Конспект урока алгебра 7 класс "Функции y= х
2 и
y= х
3 "
Тип урока: изучение новых знаний и способов действий
Вид урока: проблемно - поисковый
Цели урока:
-
помочь учащимся на основе имеющихся у них знаний о линейной функции, представить графики функций у=х2 , у=х3 и указать их свойства
-
содействовать развитию логического мышления, умений сравнивать и обосновывать свою точку зрения;
-
способствовать формированию навыков бережного отношения к своему здоровью.
Оборудование: раздаточный материал, презентация.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Актуализация опорных знаний
-
Упростить:
(0,75 су4)
-
Найдите значение выражения: а)
; б)
(а- 49; б- 2)
1) Какая функция называется линейной?
2) Что является графиком линейной функции и сколько точек достаточно для
ее построения?
3) Какая функция называется прямой пропорциональностью?
4) Что является графиком прямой пропорциональности и сколько точек
достаточно для ее построения?
5) Как определить принадлежит ли точка М (-2; 6) графику функции у = 4х – 2?
6) Это были вопросы, ответы на которые мы знаем. А что делать, если мне
нужно построить график функции, ранее мне не встречавшейся
2. Построить график функции у=2х+1 и описать её свойства (1уч-ся у доски)
Свойства функции:
-
Область определения: ___________________ ;
-
Область соответсвующих значений ________________________ ;
-
У=0, если х = ___;
-
График функции расположен в ______и__________ координатных четвертях;
-
У больше 0 при х _________ 0, у меньше 0 при х _____________ 0;
6. Убывающая или возрастающая функция? __________________________
Принадлежит ли графику функции у=2х-3 точка:
-
а)А (0, -3), б) В (3,2) ( А – да, В – нет)
3.Определение темы и цели урока
Является ли функция y = x2 линейной?
Ребята, сегодня мы познакомимся с функциями, которые не являются линейными.
Рассмотрим примеры этих функций.
-Задайте формулой зависимость площади квадрата от его стороны (S= a2)
-Объёма куба от его ребра (V= a3)
-Укажите в обеих формулах независимую переменную? Зависимую?
Запишите данные функции с помощью переменных х и у
- С какими же функциями мы сегодня ознакомимся?
- Запишем тему урока
4. Работа по изучению новых знаний и способов действий.
Мини-исследование по таблице
исследовать свойства функций у=х2 и у= х3.
Исследование проводим в группах
Вам предстоит: а) заполнить таблицу;
б) построить график функции;
в) указать свойства
Вопросы | у=х2 | у= х3 |
Заполните таблицу | | |
По данным таблицы построить график | | |
Свойства функции | 1.Область определения _____________ 2.Область значений______________ 3. У=0, если х = ___; Если х≠0, то у ____ 0 Противоположным значениям х соответствует _____________ значение у 4. График функции симметричен_________________________ и расположен в_____________________ координатных четвертях | 1. Область определения _____________ 2. Область значений______________ 3. У=0, если х = ___; у больше 0 при х ________ 0, у меньше 0 при х __________0 Противоположным значениям х соответствует _____________ значения у 4. График функции симметричен_________________________ |
Функция возрастает | При х | При х |
Функция убывает | При х | |
Название функции | | |
Название графика | | |
6. Сравнение двух функций
Сравните в чем сходство и в чем различие данных функций?
у = х2 | у = х3 |
| |
Квадратичная функция. Графиком является парабола. | Кубическая функция. Графиком является кубическая парабола. |
Свойства функции у = х2: 1. Если х = 0, то у = 0 2. Если х 0, то у 0 3. Противоположным значениям аргумента соответствуют равные значения функции. | Свойства функции у = х3: 1. Если х = 0, то у = 0 2. Если х 0, то у 0 3. Если х 0, то у 0 4. Противоположным значениям аргумента соответствуют противоположные значения функции. |
5. Минутка психологической разгрузки
7. Закрепление изученного материала
Стр. 105-109
№ 484, № 488
у= -х3 (1 группа)
у= -х2 (2 группа)
Вопросы | у= -х2 |
Заполните таблицу | |
По данным таблицы построить график | |
Свойства функции | 1.Область определения _____________ 2.Область значений______________ 3. У=0, если х = ___; Если х≠0, то у ____ 0 Противоположным значениям х соответствует _____________ значение у 4. График функции симметричен_________________________ и расположен в_____________________ координатных четвертях |
Функция возрастает | При х |
Функция убывает | При х |
Название функции | |
Название графика | |
Вопросы | у= - х3 |
Заполните таблицу | |
По данным таблицы построить график | |
Свойства функции | 1. Область определения _____________ 2. Область значений______________ 3. У=0, если х = ___; У больше 0 при х ________ 0, у меньше 0 при х __________0 Противоположным значениям х соответствует _____________ значения у 4. График функции симметричен_________________________ |
Функция возрастает | При х |
Функция убывает | |
Название функции | |
Название графика | |
Проверка выполнения работы (отчёт – по 1 выступающему от группы)
8. Домашняя работа
Задание на дом: № 485, № 489, № 490 (б)
9.Итог урока. Выставление оценок.
10. Рефлексия