитывать интерес к обучению грамоте.
Оборудование: мяч, телевизор, логопедические музыкальные распевки Железновой, зеркала, пособие для дыхательной гимнастики, шишки, профили звуков , клубок ниток, бублики, демонстрационные и предметные картинки для дидактических игр, ключ, замок, шары для подарка.
.
Ход занятия
Орг.момент
Доброе утро!
Улыбнулись друг другу.
А теперь наши улыбки и приветствие пошлем и нашим гостям!
Логопед: - Ребята , скажите пожалуйста какое сейчас время года?
- Какие изменения в природе вы заметили ?
- Давайте с вами поиграем в игру «Времена года»
Дети становятся в круг. Воспитатель передаёт мяч по кругу называя месяца по очереди.
–Давайте присядем на свои места. Ребята, сегодня к нам на занятие придёт Василиса Премудрая, чтобы посмотреть, как вы занимаетесь. (На экране телевизора появляется видео Бабы –Яги, которая спрятала Василису Премудрую и чтобы её освободить нужно выполнить все задания Бабы- Яги и получить ключ).
- Ну что ребята поможем Василисе Премудрой, выполним все задания? За задания мы будем получать снежинки, которые в конце занятия обменяем на ключ Бабы –Яги . Поможет нам в заданиях Волшебный клубок , который прислала Василиса.
- Ребята, помните, от каждой нашей ошибки колдовство Бабы Яги будет расти, а от правильных ответов исчезать.
Ты катись, катись клубок,
Через запад на восток.
Покажи нам все дорожки,
Где прошли бы наши ножки.
II.Основная часть
- Первое наше задание – Самомассаж лица, дыхательная и артикуляционная гимнастика
Дыхательная гимнастика «Сдуй снежинку»
Обучение плавному, свободному выдоху.
Чтоб не таяли снежинки
На ладошках у Маринки,
Подсказали ей синички
Спрятать ручки в рукавички.
Самомассаж лица (движения по тексту).
Бабка Ёжка натирала
Щеки, лоб и губы салом.
Чистила лицо песком,
Умывалась кипятком…
Обдирала паутину,
Отколупывала глину…
Жалила лицо крапивой,
Стать хотелось ей красивой!
Бабушка Яга морщины
Залепила пластилином.
Пылью все припудрив,
Закрутила кудри.
Удалось, в конце концов,
Сделать детское лицо
Только голос выдает
Возраст старческий ее.
Артикуляционная гимнастика
Стала ведьма колдовать,
Чтобы голос поменять: (Упр. «Надо же!»)
Изогнув язык, старуха
Засвистела тихо, глухо. (Упр. «Горка», «Глухой свист»)
Выгнула язык свой «чашкой»,
Завздыхала тяжко – тяжко. (Упр. «Чашечка»)
Как змея она шипела, (Упр. «Шипение»)
Сонно, как сурок, сопела (Упр. «Глухой свист»)
То шипела, то сопела,
То сопела, то шипела, (Чередование Ш - С)
То шипела, то сопела…
То вдруг песенку запела. (Упр. «Песенка»)
Долго фыркала, ворчала, (Упр. «Фырканье»)
Почему-то зачихала (упр. "Чихаем")
Зарычала, а потом (Упр. «Проторный звук Р»)
Стала цокать языком (Упр. «Лошадка»)
Три часа она трудилась,
На четвертый – получилось! (Упр. «Надо же!»)
Артикуляционная игра « Бублики»
Наша Баба-Яга любит пить чай с бубликами, а давайте и мы посчитаем бублики на ниточки язычком.
-Логопед: Ребята вы справились с первым заданием и мы получаем первую снежинку.
- Второе задание посложнее
Характеристика звуков
Баба Яга запуталась в звуках , давайте ей напомнить чем отучаются друг от друга звуки С и Ш
Давайте вспомним всё, что знаем о звуках. (Звуки делятся на гласные и согласные)
Вспомним правило: нет преграды во рту – звук гласный, преграда есть – звук согласный.
- С- согласный, глухой
- Губы слегка растянуты в улыбку, в речи принимают положение последующего гласного звука.
- Расстояние между зубами 1-2 мм.
- Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка выгнута, вдоль языка по ее средней линии образуется «желобок», боковые края прижаты к коренным зубам.
- Мягкое нёбо поднято.
- Сильная холодная воздушная струя проходит по средней линии языка («желобку») вниз к подбородку.
- Ш-согласный ,глухой
-Губы выдвинуты вперед и округлены. Кончик языка поднят к передней части нёба, но не касается его. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята. Форма языка напоминает чашечку. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса). Согласный, глухой, всегда твёрдый. Звук обозначается синим цветом.
Логоритмические песенки- чистоговорки»
Са — са – са – это хитрая лиса.
Су – су – су – и живёт она в лесу.
Сы — сы – сы – много дела у лисы.
Со – со – со – она крутит колесо.
Мишка милый, мишка славный,
Неуклюжий и забавный,
Весь из плюша мишка сшит,
Ватой пышною набит.
- Молодцы , мы получаем ещё одну снежинку
- Следующие третье задание Игра « Распредели по звукам»
Клубок нас привёл к лесным жителям Лисе Алисе и Медведю Мишутке. Они растеряли свои вещи , давайте найдём их, у Лисы Алисы картинки в которых звук –С-, у Медведя Мишутке картинки в которых звук –Ш-. Дети по очереди выходят, берут картинку говорят на какай звук –С- или –Ш- начинается название изображенного предмета и цепляют к Лисе и Мишке.
- Молодцы и за это задание нам дарят снежинку.
- Ребята смотрите это волшебные снежки которые оставила Баба-Яга , нам нужно прочитать что на них написано. Задание четвёртое .
Снежки с слогами
СА – ША ША – СА
СО – ШО ШО – СО
СУ – ШУ ШУ – СУ
СЫ – ШИ ШИ – СЫ
- Молодцы. Давайте отдохнем. Положите все на край стола. Возьмите шишки сделаем пальчиковою гимнастику.
Пальчиковая гимнастика «Ёжик»
Белки с нами шутят,
Шишки в нас кидают.
С белкой поиграем,
Шишки мы поймаем.
Эта шишка не простая
Вся колючая, такая.
Меж ладошками кладём
И ладошки разотрём.
Вверх и вниз её катаем
Свои ручки развиваем!
Можно шишку катать по кругу
Перекидывать друг другу.
1, 2, 3, 4, 5 –
Всем пора нам отдыхать!
- Ребята н клубочек катиться дальше .Пятое задание
Дидактическая игра «Найди звуковой анализ»
Нужно соединить картинки с правильным звуковым анализом. (Дети выполняет задания на карточках )
-Вы большие молодцы и за это задание вы получаете красивую снежинку.
- А теперь выполним шестое задание
Игра – « Логопедический поезд» (слоговой анализ)
В первом вагончике 1 окошко – здесь поедут пассажиры, в названии которых один слог.
Во втором вагончике 2 окошка – здесь поедут пассажиры, в названии которых два слога.
В третьем вагончике 3 окошка – здесь поедут пассажиры, в названии которых три слога.
-Умнички , получаем ещё одну снежинку.
- Ребята наше последнее задание очень важное , у каждого из вас мнемотаблици . Давайте вспомним, что обозначает каждая ячейка? (ответы детей)
- А теперь, каждый составьте рассказ по этой таблице про Бабу Ягу (логопед спрашивает каждого ребёнка)
III. Заключительная часть
- У нас всё получилось вот наша последняя снежинка. На экране появляется Баба-Яга , хвалит детей и отдаёт ключ.
Логопед: Ребята, какие звуки мы повторили на занятия?
-Каким сказочным героям мы помогали?
- Какие задания выполняли?
-Все вы сегодня были молодцы!
- Давайте пройдём по тропинки и откроем волшебный замок Бабы –Яги.
Здравствуй, лес, прекрасный лес (Широко развести руки в стороны)
Полный сказок и чудес! (Повороты вправо-влево с вытянутыми руками)
Ты о чем шумишь листвою (Руки подняты вверх)
Ночью темной, грозовою. (Выполнять покачивания направо-налево)
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь?
Какая птица? (Дети всматриваются вдаль, держа округленную ладонь над бровями, поворачиваясь при этом вправо и влево)
Все открой, не утаи. (Широко развести руки в стороны. Погрозить пальцем)
Ты же видишь – Мы свои (Поднять руки вверх, а потом прижать ладони к груди)
- Логопед вместе с детьми находит двери с волшебным замком и открывают их.
Василиса Премудрая хвалит ребят и дарит им подарки