МБОУ «СОШ №2 г.Щигры Курской области»
Петрищева Л.Д.
Пояснительная записка:
Изучение математики направлено на достижение, в первую очередь, целей интеллектуального развития школьников, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для жизни в современном обществе, для общей социальной ориентации и решения практических проблем.
В структуре изучаемой дисциплины «Математика» выделяется следующий раздел: «Тригонометрические функции». Содержание раздела «Тригонометрические функции » включает тему урока «Функция y= sin x, её свойства и график» .
В результате изучения данной темы обучающийся должен
Знать:
виды графиков тригонометрической функции y= sin x,ее свойства;
определение тригонометрических функций числового углового аргумента;
Уметь:
•вычислять значение функции по заданному значению аргумента при различных способах задания функции;
• определять основные свойства числовых функций, иллюстрировать их на графиках;
• строить графики изученных функций, иллюстрировать по графику свойства элементарных функций;
• использовать понятие функции для описания и анализа зависимостей величин;
Раздел «Тригонометрические функции».
Тема урока : Функция y= sin x, её свойства и график .
Тип урока :урок первоначальное формирование умений и навыков.
Цели урока:
1. Образовательная
-ввести понятие функции y= sin x , свойства графика;
-ввести схему построения функции y= sin x;
-закрепить понятия с помощью выполнения заданий.
2. Развивающая
-формировать понимание взаимосвязи между предметами Математика и черчение;
-развивать пространственное воображение.
3. Воспитывающая
-воспитывать внимание, аккуратность, бережное отношение к техническим средствам
-способствовать осознанию ценности коллективной мыслительной деятельности
-формировать представление о математике, как о части общечеловеческой культуры .
Задачи:
1. Использовать имеющийся потенциал знаний о свойствах функции у = sin x в конкретных ситуациях.
2. Применять осознанное установление связей между аналитической и геометрической моделями функции у = sin x.
Ход урока
1 этап. Актуализация опорных знаний, мотивация изучения нового материала
"Вход в урок".
Преподаватель: Здравствуйте ребята
На доске написаны 3 утверждения:
Тригонометрическое уравнение sin t = a всегда имеет решения.
График нечетной функции можно построить с помощью преобразования симметрии относительно оси Оу.
График тригонометрической функции можно построить, используя одну главную полуволну.
Верны ли утверждения? (1 минута). Затем результаты первоначального обсуждения (да, нет) вносятся в таблицу в столбец "До".
Утверждение | До | После |
1 | | |
2 | | |
3 | | |
Преподаватель ставит цели и задачи урока.
2. Актуализация знаний (фронтально на модели тригонометрического круга).
Самостоятельная работа (индивидуальные карточки задания)
Выполните следующие задания:
1
) Выделите цветом ось синусов
2) Подпишите значения выделенных точек
3) Опустите перпендикуляры из точек на ось синусов
Ответ:
2 этап. Восприятие, осмысление, первичное закрепление, непроизвольное запоминание
Изучение нового материала .
Построение графика функции у = sin x и запись свойств функции в тетради.
1) D(y) =
2) E (y) =
3) функция ограничена и сверху, и снизу
4) унаиб = 1, унаим = -1
5) непрерывная функция
6) нечетная функция
7) возрастает на
; убывает на
Самостоятельная работа
Заполните таблицу значений и постройте график функции y=sin x
Ответ:
3 этап. Первичное обобщение, произвольное запоминание, применение знаний и способов деятельности в типичных ситуациях
4. Постройте график функции (самостоятельно с проверкой)
а) у = sin x + 2
б) у = sin x - 1
в) у = sin
г) у = sin
5. Решите графически уравнение sin x =
.
4 этап. Первичная систематизация знаний и способов деятельности, их перенос и применение в новых ситуациях
5 этап. Оценка и самооценка
7. Возвращаемся к утверждениям (начало урока), обсуждаем, используя свойства тригонометрической функции у = sin x.
Самостоятельная работа:
1.Постройте в одной координатной плоскости графики функций:
y1 = sinx;
у2 = sinx + 2;
у3 = sinx - 2.
Ответ:
2.Найдите область значений функции:
3.Найдите значения других трёх основных тригонометрических функций, если:
4.Найдите числовое значение выражения:
Ответы: № 2
Преподаватель подводит итоги урока , анализирует уровень усвоения теоретического материала, задает задание на дом:
Список используемых материалов
1. А.Г.Мордкович и др., Алгебра и начала анализа: учебник для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений (профильный уровень)– 7-е изд.стер. – М. : Мнемозина, 2010.
2. А.Г.Мордкович и др., Алгебра и начала анализа: задачник для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений (профильный уровень)– 7-е изд. стер.– М. : Мнемозина, 2010.Учебник «Ал», Л.С. Атанасян и др., Москва ,Просвещение 2005
Справочник по математике А.А Рывкин и др, Москва, Высшая школа 2009
Математика. Справочные материалы В.А.Гусев, А.Г.Мордкович Москва, Просвещение 2009
www.ziimag.narod.ru - персональный сайт автора Мордковича А. Г. "Практика развивающего обучения".
www.math.ru -Интернет - поддержка учителей математики.