Открытый урок русского языка. 9 класс
Учитель Батуева В.А.
Тема: Функции знаков препинания. Подготовка к ГИА.
Тип урока: урок-исследование.
Цели урока: умение определять основные функции знаков препинания (грамматическую, смысловую, выразительную)
Задачи:
- на основе сопоставления языковых примеров приводить аргументы, делать выводы;
- собирать языковой материал для написания сочинения на лингвистическую тему о знаках препинания:
- развивать творческие способности;
- стимулировать интерес к изучению русского языка.
Учащиеся должны знать:
- основные функции знаков препинания
Учащиеся должны уметь:
- анализировать функционально-смысловые особенности пунктограмм и создавать собственные тексты (сочинения-рассуждения) с обоснованием лингвистического (пунктуационного) положения.
Оборудование: учебное пособие, раздаточный материал, презентация (мультимедиа)
Домашнее задание к уроку: пользуясь материалами справочников по русскому языку или ресурсами сети Интернет, подготовить ответы на следующие вопросы:
Сколько знаков препинания в русском языке?
Почему абзац принято причислять к знакам препинания?
Существуют ли тексты на русском языке без знаков препинания?
Ход урока:
Подготовка учащихся к восприятию темы урока
Вступление к уроку. Актуализация знаний.
- Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые коллеги! Сегодня у нас необычный день. К нам приехали учителя из разных школ. И я всем желаю позитивного настроения и успехов.
Инсценировка отрывка из рассказа А.П.Чехова «Мыслители».
- Вы прослушали этот диалог, а теперь скажите, какой будет тема урока?
- Да, сегодня на уроке мы продолжим этот спор и попробуем решить вопрос о назначении знаков препинания, или, говоря научным языком, об их функциях. Итак, запишите тему урока «Функции знаков препинания».
- А что такое функция как лингвистическое понятие? Ответьте на этот вопрос, воспользовавшись толковым словарем.
Словарная работа:
«Функция (лингв.) - назначение, роль языковой единицы или языковой структуры».
- Значит ли это, что и знаки препинания – не просто какие-то графические символы, а пунктуационные единицы, играющие определенную роль в тексте? Чтобы ответить на этот вопрос, прочтите сначала текст №1 (Карточка №1):
отрывок из произведения И.С.Тургенева «Записки охотника».
Лет пять тому назад на дороге из Москвы в Тулу пришлось мне просидеть почти целый день в почтовом доме за недостатком лошадей я возвращался с охоты и имел неосторожность отправить свою тройку вперед смотритель на все мои жалобы и просьбы отвечал отрывистым ворчанием в сердцах хлопал дверью и бранил ямщиков я раза три уже принимался пить чай несколько раз пытался заснуть прочел все надписи на окнах с холодным и безнадежным отчаянием глядел я на оглобли своего тарантаса вдруг зазвенел колокольчик и небольшая телега остановилась перед крыльцом.
-Трудно было читать текст? А что нужно сделать, чтобы он стал читаемым?
Ответы учащихся: - Разделить текст на предложения и расставить знаки препинания; графически показать смысловые отрезки, которые разделяются знаками препинания.
Учитель: - Поэтому мы и должны знать о них как можно больше. Кстати, в каком разделе языкознания изучаются знаки препинания?
Ответ учащихся: пунктуация.
Учитель: - Проверим домашнее задание. Что вы написали в словарике лингвистических терминов об этом разделе?
Чтение домашних записей: Пунктуация - это система знаков, которые способствуют выполнению одной из функций письменной формы языка – быть средством коммуникации, общения между людьми.
Учитель: - Посмотрим, ребята, что же получится, если эту систему разрушить!
загляните в карточку №2.
- Перед вами притча о пользе знаков препинания (А.Каневского из книги В.В.Волиной «Русский язык в стихах, рассказах, сказках»). Подумайте, какие знаки препинания растерял герой притчи?
Человек потерял _________, стал бояться сложных предложений. Искал фразу попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли.
Потом он потерял ___________________ и начал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций.
Затем он потерял _____________________ и перестал задавать всякие вопросы. Никакие события не вызывали его любопытства, где бы они не происходили – в космосе, на Земле или даже в собственной квартире. Еще через пару лет он потерял ___________ и перестал объяснять людям свои поступки.
К концу жизни у него остались только __________. Он не высказывал ни одной собственной идеи, он все время кого-нибудь цитировал – так он совсем разучился мыслить и __________.
Берегите знаки препинания!
Учитель: - Давайте же и мы, ребята, будем бережно относиться к знакам препинания!
( Образец. Запятая в сложном предложении соединяет смысловые отрезки, которые выражают мысли автора; восклицательный знак передает яркие эмоции пишущего; вопросительный знак на письме служит для обозначения различных типов вопросов; многоточие ставится для обозначения незаконченности высказывания, заминок в речи, при цитировании для обозначения пропусков фрагментов авторского высказывания и т.д.)
- Скажите, пожалуйста, а испытываете ли вы потребность в расширении информативного поля относительно данной темы? Если да, то почему?
Ответы учащихся: чтобы лучше подготовиться к ГИА – написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему, посвященную знакам препинания.
А сейчас проведем учебный «Сколько знаков препинания в русском языке?»(было д/заданием). Побеждает тот, кто называет последний знак препинания.
Исторический комментарий (информативная стадия):
1-й учащийся: В Древней Руси тексты записывали без пробелов между словами и предложениями, без знаков препинания, чтение таких записей было медленным и трудным. Чтобы облегчить его, нужно было прежде всего отметить границы предложений. Так появилась точка – первый и основной знак членения текста. На основе точки возникли другие знаки: вопросительный и восклицательный знаки, запятые.
Вошли в употребление также скобки, тире, кавычки. В начале предложений стала обязательной заглавная буква, в начале абзаца – красная строка.
К концу 18 века сложился основной состав знаков препинания, которые – от латинского названия точки «пунктум» - принято называть знаками пунктуации.
2-й учащийся: Знаки препинания появились не сразу. Двоеточие – в 15 веке, позднее появились запятые. Вопросительный и восклицательный знаки – в 16 веке, тире, кавычки, многоточие – только к концу 18 века. Тире ввел Карамзин и назвал его чертой. Барсов, ученик Ломоносова, назвал этот знак «молчанкой» и говорил, что она «начатую речь прерывает либо совсем, либо на малое время для выражения жесткой страсти, либо для приготовления читателя к какому-нибудь чрезвычайному или неожиданному слову или действию впоследствии. Но больше всего она служит к разделению лиц разговаривающих, чтоб не иметь нужды именовать их при каждой перемене в продолжающемся разговоре». А были еще и «удивительный» знак, знак «пресекательный» и «отменительный», «вместительный» знак, «единительный», полуточие.
3-ий учащийся: (продолжение выступления докладчиков)
Систематизированы и описаны знаки препинания были только в начале 19 века.
В современном русском языке наиболее употребительны 10 знаков препинания: точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие, запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, кавычки, скобки.
Назначение знаков препинания – передавать синтаксическое и смысловое членение текста, а также основные черты интонации предложения на письме
Знаки препинания обеспечивают пишущему и читающему однозначное понимание предложения в тексте.
Иногда предложения в русском языке допускают двоякое толкование, и здесь нужно быть бдительным вдвойне с пунктуационной точки зрения.
Пунктуационный практикум (аналитическая работа с предложениями, стимулирующая познавательную активность учащихся и способствующая формированию осознанного отношения к постановке знаков препинания):
Карточка №4
-Спишите, вставьте пропущенные знаки препинания, обусловливающие точное толкование предложений.
1). Поливать супом нельзя водой. 2). Богач оставил своим наследникам завещание: «Установить статую золотую пику держащую». 3). Делегация выезжает утром встречайте. 4). Пальцев у него двадцать пять на каждой руке десять на ногах всего двадцать. 5). Ольга сидела на скамейке которая находилась в сквере и ждала подругу. 6). Когда солнце село с блеянием и ревом пришло стадо. 7). Внезапно проснувшись среди ночи в испуге вскочил он с постели. 8).Я занимался с братом который был болен английским языком. 9).Трактористы Сергеев и Иванов уже закончили работу.10). Эдуарда убить не смейте бояться полезно. 11. Не стучать здесь Чуковский спит злой.
Взаимопроверка. Чтение ответов со знаками препинания.
Работа в парах.
Постановка проблемного вопроса.
- Итак, знаки препинания мы вспомнили. Посмотрите внимательно на все знаки, вспомните, когда они применяются, и ответьте на вопрос: на какие 2 группы можно разделить все знаки препинания?
(Ответы учеников)
Сообщение учителя.
- В русском языке выделяют 2 группы знаков препинания: разделительные и выделительные.
Первая группа знаков препинания служит для разделения синтаксических единиц друг от друга: абзацы, предложения, однородные члены предложения, части сложного предложения. К ним относятся одинарные знаки: . , ; : - ! ? ...
Вторая группа знаков препинания служит для выделения 2 границ синтаксической структуры: обособленных членов предложения, обращений, придаточных частей внутри сложного предложения, вставных и вводных конструкций, междометий, прямой речи. Это двойные знаки: « » ( ) , , - -
Почему абзац принято причислять к знакам препинания? (Второе д/задание)
Абзац – не менее важный знак препинания, чем другие. Помните, что отсутствие абзацного членения в ваших собственных текстах – ошибка, за которую снижается оценка, в том числе и в экзаменационных работах.
Тренировочное упражнение
Задание.
Вариант 1: найдите в тексте разделительные знаки препинания, определите их грамматическую функцию;
Вариант 2: найдите в тексте выделительные знаки и определите их грамматическую функцию.
Я стоял на вершине плоского холма; передо мной то золотом, то посеребренным морем раскинулась и пестрела спелая рожь. Но не бегало зыби по этому морю, не струился душный воздух: назревала гроза великая.
«Ну, скорей же, скорей! – думалось мне. – Двинься, покатись, пролейся, злая туча, прекрати тоскливое томление!» И вот, наконец, сорвалась буря – пошла потеха. (По И.С.Тургеневу) Слайд
- Сделайте вывод: для чего используются знаки препинания в письменной речи? (знаки препинания выполняют грамматическую функцию: разделяют или выделяют синтаксические единицы. Знаки препинания ставятся по пунктуационным правилам.)
- Нужны ли знаки препинания?
Возможно, выполняя предыдущее задание, кто-то из вас подумал: а зачем знать так много правил? А можно ли обойтись и без знаков препинания? В Древней Руси именно так и было. (Пример берестяной грамоты) Слайд
Легко ли прочесть такой текст и понять смысл написанного?
Задания на определение смысловой функции знаков препинания
Показ и чтение отрывка из пьесы В.Шекспира «Сон в летнюю ночь» (перевод Т.Л.Щепкиной-Куперник). Слайд
Входит Пигва, он же Пролог.
Пролог
- Не думайте. Коль мы не угодим,
Что может быть. У нас желанья мало
Искусством скромным вас занять своим.
Вот нашего конца сейчас начало.
Мы не жалеем своего труда
Вас оскорбить. Не входит в наши цели
Вас развлекать. Явились мы сюда
Не с тем. Чтоб вы об этом пожалели,
Актеры здесь. Их стоит показать,
Чтоб вы узнали все, что надо знать.
Тезей
- Этот молодец не очень-то считается со знаками препинания.
Лизандр
- Он пустил свой пролог, как необъезженного жеребца: он не знает, где ему остановиться. Отсюда мораль, государь: недостаточно говорить, надо еще говорить правильно.
Ипполита
- Действительно, он сыграл свой пролог, как ребенок играет на флейте: звук есть, но управлять им он не умеет.
Тезей
- Его речь похожа на спутанную цепь: все звенья целы, но в беспорядке.
- Прочтем же мы сейчас с вами этот текст с другой расстановкой знаков препинания.
Мы не жалеем своего труда.
Вас оскорбить не входит в наши цели.
Вас развлекать явились мы сюда
Не с тем, чтоб вы об этом пожалели.
Актеры здесь. Их стоит показать,
Чтоб вы узнали все, что надо знать.
- Что изменилось? (Смысл текста поменялся на прямо противоположный.)
- Нужны ли знаки препинания в повседневном общении? Представьте, что вы получили такое смс-сообщение: Встречай на вокзале мать сестру брата своего товарища.
- Скажите, понятно ли вам, сколько человек нужно встретить? От чего будет зависеть смысл данного предложения? (От запятых.)
Лингвистический эксперимент
- Расставьте знаки препинания в известных пушкинских строках.
Я вас любил: любовь ещё, быть может,
В душе моей угасла не совсем… (А.С.Пушкин)
- Поясните постановку знаков препинания. (Двоеточие в БСП указывает на то, что во второй части предложения следует пояснение первой части, запятые выделяют вводное слово с модальным значением, выражающим оттенок неуверенности.)
В 60-е годы прошлого века поэт Виктор Соснора на основе этого стихотворения создал свое, но знаки препинания поставил иначе. Прочитайте выразительно. Сравните с оригиналом и прокомментируйте пунктуацию отрывков:
Я Вас любил. Любовь ещё – быть может.
Но ей не быть.
( Точка на месте прежнего двоеточия делает мысль законченной. Тире на месте запятой выступает в роли знака БСП, при котором вторая часть сложного предложения противопоставлена первой.)
Я – Вас любил. Любовь – ещё быть может.
Не вас, не к вам.
( Тире в первом предложении выделяет местоимение я, делая интонационный и логический акцент на этом слове. Тире в данном случае является авторским знаком. Во втором предложении таким же образом выделяется подлежащее любовь.)
Знак тире ученый Н Валгина называет знаком «неожиданности» - смысловой, интонационной, композиционной, а лингвист А.М.Пешковский – знаком «отчаяния».
- Сделайте вывод: для чего служат знаки препинания? Знаки препинания несут в себе смысловую функцию: помогают пишущему передать смысл высказывания, а читающему – его понять. Текст без знаков препинания труден для понимания.
Задания на определение выразительной функции знаков препинания.
- Какие знаки препинания вы поставите на месте пропусков?
Вот бреду я вдоль большой дороги
В тихом свете гаснущего дня ( )
Тяжело мне, замирают ноги ( )
Друг мой милый, видишь ли меня ( )
Ответ:
Вот бреду я вдоль большой дороги
В тихом свете гаснущего дня …
Тяжело мне, замирают ноги …
Друг мой милый, видишь ли меня?
(И.С.Тургенев)
- С какой целью используется многоточие?
(Многоточие показывает взволнованность, тревогу лирического героя, передает ощущение неспешности, задумчивости.)
- Следующее: какую функцию выполняют знаки препинания в тексте Т.Толстой?
На четыре времени года раскладывается человеческая жизнь. Весна!!! Лето. Осень… Зима? (Т.Толстая)
Использование восклицательного знака передает эмоциональность, присущую молодости, точка выражает стабильность среднего возраста и вопрос – задумчивость преклонного возраста.)
- Сделайте вывод о том, какое дополнительное значение могут нести в себе знаки препинания? (Знаки препинания могут служить для выражения эмоций и чувств автора, усиливать выразительность текста.)
VII. Высказывания о знаках препинания
Задание: спишите одно высказывание (выучите наизусть) и оформите его в виде предложения с прямой речью.
«Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться». (К.Г.Паустовский)
«Знаки препинания служат нотами при чтении». (А.П.Чехов)
«Знаки ставятся по силе разума и его расположению к союзам». (М.В.Ломоносов)
«Многоточие изображает, должно быть, следы на цыпочках ушедших слов». (В.Набоков)
«Знаки ставятся по силе разума». (М.В.Ломоносов)
Творческое задание. Рефлексия
- С чем можно сравнить знаки препинания? Знаки препинания можно сравнить с нотными знаками, они связывают смысловые отрезки речи, как звенья цепочки, их предназначение похоже на знаки дорожного движения. А с чем сравните знаки препинания вы?
Подведем итоги. Назовите основные функции знаков препинания.
Информация о домашнем задании
Написать мини-сочинение или мини-исследование «Знаки препинания в повседневном общении» . (Интернет, средства мобильной связи.)
Приложение 1
Вступление к открытому уроку
Инсценировка отрывка из рассказа А.П.Чехова «Мыслители»
…- Да-с! Что ни говорите, Филипп Максимыч, а в русском языке очень много лишних знаков препинания!
- То есть, почему же-с? – скромно вопрошает Пимфов, вынимая из рюмки крылышко мухи. – Хотя и много знаков, но каждый из них имеет свое значение и место.
- Уж это вы оставьте! Никакого значения не имеют ваши знаки. Одно только мудрование… Наставит десяток запятых в одной строчке и думает, что он умный. Например, товарищ прокурора Меринов после каждого слова запятую ставит. Для чего это? Милостивый государь – запятая, посетив тюрьму такого-то числа – запятая, я заметил – запятая, что арестанты – запятая…тьфу! В глазах рябит! Да ив книгах то же самое… Точка с запятой, двоеточие, кавычки разные. Противно читать даже. А иной франт, мало ему одной точки, возьмет и натыкает их целый ряд… Для чего это?
- Наука того требует… вздыхает Пимфов…
Инсценировка отрывка из рассказа А.П.Чехова «Мыслители»
…- Да-с! Что ни говорите, Филипп Максимыч, а в русском языке очень много лишних знаков препинания!
- То есть, почему же-с? – скромно вопрошает Пимфов, вынимая из рюмки крылышко мухи. – Хотя и много знаков, но каждый из них имеет свое значение и место.
- Уж это вы оставьте! Никакого значения не имеют ваши знаки. Одно только мудрование… Наставит десяток запятых в одной строчке и думает, что он умный. Например, товарищ прокурора Меринов после каждого слова запятую ставит. Для чего это? Милостивый государь – запятая, посетив тюрьму такого-то числа – запятая, я заметил – запятая, что арестанты – запятая…тьфу! В глазах рябит! Да ив книгах то же самое… Точка с запятой, двоеточие, кавычки разные. Противно читать даже. А иной франт, мало ему одной точки, возьмет и натыкает их целый ряд… Для чего это?
- Наука того требует… вздыхает Пимфов…
Инсценировка отрывка из рассказа А.П.Чехова «Мыслители»
…- Да-с! Что ни говорите, Филипп Максимыч, а в русском языке очень много лишних знаков препинания!
- То есть, почему же-с? – скромно вопрошает Пимфов, вынимая из рюмки крылышко мухи. – Хотя и много знаков, но каждый из них имеет свое значение и место.
- Уж это вы оставьте! Никакого значения не имеют ваши знаки. Одно только мудрование… Наставит десяток запятых в одной строчке и думает, что он умный. Например, товарищ прокурора Меринов после каждого слова запятую ставит. Для чего это? Милостивый государь – запятая, посетив тюрьму такого-то числа – запятая, я заметил – запятая, что арестанты – запятая…тьфу! В глазах рябит! Да ив книгах то же самое… Точка с запятой, двоеточие, кавычки разные. Противно читать даже. А иной франт, мало ему одной точки, возьмет и натыкает их целый ряд… Для чего это?
- Наука того требует… вздыхает Пимфов…