МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №30»
Математические функции в окружающем мире
Автор: Диков Срегей, 9А класс
Руководитель работы: Зобнина Наталья Александровна, учитель математики
ГО САРАНСК-2016
Цель: выявить и изучить области применения функции в окружающей жизни, установить связь математических функций с другими науками, рассмотреть прикладные задачи функциональной зависимости.
Задачи:
1.Подобрать и проанализировать соответствующую литературу;
2.Рассмотреть применение функции в точных и естественных науках;
3.Рассмотреть применение функции в истории и филологии;
4.Показать применение функции в природе, науке и жизни человека.
5.Установить функциональные зависимости на примерах окружающего мира;
6 . Расширение кругозора учащихся и повышение уровня знаний по предмету.
Гипотеза: функциональные зависимости существуют во всех сферах жизни человека.
Объект исследования: Области применений математических функций.
Предмет исследования: Функциональные зависимости в окружающей жизни.
Методы исследования:
- теоретический;
- эмпирический.
Практическая значимость проекта. Работа позволяет развивать интерес школьников к урокам математики, убеждает в высокой практической значимости математической науки, формирует представление о взаимосвязи математики с объектами реального мира, убеждает в необходимости применять полученные знания на практике.
- История развития понятия функции.
- История развития понятия функции.
С древнейших времен до XVII века.
Аналитическое определение функции
(XVII - начало XIX века).
Само слово «функция» (от латинского functio -совершение, выполнение) впервые было употреблено немецким математиком Лейбницем в 1673г. в письме к Гюйгенсу (под функцией он понимал отрезок, длина которого меняется по какому-нибудь определенному закону), в печати ввел с 1694 года. Начиная с 1698 года, Лейбниц ввел также термины «переменная» и «константа». В 18 веке появляется новый взгляд на функцию как на формулу, связывающую одну переменную с другой. Это так называемая аналитическая точка зрения на понятие функции.
Идея соответствия (XIX век).
При любом геометрическом преобразовании мы имеем дело с функцией. Другими синонимами термина «функция» в различных отделах математики являются: соответствие, отображение, оператор, функционал и др.
Дальнейшее развитие понятия функции
(XX век - ...).
Необходимость дальнейшего расширения понятия функции стала особенно острой после выхода в свет в 1930 году книги «Основы квантовой механики» Поля Дирака, крупнейшего английского физика, одного из основателей квантовой механики. Дирак ввел так называемую дельта-функцию, которая выходила далеко за рамки классического определения функции.
Функции в школьной программе.
- 7 класс-Линейная функция: у=х, у=кх+b;
- 8класс- Квадратичная функция:у=кх 2 , у=ах 2 +вх+с;
- 9 класс- Степенная функция: у=х n , дробно-линейная:y= ;
- 10-11класс-Показательная, логарифмическая, тригонометрические функции: у=а х , у=log a x, у=sinx, y=cosx.
Применение функции в точных и естественных науках.
Дробно- линейная, степенная, показательная, логарифмическая
Применение функции в истории и филологии
Применение функции в жизни человека
«График информационного бума»
Функции в природе
Функциональные эксперементы
1.Лёд и функция.
Для проведения опыта мы брали кусочек льда весом 100г и наблюдали за ним в течении 6 часов, постепенно повышая температуру от -10 0 до 0 0 , затем от 0 0 до 20 0 и выше . Результатом опыта явился следующий график:
Рыбы и математика
В результате наблюдений за аквариумными рыбами мы установили, что при плавании тело рыбы принимает форму кривой, которая напоминает график функции кубической параболы:
Летающая парабола
Выводы
1. Математические функции являются одним из основных понятий в различных областях науки и техники.
2 .Математическое понятие функции широко используется в описании и изучении процессов и явлений реального мира.
3 .Широкое развитие физики, химии, биологии, авиации, сотовой связи и вообще техники было бы невозможным без понятия функции.
4. Функциональные зависимости присутствуют во всех сферах жизни человека.
5. Работа позволяет развивать интерес школьников к урокам математики, убеждает в высокой практической значимости математической науки, формирует представление о взаимосвязи математики с объектами реального мира, убеждает в необходимости применять полученные знания на практике.
Заключение
Изучая и анализируя области применения и взаимосвязь математических функций не только с естественными, но и гуманитарными науками, мы решили поставленные ранее задачи, а значит, добились цели нашего проекта.
Мы убедились в том, что функция является неотъемлемой частью нашей жизни и наук в целом, так как функциональные зависимости, действительно, существуют во всех сферах жизни человека.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !