СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 11.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Функции плазматической мембраны

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентацию можно использовать при прохождении темы "Регуляция поступления в клетку и выхода из нее воды".

Просмотр содержимого документа
«Функции плазматической мембраны»

Функции плазматической мембраны 11 класс

Функции плазматической мембраны

11 класс

 Цель   Познакомиться с одним из важнейших свойств цитоплазматической мембраны — регуляцией поступления в клетку и выхода из нее воды. Научиться применять полученные знания на практике.

Цель

  • Познакомиться с одним из важнейших свойств цитоплазматической мембраны — регуляцией поступления в клетку и выхода из нее воды.
  • Научиться применять полученные знания на практике.
Вспомните строение плазматической мембраны и её свойства

Вспомните строение плазматической мембраны и её свойства

Как проникают вещества в клетку?

Как проникают вещества в клетку?

Чем отличается облегчённая диффузия от активного транспорта веществ?

Чем отличается облегчённая диффузия от активного транспорта веществ?

С( Na+) Переносят вещества белки-переносчики С затратой АТФ Против градиента концентрации ( из области меньшей концентрации в область с большей концентрацией вещества) C(K+) " width="640"

Активный транспорт веществ

С(К+)С( Na+)

Переносят вещества белки-переносчики

С затратой АТФ

Против градиента концентрации ( из области меньшей концентрации в область с большей концентрацией вещества)

C(K+)

Облегчённая диффузия  Переносят вещества белки-переносчики Без затрат АТФ По градиенту концентрации ( из области большей концентрации в область с меньшей концентрацией

Облегчённая диффузия

  • Переносят вещества белки-переносчики
  • Без затрат АТФ
  • По градиенту концентрации ( из области большей концентрации в область с меньшей концентрацией
 Проблема Два студента оперируют лягушку. Они все время смачивают обнаженные внутренние  органы лягушки солевым раствором и, тем не менее, через некоторое время эти органы начинают сморщиваться и лягушка гибнет. Заглянув в учебник, студент обнаруживают, что концентрация солевого раствора взята неверно 9% вместо нужных 0,9%.

Проблема

Два студента оперируют лягушку. Они все время смачивают обнаженные внутренние

органы лягушки солевым раствором и, тем не менее, через некоторое время эти органы начинают сморщиваться и лягушка гибнет. Заглянув в учебник, студент обнаруживают, что концентрация солевого раствора взята неверно 9% вместо нужных 0,9%.

Как проходит вода через клеточную мембрану?

Как проходит вода через клеточную мембрану?

Влияние солевого состава среды на эритроциты 2,0% 0,9% 0,2% 2,0% - гипертонический раствор 0,9% - физиологический раствор 0,2% - гипотонический раствор

Влияние солевого состава среды на эритроциты

2,0%

0,9%

0,2%

2,0% - гипертонический раствор

0,9% - физиологический раствор

0,2% - гипотонический раствор

Осмос  – это прохождение молекул воды через полупроницаемую мембрану из раствора с меньшей концентрации в раствор с большей концентрации до установления равновесия.

Осмос – это прохождение молекул воды через полупроницаемую мембрану из раствора с меньшей концентрации в раствор с большей концентрации до установления равновесия.

С2 вода С1 С1 Вода До С1 = С2 " width="640"

Деплазмолиз

Плазмолиз

Гипотонический раствор

Гипертонический раствор

С1

С1 С2

вода

С1

С1

Вода

До С1 = С2

 Лабораторная работа Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука

Лабораторная работа

Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука

Цель:  познакомиться с одним из важнейших свойств цитоплазматической мембраны (цитоплазмы) — регуляцией поступления в клетку и выхода из нее воды. Убедиться, что оно проявляется только при условии полупроницаемости цитоплазматической мембраны.    Оборудование: луковица лука репчатого, 6-8% раствор поваренной соли, покровные и предметные стекла, препаровальные иглы, скальпели или лезвия, микроскопы.  

Цель: познакомиться с одним из важнейших свойств цитоплазматической мембраны (цитоплазмы) — регуляцией поступления в клетку и выхода из нее воды. Убедиться, что оно проявляется только при условии полупроницаемости цитоплазматической мембраны.

Оборудование: луковица лука репчатого, 6-8% раствор поваренной соли, покровные и предметные стекла, препаровальные иглы, скальпели или лезвия, микроскопы.

 

Ход работы 1.Приготовить препарат кожицы лука, рассмотреть клетки под микроскопом. Обратите внимание на расположение цитоплазмы относительно клеточной оболочки. 2. Удалить с микропрепарата воду, приложить фильтровальную бумагу к краю покровного стекла. Нанести на предметное стекло - каплю раствора поваренной соли. Наблюдайте за изменением положения цитоплазмы. 3. Фильтровальной бумагой удалить раствор поваренной соли. Капнуть на предметное стекло 2—3 капли воды. Наблюдать за состоянием цитоплазмы. 4. Оформите работу: сделайте рисунки и сделайте выводы.

Ход работы

1.Приготовить препарат кожицы лука, рассмотреть клетки под микроскопом.

Обратите внимание на расположение цитоплазмы относительно клеточной оболочки.

2. Удалить с микропрепарата воду, приложить фильтровальную бумагу к краю покровного стекла. Нанести на предметное стекло - каплю раствора поваренной соли. Наблюдайте за изменением положения цитоплазмы.

3. Фильтровальной бумагой удалить раствор поваренной соли. Капнуть на предметное стекло 2—3 капли воды. Наблюдать за состоянием цитоплазмы.

4. Оформите работу: сделайте рисунки и сделайте выводы.

ПРИГОТОВЛЕНИЕ ПРЕПАРАТА ЧЕШУИ КОЖИЦЫ ЛУКА

ПРИГОТОВЛЕНИЕ ПРЕПАРАТА ЧЕШУИ КОЖИЦЫ ЛУКА

Плазмолиз Деплазмолиз

Плазмолиз

Деплазмолиз

      Объясните наблюдаемое явление. Ответьте на вопросы:  1. Куда двигалась вода при помещении ткани в гипертонический раствор?  2. Чем можно объяснить такое направление движения воды?  3. Куда двигалась вода при помещении ткани в воду?  4. Чем это можно объяснить?  5. Что произойдёт в клетке, если её оставить в растворе соли на длительное время?

Объясните наблюдаемое явление. Ответьте на вопросы: 1. Куда двигалась вода при помещении ткани в гипертонический раствор? 2. Чем можно объяснить такое направление движения воды? 3. Куда двигалась вода при помещении ткани в воду? 4. Чем это можно объяснить? 5. Что произойдёт в клетке, если её оставить в растворе соли на длительное время?

Выводы Если клетка находится в гипертоническом растворе , концентрация которого больше концентрации клеточного сока , то скорость диффузии воды из клеточного сока будет превышать скорость диффузии воды в клетку из окружающего раствора. Уменьшение объема клеточной вакуоли сопровождается отделением цитоплазмы оболочки – происходит плазмолиз. 2. Если плазмолизированную клетку поместить в гипотонический раствор, концентрация которого меньше концентрации клеточного сока , вода из окружающего раствора будет диффундировать внутрь вакуоли. В результате увеличения объема вакуоли повысится давление клеточного сока на цитоплазму, которая начинает приближаться к стенкам клетки, пока не примет первоначальное положение - произойдет деплазмолиз.   

Выводы

  • Если клетка находится в гипертоническом растворе , концентрация которого больше концентрации клеточного сока , то скорость диффузии воды из клеточного сока будет превышать скорость диффузии воды в клетку из окружающего раствора. Уменьшение объема клеточной вакуоли сопровождается отделением цитоплазмы оболочки – происходит плазмолиз.

2. Если плазмолизированную клетку поместить в гипотонический раствор, концентрация которого меньше концентрации клеточного сока , вода из окружающего раствора будет диффундировать внутрь вакуоли. В результате увеличения объема вакуоли повысится давление клеточного сока на цитоплазму, которая начинает приближаться к стенкам клетки, пока не примет первоначальное положение - произойдет деплазмолиз.

 

Вопрос №1. При сильном артериальном кровотечении у человека быстро падает давление, он теряет сознание и умирает. Можно ли для поднятия артериального давления в качестве временной помощи при отсутствии донорской крови в вену человека влить дистилливованную воду? При сильном артериальном кровотечении у человека быстро падает давление, он теряет сознание и умирает. Можно ли для поднятия артериального давления в качестве временной помощи при отсутствии донорской крови в вену человека влить дистилливованную воду?

Вопрос №1.

При сильном артериальном кровотечении у человека быстро падает давление, он теряет сознание и умирает. Можно ли для поднятия артериального давления в качестве временной помощи при отсутствии донорской крови в вену человека влить дистилливованную воду?

  • При сильном артериальном кровотечении у человека быстро падает давление, он теряет сознание и умирает. Можно ли для поднятия артериального давления в качестве временной помощи при отсутствии донорской крови в вену человека влить дистилливованную воду?
 Эритроцит в гипертоническом и гипотоническом растворе.    Объясните полученное явление.  Какой вывод можно сделать?

Эритроцит в гипертоническом и гипотоническом растворе.

Объясните полученное явление. Какой вывод можно сделать?

Объясните данное явление? Если влить дистиллированную воду, то произойдёт деплазмолиз и вода двинется в эритроцит, а т.к. это животная клетка и плазматическая мембрана тонкая, то он лопнет и весь гемоглобин окажется в плазме, человек умрёт. А если влить гипертонический раствор, то он сморщится и человек тоже умрёт.

Объясните данное явление?

Если влить дистиллированную воду, то произойдёт деплазмолиз и вода двинется в эритроцит, а т.к. это животная клетка и плазматическая мембрана тонкая, то он лопнет и весь гемоглобин окажется в плазме, человек умрёт. А если влить гипертонический раствор, то он сморщится и человек тоже умрёт.

 Объясните, почему при засолке рыбы, она долго хранится ?  Вопрос №2. Рыбу помещают в гипертонический раствор, происходит плазмолиз, т.е. вода уходит из клеток. А в сухой среде не размножаются бактерии рыба солёная долго хранится.

Объясните, почему при засолке рыбы, она долго хранится ?

Вопрос №2.

Рыбу помещают в гипертонический раствор, происходит плазмолиз, т.е. вода уходит из клеток. А в сухой среде не размножаются бактерии рыба солёная долго хранится.

Вопрос №3.  Могут ли подобные явления, как с эритроцитом, произойти с растительной клеткой? Нет, так как в растительной клетке плазматическая мембрана покрыта целлюлозной оболочкой, которая придаёт ей форму .

Вопрос №3.

Могут ли подобные явления, как с эритроцитом, произойти с растительной клеткой?

Нет, так как в растительной клетке плазматическая мембрана покрыта целлюлозной оболочкой, которая придаёт ей форму .

Вопрос №4.  Можно ли использовать раствор соли для уничтожения сорняков? Можно, но погибнут и культурные растения. Нужно быть очень аккуратными .

Вопрос №4.

Можно ли использовать раствор соли для уничтожения сорняков?

Можно, но погибнут и культурные растения. Нужно быть очень аккуратными .

Вопрос №5.  Почему нельзя пить морскую воду?  Содержание соли в море примерно в три раза больше, чем в человеческой крови. Вода из клеток под действием осмотического давления будет уходить в межклеточное вещество и организм гибнет. Поэтому, чтобы вывести из организма соли, поступившие с морской водой, потребовалось бы гораздо больше воды, чем ее было выпито.

Вопрос №5.

Почему нельзя пить морскую воду?

Содержание соли в море примерно в три раза больше, чем в человеческой крови. Вода из клеток под действием осмотического давления будет уходить в межклеточное вещество и организм гибнет. Поэтому, чтобы вывести из организма соли, поступившие с морской водой, потребовалось бы гораздо больше воды, чем ее было выпито.

Поступление воды из клетки и в клетку из внешней среды происходит по закону осмоса, что важно знать в медицине и сельском хозяйстве, и в повседневной жизни.

Поступление воды из клетки и в клетку из внешней среды происходит по закону осмоса, что важно знать в медицине и сельском хозяйстве, и в повседневной жизни.

Моё отношение к уроку Мне было ничего не понятно, поэтому не интересно Урок прошёл, как обычно Урок понравился, я узнал много нового

Моё отношение к уроку

Мне было ничего не понятно, поэтому не интересно

Урок прошёл, как обычно

Урок понравился, я узнал много нового

 Домашнее задание 1)Когда хозяйка варит суп, она солит воду сразу, но если нам надо приготовить отварное мясо, то следует его варить сначала в несоленой воде. 2)Объясните: а) почему заквашивается капуста; б) выделяется сок с ягоды клубники, посыпанной сахаром; в) почему вянут растения если их не поливать . Приготовьте сообщение: « Где находят морские животные пресную воду? »

Домашнее задание

1)Когда хозяйка варит суп, она солит воду сразу, но если нам надо приготовить отварное мясо, то следует его варить сначала в несоленой воде.

2)Объясните:

а) почему заквашивается капуста;

б) выделяется сок с ягоды клубники, посыпанной сахаром; в) почему вянут растения если их не поливать .

Приготовьте сообщение:

« Где находят морские животные пресную воду? »


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя