СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Функции знаков препинания. Подготовка к ГИА."

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок проводился в рамках  районного семинара. Этот урок в ряду уроков по развитию речи был первым по подготовке к написанию сочинений на лингвистическую тему.

Просмотр содержимого документа
«"Функции знаков препинания. Подготовка к ГИА."»

Открытый урок русского языка. 9 класс

Учитель Батуева В.А.

Тема: Функции знаков препинания. Подготовка к ГИА.

Тип урока: урок-исследование.

Цели урока: умение определять основные функции знаков препинания (грамматическую, смысловую, выразительную)

Задачи:

- на основе сопоставления языковых примеров приводить аргументы, делать выводы;

- собирать языковой материал для написания сочинения на лингвистическую тему о знаках препинания:

- развивать творческие способности;

- стимулировать интерес к изучению русского языка.

Учащиеся должны знать:

- основные функции знаков препинания

Учащиеся должны уметь:

- анализировать функционально-смысловые особенности пунктограмм и создавать собственные тексты (сочинения-рассуждения) с обоснованием лингвистического (пунктуационного) положения.

Оборудование: учебное пособие, раздаточный материал, презентация (мультимедиа)

Домашнее задание к уроку: пользуясь материалами справочников по русскому языку или ресурсами сети Интернет, подготовить ответы на следующие вопросы:

  1. Сколько знаков препинания в русском языке?

  2. Почему абзац принято причислять к знакам препинания?

  3. Существуют ли тексты на русском языке без знаков препинания?



Ход урока:

  1. Подготовка учащихся к восприятию темы урока

Вступление к уроку. Актуализация знаний.

- Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые коллеги! Сегодня у нас необычный день. К нам приехали учителя из разных школ. И я всем желаю позитивного настроения и успехов.

Инсценировка отрывка из рассказа А.П.Чехова «Мыслители».

- Вы прослушали этот диалог, а теперь скажите, какой будет тема урока?

- Да, сегодня на уроке мы продолжим этот спор и попробуем решить вопрос о назначении знаков препинания, или, говоря научным языком, об их функциях. Итак, запишите тему урока «Функции знаков препинания».

- А что такое функция как лингвистическое понятие? Ответьте на этот вопрос, воспользовавшись толковым словарем.

Словарная работа:

«Функция (лингв.) - назначение, роль языковой единицы или языковой структуры».

- Значит ли это, что и знаки препинания – не просто какие-то графические символы, а пунктуационные единицы, играющие определенную роль в тексте? Чтобы ответить на этот вопрос, прочтите сначала текст №1 (Карточка №1):

отрывок из произведения И.С.Тургенева «Записки охотника».

Лет пять тому назад на дороге из Москвы в Тулу пришлось мне просидеть почти целый день в почтовом доме за недостатком лошадей я возвращался с охоты и имел неосторожность отправить свою тройку вперед смотритель на все мои жалобы и просьбы отвечал отрывистым ворчанием в сердцах хлопал дверью и бранил ямщиков я раза три уже принимался пить чай несколько раз пытался заснуть прочел все надписи на окнах с холодным и безнадежным отчаянием глядел я на оглобли своего тарантаса вдруг зазвенел колокольчик и небольшая телега остановилась перед крыльцом.

-Трудно было читать текст? А что нужно сделать, чтобы он стал читаемым?

Ответы учащихся: - Разделить текст на предложения и расставить знаки препинания; графически показать смысловые отрезки, которые разделяются знаками препинания.

Учитель: - Поэтому мы и должны знать о них как можно больше. Кстати, в каком разделе языкознания изучаются знаки препинания?

Ответ учащихся: пунктуация.

Учитель: - Проверим домашнее задание. Что вы написали в словарике лингвистических терминов об этом разделе?

Чтение домашних записей: Пунктуация - это система знаков, которые способствуют выполнению одной из функций письменной формы языка – быть средством коммуникации, общения между людьми.

Учитель: - Посмотрим, ребята, что же получится, если эту систему разрушить!

загляните в карточку №2.

- Перед вами притча о пользе знаков препинания (А.Каневского из книги В.В.Волиной «Русский язык в стихах, рассказах, сказках»). Подумайте, какие знаки препинания растерял герой притчи?

Человек потерял _________, стал бояться сложных предложений. Искал фразу попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли.

Потом он потерял ___________________ и начал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций.

Затем он потерял _____________________ и перестал задавать всякие вопросы. Никакие события не вызывали его любопытства, где бы они не происходили – в космосе, на Земле или даже в собственной квартире. Еще через пару лет он потерял ___________ и перестал объяснять людям свои поступки.

К концу жизни у него остались только __________. Он не высказывал ни одной собственной идеи, он все время кого-нибудь цитировал – так он совсем разучился мыслить и __________.

Берегите знаки препинания!

Учитель: - Давайте же и мы, ребята, будем бережно относиться к знакам препинания!

( Образец. Запятая в сложном предложении соединяет смысловые отрезки, которые выражают мысли автора; восклицательный знак передает яркие эмоции пишущего; вопросительный знак на письме служит для обозначения различных типов вопросов; многоточие ставится для обозначения незаконченности высказывания, заминок в речи, при цитировании для обозначения пропусков фрагментов авторского высказывания и т.д.)

- Скажите, пожалуйста, а испытываете ли вы потребность в расширении информативного поля относительно данной темы? Если да, то почему?

Ответы учащихся: чтобы лучше подготовиться к ГИА – написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему, посвященную знакам препинания.

А сейчас проведем учебный «Сколько знаков препинания в русском языке?»(было д/заданием). Побеждает тот, кто называет последний знак препинания.

Исторический комментарий (информативная стадия):

1-й учащийся: В Древней Руси тексты записывали без пробелов между словами и предложениями, без знаков препинания, чтение таких записей было медленным и трудным. Чтобы облегчить его, нужно было прежде всего отметить границы предложений. Так появилась точка – первый и основной знак членения текста. На основе точки возникли другие знаки: вопросительный и восклицательный знаки, запятые.

Вошли в употребление также скобки, тире, кавычки. В начале предложений стала обязательной заглавная буква, в начале абзаца – красная строка.

К концу 18 века сложился основной состав знаков препинания, которые – от латинского названия точки «пунктум» - принято называть знаками пунктуации.

2-й учащийся: Знаки препинания появились не сразу. Двоеточие – в 15 веке, позднее появились запятые. Вопросительный и восклицательный знаки – в 16 веке, тире, кавычки, многоточие – только к концу 18 века. Тире ввел Карамзин и назвал его чертой. Барсов, ученик Ломоносова, назвал этот знак «молчанкой» и говорил, что она «начатую речь прерывает либо совсем, либо на малое время для выражения жесткой страсти, либо для приготовления читателя к какому-нибудь чрезвычайному или неожиданному слову или действию впоследствии. Но больше всего она служит к разделению лиц разговаривающих, чтоб не иметь нужды именовать их при каждой перемене в продолжающемся разговоре». А были еще и «удивительный» знак, знак «пресекательный» и «отменительный», «вместительный» знак, «единительный», полуточие.

3-ий учащийся: (продолжение выступления докладчиков)

Систематизированы и описаны знаки препинания были только в начале 19 века.

В современном русском языке наиболее употребительны 10 знаков препинания: точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие, запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, кавычки, скобки.

Назначение знаков препинания – передавать синтаксическое и смысловое членение текста, а также основные черты интонации предложения на письме

Знаки препинания обеспечивают пишущему и читающему однозначное понимание предложения в тексте.

Иногда предложения в русском языке допускают двоякое толкование, и здесь нужно быть бдительным вдвойне с пунктуационной точки зрения.

Пунктуационный практикум (аналитическая работа с предложениями, стимулирующая познавательную активность учащихся и способствующая формированию осознанного отношения к постановке знаков препинания):

Карточка №4

-Спишите, вставьте пропущенные знаки препинания, обусловливающие точное толкование предложений.

1). Поливать супом нельзя водой. 2). Богач оставил своим наследникам завещание: «Установить статую золотую пику держащую». 3). Делегация выезжает утром встречайте. 4). Пальцев у него двадцать пять на каждой руке десять на ногах всего двадцать. 5). Ольга сидела на скамейке которая находилась в сквере и ждала подругу. 6). Когда солнце село с блеянием и ревом пришло стадо. 7). Внезапно проснувшись среди ночи в испуге вскочил он с постели. 8).Я занимался с братом который был болен английским языком. 9).Трактористы Сергеев и Иванов уже закончили работу.10). Эдуарда убить не смейте бояться полезно. 11. Не стучать здесь Чуковский спит злой.

Взаимопроверка. Чтение ответов со знаками препинания.

Работа в парах.

  1. Постановка проблемного вопроса.

- Итак, знаки препинания мы вспомнили. Посмотрите внимательно на все знаки, вспомните, когда они применяются, и ответьте на вопрос: на какие 2 группы можно разделить все знаки препинания?

(Ответы учеников)

  1. Сообщение учителя.

- В русском языке выделяют 2 группы знаков препинания: разделительные и выделительные.

Первая группа знаков препинания служит для разделения синтаксических единиц друг от друга: абзацы, предложения, однородные члены предложения, части сложного предложения. К ним относятся одинарные знаки: . , ; : - ! ? ...

Вторая группа знаков препинания служит для выделения 2 границ синтаксической структуры: обособленных членов предложения, обращений, придаточных частей внутри сложного предложения, вставных и вводных конструкций, междометий, прямой речи. Это двойные знаки: « » ( ) , , - -

Почему абзац принято причислять к знакам препинания? (Второе д/задание)

Абзац – не менее важный знак препинания, чем другие. Помните, что отсутствие абзацного членения в ваших собственных текстах – ошибка, за которую снижается оценка, в том числе и в экзаменационных работах.

  1. Тренировочное упражнение

Задание.

Вариант 1: найдите в тексте разделительные знаки препинания, определите их грамматическую функцию;

Вариант 2: найдите в тексте выделительные знаки и определите их грамматическую функцию.

Я стоял на вершине плоского холма; передо мной то золотом, то посеребренным морем раскинулась и пестрела спелая рожь. Но не бегало зыби по этому морю, не струился душный воздух: назревала гроза великая.

«Ну, скорей же, скорей! – думалось мне. – Двинься, покатись, пролейся, злая туча, прекрати тоскливое томление!» И вот, наконец, сорвалась буря – пошла потеха. (По И.С.Тургеневу) Слайд

- Сделайте вывод: для чего используются знаки препинания в письменной речи? (знаки препинания выполняют грамматическую функцию: разделяют или выделяют синтаксические единицы. Знаки препинания ставятся по пунктуационным правилам.)

- Нужны ли знаки препинания?

Возможно, выполняя предыдущее задание, кто-то из вас подумал: а зачем знать так много правил? А можно ли обойтись и без знаков препинания? В Древней Руси именно так и было. (Пример берестяной грамоты) Слайд

Легко ли прочесть такой текст и понять смысл написанного?

  1. Задания на определение смысловой функции знаков препинания

Показ и чтение отрывка из пьесы В.Шекспира «Сон в летнюю ночь» (перевод Т.Л.Щепкиной-Куперник). Слайд

Входит Пигва, он же Пролог.

Пролог

- Не думайте. Коль мы не угодим,

Что может быть. У нас желанья мало

Искусством скромным вас занять своим.

Вот нашего конца сейчас начало.

Мы не жалеем своего труда

Вас оскорбить. Не входит в наши цели

Вас развлекать. Явились мы сюда

Не с тем. Чтоб вы об этом пожалели,

Актеры здесь. Их стоит показать,

Чтоб вы узнали все, что надо знать.

Тезей

- Этот молодец не очень-то считается со знаками препинания.

Лизандр

- Он пустил свой пролог, как необъезженного жеребца: он не знает, где ему остановиться. Отсюда мораль, государь: недостаточно говорить, надо еще говорить правильно.

Ипполита

- Действительно, он сыграл свой пролог, как ребенок играет на флейте: звук есть, но управлять им он не умеет.

Тезей

- Его речь похожа на спутанную цепь: все звенья целы, но в беспорядке.



- Прочтем же мы сейчас с вами этот текст с другой расстановкой знаков препинания.

Мы не жалеем своего труда.

Вас оскорбить не входит в наши цели.

Вас развлекать явились мы сюда

Не с тем, чтоб вы об этом пожалели.



Актеры здесь. Их стоит показать,

Чтоб вы узнали все, что надо знать.



- Что изменилось? (Смысл текста поменялся на прямо противоположный.)



- Нужны ли знаки препинания в повседневном общении? Представьте, что вы получили такое смс-сообщение: Встречай на вокзале мать сестру брата своего товарища.

- Скажите, понятно ли вам, сколько человек нужно встретить? От чего будет зависеть смысл данного предложения? (От запятых.)



Лингвистический эксперимент

- Расставьте знаки препинания в известных пушкинских строках.

Я вас любил: любовь ещё, быть может,

В душе моей угасла не совсем… (А.С.Пушкин)

- Поясните постановку знаков препинания. (Двоеточие в БСП указывает на то, что во второй части предложения следует пояснение первой части, запятые выделяют вводное слово с модальным значением, выражающим оттенок неуверенности.)

В 60-е годы прошлого века поэт Виктор Соснора на основе этого стихотворения создал свое, но знаки препинания поставил иначе. Прочитайте выразительно. Сравните с оригиналом и прокомментируйте пунктуацию отрывков:

  1. Я Вас любил. Любовь ещё – быть может.

Но ей не быть.

( Точка на месте прежнего двоеточия делает мысль законченной. Тире на месте запятой выступает в роли знака БСП, при котором вторая часть сложного предложения противопоставлена первой.)

  1. Я – Вас любил. Любовь – ещё быть может.

Не вас, не к вам.

( Тире в первом предложении выделяет местоимение я, делая интонационный и логический акцент на этом слове. Тире в данном случае является авторским знаком. Во втором предложении таким же образом выделяется подлежащее любовь.)



Знак тире ученый Н Валгина называет знаком «неожиданности» - смысловой, интонационной, композиционной, а лингвист А.М.Пешковский – знаком «отчаяния».

- Сделайте вывод: для чего служат знаки препинания? Знаки препинания несут в себе смысловую функцию: помогают пишущему передать смысл высказывания, а читающему – его понять. Текст без знаков препинания труден для понимания.



  1. Задания на определение выразительной функции знаков препинания.

- Какие знаки препинания вы поставите на месте пропусков?

Вот бреду я вдоль большой дороги

В тихом свете гаснущего дня ( )

Тяжело мне, замирают ноги ( )

Друг мой милый, видишь ли меня ( )

Ответ:

Вот бреду я вдоль большой дороги

В тихом свете гаснущего дня …

Тяжело мне, замирают ноги …

Друг мой милый, видишь ли меня?

(И.С.Тургенев)



- С какой целью используется многоточие?

(Многоточие показывает взволнованность, тревогу лирического героя, передает ощущение неспешности, задумчивости.)

- Следующее: какую функцию выполняют знаки препинания в тексте Т.Толстой?

На четыре времени года раскладывается человеческая жизнь. Весна!!! Лето. Осень… Зима? (Т.Толстая)

Использование восклицательного знака передает эмоциональность, присущую молодости, точка выражает стабильность среднего возраста и вопрос – задумчивость преклонного возраста.)



- Сделайте вывод о том, какое дополнительное значение могут нести в себе знаки препинания? (Знаки препинания могут служить для выражения эмоций и чувств автора, усиливать выразительность текста.)

VII. Высказывания о знаках препинания

Задание: спишите одно высказывание (выучите наизусть) и оформите его в виде предложения с прямой речью.

«Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться». (К.Г.Паустовский)

«Знаки препинания служат нотами при чтении». (А.П.Чехов)

«Знаки ставятся по силе разума и его расположению к союзам». (М.В.Ломоносов)

«Многоточие изображает, должно быть, следы на цыпочках ушедших слов». (В.Набоков)

«Знаки ставятся по силе разума». (М.В.Ломоносов)

  1. Творческое задание. Рефлексия

- С чем можно сравнить знаки препинания? Знаки препинания можно сравнить с нотными знаками, они связывают смысловые отрезки речи, как звенья цепочки, их предназначение похоже на знаки дорожного движения. А с чем сравните знаки препинания вы?

Подведем итоги. Назовите основные функции знаков препинания.

  1. Информация о домашнем задании

Написать мини-сочинение или мини-исследование «Знаки препинания в повседневном общении» . (Интернет, средства мобильной связи.)













Приложение 1

Вступление к открытому уроку

Инсценировка отрывка из рассказа А.П.Чехова «Мыслители»



…- Да-с! Что ни говорите, Филипп Максимыч, а в русском языке очень много лишних знаков препинания!

- То есть, почему же-с? – скромно вопрошает Пимфов, вынимая из рюмки крылышко мухи. – Хотя и много знаков, но каждый из них имеет свое значение и место.

- Уж это вы оставьте! Никакого значения не имеют ваши знаки. Одно только мудрование… Наставит десяток запятых в одной строчке и думает, что он умный. Например, товарищ прокурора Меринов после каждого слова запятую ставит. Для чего это? Милостивый государь – запятая, посетив тюрьму такого-то числа – запятая, я заметил – запятая, что арестанты – запятая…тьфу! В глазах рябит! Да ив книгах то же самое… Точка с запятой, двоеточие, кавычки разные. Противно читать даже. А иной франт, мало ему одной точки, возьмет и натыкает их целый ряд… Для чего это?

- Наука того требует… вздыхает Пимфов…





Инсценировка отрывка из рассказа А.П.Чехова «Мыслители»



…- Да-с! Что ни говорите, Филипп Максимыч, а в русском языке очень много лишних знаков препинания!



- То есть, почему же-с? – скромно вопрошает Пимфов, вынимая из рюмки крылышко мухи. – Хотя и много знаков, но каждый из них имеет свое значение и место.



- Уж это вы оставьте! Никакого значения не имеют ваши знаки. Одно только мудрование… Наставит десяток запятых в одной строчке и думает, что он умный. Например, товарищ прокурора Меринов после каждого слова запятую ставит. Для чего это? Милостивый государь – запятая, посетив тюрьму такого-то числа – запятая, я заметил – запятая, что арестанты – запятая…тьфу! В глазах рябит! Да ив книгах то же самое… Точка с запятой, двоеточие, кавычки разные. Противно читать даже. А иной франт, мало ему одной точки, возьмет и натыкает их целый ряд… Для чего это?



- Наука того требует… вздыхает Пимфов…



Инсценировка отрывка из рассказа А.П.Чехова «Мыслители»



…- Да-с! Что ни говорите, Филипп Максимыч, а в русском языке очень много лишних знаков препинания!



- То есть, почему же-с? – скромно вопрошает Пимфов, вынимая из рюмки крылышко мухи. – Хотя и много знаков, но каждый из них имеет свое значение и место.



- Уж это вы оставьте! Никакого значения не имеют ваши знаки. Одно только мудрование… Наставит десяток запятых в одной строчке и думает, что он умный. Например, товарищ прокурора Меринов после каждого слова запятую ставит. Для чего это? Милостивый государь – запятая, посетив тюрьму такого-то числа – запятая, я заметил – запятая, что арестанты – запятая…тьфу! В глазах рябит! Да ив книгах то же самое… Точка с запятой, двоеточие, кавычки разные. Противно читать даже. А иной франт, мало ему одной точки, возьмет и натыкает их целый ряд… Для чего это?



- Наука того требует… вздыхает Пимфов…




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!