СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Функции знаков препинания. Подготовка к ГИА."

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к открытому уроку русского языка по теме "Функции знаков препинания"

Просмотр содержимого документа
«"Функции знаков препинания. Подготовка к ГИА."»

Урок русского языка в 9 классе  Тема: «Функции знаков препинания»     Учитель русского языка и литературы МКОУ Ворот-Онгойская ООШ Батуева В.А.

Урок русского языка в 9 классе Тема: «Функции знаков препинания»

Учитель русского языка и литературы

МКОУ Ворот-Онгойская ООШ Батуева В.А.

 Функция (лингв.) - назначение, роль языковой единицы или языковой структуры

Функция (лингв.) - назначение, роль языковой единицы или языковой структуры

 И.С.Тургенев «Записки охотника» (отрывок):  Лет пять тому назад на дороге из Москвы в Тулу пришлось мне просидеть почти целый день в почтовом доме за недостатком лошадей я возвращался с охоты и имел неосторожность отправить свою тройку вперед смотритель на все мои жалобы и просьбы отвечал отрывистым ворчанием в сердцах хлопал дверью и бранил ямщиков я раза три уже принимался пить чай несколько раз пытался заснуть прочел все надписи на окнах с холодным и безнадежным отчаянием глядел я на оглобли своего тарантаса вдруг зазвенел колокольчик и небольшая телега остановилась перед крыльцом

И.С.Тургенев «Записки охотника» (отрывок):

Лет пять тому назад на дороге из Москвы в Тулу пришлось мне просидеть почти целый день в почтовом доме за недостатком лошадей я возвращался с охоты и имел неосторожность отправить свою тройку вперед смотритель на все мои жалобы и просьбы отвечал отрывистым ворчанием в сердцах хлопал дверью и бранил ямщиков я раза три уже принимался пить чай несколько раз пытался заснуть прочел все надписи на окнах с холодным и безнадежным отчаянием глядел я на оглобли своего тарантаса вдруг зазвенел колокольчик и небольшая телега остановилась перед крыльцом

 И.С.Тургенев «Записки охотника» (отрывок):  Лет пять тому назад на дороге из Москвы в Тулу пришлось мне просидеть почти целый день в почтовом доме .  З а недостатком лошадей я возвращался с охоты и имел неосторожность отправить свою тройку вперед . С мотритель на все мои жалобы и просьбы отвечал отрывистым ворчанием , в сердцах хлопал дверью и бранил ямщиков .  Я раза три уже принимался пить чай , несколько раз пытался заснуть , прочел все надписи на окнах .  С холодным и безнадежным отчаянием глядел я на оглобли своего тарантаса .  В друг зазвенел колокольчик и небольшая телега остановилась перед крыльцом .

И.С.Тургенев «Записки охотника» (отрывок):

Лет пять тому назад на дороге из Москвы в Тулу пришлось мне просидеть почти целый день в почтовом доме . З а недостатком лошадей я возвращался с охоты и имел неосторожность отправить свою тройку вперед . С мотритель на все мои жалобы и просьбы отвечал отрывистым ворчанием , в сердцах хлопал дверью и бранил ямщиков . Я раза три уже принимался пить чай , несколько раз пытался заснуть , прочел все надписи на окнах . С холодным и безнадежным отчаянием глядел я на оглобли своего тарантаса . В друг зазвенел колокольчик и небольшая телега остановилась перед крыльцом .

 Пунктуация - это система знаков, которые способствуют выполнению одной из функций письменной формы языка – быть средством коммуникации, общения между людьми.
  • Пунктуация - это система знаков, которые способствуют выполнению одной из функций письменной формы языка – быть средством коммуникации, общения между людьми.
Перед вами притча А.Каневского «О пользе знаков препинания». Подумайте, какие знаки препинания растерял герой притчи?  Человек потерял _________, стал бояться сложных предложений. Искал фразу попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли.  Потом он потерял ____________________и начал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций.  Затем он потерял _______________________и перестал задавать всякие вопросы. Никакие события не вызывали его любопытства, где бы они не происходили – в космосе, на Земле или даже в собственной квартире. Ещё через пару лет он потерял __________ и перестал объяснять людям свои поступки.  К концу жизни у него остались только ___________. Он не высказывал ни одной собственной идеи, он все время кого-нибудь цитировал – так он совсем разучился мыслить и дошел до _______.  Берегите знаки препинания!

Перед вами притча А.Каневского «О пользе знаков препинания». Подумайте, какие знаки препинания растерял герой притчи?

Человек потерял _________, стал бояться сложных предложений. Искал фразу попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли.

Потом он потерял ____________________и начал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций.

Затем он потерял _______________________и перестал задавать всякие вопросы. Никакие события не вызывали его любопытства, где бы они не происходили – в космосе, на Земле или даже в собственной квартире. Ещё через пару лет он потерял __________ и перестал объяснять людям свои поступки.

К концу жизни у него остались только ___________. Он не высказывал ни одной собственной идеи, он все время кого-нибудь цитировал – так он совсем разучился мыслить и дошел до _______.

Берегите знаки препинания!

Перед вами притча А.Каневского «О пользе знаков препинания». Подумайте, какие знаки препинания растерял герой притчи?  Человек потерял запятую , стал бояться сложных предложений. Искал фразу попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли.  Потом он потерял знак восклицательный и начал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций.  Затем он потерял знак вопросительный и перестал задавать всякие вопросы. Никакие события не вызывали его любопытства, где бы они не происходили – в космосе, на Земле или даже в собственной квартире. Ещё через пару лет он потерял двоеточие и перестал объяснять людям свои поступки.  К концу жизни у него остались только кавычки . Он не высказывал ни одной собственной идеи, он все время кого-нибудь цитировал – так он совсем разучился мыслить и дошел до точки .  Берегите знаки препинания!

Перед вами притча А.Каневского «О пользе знаков препинания». Подумайте, какие знаки препинания растерял герой притчи?

Человек потерял запятую , стал бояться сложных предложений. Искал фразу попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли.

Потом он потерял знак восклицательный и начал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций.

Затем он потерял знак вопросительный и перестал задавать всякие вопросы. Никакие события не вызывали его любопытства, где бы они не происходили – в космосе, на Земле или даже в собственной квартире. Ещё через пару лет он потерял двоеточие и перестал объяснять людям свои поступки.

К концу жизни у него остались только кавычки . Он не высказывал ни одной собственной идеи, он все время кого-нибудь цитировал – так он совсем разучился мыслить и дошел до точки .

Берегите знаки препинания!

Функции знаков препинания Разделительная Выделительная . , ; : - ! ? … « » ( ) ,, - - Абзацы, предложения, однородные члены предложения, части сложного предложения Обособленные члены предложения, обращения, придаточные части внутри СП, вставные и вводные конструкции, междометия, прямая речь

Функции знаков препинания

Разделительная

Выделительная

. , ; : - ! ? …

« » ( ) ,, - -

Абзацы, предложения, однородные члены предложения, части сложного предложения

Обособленные члены предложения, обращения, придаточные части внутри СП, вставные и вводные конструкции, междометия, прямая речь

       -Спишите, вставьте пропущенные знаки препинания, обусловливающие точное толкование предложений   1). Поливать супом нельзя водой. 2). Богач оставил своим наследникам завещание: «Установить статую золотую пику держащую». 3). Делегация выезжает утром встречайте. 4). Пальцев у него двадцать пять на каждой руке десять на ногах всего двадцать.  5). Ольга сидела на скамейке которая находилась в сквере и ждала подругу. 6). Когда солнце село с блеянием и ревом пришло стадо. 7). Внезапно проснувшись среди ночи в испуге вскочил он с постели. 8). Трактористы Сергеев и Иванов уже закончили работу. 9). Эдуарда убить не смейте бояться полезно. 10). Девушка перевела через дорогу старушку, которая попросила её об этом и убежала на дискотеку.

-Спишите, вставьте пропущенные знаки препинания, обусловливающие точное толкование предложений

  • 1). Поливать супом нельзя водой. 2). Богач оставил своим наследникам завещание: «Установить статую золотую пику держащую». 3). Делегация выезжает утром встречайте. 4). Пальцев у него двадцать пять на каждой руке десять на ногах всего двадцать.

5). Ольга сидела на скамейке которая находилась в сквере и ждала подругу. 6). Когда солнце село с блеянием и ревом пришло стадо. 7). Внезапно проснувшись среди ночи в испуге вскочил он с постели. 8). Трактористы Сергеев и Иванов уже закончили работу. 9). Эдуарда убить не смейте бояться полезно. 10). Девушка перевела через дорогу старушку, которая попросила её об этом и убежала на дискотеку.

Задание:  Вариант 1: найдите в тексте разделительные знаки препинания, определите их грамматическую функцию;  Вариант 2: найдите в тексте выделительные знаки и определите их грамматическую функцию.  Я стоял на вершине плоского холма; передо мной то золотом, то посеребренным морем раскинулась и пестрела спелая рожь. Но не бегало зыби по этому морю, не струился душный воздух: назревала гроза великая.  «Ну, скорей же, скорей! – думалось мне. – Двинься, покатись, пролейся, злая туча, прекрати тоскливое томление!» И вот, наконец, сорвалась буря – и пошла потеха. (по И.С.Тургеневу)

Задание: Вариант 1: найдите в тексте разделительные знаки препинания, определите их грамматическую функцию; Вариант 2: найдите в тексте выделительные знаки и определите их грамматическую функцию.

  • Я стоял на вершине плоского холма; передо мной то золотом, то посеребренным морем раскинулась и пестрела спелая рожь. Но не бегало зыби по этому морю, не струился душный воздух: назревала гроза великая.
  • «Ну, скорей же, скорей! – думалось мне. – Двинься, покатись, пролейся, злая туча, прекрати тоскливое томление!» И вот, наконец, сорвалась буря – и пошла потеха. (по И.С.Тургеневу)
 Берестяная грамота о покупке рабыни

Берестяная грамота о покупке рабыни

 Одиночные знаки препинания разделяют целое на части, отделяют эти части друг от друга и отмечают границу между ними. Парные или двойные знаки препинания выделяют ту или иную самостоятельную часть из целого и отмечают ее границы с двух сторон.  «Знаки препинания существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться».  К.Г.Паустовский

Одиночные знаки препинания разделяют целое на части, отделяют эти части друг от друга и отмечают границу между ними. Парные или двойные знаки препинания выделяют ту или иную самостоятельную часть из целого и отмечают ее границы с двух сторон.

«Знаки препинания существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться».

К.Г.Паустовский

Отрывок из пьесы В.Шекспира «Сон в летнюю ночь»   в переводе Т.Л.Щепкиной-Куперник  Входит Пигва , он же Пролог.  Пролог:  - Не думайте. Коль мы не угодим,  Что может быть. У нас желанья мало  Искусством скромным вас занять своим.  Вот нашего конца сейчас начало.  Мы не жалеем своего труда  Вас оскорбить. Не входит в наши цели  Вас развлекать. Явились мы сюда  Не с тем. Чтоб вы об этом пожалели,  Актеры здесь. Их стоит показать,  Чтоб вы узнали все, что надо знать.

Отрывок из пьесы В.Шекспира «Сон в летнюю ночь» в переводе Т.Л.Щепкиной-Куперник

Входит Пигва , он же Пролог.

Пролог:

- Не думайте. Коль мы не угодим,

Что может быть. У нас желанья мало

Искусством скромным вас занять своим.

Вот нашего конца сейчас начало.

Мы не жалеем своего труда

Вас оскорбить. Не входит в наши цели

Вас развлекать. Явились мы сюда

Не с тем. Чтоб вы об этом пожалели,

Актеры здесь. Их стоит показать,

Чтоб вы узнали все, что надо знать.

 Мы не жалеем своего труда.  Вас оскорбить не входит в наши цели.  Вас развлекать явились мы сюда  Не с тем, чтоб вы об этом пожалели.   Актеры здесь. Их стоит показать,  Чтоб вы узнали все, что надо знать.

Мы не жалеем своего труда.

Вас оскорбить не входит в наши цели.

Вас развлекать явились мы сюда

Не с тем, чтоб вы об этом пожалели.

Актеры здесь. Их стоит показать,

Чтоб вы узнали все, что надо знать.

Встречай на вокзале мать сестру брата своего товарища.
  • Встречай на вокзале мать сестру брата своего товарища.
Лингвистический эксперимент  Я вас любил любовь ещё быть может  В душе моей угасла не совсем (А.С.Пушкин)  Я вас любил: любовь ещё, быть может,  В душе моей угасла не совсем… (А.С.Пушкин)  Я Вас любил. Любовь ещё - быть может.  Но ей не быть.  Я - Вас любил. Любовь - ещё быть может.  Не вас, не к вам.

Лингвистический эксперимент

  • Я вас любил любовь ещё быть может

В душе моей угасла не совсем (А.С.Пушкин)

  • Я вас любил: любовь ещё, быть может,

В душе моей угасла не совсем… (А.С.Пушкин)

  • Я Вас любил. Любовь ещё - быть может.

Но ей не быть.

  • Я - Вас любил. Любовь - ещё быть может.

Не вас, не к вам.

Задания на определение выразительной функции знаков препинания  Вот бреду я вдоль большой дороги  В тихом свете гаснущего дня ( )  Тяжело мне, замирают ноги ( )  Друг мой милый, видишь ли меня ( )  И.С.Тургенев   Вот бреду я вдоль большой дороги  В тихом свете гаснущего дня …  Тяжело мне, замирают ноги …  Друг мой милый, видишь ли меня?

Задания на определение выразительной функции знаков препинания

Вот бреду я вдоль большой дороги

В тихом свете гаснущего дня ( )

Тяжело мне, замирают ноги ( )

Друг мой милый, видишь ли меня ( )

И.С.Тургенев

Вот бреду я вдоль большой дороги

В тихом свете гаснущего дня …

Тяжело мне, замирают ноги …

Друг мой милый, видишь ли меня?

 Т.Толстая  На четыре времени года раскладывается человеческая жизнь. Весна!!! Лето. Осень…Зима?

Т.Толстая

  • На четыре времени года раскладывается человеческая жизнь. Весна!!! Лето. Осень…Зима?
«Знаки препинания служат нотами при чтении». (А.П.Чехов) «Знаки ставятся по силе разума и его расположению к союзам». (М.В.Ломоносов) «Многоточие изображает, должно быть, следы на цыпочках ушедших слов». ( В.Набоков) «Тире – знак отчаяния». (А.М.Пешковский)
  • «Знаки препинания служат нотами при чтении». (А.П.Чехов)
  • «Знаки ставятся по силе разума и его расположению к союзам». (М.В.Ломоносов)
  • «Многоточие изображает, должно быть, следы на цыпочках ушедших слов». ( В.Набоков)
  • «Тире – знак отчаяния». (А.М.Пешковский)
Функции знаков препинания 1. Разделительная; 2. Выделительная; 3. Эмоционально-экспрессивная; 4. Смыслоразличительная.

Функции знаков препинания

  • 1. Разделительная;
  • 2. Выделительная;
  • 3. Эмоционально-экспрессивная;
  • 4. Смыслоразличительная.
Домашнее задание: Написать мини-сочинение или мини-исследование «Знаки препинания в повседневном общении» (Интернет, средства мобильной связи)

Домашнее задание:

  • Написать мини-сочинение или мини-исследование «Знаки препинания в повседневном общении» (Интернет, средства мобильной связи)